Мастер-класс "Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 13.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер-класс подготовлен с целью реализации рефлексирующего подхода в обучении как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках в рамках интерактивного развития творческих способностей учащихся. В ходе мастер-класса продемонстрированы виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере одной из форм рефлексии)Мастер-класс поможет педагогу вследствие взаимодействия по типу «учитель-ученик», «ученик-ученик» инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, а так же своей деятельности на уроке.
Иконка файла материала рефлексия.ppt
Мастер ­ класс Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры Шакирова Балькуль Букаевна, учитель русского языка и литературы КГУ «Досовская основная школа»
Тема педагогического опыта: • Реализация рефлексирующего подхода в обучении как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках в рамках интерактивного развития творческих способностей учащихся.
Основы деятельности составляют: Теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Использование метапредметного подхода при организации рефлексии, Технология сотрудничества
Цель мастер - класса  продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере одной из форм рефлексии)
Методические приёмы:  беседа Сопоставление, анализ, синтез Интерпретация Создание атмосферы сотворчества Включение эмоциональной сферы
• • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов • •
Образовательные цели и задачи  этапа рефлексии на уроке • В следствии взаимодействия по типу  «учитель­ученик», «ученик­ученик»  инициировать  рефлексию учащихся по  поводу своего эмоционального состояния, а  так же своей деятельности на уроке. • Обеспечить усвоение учащимися  принципов саморегуляции и  сотрудничества.
Основные этапы рефлексии • Остановка предметной деятельности; • Восстановление последовательности  выполненных действий; • Изучение составленной последовательности  действий; • Формулирование результатов; • Проверка гипотез в последующей  деятельности
Рефлексия настроения и  эмоционального состояния • Место: начало урока • Цель: установление эмоционального контакта
Рефлексия деятельности • Место: в течение урока или в конце урока • Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом
Рефлексия содержания учебного материала • Место: в течение урока или в конце урока • Цель: выявление уровня осознания изученного материала.
Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: • разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; • карточки с изображением лиц; • цветовое изображение настроения.
Рефлексия настроения «Солнышко»
Прием рефлексии «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка,  детям раздаются лучики жёлтого и голубого  цветов. Лучики нужно прикрепить к  солнышку:  желтого цвета – мне очень понравилось  занятие, получили много интересной  информации;  голубого цвета – занятие не интересное,  не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии  «Яблоня»
Прием рефлексии «Цепочка                 пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с  пожеланиями к себе и другим по итогам  взаимодействия, или по поводу предстоящей  работы. Можно при этом передавать символ.
удовлетворенности  Индекс  уроком от 0 до 0,4 (не  включая 0,4) –  низкий; ­ от 0,4 до 0,6  (не включая 0,6)  – близкий к  норме; ­ от 0,6 и выше –  высокий. Состояние +1 0 ­1 состояние Интерес Азарт Защищенность Самостоятельность Скука Апатия Беззащитность Подчиненность Удовлетворенность Неудовлетворенность Чувство успеха Радость общения Уверенность Подъем настроения Чувство новизны Чувство неудачи Чувство одиночества Неуверенность Спад настроения Ощущение  стандартности
Мишень настроения День - это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон.
Состояние моей души                                              Плохо                      Крайне скверно Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.                    Крайне скверно                    Плохо
Прием рефлексии «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке: • Раздражение • Злость • Радость • Равнодушие. • Удовлетворение • Вдохновение • Скука. • Тревога. • Покой. • Уверенность • Неуверенность. • Наслаждение.
Прием рефлексии «Выбор» Учащимся предлагается поставить на значок + на  линии в том месте, которое отражает их отношение к  занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным__________________  _скучным. 2.Я научился многому_______________________малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.
Резюме­ученики письменно отвечают на вопросы,  отражающих их отношение к уроку, учебному  предмету, учителю • Что нравится на уроках? • Что не нравится на уроках? • Можешь ли учиться лучше по предмету? • Что мешает учиться лучше? • Какие действия учителя считаешь  неправильными? • Поставь отметку учителю по 5­ти балльной  системе. Обоснуй её. • Поставь себе отметку по 5­ти балльной системе.  Обоснуй её.
Светофор • Карточка  красного  цвета:  «Я  удовлетворен  уроком,  урок  был  полезен  для  меня,  я  много,  с  пользой  и  хорошо  работал  на  уроке,  я  получил  заслуженную  оценку,  я  понимал  все,  о  чем  говорилось и что делалось на уроке» • Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в  нем  активное  участие,  урок  был  в  определенной  степени  полезен  для  меня,  я  отвечал  с  места,  я  сумел  выполнить  ряд  заданий, мне было на уроке достаточно комфортно» • Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я  не  очень  понимал,  о  чем  идет  речь,  мне  это  не  очень  нужно,  домашнее  задание  я  не  понял,  к  ответу        на      уроке  я  не  был  готов»
Рефлексия настроения «Радуга» С каким цветом радуги ассоциируется  данный урок? • оранжевый– радостное, восторженное настроение.  • красный­ нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; • синий цвет – грустное настроение, пассивность,  усталость, желание отдохнуть; • зелёный цвет – активность,  • жёлтый цвет – цвет  радости • фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное  настроение, близкое к разочарованию;
Рефлексия настроения «Смайлики» • Обучающиеся сигнализируют о своем  эмоциональном состоянии с помощью  карточки со стилизованными рисунками
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха» Умею….. Понимаю….. Знаю…..
Лесенка  успеха В своей  деятельности  на уроке и знаниях по  данной теме я достиг  больших высот. У меня есть небольшие результаты в    деятельности на уроке , но я на  достигнутом  не  останавливаюсь. Я  заполню «пробелы» в знаниях. Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё  нужно много работать над тем, чтобы  достичь хороших результатов на  уроках.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение» теперь я могу… сегодня я узнал… • • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • я понял, что… • • я почувствовал, что… • я приобрел… • я научился… • у меня получилось … • я смог… • я попробую… • меня удивило… • урок дал мне для жизни… • мне захотелось…
Закончи предложение • Сегодня я узнал… • Я почувствовал, что… • Мне представляется интересным то, что… • А у меня на этот счет другое мнение… • Я бы хотел (а) еще раз услышать… • Работа над заданием помогла мне… • Меня удивило… • У меня появилось желание… • Урок дал мне для жизни…
Рефлексия 6 шляп
Комплимент­ похвала •            Учащиеся оценивают вклад друг  друга в урок и благодарят друг друга  (комплимент­похвала в качестве  формативного оценивания, комплимент  степени образованности, логическому  мышлению и участию, комплимент­ эмоция) и учителя за проведенный урок.  Такой вариант окончания урока дает  возможность удовлетворения потребности  в признании личностной значимости  каждого.
Рюкзак         Прием  рефлексии  используется  чаще  всего  на  уроках  после  изучения  большого  раздела.  Суть  ­  зафиксировать  свои  продвижения  в  учебе,  а  также,  возможно,  в  отношениях  с  другими.  Рюкзак  перемещается  от  одного  ученика  к  другому.  Каждый  не  просто  фиксирует  успех,  но  и  приводит  конкретный  пример.  Если  нужно  собраться  с  мыслями,  можно  сказать "пропускаю ход".  Пример.  • • • • я научился составлять план текста  и конспект я запомнил правило на правописание гласных в корне слова я разобрался в такой­то теме  я наконец­то запомнил, чем простое предложение отличается от сложного
Две звезды+ одно пожелание Звезда Звезда Пожелание записывается все, что  понравилось на уроке,  информация и формы  работы,  которые вызвали  положительные эмоции,  либо по мнению ученика  могут быть ему полезны  для достижения каких­то  целей.  записывается все, что не  понравилось на уроке,  показалось скучным,  вызвало неприязнь,  осталось непонятным, или  информация, которая, по  мнению ученика, оказалась  для него не нужной,  бесполезной с точки зрения  решения жизненных  ситуаций.  вписывают все любопытные  факты, о которых узнали  на уроке и, что бы еще  хотелось узнать по данной  проблеме, вопросы к  учителю, пожелания на  следующий урок.
Рейтинг    Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в  переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования  оценки с учеником.  Формирует умение объективно и регулярно оценивать  свой труд.  Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу  ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в  дневник, тетрадь. Рейтинг можно использовать для оценивания докладов,  индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.  Например:  Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Знаковая рефлексия • «V» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ  не правильный; • «W» ­ ответил по просьбе учителя, ответ  правильный; • «  | »  ­ ответил по своей инициативе, но  ответ не правильный; • «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ  правильный; • «0» ­ не ответил
Прием рефлексии «Утверждение»  ­ Я узнал(а) много нового. ­Мне это пригодится в жизни. ­На уроке было над чем подумать. ­На все вопросы, возникающие в ходе  урока, я получил(а) ответы. ­На уроке я работал(а) добросовестно и  цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. 1. работал 1. Урок Я на уроке Итог 1. интересно понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично понял 3.помогал другим 3. не
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………
Анкета самоанализа на уроке я работал Своей работой на уроке я Урок мне показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Анкетирование • Доволен ли ты тем, как прошел урок? • Было ли тебе интересно? • Сумел ли ты получить новые знания? • Был ли ты активен на уроке? • Ты с удовольствием будешь выполнять  домашнее задание? • Учитель был внимателен к тебе? • Сумел ли ты показать свои знания
Рефлексия в форме анкетирования узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________ научился (-лась)__________________ 1. На уроке русского языка я • • • 2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________ 3. Основные трудности у меня были______________________________ 4. Во мне произошли изменения………….. а) в знаниях по предмету б) в умении чувствовать в) в моих творческих способностях г) в умении осознавать собственную деятельность
Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно» Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Приём «Что, если…?» • Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: вопросы позволяютучащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, если…?» Данные «Что, событий,расширяя • выдвинуть свои предположения, свои гипотезы опыт развития спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился • с Валеком и Марусей? самым тем •