Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"
Оценка 4.9

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
математика
1 кл
15.01.2019
Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"
МАТЕРИАЛЫ Винтер Н.А.docx
«Решение проектной задачи – средство формирования оценочной самостоятельности первоклассников». Мастер – класс: Автор: учитель начальных классов МБОУ «Малоимышская СОШ»  Ужурского района Красноярского края Винтер Наталья Алексеевна. Т.89135991462, [email protected] Цель мастер класса – предъявить  практику критериальной оценки  при  решении проектной задачи.  Задачи:  1. Продемонстрировать и отработать в имитационном режиме  прием критериального предметного оценивания  при решении проектной задачи. 2. Прокомментировать эффективность и результативность применяемого педагогического приема.  3. Провести рефлексию мастер – класса по методике «Две звезды одно желание». Оборудование: Компьютер, проектор, демонстрационная доска, рабочая зона для фокус группы. Слова приветствия. Постановка педагогической проблемы.  Организационный этап ­ Уважаемые коллеги,  хочу начать наш мастер­класс со слов  Джорджа Девея  «Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь». В этих словах заключается важный смысл подходов к современному образованию, обучение должно иметь деятельностный поход   и готовить выпускников, быстро адаптирующихся в обществе, имеющих     способность к саморазвитию, применяющих полученные знания в решении познавательных, учебно­ практических и жизненных  проблем. Поэтому перед учителем  всегда стоит проблема «Как сделать обучение приближенным   к   жизни?   Каким   образом   вовлечь   учащихся   в   деятельность?»   Я   считаю,   замечательным инструментом   решения   данных   проблем   являются   проектные   задачи,   которые   легко   составить   на   основе жизненных ситуаций. Важно, что при их решении учащиеся будут использовать знания по предмету и целый ряд метапредметных   умений.   Я   предлагаю   использовать   материал   проектных   задач   для   становления   оценочной деятельности в 1 классе. Этот прием мы попробуем отработать с фокус группой при решении проектной задачи «Строим дом». Практическая часть ­ Уважаемые коллеги, представьте, что вы первоклассники.  К нам за помощью обратился мальчик Вася, который остался без дома. Его жилище разрушил сильный ураган, и он долгое время скитается по белому свету, чтобы найти пристанище. Он просит нас построить домик его мечты. Для этого Вам нужно превратиться в конструкторов и   найти   необходимые   материалы   для   строительства   и   воплотить   мечту   Васи   в   реальность.   Домик   должен получиться   именно   такой,   какой   он   задумал.   Он   отправил   вам   конверты   с   деталями,   но   на   почте   что­то перепутали, и деталей стало больше чем нужно. Но зато он отправил инструкцию, по которой можно понять,  что необходимо сделать, чтобы выбрать нужный строительный материал.  ­  Обратимся  к инструкции  (Приложение 1).   Ребята,  обратитесь  в  «Конструкторское  бюро»   (1 счетную палату,   2 строительный отдел, 3 финансовый отдел, 4 аналитический отдел, 5 мастерская) именно в той последовательности, в которой пронумерованы названия кабинетов, там получите задания,  выполните их и выберете из конверта необходимую деталь.   ­ Как вы думаете, какие умения нам сегодня помогут?   (Счетная палата – умение вычислять, строительный отдел   –   выполнять   построения,   чертежи;   финансовый   отдел:   считать   деньги,  аналитический   отдел   – сравнение,   мастерская   –   конструирование).   Учащиеся   получают   листок   со   шкалами   самооценки.   Выполняют задания в парах, выбирают необходимые детали, производя вычисления. ­ Каждое задание мы будем проверять через 3 мин, по песочным часам, если вы справитесь быстрее, то можете приступить к новому заданию, но помните, при проверке нужно будет отвлечься и поработать с классом.  ­ Какую фигуру № 1 вы выбрали, покажите? Сравните, совпадает ли она с образцом? Отметьте на 1 линеечке крестиком правильность выполнения задания и т.д. Проговариваем поэлементный состав картины, сравниваем с тем, что получается у каждой пары, делаем отметку на линейке Рубинштейна.    После выполнения всей работы и сличения результата с образцом оцениваем работу пары и проводим рефлексию «Светофор». ­ Оцените работу пары по шкале самооценки.   Покажите сигнальной карточкой светофора, как вы справились сегодня с работой? Сумели ли помочь Васе? Что у вас получилось? Какие были трудности? Теоретическая часть       Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. [1]  Проблема заключается в том, что успешное   обучение   в   начальной   школе   невозможно   без   сформированности   у   ребёнка   предметных   и метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) компетенций. Следовательно, задача учителя заключается в формировании  этих компетенций у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы.         Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний   и поиску новой   информации. На начальном этапе образования это «проектная задача» по мнению Воронцова А.Б.   – это набор заданий, стимулирующий систему действий   учащихся.,   направленных   на   получение   «продукта»   и   одновременно   качественное   самоизменение учащихся [2]              Выполнение   проектной   задачи   носит   групповой   или   парный   характер   и   задает   общий   способ проектирования   с   целью   получения   нового,   до   этого   неизведанного   результата   «продукта   деятельности». Достоинствами   этой   формы   работы   является,   что   каждая   пара   работает   в   своем   темпе.   Чаще   всего   прием используется для отслеживания уровня сформированности коммуникативных и регулятивных учебных действий посредством   встроенного   наблюдения.  Важно   то,   чтобы   форма   не   преобладала   над   содержанием,   чтобы отведенное учебное время не переходило просто в игру, а чтобы имелся конкретный предметный эффект. Итогом решения задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. [1] Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных   стратегий   ее   решения   (в   одних   задачах   задания   необходимо   выполнять   последовательно,   раскрывая отдельные   стороны   поставленной   задачи,   в   других   задачах   возможно   выполнение   заданий   в   любой последовательности,   в   третьих   требуемая   последовательность   выполнения   заданий   скрыта   и   должна   быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.  Я считаю, что данную методику можно использовать с целью формирования оценочной самостоятельности по заданным   критериям.   Оценка   осуществляется   в   соответствии   с   параметрами,   критериями   и   показателями. Параметр   показывает   то,   что   подлежит   оцениванию.   Критерий   отражает   признак,   по   которому   оценивается результат.   В   переводе   с   греческого   критерий   означает   мерило   оценки.   Показатель   можно   рассматривать   как частный критерий, расшифровывающий его содержание. Например, оценке подлежат общеучебные умения или предметные   результаты.   Критериально   ­   ориентированный   подход   к   оценке   учебных   достижений   младших школьников заменяется понятиями « ориентированный на содержание». [3] Критерии для оценки результатов по каждой   учебной   теме   могут   быть   сформулированы   учителем,   исходя   из   требований   стандарта,   программы, особенностей обучаемости школьников. Деятельность по самооцениванию включает две составляющих:  1. понимание учеником критериев качества своей работы.  2. владение способами оценивания.     Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки,  умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.). [3] Главный   смысл   самооценки   состоит   в   самоконтроле   обучающегося,   его   саморегуляции,   самостоятельной экспертизе   собственной   деятельности.  В   первом   классе   достаточно   научить   учащихся   пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребенку нужно показать смысл оценочной деятельности. Вначале он учится сверять свою работу с эталоном. На основе полученной обратной связи педагог может переориентировать преподавание, чтобы ребята учились активно и   с   удовольствием.  Я   предлагаю   использовать   технику   решения   проектных   задач   для   формирования критериальной оценки. Учащиеся работают в парах, выполняя задания на карточках. Для выполнения заданий предусмотрено 2­3 минуты, через это время на интерактивной доске появляется часть общей картины (образец). Ребята должны сравнить совпадение с образцом и оценить свой результат по шкале.  1. ФГОС начального общего образования  от 6 октября 2009 г. 2. Раицкая Г.В Пути достижения образовательных результатов .\\Журнал «Управление развитием образования» // МКОУ ДОВ ЦРО» г. Новосибирск. 3. Цукерман А.Г. «Отметка без оценки»\\ «Открытое общество», грант № S2A 601, 4. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Ч. 3. М.: АПКиППРО, 2005. Рефлексивная  часть        Основной целью   мастер класса – было предъявление   практики предметной   критериальной оценки   при решении проектной задачи.   Представленный прием помогает решить ряд педагогических задач: во – первых, у учащиеся формируются предметные умения по математике, во вторых, они учатся взаимодействовать в паре для достижения результата, в третьих, формируется умение оценивать результат деятельности при сличении с образцом. Свободное  пространство и  возможность  выбирать  задания  мотивирует   учащихся  на  деятельность,  придает  дух соревновательности. Практика является затратной по времени подготовки, но ребята стимулированы, все включены в учебную деятельность,  каждая пара стремится выполнить все верно, они контролируют друг друга.  В результате получилась улочка однотипных домиков, что свидетельствовало о сформированности предметных умений, необходимых при конструировании.   Подобная   работа   хорошо   встраивается   в   сбор   мозаики,   составление   карты,   может   быть использована на любом предмете или во внеурочной деятельности. Критерии для оценки заданий на данном этапе становления   оценочной   деятельности   можно   предлагать   учителю  или   выбирать   из   ряда  предложенных   детьми. Линеечки с умениями мы выносим на доску и  в карточку  каждой пары. Для выполнения заданий предполагается 2­ 3 минуты, через это время на интерактивной доске появляется часть общей картины (образец). Ребята сравнивали совпадение с образцом и оценивали свой результат по шкале. Таким образом, они проверяют не столько предметный, сколько практический результат, но понимают, что без предметного умения его достичь невозможно. Обязательно используем оценку   работы в паре по шкале.   Критерии оценки им уже знакомы. Заключительная рефлексия по методике «Светофор» позволяет узнать  степень понимания учебного материала и уровень достижения целей урока. ­ Прошу высказаться о матер ­ классе, используя методику: «Две звезды, одно желание», указать на плюсы и минусы практики. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточки   Инструкция: Ребята, обратитесь в «Конструкторское бюро»   1 счетная палата,   2 строительный отдел,  3 финансовый отдел,  4 аналитический отдел,  5 мастерская  именно в той последовательности, в которой пронумерованы названия кабинетов, там получите задания,  выполните их и выберете из конверта необходимую деталь.   1 задание.  Решите примеры и расположите ответы в порядке убывания 2­1             5+2           7+1            8­2                 4­ 2           5+5 ­ Найдите деталь с соответствующим ответом.  2 задание. ­ Начерти прямоугольник длиной 12 см шириной 4 см вырежи его и наклей в нижней части листа. 3 задание. В кармане у Васи 3 монеты номиналом 2, 5 и 10  рублей, он купил на почте  конверт за 4 рубля, сколько сдачи у него останется? Найди соответствующую фигуру с нужным номером. 4 задание. Сравни числовые выражения: 9+1 ­­­ 10                 8­4  ­­­  3+5        6­1­­­­  3+5       7­6 ­­­­­   7­4      Найди фигуру, соответствующую равенству (=) 5 задание. Соберите конструкцию  по схеме: 6  Формирование самооценки своей деятельности. ­ Оцените работу своей пары с помощью   линейки  достижений. 0         1        2         3         4          5      Умею решать  примеры Выполняю построения  фигур Решаю задачи с  денежными  единицами Умею сравнивать  числа и выражения Умею работать по  схеме, образцу

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"

Мастер -класс "Решение проектной задачи - средство формирование оценочной самостоятельности первоклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019