Мастер-класс на тему "Сотвори музыкальное чудо". Творческая гостиная для педагогов образовательных учреждений и музыкальных руководителей. Материал можно использовать не только на занятиях, но и на классных часах или внеклассных мероприятиях. Цель творческой гостиной- поделиться опытом работы. Материал можно частично использовать и на занятиях по классу фортепиано.
«Сотвори чудо».doc
Н е г о с у д а р с т в е н н о е ч а с т н о е
Н е г о с у д а р с т в е н н о е ч а с т н о е
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
у ч р е ж д е н и е
Ц Е Н Т Р И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О
Ц Е Н Т Р И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О
О Б У Ч Е Н И Я и Р А З В И Т И Я
О Б У Ч Е Н И Я и Р А З В И Т И Я
140054, Московская область, город Котельники, микрорайон Ковровый, д.36,
тел.8 (495)559-7336
Мастер класс на тему:
«Сотвори музыкальное чудо»
Творческая гостиная
«Познание начинается с удивления»
Подготовила:
Учитель музыки, высшей квалификационной категории
Патутина Юлия Николаевна
Форма проведения: творческая гостиная.
Участники: преподаватели школ, гимназий по различным направлениям.
Цель: показать и поделиться опытом работы с детьми на занятиях по классу фортепиано с использованием элементарного музицирования.
Задачи:
Познакомить участников с методами и приёмами игры на шумовых
инструментах, применяемыми на музыкальных занятиях;
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их
мотивацию на системное использование в практике.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего
собственного профессионального стиля, который позволил бы
воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах
деятельности.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Знакомство с участниками мастеркласса, постановка цели занятия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я, Патутина Юлия Николаевна, работаю в «Центре индивидуального
обучения и развития» по должности учитель музыки. Я занимаюсь с детьми
дошкольного возраста, и обучаю ребят по классу фортепиано.
Музыкальное воспитание детей полностью построено не только на
развитии творческих способностей, навыков ребенка, но и предполагает
раскрепощение индивидуальнотворческих сил ребенка, развитие природной
музыкальности.
Цель занятий: Становление творческой личности ребенка через развитие
его музыкальных способностей посредством обучению его пению, музыкально
– ритмическим навыкам, и даже игре на детских музыкальных инструментах.
Творчество детей, конечно, не искусство, оно представляет собой
познавательно поисковую музыкальную практику, и оно тем и ценно, что они
сами открывают чтото новое, раннее не известное им в мире музыки.
В результате этой работы у детей развивается любознательность,
реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость,
развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень
познавательных и творческих способностей.
Поэтому сегодня я с вами хочу поделиться опытом, который вы можете
применить в любом возрасте, и не только на занятиях музыкой, но и при
подготовке каких – то сценических номеров, на классном часу, чтобы создать
благоприятную атмосферу в коллективе, сплоченность и дружеские
отношения.
И сегодня девизами нашей творческой гостиной будет:
“Учимся, делая и творя” «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать»
(Песталоцци).
Для начала, давайте с вами познакомимся. Вы поворачиваетесь к соседу и
говорите «Трям, здравствуйте, я ….и (называете свое имя)».
Итак, начинаем. (знакомство)
Молодцы, сейчас вы уже более увереннее чувствуете себя, и я предлагаю
начать с игры «Звуковой бутерброд».
2. Основная часть.
Игровые технологии.
2.1. Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты "трех четырех семей" по звучанию например:
деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что деревянные
инструменты это хлеб, шумовые масло, металлические – колбаса, барабан и
Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
бубен – огурец.
Я отрезаю хлеб звучат деревянные инструменты (ложки, ксилофон)
Затем, мажу маслом звучат одновременно деревянные (ложки, ксилофон) и
шумовые инструменты (маракасы)
А теперь положу колбасу звучат одновременно деревянные (ложки,
ксилофон) и шумовые инструменты (маракасы) и металлические
инструменты (колокольчик, бубенцы, металлофон, треугольник)
И сверху положу огурец звучат одновременно деревянные (ложки,
ксилофон) и шумовые инструменты (маракасы) и металлические инструменты
(колокольчик, бубенцы, металлофон, треугольник) и
бубен с барабаном.
Я съела хлеб и масло замолкают деревянные и шумовые
Осталась колбаса и огурец – звучат металлические и барабан с бубном
Съела огурец – замолкают бубен и барабан.
Съела и колбасу шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его
тоже как угодно.
Молодцы, у нас получился отличный бутерброд. Самое
удивительное, что мы были заняты элементарным музицированием.
Музицирование на детских музыкальных инструментах одна из самых
доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Игры с
музыкальными инструментами – это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что ты можешь быть таким, каким
хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или
хорошо». Отмечено заметное влияние музыкально – ритмических игр на
формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и
способностью концентрировать внимание. Все занятия с шумовыми
инструментами напоминают больше весёлую игру, чем кропотливую работу.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует
развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются
индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности,
сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные
способности.
Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего
возраста составляет формирование метроритмического чувства.
Мои занятия проходят по принципу спирали усвоение материала с
усложнением.
Сейчас мы с вами встанем и проговорим стихотворение с движениями.
2.2. Игра «Прыг – скок» («дети» стоят в кружке)
Прыг скок! Прыгскок! (4 прыжка на месте) или (2 приставных шага в право)
Сел кузнечик на листок! (присесть, ладони тыльной стороной приложить к
бедрам – «стульчик»)
Прыг скок! Прыгскок! (4 прыжка на месте) или (2 приставных шага в право)
Лягушонок – под мосток! (присесть, ладони соединить над головой –
«домик»)
Прыг скок! Прыгскок! (4 прыжка на месте) или (2 приставных шага в право)
Скачет козлик по дорожке (прыгать с ноги на ногу, сделав пальцами «рожки»)
Прыг скок! Прыгскок! (4 прыжка на месте) или (2 приставных шага в право)
Дети хлопают в ладошки! (хлопки в ладоши)
А сейчас усложним движения:
2.3. Игра «Раз – два»
«Раз! Два! Три! Четыре! (маршировать)
По дорожке я скачу. (4 прыжка на двух ногах)
«Раз! Два! Три! Четыре! (маршировать)
Башмачок скакать учу. (4 прыжка на двух ногах)
«Раз! Два! Три! Четыре! (маршировать)
Обломился каблучок. (топнуть одной ногой, затем другой)
«Раз! Два! Три! Четыре! (маршировать) Заблудился башмачок. (соединить пятки вместе, разводить носки ног в
стороны и соединять)
Сейчас мы сделаем упражнение с использованием инструментов, будем
проговаривать стишок и на словах «бумбум – бум» озвучивать
инструментами.
2.4. «С барабаном ходит ежик»
С барабаном ходит ежик: Бумбумбум.
Целый день играет ежик: Бумбумбум.
С барабаном за плечами: Бумбумбум.
Ежик в сад забрел случайно: Бумбумбум.
Очень яблоки любил он: Бумбумбум.
Барабан в саду забыл он: Бумбумбум.
Ночью яблоки срывались Бумбумбум.
И удары раздавались: Бумбумбум.
Как же происходит знакомство с ритмическими рисунками.
Я использую наглядное пособие:
2.5. Божьи коровки и червячки.
Большая коровка – длинная нотка – ТА
Маленькая коровка – ТИТИ
Червячок – пауза, знак молчания. Разводим руки в стороны.
Давайте мы с вами проговорим и, далее прохлопаем, вот такие ритмические
рисунки.
После усвоения длительности нот и ритмических рисунков я перехожу на
классическое изображение нот. Давайте и мы проговорим и прохлопаем вот
такие ритмические серии.
Например:
На занятиях для развития и закрепления музыкально – ритмических навыков и
развития внимания, я использую деревянные палочки. Давайте мы с вами
проговорим стишок вместе с движениями палочек.
Например:
2.6. «Веселые палочки»
Вы скачите палочки
Как солнечные зайчики
Прыгпрыг Скокскок.
Стучать по полу палочками на
каждую четверть
Стучать палочкой об палочку. Стучать палочками поочередно на
каждую восьмую
Стучать палочкой в правой руке на
каждую четверть
Стучать палочкой в левой руке на
каждую четверть
Сделать «рожки» и пошевелить
ими
Стучать палочкой об палочку.
Прискакали на лужок,
Правой ножкой топтоп,
Левой ножкой топтоп,
На головку сели,
Песенку запели.
.
и
м
я
т
с
о
н
ь
л
е
т
и
л
д
и
м
ы
м
ь
с
о
в
о
к
ь
л
о
т
м
и
ч
у
т
С
.
и
м
я
т
с
о
н
ь
л
е
т
и
л
д
и
м
ы
н
т
р
е
в
т
е
ч
о
к
ь
л
о
т
м
и
ч
у
т
С
Сейчас мы с вами сделаем еще одно упражнение «Рыбка».
Начнем с простого:
Проговариваем стишок и стучим одной палочкой в правой руке;
Стучим половину в правой руке, половину в левой руке;
Стучим быстрее в правой, левой, разводим руки, и передаем соседу слева.
2.7. «Рыбка»
Рыбка!
Рыбка!
Вот червяк,
Откуси хоть чуточку.
Не проси меня, рыбак,
Попаду на удочку.
и Держа палочку двумя руками, ударить
м
ы
н
ч
и
л
з
а
р
ею об пол один раз.
Повторить движение и сразу взять
палочку в правую руку.
Развести руки в стороны и вложить
палочку в левую руку соседа справа.
Взяв палочку у соседа слева и держа ее
двумя руками, ударить об пол два раза
и передать соседу справа.
Снова взять у соседа слева, ударить об
пол два раза и передать соседу справа.
Еще раз взять палочку у соседа слева,
ударить об пол два раза и передать
соседу справа.
ь
т
ы
б
т
у
г
о
м
ы
т
н
а
и
р
а
В
3. Озвучивание сказки. Но больше всего дети любят озвучивать сказки и стишки. И сейчас мы с
вами озвучим самую незатейливую сказку «Курочка Ряба» или «Репка».
Для чего используется этот метод озвучивания: Воспроизведение
метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствование умения
различать звучание детских музыкальных инструментов. Развитие мышц
кистей рук, координации движений, формирование желания музицировать на
детских музыкальных инструментах.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии,
коммуникативных навыков, природных способностей. Способствовать
приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударно
шумовых музыкальных инструментах.
И партию каждого героя будет озвучивать инструмент.
Курочка Ряба
Жили были Дед – звучит барабан,
да Баба звучит бубен.
И была у них курочка Ряба:
«Кудахтах, тах, кудахтах, тах! деревянные ложки.
Снесла курочка яичко,
да не простое, а золотое, треугольник или металлофон.
Дед бил, бил, не разбил, равномерном ритме барабан
Баба била, била не разбила. равномерном ритме бубен
Мышка бежала, хвостиком махнула, колокольчик или маракас
Яичко треугольник или металлофон,
упало и разбилось… глиссандо на металлофоне и бубен – бух!
Дед плачет звучит барабан
Баба плачет звучит бубен
А курочка кудахчет:
Кудахтах, тах, кудахтах, тах! деревянные ложки.
Не плачь, Дед! барабан
Не плачь, Баба бубен
Я снесу вам яичко другое, не золотое треугольник или металлофон
А простое! удар деревянными ложками.
Репка
Посадил дед репку. (маракасы)
Выросла репка (маракасы) большаяпребольшая.
Стал дед (барабан) репку (маракасы) из земли тащить:
тянетпотянет, вытянуть не может. (все инструменты)
Позвал дед (барабан) бабку (бубен). Бабка за дедку, дедка за репку — тянутпотянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. (ложки)
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянутпотянут,
вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку(ксилофон).
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабака за дедку, дедка за репку —
тянутпотянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. (саксофон или дудочка)
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку — тянутпотянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. (колокольчик)
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку — тянутпотянут, вытащили репку!
А в подготовке к концертам ребята присоединяются к исполнению
классических музыкальных произведений. И сейчас мы с вами также
попробуем это сделать.
Здесь понадобятся ваше внимание и творчество, и я в этом вам
помогу. Мы не просто будем импровизировать, мы будем следовать моим
инструкциям.
Вот такой ритмический рисунок и по моему знаку вы начинаете
присоединяться. Какой группе инструментов я буду показывать, та группа
играет на своих инструментах. Если я не показываю она – замолкает.
Итак, мы начинаем.
Сначала проговорим и проиграем ритмический рисунок.
4. Исполнение на инструментах РНП «Светит месяц»
Молодцы. Вот и сотворили мы музыкальное чудо.
5. Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам выразить ваше настроение, оживить ладошки и
прикрепить их на нотный стан.
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Мастер-класс "Сотвори музыкальное чудо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.