Мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра Стрекоза и Муравей"
Оценка 4.6

Мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра Стрекоза и Муравей"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русская литература
3 кл
15.05.2018
Мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра  Стрекоза и Муравей"
Концептуальные основы: • Деятельностный подход • Исследовательский подход • Личностно-ориентированный подход • Технология мастерских Форма урока: сюжетно-ролевая дидактическая. Тип урока: обобщение Методы и приемы: проблемный, элементы исследования, приемы технологии мастерских. Форма учебной деятельности: групповая Виды учебной деятельности: • выразительное чтение, • инсценирование, • анализ произведения, • отбор музыки и видеоряда, • мотивация выбора. Цель игры: интерпретация басни Крылова с использованием методов анализа художественного текста, музыки, живописи. Образовательные задачи: - освежить в памяти забытый текст басни Крылова; - дать новый подход к пониманию содержания; - расширить и разнообразить смыслы, заложенные в басне, - определить авторскую позицию; - дать оценку героям басни через анализ текста; Развивающие задачи: - развитие навыков анализа поэтического текста; - развитие умений интерпретировать поэтические тексты, вводить их в контекст культуры, современной жизни, - развитие творческих способностей, умение работать в группе. Воспитательные задачи: выявление значений слов «праздность», «легкомысленность», «простодушие», «сострадание», «равнодушие» и «жестокость»; формирование нравственной позиции учащихся Проблема урока Что порицает (осуждает) Крылов? К чему призывает читателей?
Мастер-класс Сюжетно-ролевая игра Стрекоза и муравей.doc

 

            Незлученко Светлана Юрьевна

            Ростовская область, г. Аксай

            МБОУ Лицей № 1

           

 

 

 «Мастер-класс»

Сюжетно-ролевая игра по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

 «А счастье было так возможно…» или «Кто виноват?» и «Что делать?».

 

Концептуальные основы:

·         Деятельностный подход

·         Исследовательский подход

·         Личностно-ориентированный подход

·         Технология мастерских

Форма урока: сюжетно-ролевая дидактическая.

Тип урока: обобщение

Методы и приемы: проблемный, элементы исследования, приемы технологии мастерских.

Форма учебной деятельности: групповая

Виды учебной деятельности:

·         выразительное чтение,

·         инсценирование,

·         анализ произведения,

·         отбор музыки и видеоряда,

·         мотивация  выбора.

Цель игры: интерпретация басни Крылова с использованием методов анализа                                                     художественного текста, музыки, живописи.

Образовательные задачи:

- освежить в памяти забытый текст басни Крылова;

- дать новый подход к пониманию содержания;

- расширить и разнообразить смыслы, заложенные в басне,

- определить авторскую позицию;

- дать оценку героям басни через анализ текста;

Развивающие задачи:

- развитие навыков анализа поэтического текста;

- развитие умений интерпретировать поэтические тексты, вводить их в контекст культуры, современной жизни,

- развитие творческих способностей, умение работать в группе.

Воспитательные задачи: выявление значений слов «праздность», «легкомысленность», «простодушие», «сострадание», «равнодушие» и «жестокость»; формирование нравственной позиции учащихся

Проблема урока Что порицает (осуждает) Крылов? К чему призывает читателей?

 

Подготовительный этап

1. Индукция

Сюжет

Мастер: Российское государство сделало заказ известной кинокампании на реализацию проекта «Выдающиеся писатели России». Кинокомпания проводит серию конкурсных просмотров творческих коллективов с целью отбора самых лучших, талантливых для участия в этом престижном государственном проекте.

Мастер: Предлагаем Вам разделиться на две группы и поработать по заданиям.

Оценивать проекты будут:

Руководитель кинокомпании  Незлученко С.Ю. (учитель)

Креативный директор  Горошкина И.В. (воспитатель)

Вы – два творческих коллектива. Молодые, дерзкие, амбициозные. Вам необходимо выиграть этот конкурс: нужна работа ® деньги ® слава. Ищите неординарные трактовки, свое прочтение, рискуйте!

Предлагаем Вам распределить роли между участниками проекта по группам и ответить на предложенные вопросы.

Распределение ролей

Режиссер

Организует работу мастерской: распределяет роли; руководит анализом содержания басни, корректирует, обобщает, направляет.

Музыкальный редактор.

Подбирает музыкальное оформление с учетом интерпретации (толкования) текста. Мотивирует выбор музыкального фрагмента.

Художественный оформитель.

Создает афишу, которая отражает интерпретации художественного текста.

Декоратор.

Подбирает видеоряд с учетом интерпретации (толкования) текста. Мотивирует выбор данного видеоряда.

Актеры.

Исполняют роли с учетом толкования (интерпретации) художественного текста.

 

Вопросы для интерпретации басни

II. Самоконструкция и социоконструкция.

Каждая группа отвечает на вопросы по анализу и интерпретации текста басни «Стрекоза и муравей». Каждому участнику предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

 

  1. Внимательно прочитайте басню 3-4 раза.
  2. Где, когда развиваются события в басне? Какие слова, словосочетания подтверждают это?
  3. Расскажите о героине. Кто она? Какова она? Как строит свою жизнь? Какой предстает в данной ситуации? Какие слова, словосочетания помогают понять образ героини, ее душевное состояние? Как и о чем просит муравья?
  4. Расскажите о герое. Кто он? Каков он? Как строит свою жизнь? Каким предстает в данной ситуации? Какие слова, словосочетания помогают понять (создать, представить) образ героя.
  5. Какова авторская позиция? Кого осуждает? За что? Кому сострадает?

Внедрите в свой ответ слова «леность», «праздность», «легкомысленность», «простодушие», «доверчивость», «равнодушие», «жестокость» и т.д. и т.п.

  1. Есть ли среди героев счастливые? Что мешает счастью каждого? Возможно ли их общее счастье?

Затем участник группы выполняет работу в соответствии с его ролью.

Ход игры (основной этап)

III. Социализация и афиширование.

Представление итогов работы творческих групп (мастерских).

  1. Интерпретация басни (толкование содержания) представляется режиссером.
  2. Выбор музыкального фрагмента обосновывает музыкальный редактор.
  3. Выбор видеоряда обосновывает художник оформитель.
  4. Игра актеров на фоне видеоряда в сопровождении музыки.

Вступительное слово.

Мастер: Господа! Сегодня важный день конкурса, мы заканчиваем просмотр творческих мастерских. Остался 1 блок, связанный с творчеством И.А. Крылова. Свою работу представят две творческие группы. Работаем в режиме нон-стоп, без перерыва. Все устали. Нам интересен свежий, современный взгляд; новое, скандальное прочтение басни великого Крылова. Оцениваем: дерзость, креативность, глубину, современный подход.

Ø  Выступление I группы.

Ø  Выступление II группы.

Подведение итогов (заключительный этап)

IV. Разрыв.

Мастер: Ярко, весело? Глубоко? Иронично? Оригинальность трактовки образов; оригинальность прочтения.

Мастер: Счастье было возможно? Нет! Слишком разные жизненные позиции. Кто виноват? Непостоянство и легкость одной (и до важнейших только дней …) и лицемерие и фарс другого.

Мастер: Стрекоза – открытая, доверчивая, нежная.

Муравей – строгий моралист, лишенный чувства сострадания.

Что делать? Измениться.

Мастер: Спасибо за работу. Творческая мастерская завтра в 8.20 в павильоне № 211

Работа второй творческой мастерской заинтересовала. Ей предлагается принять

участие в другом проекте. Спасибо!

 

V. Рефлексия.

1. Как работалось в группах?

- Что было сложно?

- Что было легко?

- Что интересно?

- Что показалось утомительным, скучным?

2. Хотели бы поучаствовать в подобной игре еще раз? Почему?

3. Чему научились?

- Чем обогатились?

4.Какой нравственный урок вынесли из работы, из содержания басни?

5. Викторина по тексту: https://learningapps.org/watch?v=pn136sigj18

Рефлексия на форму работы «мастер-класс».

  1. Что делали? Как? В какой атмосфере все происходило?
  2. Эффективна ли данная форма работы? Онлайн - тестирование на пультах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово педагога-мастера.

 

 

                                                                   Значительная часть игр ребенка

                                                                                   рассчитана на то, чтобы

                                                                               освежать и возбуждать в уме процессы

                                                                   процессы воспроизведения, чтобы

                                                                                  неугасимо поддерживать искры мысли

       И.А. Сикорский

 

                                                                 Надо прогнать с уроков бога сна

                                                                Морфея и чаще приглашать бога

                                Смеха Момуса.

 Ш.А. Амонашвили

                                                                  Человенческая культура возникла и

                                                             развертывается в игре, как игра.

                                                                                                               Й. Хейзинга

 

 

           Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятия «игровые педагогические технологии», «геймификация» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основной мотив игры – не результат, а процесс. В игровых формах процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. То есть можно говорить об игре как форме подготовки национальной адаптации учащихся (учиться неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами).

Цель ролевой игры: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

 

  Вывод:

- Поставленная цель мастер- класса  была выполнена.

- Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

- Психологическая атмосфера была доброжелательной.

В целом, мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.

 

 

 


Незлученко Светлана Юрьевна

Незлученко Светлана Юрьевна

Мастер: Предлагаем Вам разделиться на две группы и поработать по заданиям

Мастер: Предлагаем Вам разделиться на две группы и поработать по заданиям

Вступительное слово. Мастер:

Вступительное слово. Мастер:

Заключительное слово педагога-мастера

Заключительное слово педагога-мастера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018