Незлученко Светлана Юрьевна
Ростовская область, г. Аксай
МБОУ Лицей № 1
«Мастер-класс»
Сюжетно-ролевая игра по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
«А счастье было так возможно…» или «Кто виноват?» и «Что делать?».
Концептуальные основы:
· Деятельностный подход
· Исследовательский подход
· Личностно-ориентированный подход
· Технология мастерских
Форма урока: сюжетно-ролевая дидактическая.
Тип урока: обобщение
Методы и приемы: проблемный, элементы исследования, приемы технологии мастерских.
Форма учебной деятельности: групповая
Виды учебной деятельности:
· выразительное чтение,
· инсценирование,
· анализ произведения,
· отбор музыки и видеоряда,
· мотивация выбора.
Цель игры: интерпретация басни Крылова с использованием методов анализа художественного текста, музыки, живописи.
Образовательные задачи:
- освежить в памяти забытый текст басни Крылова;
- дать новый подход к пониманию содержания;
- расширить и разнообразить смыслы, заложенные в басне,
- определить авторскую позицию;
- дать оценку героям басни через анализ текста;
Развивающие задачи:
- развитие навыков анализа поэтического текста;
- развитие умений интерпретировать поэтические тексты, вводить их в контекст культуры, современной жизни,
- развитие творческих способностей, умение работать в группе.
Воспитательные задачи: выявление значений слов «праздность», «легкомысленность», «простодушие», «сострадание», «равнодушие» и «жестокость»; формирование нравственной позиции учащихся
Проблема урока Что порицает (осуждает) Крылов? К чему призывает читателей?
Подготовительный этап
1. Индукция
Мастер: Российское государство сделало заказ известной кинокампании на реализацию проекта «Выдающиеся писатели России». Кинокомпания проводит серию конкурсных просмотров творческих коллективов с целью отбора самых лучших, талантливых для участия в этом престижном государственном проекте.
Мастер: Предлагаем Вам разделиться на две группы и поработать по заданиям.
Оценивать проекты будут:
Руководитель кинокомпании Незлученко С.Ю. (учитель)
Креативный директор Горошкина И.В. (воспитатель)
Вы – два творческих коллектива. Молодые, дерзкие, амбициозные. Вам необходимо выиграть этот конкурс: нужна работа ® деньги ® слава. Ищите неординарные трактовки, свое прочтение, рискуйте!
Режиссер
Организует работу мастерской: распределяет роли; руководит анализом содержания басни, корректирует, обобщает, направляет.
Музыкальный редактор.
Подбирает музыкальное оформление с учетом интерпретации (толкования) текста. Мотивирует выбор музыкального фрагмента.
Художественный оформитель.
Создает афишу, которая отражает интерпретации художественного текста.
Декоратор.
Подбирает видеоряд с учетом интерпретации (толкования) текста. Мотивирует выбор данного видеоряда.
Актеры.
Исполняют роли с учетом толкования (интерпретации) художественного текста.
Каждая группа отвечает на вопросы по анализу и интерпретации текста басни «Стрекоза и муравей». Каждому участнику предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Внедрите в свой ответ слова «леность», «праздность», «легкомысленность», «простодушие», «доверчивость», «равнодушие», «жестокость» и т.д. и т.п.
Затем участник группы выполняет работу в соответствии с его ролью.
Ход игры (основной этап)
III. Социализация и афиширование.
Представление итогов работы творческих групп (мастерских).
Вступительное слово.
Мастер: Господа! Сегодня важный день конкурса, мы заканчиваем просмотр творческих мастерских. Остался 1 блок, связанный с творчеством И.А. Крылова. Свою работу представят две творческие группы. Работаем в режиме нон-стоп, без перерыва. Все устали. Нам интересен свежий, современный взгляд; новое, скандальное прочтение басни великого Крылова. Оцениваем: дерзость, креативность, глубину, современный подход.
Ø Выступление I группы.
Ø Выступление II группы.
Подведение итогов (заключительный этап)
IV. Разрыв.
Мастер: Ярко, весело? Глубоко? Иронично? Оригинальность трактовки образов; оригинальность прочтения.
Мастер: Счастье было возможно? Нет! Слишком разные жизненные позиции. Кто виноват? Непостоянство и легкость одной (и до важнейших только дней …) и лицемерие и фарс другого.
Мастер: Стрекоза – открытая, доверчивая, нежная.
Муравей – строгий моралист, лишенный чувства сострадания.
Что делать? Измениться.
Мастер: Спасибо за работу. Творческая мастерская завтра в 8.20 в павильоне № 211
Работа второй творческой мастерской заинтересовала. Ей предлагается принять
участие в другом проекте. Спасибо!
V. Рефлексия.
1. Как работалось в группах?
- Что было сложно?
- Что было легко?
- Что интересно?
- Что показалось утомительным, скучным?
2. Хотели бы поучаствовать в подобной игре еще раз? Почему?
3. Чему научились?
- Чем обогатились?
4.Какой нравственный урок вынесли из работы, из содержания басни?
5. Викторина по тексту: https://learningapps.org/watch?v=pn136sigj18
Рефлексия на форму работы «мастер-класс».
Заключительное слово педагога-мастера.
рассчитана на то, чтобы
освежать и возбуждать в уме процессы
процессы воспроизведения, чтобы
неугасимо поддерживать искры мысли
И.А. Сикорский
Надо прогнать с уроков бога сна
Морфея и чаще приглашать бога
Смеха Момуса.
Ш.А. Амонашвили
развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятия «игровые педагогические технологии», «геймификация» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Основной мотив игры – не результат, а процесс. В игровых формах процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. То есть можно говорить об игре как форме подготовки национальной адаптации учащихся (учиться неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами).
Цель ролевой игры: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Вывод:
- Поставленная цель мастер- класса была выполнена.
- Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
- Психологическая атмосфера была доброжелательной.
В целом, мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.