Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
математика
4 кл
06.04.2019
Показать использование системно-деятельностного подхода в обучении через методические приёмы.
В основем ФГОС лежит системно-деятельностный подход,который предполагает:ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент стандарта,где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий.Перед нами ставятся задачи:научить получать знания (учить учиться). актуальность данного мастер-класса заключается в том.что за последние годы чётко обозначилась тенденция к изменению сущности,целей и приоритетных ценностей НОО.
мастер-класс.docx
МОУ «Жарковская СОШ №1»
Тимофеева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Жарковский 2019
Мастеркласс
Тема: «Методические приемы реализациидеятельностного подхода в обучении»
Цель мастеркласса:
показать использование системно деятельностного подхода в обучении через методические приемы.
Задачи мастеркласса:
1.
знакомство педагогов с приемами;
2. создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала
педагогов;
3. совместная отработка новых приемов.
Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на своем мастерклассе.
Свой мастеркласс я хотела бы начать такими словами Китайской мудрости «Я слышу – я забываю, я вижу
– я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который предполагает: ориентацию на
результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося
на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной
результат образования.
Перед нами ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться)
•
•
•
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Актуальность данного мастеркласса заключается в том, что за последние годы чётко обозначилась
тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования. В связи с
этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление
личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.Наибольшее распространение
получила «технология деятельностного метода обучения».В состав данного понятия входит три слова:
система – деятельность – подход .Что означают эти слова?
• Система множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует
определённую целостность, единство.
1 • Деятельность человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
• Подход совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чеголибо для
получения определенного результата .
Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать
его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Системнодеятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей
эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Создать учебную проблему значит помочь ученикам
самим сформулировать тему урока.
Основными методами постановки учебной проблемы являются…
1 метод Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует
последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1. создания проблемной ситуации;
2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
(работа с аудиторией)
)Демонстрация 3 помидора: красный, зеленый, желтый
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это помидоры. Они растут в огороде. Это овощи. Они растут на кустах.
В: Какого они цвета? (предъявление 2го факта)
Д: Красного, желтого, зеленого(возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это помидоры, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос)
2 метод Подводящий к теме диалог
2 3 метод – Применяем мотивирующие приёмы
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не
думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно
новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет,
что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный
традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой
урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и
«актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной
литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал,
способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но всетаки связанный с темой урока. Второй приём
актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для
каждого.
Практическая часть
Я хочу представить Вашему вниманию небольшой эпизод урока по окружающему миру в 3 классе с
применением системнодеятельностного подхода. Тема урока : « Сложение двузначных чисел с переходом
через разряд .
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать,
Математический диктант (устное проговаривание
проблемной ситуации.
формулировать умозаключения.
Выкладывают карточки с ответами в ряд.
вопросов).
Открывает доску с правильными ответами .
Сравнивают с образцом.
Какие задания вы можете предложить к этому ряду
Дети сами предлагают различные варианты заданий.
3 чисел?
Проблемная ситуация. Как найти сумму чисел 18 и 14 ?
Каков выход ? Какие ваши действия ? Как решить
пример ?
Раньше встречали такого вида примеры ?
Какая наша задача ?
Обратить внимание на единицы .
Выдели примеры нового типа . «Что сделала
вычислительная машина »
Например
выдели чётные числа ;нечётные числа ;
чётные числа расположи в порядке убывания ,
нечётные числа расположи в порядке возрастания ;
соверши действия над чётными числами ,найди их
сумму и разность;
Записать пример столбиком .
Вспомнить алгоритм вычисления примеров на
сложение столбиком .
Научиться решать примеры такого вида .
Нельзя писать под единицами две цифры .Надо
выделить десяток и запомнить его ,сложить с
десятками .
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует
решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных
условиях (работа в паре), осуществление
Находят примеры нового вида и доказывают почему
отнесли их к новой группе примеров .
Подготовка к решению примеров .
Вспоминаем алгоритм .
Предлагает учиться в паре решать примеры нового типа
.На что обратим особое внимание ? Какой шаг в
алгоритме самый важный при решении примеров
такого вида ?
3 этап: организует поиск рационального способа решения
учебной задачи, организует самостоятельное
выполнение учащимися заданий, организует
самопроверку учся своих решений.
Работа с задачей .Назовите первый шаг
работы на задачей .
Условие . Как рационально оформить условие и вопрос
задачи ?Обоснуй свой ответ ?Что поможет в
решении задачи?
Предлагает работу с выражениями .Что лишнее ? Чем
является правильное выражение ?
взаимоконтроля.
В парах вспоминают состав чисел .Работа по карточкам .
Проговаривают алгоритм решения примеров столбиком .
Делают выводы сами .
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно,
контроль за правильностью выполнения своих
действий.
Этапы работы над задачей.
Называют все способы .
Выбирают для этой задачи подходящее ,подводят итог
,что в решении поможет работа с фишками .В
задаче найдут главное слово –разложили .(значит
разделили )
Находят выражение к обратной задаче .
Заключение
4 В итоге всего сказанного , давайте все вместе составим синквейн на тему "Системнодеятельностный
подход"
Спасибо всем за плодотворную работу. Мне было приятно с вами общаться, а закончить свой мастеркласс мне
хочется стихотворением
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Системнодеятельностный подход к разработке стандартов нового поколения //
Педагогика. – 2009. № 4. С. 1822.
2. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001. №2.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006.
4. Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым//
Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. №1.
5
Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Мастер-класс Тема: «Методические приемы реализации-деятельностного подхода в обучении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.