Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)
Оценка 4.9

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
8 кл
04.11.2017
Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)
Элемент урока биологии в 8 классе по теме "Витамины" с лабораторной работой по исследованию наличия витамина С в продуктах питания
Публикация является частью публикации:
Мастер-класс.docx
Мастер­класс Лабораторная  (исследовательская) работа «Определение витамина С в некоторых продуктах» Количество участников: 25 человек Число групп: 6 Оборудование: одноразовая посуда (тарелки, ложки), скатерти (клеёнка), салфетки, спиртовки (6 шт.),  штативы (6 шт.), пробирки (30­35 шт), пипетки (6 шт), спички (6 шт), йод (6 шт), нож, стаканчики с водой (6 шт), бинт, держатели для пробирок (6 шт), фарфоровые чашки, терки (6 шт) Продукты: крахмал, соки яблочные (3+3),  соки апельсиновые (3+3), аскорбиновая кислота (6 гранул),  лимон, картофель, капустный рассол,  апельсин,  груша, замороженная  брусника, киви, яблоко,  мандарин,  Ход. № слайда 1 2 3 4 Здравствуйте. Мы предлагаем вам сегодня окунуться в детство, вспомнить школьные годы, уроки биологии и почувствовать себя учениками 8 класса, занимающимися по ФГОС. Итак, элемент (часть) урока  биологии в 8 классе. У.1: Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие  моряки попросили капитана всадить их на каком­нибудь острове, чтобы они могли там  спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову,  оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через  несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать  останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих  товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по­португальски это означает  “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели? У.2: Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались  мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась  цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая  слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды,  тело покрывалось кровоподтеками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских  сражений и кораблекрушений. Так, во время экспедиции Васко да Гамы в Индию от цинги  погибло 100 человек экипажа из 160.  Особенно страдали в прошлом, моряки в северных экспедициях. В народе с давних пор цингу  умели лечить плодами шиповника, сосновым пивом ­ настоем хвои и молодых побегов сосны.  Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно  предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную  смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов  предотвращает цингу.  У1: Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский  врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета  в 1880 г. исследовал роль минеральных веществ в питании. Н.И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём из химически чистых веществ.  Мыши, потребляющие в пищу химически чистые вещества, гибли на 11­й день подобно тем  мышам, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и соду. Тогда Лунин решил  проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные “обеды”, содержащие  химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли.  Через некоторое время эти мыши тоже погибли. Партия мышей, которых кормили коровьим  молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего­то не хватает. Он предположил, что это какие­то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых  количествах обязательно присутствуют в таком естественном продукте, как молоко. Так  впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества. У2: Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур,  напоминающее болезнь бери­бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое­то  вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры  выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери­бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ  дал название этому веществу, его перевод с латинского означает  «жизнь». У1: Как вы думаете о чем идет речь? Что это за вещество? Что вы уже знаете об этих  веществах? Что вы не знаете? У2: А какой витамин самый известный? А в каких продуктах он содержится вы знаете?  Назовите эти продукты.  У1: А вы уверены, что он там есть? Предлагаем провести небольшое исследование. Давайте  определим его тему.(предлагают темы) У2: У вас на столах лежат инструктивные карточки, просмотрите их. (Уточнение темы) У1: Запишите, пожалуйста, тему в инструктивную карточку. У2: Теперь давайте определим и запишем цель нашего исследования. (озвучивают и  записывают цель) У1: Любое исследование предполагает наличие гипотезы, которую мы опровергнем или  подтвердим. У2: Пожалуйста, попробуйте выдвинуть свою гипотезу. (формулировка и запись гипотезы) У1: Итак, наша гипотеза: Все свежие овощи и фрукты содержат витамин С. И чтобы доказать  это или опровергнуть, мы с вами проведем небольшое исследование. У2: Но сначала необходимо вспомнить несколько правил техники безопасности. У1: 1. Четко следуйте указаниям в инструктивной карточке,        2. При нагревании пробирки, необходимо сначала прогреть немного всю пробирку, а затем нагревать ту часть, где находится исследуемое вещество.        3. Нельзя брать горячую пробирку руками, необходимо осторожно поставить её в штатив,  и после охлаждения снять с неё держатель и продолжить выполнение следующего нагревания. 5 6 7 8 9 10 11 12        4. Тушить спиртовку по окончании работы необходимо только закрыв её крышкой. У2: По мере выполнения работы не забывайте заполнять таблицу в вашей инструктивной  карточке. У1: Итак, можете начинать свою работу. ВЫПОЛНЕНИЕ  РАБОТЫ У2: Итак, вы провели свои исследования, ваша гипотеза доказана или опровергнута? У1: Какие выводы вы сделали? Озвучьте их. (каждая группа озвучивает результат своей  работы) У2: Молодцы, хорошо поработали. А сейчас мы предлагаем вам, используя полученные   результаты, сделать красочные, творческие проекты, которые надо будет защитить. У1: Это могут быть буклеты рекламы или антирекламы, лозунги, плакаты, коллажи, модели. В общем всё то, на что способна ваша фантазия. У2: Для реализации этих мини­проектов, мы предлагаем вам использовать пластилин, цветную бумагу, фломастеры и т.д. ВЫПОЛНЕНИЕ  МИНИ­ПРОЕКТОВ. ЗАЩИТА МИНИ­ПРОЕКТОВ У1: Молодцы, все сегодня достойно поработали. И теперь вы знаете, какие продукты стоит  употреблять в пищу для получения витамина С, а какие ­ нет . У2: А теперь хотелось бы узнать, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что хотели бы  изменить?  У1: Выскажите свои пожелания организаторам мероприятия. У2: Спасибо за внимание и за работу. Распределение продуктов по группам 1 2 3 4 5 6 Сок яблочный Аскорбинка Сок  апельсиновый Сок яблочный Аскорбинка Сок  апельсиновый Сок яблочный Аскорбинка Сок  апельсиновый Лимон Аскорбинка Картофель Апельсин  Капустный  рассол Груша Брусника Капустный  рассол Киви Яблоко  Аскорбинка Мандарин  Яблоко Брусника  Яблоко  Киви Яблоко Лимон  Картофель Капустный  рассол Наборы для творчества: 1 (4) группа: пластилин, бумага, цветной картон, ножницы 2 (5) группа: фломастеры, бумага, клей, ножницы 3 (6) группа: цветная бумага, бумага, клей, ножницы ИНСТРУКТИВНАЯ  КАРТОЧКА Тема:  Цель: Гипотеза:  Ход работы. Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими  предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. 1 Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.  2 Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.  3 Возьмите 1 мл сока своего продукта, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за  окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты  (витамина С) много, если нет – то мало. (обращайте внимание на интенсивность  окраски) 4 Проделайте подобные опыты с оставшимися продуктами.  5 Нагрейте соки своих продуктов  на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. 6 Занесите результаты своих опытов в таблицу. 7 Сделайте вывод.  ***Для получения сока продукты необходимо натереть на терке и завернув в бинт отжать в  пробирку. Для проведения опытов разделите полученный сок на 2 части. ***Гранулы аскорбинки аккуратно растереть в салфетке до порошкообразного состояния и  развести водой (2­3 мл) в пробирке. Продукт Много витамина С Мало витамина С Отсутствует Аскорбиновая кислота  (в гранулах) Вывод:

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)

Мастер-класс "Витамин С" (8 класс Биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017