1. Технологическая карта |
|
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Тема |
Сочинение-описание. (По рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка») |
Цели и задачи |
Цель урока: 1.Совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей учащихся, умение создавать художественный образ учащихся. 2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. 3. Совершенствование умения создавать учебный текст в жанре сочинение-описание, формировать представление об окружающем мире. 4.Знакомство с творчеством В.П.Астафьева. 5. Создание условий для развития личностной рефлексии и навыков разных видов работы: групповой, индивидуальной, самостоятельной. Задачи урока: - развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи; - развитие творческого воображения; - формирование умения вглядываться, вслушиваться во всё окружающее; - воспитание чувства доброты, понимания прекрасного, чувства гордости за свою Родину, интереса к русскому языку. |
Тип урока |
Мастерская творческого письма и построения знаний |
Оборудование |
Компьютер, проектор, групповые распечатки текста, подборка картинок с животными.
|
Этапы |
Ход мастерской |
I.Индуктор
|
Эпиграф к мастерской: «Животные нам посланы, чтобы согревать наши холодные сердца» (Махатма Ганди) 1.Ребята, а какие домашние животные у вас есть? Как они выглядят, какие у них повадки? Домашних животных от жизни диких животных? (небольшой рассказ 1-2 учащихся) - с какими животными вы встречались на даче? - чем отличается жизнь домашних животных от жизни диких животных? (Индуктор). Сегодня на уроке я расскажу вам о своем любимом животном мы увидим, как умеет чувствовать и переживать маленький беззащитный зверек, как это рисует мастер с помощью слова. А потом сами создадим свой текст. Сейчас запишите ассоциации, которые рождаются у вас при слове куница. (Актуализация личных эмоций, пробуждение чувств, воспоминаний). 2. Социализация: фиксация слов-ассоциаций на доске. 3. Работа в группах. У каждой группы на парте лежит набор картинок с изображением зверей и художественный текст, предварительно разбитый на части учителем. Задание 1 группе: прочитать первую часть текста, выписать из текста опорные слова, с помощью которых автор - создает атмосферу местности; - определенный портрет зверька; ответить на вопрос: - как рисует автор преграду между человеком и природой, почему; - какие использованы средства художественной выразительности для создания портрета куницы; - определить, какие части речи для этого использует автор. Подготовьтесь прочитать эту часть выразительно.
Задания 2 группе: - Выписать по группам слова, называющие действия зверька; - задумайтесь, какие чувства передает художник, чего добивается; - что видите, что чувствуем - подготовьтесь прочитать эту часть выразительно.
Задание 3 группе: - Выписать по группам слова, называющие действия детей и взрослых; - задумайтесь, какие качества людей передает автор, чего добивается; - что вы чувствуем, как вы поступили бы; - подготовьтесь прочитать эту часть выразительно. 4.Выступления групп. На экране постепенно появляются анализируемые части текста. Этап социализации (вывешивание материалов: слова, фразы)
5. Перед чтением окончания учитель задает всему классу несколько вопросов: как вам кажется, о чем рассказ? Правильно, о жестокости, равнодушии. |
II. Создание творческого продукта
|
- Представьте себе, что вы художники и писатели, а значит вы немного волшебники. Волшебники бывают добрыми и злыми. Все вы – добрые волшебники. и только в ваших силах сделать так, чтобы доброты и тепла в нашем мире стало больше. (работа в парах) - Чем, по-вашему, завершит В.П.Астафьев свой рассказ? Почему? На доске записывается кратко, вариант окончания, по мнению ребят. Обмен материалами, чтение текстов групп-партнеров. 6. Учитель читает текст до конца. Завершающая беседа: - кто является главным героем? - что можно сказать о кунице? (детях, взрослых) -о чем этот рассказ? -Чему учит? Создание собственного текста. На чистых листах бумаги учащиеся пишут сочинение-описание на тему “Жестокость”, «Равнодушие». |
III. Социализация |
Ученики читают свои сочинения, вывешивают свои работы на стенд, знакомятся с работами одноклассников. А теперь, чтобы о ваших чувствах узнали все, нарисуйте один рисунок от группы « Белогрудка» и подпишите его. А чтобы правильно его подписать, вы будете пользоваться словами, записанными в тетради и на доске. Вам нужно составить с этими словами по 2-3 предложения и подписать ими свои картинки. Рисунки вывешиваются на доску. |
IV.Промежуточная рефлексия и самокоррекция
|
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, учащиеся рассказывают свои истории, использовав словосочетания: жестокое сердце, безразличный человек, озлобленный зверек, отчаявшаяся мать, горькое одиночество. |
V. Новая информация и ее обработка
|
- Ребята, вы молодцы. Хорошо понимаете, что такое жестокость. Посмотрим, как объясняется значение этого слова в Словаре? Сравните его со своим пониманием и дайте определение. В Толковом словаре русского языка Ожегова: 7. Работа по словарям: (повторить, какими словарями можно воспользоваться) Равнодушие - Безразличное, безучастное отношение к окружающему, происходящему. 2. Отсутствие интереса, влечения к кому-, чему-л. Жестокость — проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений |
VI. Корректировка творческого продукта
|
- Как замечательно у вас получилось. А теперь, дорогие писатели, давайте все сказанное оформим в короткий, но емкий свободный текст, составим даймонд «жестокость». (работа в группах) Жестокость. Горькая, трагичная. Убивает, обездоливает, оскорбляет. Жестокость – страх. Равнодушие – война. Разрушает, опустошает, убивает. Мрачная, угрюмая. Злость. (вывешивается на доску) |
VII. Социализация
|
Учащиеся читают составленные ими вопросы. 1. Кто является главным героем рассказа? 2. Что можно рассказать о кунице (взрослых, детях)? 3. Что создало ситуацию беды? 4. Чему учит этот рассказ? Либо можно предложить несколько вариантов: представить себя одним из героев и рассказать о действиях от лица этого героя; предложить свой вариант окончания рассказа и др. |
VIII. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем |
Возьмите смайлик и прикрепите к доске. Он должен быть такого цвета, который соответствует тому, как чувствовали себя на уроке, что понравилось, что было трудно, что удалось, что хотите пожелать себе, друг другу. Объясните, почему вы выбираете такой цвет. - Молодцы! Вы правильно сказали, доброта должна жить в сердце каждого человека, и тогда не будет войн, и на нашу землю, придет долгожданный мир! Давайте запишем главную мысль. «Зло порождает зло. Любовь ко всему живому должна жить в сердце каждого человека». |
IX. Домашнее задание
|
Коррекция написанных работ. По желанию написать свое окончание рассказа. |
Использованная литература |
1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с. 2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 3. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с.
|
Приложение
Виктор Астафьев
Белогрудка
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.
Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.
Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.
А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.
____________________________________________________________
На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.
Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.
За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.
Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.
Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.
Пропали котята, исчезли.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.
____________________________________________________________
К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.
До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.
Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.
Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.
Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:
— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
— Э, подох один…
Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.
В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.
____________________________________________________________
Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:
— Это ж сатана! Накликали напасть!
Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.
Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.
Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.
Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.
— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.
Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.
Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.
На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.
До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:
«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»
1961
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.