Дата проведения: 06.10.2021
Мастерская площадка для родителей воспитанников
«Организация экспериментальной деятельности
детей дошкольного возраста» (в формате видеозаписи ЭСО)
Подготовили:
Зырянова О. С., воспитатель
первой квалификационной категории
Клевцевич Н. В., музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Цель: привлечь родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей; повышение уровня компетентности родителей воспитанников в вопросах организации экспериментальной деятельности; передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
1 Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители!
2 Ведущий. Сегодня приглашаем Вас на мастерскую площадку «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста», которую подготовили воспитатель – Ольга Сергеевна Зырянова.
1 Ведущий. Музыкальный руководитель – Надежда Владимировна Клевцевич.
1 Ведущий (голос, фон – фото детей). Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
2 Ведущий (голос, фон – фото детей). Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.
Кадр «ЛОВИ ЛАЙФХАК»
· Чтобы заинтересовать ребенка проведите опыты в виде игры
· Поиграйте с ребенком
· Вам понадобится – старый чемодан или коробка, в который Вы положите белый халат, колпак, очки, волшебную палочку и все то, что нужно для опытов
· Предложите ребенку стать ученым или фокусником
· Роль фокусника или ученого ребенок может сыграть на любом празднике
1 Ведущий. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Рисование пеной для бритья «Необычное в обычном»
Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Рисование с пеной для бритья позволит познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать художественно-творческие способности детей; сформировать интерес к изобразительной деятельности; способствовать овладению простейшими техническими приемами; развивать фантазию, творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук; развивать интегративные качества личности; воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях.
Рисование пеной для бритья, смешанной в равных пропорциях с клеем ПВА – очень занятный способ. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами, каждый рисунок получается уникальным.
Картина получается объемной и «мягкой» на вид, хотя через несколько дней пенка опускается, но все равно изображение остается интересным, пористым, выглядит необычно. В такой технике можно рисовать зимние пейзажи, можно капать на пенку разноцветные акварельные краски и с помощью тонких кисточек или зубочисток выводить замысловатые узоры, получать красивые эффекты.
Подготовка «Пенной краски»
Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + красителя.
1. Смешиваем клей ПВА и краситель.
2. Добавляем пену для бритья.
3. Тщательно всё перемешиваем.
Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или проявить фантазию – придумать рисунок самостоятельно.
Варианты нанесения краски на основу
Наносим «Пенную краску» на готовый контур или придумываем рисунок самостоятельно. Краску можно наносить кистью, ложкой, вилкой, палочкой от мороженного.
«Пенную краску» помещаем в плотный пищевой пакет (или тюбик). Отрезаем ножницами кончик пакета, получается своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.
Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Опыт «Непотопляемая бумага»
Многие вещи проявляют необычные свойства в самых разных ситуациях. Например, может ли воздух защитить бумагу от воды? Проверим!
Что потребуется: салфетка, стакан, глубокая миска.
Нальем воду в миску. Её уровень должен быть выше приготовленного стакана. Теперь возьмем бумажную салфетку, хорошенько скомкав её и положив на дно стакана. Утрамбуем салфетку так, чтобы она не выпадала при переворачивании стакана вверх дном. Теперь можно начинать погружение. Медленно опускаем стакан вверх дном в миску с водой. Чтобы всё получилось правильно, нужно двигать стакан очень ровно. Полностью погружаем стакан в миску, чтобы он достал до её дна. Так же аккуратно вытаскиваем стакан из воды. Достаем бумажный комок и расправляем его.
Убедитесь, что, побывав под водой, салфетка осталась абсолютно сухой.
Объясните ребенку, что в стакане находится воздух, когда ты переворачиваешь стакан, то воздух не может выйти из него. В миске вода начинает давить на стакан снизу, стремясь занять его объём, но сжатый воздух внутри не даёт ей это сделать.
Опыт «Непотопляемая бумага» формирует у ребенка умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Опыт «Как выгнать воду»
Если в дне банки есть отверстие, то вода обязательно должна выливаться из него, верно? Попробуем заставить воду остаться в банке с отверстием в дне, а потом выгоним её.
Что потребуется: пластиковая банка с крышкой, скотч, ножницы, вода.
Возьмем пластиковую банку с плотно закрывающейся крышкой. В центре дна и крышки сделаем по дырке. Заклеим обе дырки скотчем. Наполним банку водой и закроем крышкой. Теперь снимем скотч с дырки в дне.
Хотя для воды открылся выход, она не торопится покидать банку. Ей так нравится внутри, что она не вытекает. А сейчас откроем дырку в крышке. Вода сразу потечёт снизу. Если снова закрыть верхнюю дырку, то вода перестанет вытекать из банки. Теперь мы узнаем, как удержать воду и как её выгнать!
Расскажите ребенку, что когда верхняя дырка закрыта, воздух снизу не даёт воде вылиться, так как давление внутри банки меньше, чем снаружи, когда откроешь верхнее отверстие, то давление воздуха сверху помогает воде, поэтому вода вытекает.
Данный опыт активизирует у ребенка мышление, развивает наблюдательность, расширяет кругозор ребенка, учит его делать выводы.
2 Ведущий. Вы спросите, а причем здесь музыка? Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что музыка – источник мысли.
Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.
Сегодня мы с Вами будем изучать то, что нельзя взять в руки, а можно лишь услышать. Как вы думаете, что же это? Правильно, звуки.
Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. Ответим на некоторые вопросы.
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед – назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Опыт «Голоса расчесок»
Для нашего опыта понадобятся разные виды расчесок, бумага для ксерокса, которые есть в каждом доме.
Спросите у ребенка: «Может ли звучать расческа?» (Пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев, и издают звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим, поэтому звук очень тихий, слабый).
Возьмем три расчески с разной частотой зубьев. Если вы будете проводить их зубьями по куску плотной бумаги или открытки, то в зависимости от частоты зубьев услышите звук различной высоты.
Та расческа, которая имеет крупные зубья, расположенные не очень часто, звучит более низким тоном, чем та расческа, у которой зубья мельче и частота их больше.
А расческа с очень частыми зубьями (такую расческу обычно называют «частый гребень») звучит еще выше.
Чистого музыкального тона в этом опыте вы не добьетесь, но разницу в высоте звука заметите хорошо.
Делаем вывод: высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела.
Данный опыт сформирует у ребенка представление о характере звука – громкости, длительности, высоте; умению сравнивать различные звуки; определять их источник; а также развивает у ребенка слуховое внимание.
Опыт «Звуковые волны»
Цель опыта: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Нам понадобятся разные линейки: железная, деревянная, пластмассовая.
Рассмотрим с Вами линейку. Узнаем, есть ли у нее «голос».
Один конец линейки плотно прижимаем к столу, за свободный конец дергаем – возникает звук.
Спросите у ребенка: «Что происходит в это время с линейкой? Если остановить движение линейки, что происходит со звуком?»
Делаем вывод: если линейку не трогать, она не издает звук, во время движения линейка дрожит, колеблется, а когда останавливается – дрожание звука прекращается.
Опыт «Звучащая коробочка»
Для опыта нам нужна любая коробочка, у меня сейчас металлическая из-под чая и резинка (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег).
Натягиваем резинку на стакан. Прикладываем дно стакана к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Слышен громкий звук.
Почему? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу коробочки, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок коробки.
Можно такой опыт провести с ребенком, использую граненый стакан.
Опыт «Поющие бокалы»
Передо мной стоят бокалы. Наполняем их водой, разной высоты.
Карандашом или ручкой постукиваем по бокалу.
Спрашиваем у ребенка: «Одинаково ли звучат все бокалы? Как ты думаешь, почему?»
Все предложенные мною занимательные опыты и эксперименты со звуком сформируют у ребенка развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умению экспериментировать со звуками.
В конце всех опытов можно вместе с ребенком оркестровать песню «В траве сидел кузнечик», играя на самодельных инструментах.
Таким образом, музыка и точные науки тесно связаны друг с другом. Между ними очень много общего: без музыки не появилось бы программирование, но без законов физики, мы бы не смогли создать даже самую простую дудочку.
1 Ведущие. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
2 Ведущая. Наша встреча на этом заканчивается. Желаем успехов в познании мира вам и вашим детям!
Кадр «ЛОВИ ЛАЙФХАК»
· В этих уникальных книгах Вы со своим ребёнком найдете пошаговое описание интересных опытов
· После каждого опыта есть доступное пояснение явлений, благодаря которым он получился
· Условные значки подскажут, сколько времени займет проведение эксперимента, и можно ли его делать без взрослых, а пошаговые инструкции и правила помогут избежать многих неприятностей
Родители делятся своими впечатлениями от мастерской площадки.
НАСЫТИЛИСЬ?
Я СЪЕЛ БЫ ЕЩЕ ЭТОГО…
БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…
Я ПОЧТИ ПЕРЕВАРИЛ…
ЭТОТ РЕСТОРАН…
ПОЖАЛУЙСТА, ДОБАВЬТЕ…
Уважаемые родители!
· Предлагаем Вам подвести итоги нашей мастерской площадки
· Вы видите картинку «Повар», вопрос «Насытились?» и предлагаемые незаконченные ответы:
«Я съел бы еще этого…»
«Больше всего мне понравилось…»
«Я почти переварил…»
«Этот ресторан…»
«Пожалуйста, добавьте…»
· Выберите, пожалуйста, ту надпись, которую Вы бы хотели продолжить о нашем мероприятии
· На листке бумаги напишите свое мнение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.