Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимоотношения и воздействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.
Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений и навыков), так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений с учениками с помощью различных коммуникативных средств.
Конструктивная – обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и ученика при обсуждении и разъяснении содержаний знаний и практическое значение конкретной учебной деятельности.
Организационная – целенаправленная организация совместной учебной деятельности преподавателя и ученика, в их взаимной личностной информационности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативно-стимулирующая – сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества.
Информационно-обучающая – служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности ученика и ее связи с производством.
Эмоционально-коррегирующая – состоит в реализации в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности.
Контрольно-оценочная – заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместной подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.
Автократический (самовластный) стиль общения имеет место в тех случаях, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учебно-познавательной деятельностью коллектива учеников, не позволяя им высказывать свои взгляды, не допуская каких-либо практических замечаний.
Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учеников участвовать в обсуждении вопросов, но решение в конечном счете принимает преподаватель.
Демократический – предполагает внимание преподавателя к студентам и учет их мнений, стремление понять их, убедить в своей правоте, а не приказывать.
Свободно-либеральный – фамильярность, попустительство, анархия.
Либеральный – попустительский, анархия, учитель не вмешивается в жизнь ученического коллектива.
Непоследовательный – в зависимости от внешних обстоятельств педагог и от собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей общения, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учеником, к появлению конфликтных ситуаций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.