Математика является одним из самых важных достиженийкультуры в нашей жизни. Математика это точная наука крайне важна вцелом и позволяет нам развить важные умственные качества. Сам математический языкспособствует формированию устойчивой связи междусловесным, изобразительным и знаковым способомпередачи информации. Умение считывать информацию,поданную разными способами, приобретает особоезначение в эпоху информатизации, и рольматематического образования в развитии способностиоперировать любой системой представленияинформации становиться ключевой. И ещё один не маловажный факт математика и физическая культура тесно взаимосвязаны.
В Федеральном государственном образовательномстандарте обозначена необходимость и важностьпривести современное школьное образование всоответствие с потребностями времени, современногообщества, которое отличается изменчивостью,многообразием существующих в нем связей, широким инеотъемлемым внедрением информационныхтехнологий. Главным становится функциональнаяграмотность, так как это "способность человека решатьстандартные жизненные задачи в различных сферахжизни и деятельности на основе прикладных знаний".Одним из ее видов является математическаяграмотность. Развивать математическуюграмотность нужно не только на уроках математикии геометрии, но и на других уроках. Развиватьмежпредметные связи. Межпредметные связизначительно оживляют преподавание, стимулируютпознавательную активность учащихся.
Иногда мы не замечаем того, что физкультура и другие отрасли нашего бытия тесно взаимосвязаны.Например: физика и прыжки или анатомия ифизические упражнения. Физкультура помогает развить навыки общения с людьми и улучшить свою физическую форму.Нельзя представить нашу жизнь без движения, без физических нагрузок, без спортзала. Связьматематики и физической культуры очень тесная.
Ни один вид спорта не обходится без математики.
Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, а математика для него не может быть сторонней наукой. В спорте нельзя достигнуть высоких результатов без ежедневных тренировок, а математика любит упорных и настойчивых.
Математика необходима при организации турниров, составлении стартовых и итоговых протоколов, при подготовке и оценке выступлений.
На любых соревнованиях спортсмены следят за цифрами, которые появляются на табло. От них
зависит итог соревнований. Поэтому не обойтись без математики и на уроках физической культуры.
Решением данной проблемы могут стать
интегрированные занятия физической культурой с
использованием игровых приемов математического
содержания, поскольку, как отмечает Валентин
Трофимович Фоменко, (доктор физикоматематических наук, профессор), «интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики».
Для того чтобы интегрированные уроки оказались
эффективными, при их проведении необходимо соблюдать
следующие условия:
1. Создание мотивации закрепления и использования
математических знаний на практике у школьников.
• 2. Создание благоприятной психологической атмосферы и
эмоционального настроя (спокойный и
доброжелательный тон речи учителя, обеспечение
успешности для каждого ребенка).
• 3. Смена и чередование видов деятельности с учётом
быстрой утомляемости детей.
• 4. Развивающий характер заданий.
• 5. Индивидуальный подход с учётом возрастных и
психологических особенностей каждого ребёнка.
Математика в разминке
• Применение математики при построении.
Порядковые номера(команда: по порядку
рассчитайсь, на первый второй рассчитайсь и
т.д.
Знакомство с параллельными прямыми ( в две
колонны, в две шеренги, в круг становись.)
Предложить детям подсчитать сколько выполнено в разминке было упражнений на различные группы
мышц.
Измерение ЧСС до начала занятий и после
выполнения упражнений. Предложить подсчитать
разницу между первым и вторым измерением.
На моих уроках физкультуры ученики начального звена имеют математические представления:
сравнивают предмет по величине и форме,
определяют, где левая сторона, а где правая.
Предлагая детям различные упражнения, даётся не только физическая нагрузку, но
и при формулировании заданий обращает внимание детей на разные математические
отношения, предлагает выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.
Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении
физических упражнений, применяются плоские и объемные геометрические фигуры,
цифры.
Например, упражняя детей в прыжках, формируем и
количественные представления:
подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз( например подпрыгнуть
столько раз сколько лет тебе и твоему товарищу ;
подпрыгнуть на два (три)раза меньше, чем дней в неделе; дней в месяце
посчитать количество прыжков до сигнальной фишки туда и обратно;
прыгать по 5-10 раз на правой и левой ноге; .Посчитать сколько всего сделал прыжков.
Сколько прыжков сделали вместе с товарищем по команде в паре, тройке и т. д.
прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного
цвета.
При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в
пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д
Игры с геометрическими фигурами; На основе игры «Кто быстрее встанет в строй» проводиться игра с геометрическими фигурами .На футболки детям прикрепляются геометрические фигуры .По команде учителя дети свободно перемещаются по спортивному залу. По свистку бегут на свои места и встают в той последовательности, в которой стояли первоначально. Игру можно варьировать. На листах нарисовать графическую схему, как должны встать дети в строю. Допустим рядом встают два треугольника, затем круг ,три квадрата и т.д).
эстафеты с математическим уклоном и т.д.
На своём примере в первых классах провожу игру «Живые цифры» такую игру можно провести между физическими упражнениями как минутку отдыха.
• 6 слонят в летний зной
• Шли толпой на водопой.
• А на встречу 4 тигрёнка
• С водопоя шли домой.
• Сосчитайте поскорей,
• Сколько встретилось зверей? (6+4=10)
На удочку Сергей
• Поймал 10 окуней.
• А друг его Сашка –
• Трёх небольших ершей.
• Сосчитай без лишних слов
• Какой у мальчиков улов. (10+3=13)
Каждый игрок добегает до стула, берёт листок с заданием, решает
пример.
Ответ является количеством раз для выполнения упражнений.
(145-45): 5- 16=4 ( приседание)
(22:11+15+3):4=5 ( попрыгать на одной ноге)
(200:10+15):5=7 ( скакалка)
144:12+8-14=6 ( прочеканить мяч)
121:11*2-18=4 ( отжимание)
(20*4-40):8=5 ( подбросить мяч к верху и поймать его)
(5*7*2-35):5=7 ( наклоны вперёд).
Практиковать интегрированные уроки физическая культура и
математика.
• Можно давать домашние задания :
• – отжимание 2 серии x по 15 раз -мальчики, 2 серии x по 10 раз –
девочки
• поднимание туловища 2 серии x по 10 раз (мальчики, девочки)
Всё это мы применяли и применяем на уроках постоянно.
Итак, мы можем сказать, что использование элементов функциональной математической грамотности при организации и проведении современного урока физкультуры позволит успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллетуальные, математические и творческие способности школьника, расширять их кругозор.
Итак, мы можем сказать, что использование элементов функциональной математической грамотности при организации и проведении современного урока физкультуры позволит успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные, математические и творческие способности школьника, расширять их кругозор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.