Математическая азбука
Оценка 4.7

Математическая азбука

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
3 кл
15.08.2019
Математическая азбука
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
занимательная математика.docx
Аннотация к программе Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к обще­интеллектуальному направлению   в рамках ФГОС для 3 класса составлена в соответствии с ­ Федеральным государственным образовательным стандартом начального    общего образования; ­авторской программой ­ Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика»  основной образовательной программой начального   общего образования  МБОУ «Темкинская СШ»; ­учебным планом школы; ­ федеральным перечнем учебников; ­ положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ по отдельным предметам, курсам, в том числе внеурочной  деятельности МБОУ «Темкинская СШ». ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память,  творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. ЗАДАЧИ: ­   расширять   кругозор   учащихся   в   различных   областях   элементарной математики; ­ расширять математические знания в области чисел;  ­содействовать умелому использованию символики;  ­ правильно применять математическую терминологию; ­  развивать   умения   отвлекаться   от   всех   качественных   сторон   и   явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; ­ уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, ­ развивать краткости речи. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА «Занимательная математика.  развитие   личности.  обще­интеллектуальное Курс   "Занимательная   математика"   входит   во   внеурочную   деятельность   по направлению   Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько   математическим   содержанием,   сколько   новизной   и   необычностью математической   ситуации.   Это   способствует   появлению   желания   отказаться   от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины   и   характер   этих   изменений,   на   этой   основе   формулировать   выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Кружок   «Занимательная   математика»   учитывает   возрастные   особенности младших   школьников   и   поэтому   предусматривает  организацию   подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  С этой целью включены   подвижные   математические  игры.   Предусмотрена   последовательная смена   одним   учеником   «центров»   деятельности   в   течение   одного   занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать   прямое   общение   между   детьми   (возможность   подходить   друг   к другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации   занятий целесообразно   использовать   принцип   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип свободного   перемещения   по   классу,   работу   в   парах   постоянного   и   сменного состава,   работу   в   группах.   Некоторые   математические   игры   и   задания   могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.  Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся,   для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической грамотности,   коммуникативных   умений   младших   школьников   с   применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного   поиска,   предоставление возможности   сделать   собственное   «открытие»,   знакомство   с   оригинальными путями   рассуждений,   овладение   элементарными   навыками   исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.     Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1­4 классов.  Программа  рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с  продолжительностью занятия 35 минут; во 2­4 классах ­ 1 раз в неделю, с  продолжительностью занятия 45 мин.  Программа рассчитана на 4 года.         В 1 классе ­ 33 часа в год.  Во 2­4 классах ­ 34 часа в год.    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Личностными результатами изучения данного курса являются: ­   развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; ­   развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения преодолевать   трудности   –   качеств   весьма   важных   в   практической деятельности любого человека;  ­ воспитание чувства справедливости, ответственности;  ­ развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты ­ Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для  выполнения конкретного задания.  ­ Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения  числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. ­ Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для  работы с числовыми головоломками.   ­ Анализировать правила игры.  ­ Действовать в соответствии с заданными правилами.  ­ Включаться в групповую работу.  ­ Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать  собственное мнение и аргументировать его.  ­ Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии.  ­ Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.  ­ Сопоставлять полученный результат с заданным условием.  ­ Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.  ­ Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие  и вопрос, данные и искомые числа (величины).  ­ Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте  задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.  ­ Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. ­ Использовать соответствующие знаково­символические средства для  моделирования ситуации.  ­ Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.  ­ Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.  ­ Воспроизводить способ решения задачи.  ­ Сопоставлять полученный результат с заданным условием.  ­ Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них  верные.  ­ Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.  ­ Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).  ­ Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат  решения задачи.  ­ Конструировать несложные задачи.  ­ Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».  ­ Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1  1  и  др., указывающие направление движения.  ­ Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).  ­ Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.  ­ Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,  спичек) в исходной конструкции.  ­ Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в  конструкции.  ­ Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в  соответствии с заданным контуром конструкции.  ­ Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с  заданным условием.  ­ Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.  ­ Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.  ­ Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,  пластилин и др.) и из развёрток.  ­ Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:  сравнивать построенную конструкцию с образцом.  → ↓ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Занимательная математика» Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения  анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу  творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей  применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых  определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в  условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.  В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать  изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать  выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность  научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти  выход – ответ.  Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:  соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных  математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные  интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные  математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный  углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.  Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:  краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению  математической терминологии и т.д. Формируются следующие универсальные учебные действия:      Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  ­ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  материалом; ­ учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД: ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  ­ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  ­ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  небольшие тексты.      Коммуникативные УУД: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  ­ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать  тему (заголовок), ключевые слова;  ­ выразительно читать и пересказывать текст;  ­ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и  общения оценки и самооценки и следовать им;  ­ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Разделы  1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 1. 2. 3. Числа.  Арифметические  действия. Величины Мир занимательных  задач Геометрическая  мозаика Итого  14 6 13 33 12 10 12 34 14 14 8 34 10 18 6 34 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»                                                             3 класс  Тема 1. Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Тема 2. «Числовой» конструктор Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов  карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200,  300, 400, … , 900. Тема 3. Геометрия вокруг нас Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Тема 4. Волшебные переливания Задачи на переливание. Темы 5–6. В царстве смекалки Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск  математической газеты (работа в группах). Тема 7. «Шаг в будущее» Игры: «Крестики­нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,  конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Темы 8–9. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких  спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Тема 10. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового  кроссворда (судоку). Темы 11–12. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические  игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные  задачи. Тема 13. Математические фокусы Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со  скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе  получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Тема 14. Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка»,  «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору  учащихся). Тема 15. Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и  справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми  цифрами. Тема 16. Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские  журналы), для составления задач. Тема 17. Математическое путешествие Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй —  прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150.  Решения и ответы к пяти раундам записываются. Тема 18. Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом  транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России,  города­герои и др. Тема 19. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового  кроссворда (судоку). Темы 20–21. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 22. Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с  избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое  значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Тема 23. Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из  деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Тема 24. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические  игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные  задачи. Тема 25. Разверни листок Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Темы 26–27. От секунды до столетия Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе  (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту,  один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о  возрасте своих родственников. Тема 28. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового  кроссворда (какуро). Тема 29. Конкурс смекалки Задачи в стихах. Задачи­шутки. Задачи­смекалки. Тема 30. Это было в старину Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт  и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Тема 31. Математические фокусы Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений Составление сборника занимательных заданий. Использование разных  источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Тема 34. Математический лабиринт Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к  международному конкурсу «Кенгуру». Календарно­тематическое планирование Третий год обучения (3 класс) Всего  часов Дата № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор 10. Числовые головоломки 11. Интеллектуальная разминка 12. Интеллектуальная разминка 13. Математические фокусы 14. Математические игры 15. Секреты чисел 16. Математическая копилка 17. Математическое путешествие 18. Выбери маршрут 19. Числовые головоломки 20. В царстве смекалки 21. В царстве смекалки 22. Мир занимательных задач 23. Геометрический калейдоскоп 24. Интеллектуальная разминка 25. Разверни листок 26. От секунды до столетия 27. От секунды до столетия 28. Числовые головоломки 29. Конкурс смекалки 30. Это было в старину 31. Математические фокусы 32. Энциклопедия математических развлечений 33. Энциклопедия математических развлечений 34. Математический лабиринт

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука

Математическая азбука
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019