Математические представления

  • docx
  • 11.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математические представления.docx

 

 

 

Рабочая программа по предмету математические представления для обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Клейменова Кристина Николаевна

 

 

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

2020-2021г.

 

Пояснительная записка.

 

            Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).   

 

По результатам диагностики на начало учебного года было

выявлено:  

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

1. Различает и сравнивает предметы по форме, величине, удаленности.

2. Не ориентируется в схеме тела (право, лево), в пространстве, на плоскости.

3. Умеет различать, сравнивать и преобразовывать множества (геометрические фигуры, большой, маленький)

 

         Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

1. Соотносят число с соответствующим количеством предметов в пределах первого десятка.

2. Обозначают число цифрой, до 9-ти.

3. Частично сформировано умение пересчитывать предметы в доступных пределах (10).

4. Не представляют множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

         Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

1. Умеют обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами (самостоятельно, сама ходит в магазин).

2. Не определяют длину, вес, объем, температуру, время.

3. Не пользуются мерками и измерительными приборами.

4. Устанавливают взаимно-однозначные соответствия.

5. Распознают цифры в числовом ряду1-9.

6. Распознают цифры номера дома, квартиры, только те, которые им хорошо известны.

7. Не распознают номера автобуса, телефона и др.

8. Частично различают части суток.

9. Не соотносят действие с временными промежутками.

10. Не составляют и не прослеживают последовательность событий.

11. Не определяют время по часам.

12. Не соотносят время с началом и концом деятельности.

 

         Поэтому целью образовательно-коррекционной работы будет:

овладение основами математических знаний и умения применять их в повседневной жизни.

 

Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач:

- Формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности, ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

 - Формировать умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, представлять множество двумя другими множествами в пределах одного десятка.

- Формировать умение считать в пределах одного десятка.

- Формировать умение производит математические действия: сложение, вычитание, сравнение чисел в пределах одного десятка.

- Формировать умение решать арифметические задачи.

- Формировать умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.

 

Организация работы по предмету.

На изучение предмета отведено 66 занятий в год, 2 занятия в неделю, каждое занятие по 20 минут, 34 учебные недели. 

 

Специальные методы и приёмы работы.

В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок. Работа по развитию способов восприятия речи детьми на уроках математики ведется в соответствии с основными требованиями к этому процессу на фронтальных занятиях.

В специальном классе ведущими методами обучения математическим представлениям являются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Действия с предметами по подражанию, по образцу, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множества на равные части и другие предметно-практические действия позволяют подготовить школьника к усвоению основных математических понятий.

Одним их важных приёмов обучения по формированию пространственных представлений в специальном является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носят взаимообратный характер. Не менее важный приём - материализация, т.е. умение любое отвлеченное понятие конкретизировать, использовать в жизненных ситуациях.

Наряду с вышеназванными методами обучения используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, беседа, работа с счетным материалом, самостоятельная работа и др.

На уроках математические представления широкое применение находят дидактические игры. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для уча­щихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмо­ции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ре­бенка, развивают его произвольное внимание, память. Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия.

На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.

В работе используются демонстрационные материалы: таблички; счётный материал; плакаты, измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, мерки; модели геометрических фигур и тел.

Формы организации учебного процесса:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Формы контроля в процессе обучения:

  математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы.

Структурное содержание предмета.

Программа курса объединяет арифметический материал и материал для формирования временных представлений.

Арифметический материал: изучение устной и письменной нумерации чисел. Освоение чисел от 1 до 15. Нахождение неизвестных чисел при сложении и вычитании неизвестных действий (примеры вида: 1+1=2; 1+2=3). Счет в пределах 15-ти, арифметические действия в пределах 15-ти: «-» «+» 1,2. Сравнение чисел в пределах 10-ти. Соотнесение числа и цифры. Решение задач в одно действие. Решение задач в пределах 5-ти.

Содержание программного материала.

 

Числа от 1 до 15 ( 60 часов).

         Название чисел в пределах 15. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Вычислительные приёмы: присчитывание по одному, отсчитывание по одному. Прибавление и вычитание единицы. Решение простых арифметических задач.

Цель: совершенствовать приемы вычислений, используя устные приемы сложения и вычитания.

Решение задач в пределах 5.

В результате изучения материала обучающийся может знать:

- знать название и последовательность чисел от 1 до 15 ти в прямом и обратном порядке;

 - названия и обозначения операций сложения и вычитания;

- составление задачи в доступных пределах (5).

В результате изучения материала обучающийся может уметь:      

 - выполнять сложение и вычитание в пределах 15-ти с использованием изученных приемов; выстраивать логическую цепочку их цифр.

- решать задачи в доступных пределах (5).

Временные представления: вчера, сегодня, завтра.

Повторение (6 часов).

         На повторение берутся темы на усмотрение учителя. Темы определяются по результатам динамического наблюдения за учащейся.

 

  Требования к уровню подготовки обучающихся на конец года.

Предметные результаты.

- знание количественных числительных в пределах 15, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 15 с использованием счетного материала (с помощью учителя);

- знание числового ряда в пределах 15 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 15 (с помощью учителя);

- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 15, обозначение числом количества предметов в совокупности;

- выполнение сравнения чисел в пределах 15 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей ил- знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий  («+» и «-»); составление числового выражения (9 + 1 = 10,   9 – 1 = 8) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); выполнение арифметических действий без перехода через разряд;

- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;

Личностные результаты:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

 

 

Литература, используемая учителем в работе над программой.

1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /

Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт

образования, 2008.

4. Программы для специальных учреждений образования для детей с

Умственной отсталостью.

5. Занятия по математике в детском саду Л.С. Метлина, 1985 г.

Интернет ресурсы

(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U

cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)

Материально- техническое обеспечение:

- проектор

- ноутбук

- игрушки, дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- учебник математики;

- обучающие компьютерные программы.