Рабочая программа по предмету математические представления для обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант2)
Составитель:
учитель начальных классов
Клейменова Кристина Николаевна
г. Петропавловск – Камчатский
2020-2021г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)., одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
По результатам диагностики на начало учебного года было
выявлено:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
1. Различает и сравнивает предметы по форме, величине, удаленности.
2. Не ориентируется в схеме тела (право, лево), в пространстве, на плоскости.
3. Умеет различать, сравнивать и преобразовывать множества (геометрические фигуры, большой, маленький)
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
1. Соотносят число с соответствующим количеством предметов в пределах первого десятка.
2. Обозначают число цифрой, до 9-ти.
3. Частично сформировано умение пересчитывать предметы в доступных пределах (10).
4. Не представляют множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
1. Умеют обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами (самостоятельно, сама ходит в магазин).
2. Не определяют длину, вес, объем, температуру, время.
3. Не пользуются мерками и измерительными приборами.
4. Устанавливают взаимно-однозначные соответствия.
5. Распознают цифры в числовом ряду1-9.
6. Распознают цифры номера дома, квартиры, только те, которые им хорошо известны.
7. Не распознают номера автобуса, телефона и др.
8. Частично различают части суток.
9. Не соотносят действие с временными промежутками.
10. Не составляют и не прослеживают последовательность событий.
11. Не определяют время по часам.
12. Не соотносят время с началом и концом деятельности.
Поэтому целью образовательно-коррекционной работы будет:
овладение основами математических знаний и умения применять их в повседневной жизни.
Реализация данных целей осуществляется через решение следующих задач:
- Формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности, ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Формировать умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, представлять множество двумя другими множествами в пределах одного десятка.
- Формировать умение считать в пределах одного десятка.
- Формировать умение производит математические действия: сложение, вычитание, сравнение чисел в пределах одного десятка.
- Формировать умение решать арифметические задачи.
- Формировать умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.
Организация работы по предмету.
На изучение предмета отведено 66 занятий в год, 2 занятия в неделю, каждое занятие по 20 минут, 34 учебные недели.
Специальные методы и приёмы работы.
В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок. Работа по развитию способов восприятия речи детьми на уроках математики ведется в соответствии с основными требованиями к этому процессу на фронтальных занятиях.
В специальном классе ведущими методами обучения математическим представлениям являются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Действия с предметами по подражанию, по образцу, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множества на равные части и другие предметно-практические действия позволяют подготовить школьника к усвоению основных математических понятий.
Одним их важных приёмов обучения по формированию пространственных представлений в специальном является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носят взаимообратный характер. Не менее важный приём - материализация, т.е. умение любое отвлеченное понятие конкретизировать, использовать в жизненных ситуациях.
Наряду с вышеназванными методами обучения используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, беседа, работа с счетным материалом, самостоятельная работа и др.
На уроках математические представления широкое применение находят дидактические игры. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. Дидактические и игровые материалы находятся вне поля зрения ребенка и появляются только в ходе самого занятия.
На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.
В работе используются демонстрационные материалы: таблички; счётный материал; плакаты, измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, мерки; модели геометрических фигур и тел.
Формы организации учебного процесса:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Формы контроля в процессе обучения:
математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы.
Структурное содержание предмета.
Программа курса объединяет арифметический материал и материал для формирования временных представлений.
Арифметический материал: изучение устной и письменной нумерации чисел. Освоение чисел от 1 до 15. Нахождение неизвестных чисел при сложении и вычитании неизвестных действий (примеры вида: 1+1=2; 1+2=3). Счет в пределах 15-ти, арифметические действия в пределах 15-ти: «-» «+» 1,2. Сравнение чисел в пределах 10-ти. Соотнесение числа и цифры. Решение задач в одно действие. Решение задач в пределах 5-ти.
Содержание программного материала.
Числа от 1 до 15 ( 60 часов).
Название чисел в пределах 15. Обозначение цифрой и словом. Последовательность чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Вычислительные приёмы: присчитывание по одному, отсчитывание по одному. Прибавление и вычитание единицы. Решение простых арифметических задач.
Цель: совершенствовать приемы вычислений, используя устные приемы сложения и вычитания.
Решение задач в пределах 5.
В результате изучения материала обучающийся может знать:
- знать название и последовательность чисел от 1 до 15 ти в прямом и обратном порядке;
- названия и обозначения операций сложения и вычитания;
- составление задачи в доступных пределах (5).
В результате изучения материала обучающийся может уметь:
- выполнять сложение и вычитание в пределах 15-ти с использованием изученных приемов; выстраивать логическую цепочку их цифр.
- решать задачи в доступных пределах (5).
Временные представления: вчера, сегодня, завтра.
Повторение (6 часов).
На повторение берутся темы на усмотрение учителя. Темы определяются по результатам динамического наблюдения за учащейся.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец года.
Предметные результаты.
- знание количественных числительных в пределах 15, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 15 с использованием счетного материала (с помощью учителя);
- знание числового ряда в пределах 15 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 15 (с помощью учителя);
- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 15, обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 15 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей ил- знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий («+» и «-»); составление числового выражения (9 + 1 = 10, 9 – 1 = 8) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); выполнение арифметических действий без перехода через разряд;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;
Личностные результаты:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
Литература, используемая учителем в работе над программой.
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /
Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт
образования, 2008.
4. Программы для специальных учреждений образования для детей с
Умственной отсталостью.
5. Занятия по математике в детском саду Л.С. Метлина, 1985 г.
Интернет ресурсы
(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/U
cheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)
Материально- техническое обеспечение:
- проектор
- ноутбук
- игрушки, дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- наборы букв на магнитах, разрезные, лента;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- учебник математики;
- обучающие компьютерные программы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.