Рабочая программа по предмету
«Математические представления и конструирование»
8 класс
VIII (II вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 8 классе 8 вида 2 варианта
В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой,элементарной учебной, общения, трудовой).
В ходе обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» выделяются следующие основные задачи:
- создание условий для развития элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- создание условий для формирования практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- создание условий для формирования элементарных общеучебных умений;
- создание условий для овладения элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- создание условий для развития познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- создание условий для общего развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — создание условий для формирования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения элементарной математике и конструированию у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
· линейности и концентричности;
· коррекционной направленности;
· комплексного подхода;
· природосообразности и культуросообразности;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия(чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Предполагаемые результаты:
- овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;
- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;
- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием;
- последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах восьми) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов на тему |
Конструирование |
20 |
Количественные представления |
64 |
Представления о форме |
19 |
Представления о величине |
13 |
Пространственные представления |
13 |
Временные представления |
10 |
Содержание
I полугодие
4 часа в неделю
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Конструирование |
8 |
|
|
|
1.Конструирование из счётных палочек по образцу и по словесной инструкции. |
2 |
03.09., 04.09. |
|
|
2.Складывание предметных и разрезных картинок. |
2 |
05.09., 06.09. |
|
|
3. Работа с детскими «архитектурными наборами» |
4 |
10.09., 11.09., 12.09., 13.09. |
|
|
Количественные представления |
22 |
|
|
|
1.Упражнения в узнавании цифр от 1 – 7. |
2 |
17.09., 18.09. |
|
|
2.Дорисовывание и рисование цифр от 1-7. |
2 |
19.09., 20.09. |
|
|
3.Число и цифра 2и 3. Состав числа 2 и 3. |
2 |
24.09., 25.09. |
|
|
4.Число и цифра 4 и 5. Состав числа 4 и 5. |
2 |
26.09., 27.09. |
|
|
5.Число и цифра 6 и 7. Состав числа 6 и 7. |
2 |
01.10., 02.10. |
|
|
6. Знакомство с числом и цифрой 8. Состав числа 8. |
2 |
03.10., 04.10. |
|
|
7. Счет различно расположенных объектов в пределах восьми. |
2 |
08.10., 09.10. |
|
|
8. Отношения между числами натурального ряда (8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1).
|
2 |
10.10., 11.10. |
|
|
9. Цифры от 1 до 8. |
2 |
15.10., 16.10. |
|
|
10.Счет денег: 1 руб. + 2 руб. = ..., 2 руб. + 5 руб.=...
|
2 |
17.10., 18.10. |
|
|
11. Решение и составление простых арифметических задач. |
2 |
22.10., 23.10. |
|
|
Представления о форме. |
9 |
|
|
|
1. Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна). |
2 |
24.10., 25.10. |
|
|
2. Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам. |
2 |
29.10., 30.10. |
|
|
3. Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.
|
2 |
31.10., 01.11. |
|
|
4. Конструирование по образцу и по словесной инструкции из меньших геометрических фигур больших такой же или другой формы.
|
3 |
12.11., 13.11., 14.11. |
|
|
Представления о величине. |
9 |
|
|
|
1. Длинный, короче, самый короткий. |
2 |
15.11., 19.11. |
|
|
2. Широкий, уже, самый узкий. |
2 |
20.11., 21.11. |
|
|
3.Высокий, ниже, самый низкий. |
2 |
22.11., 26.11. |
|
|
4.Толстый, тоньше, самый тонкий. |
2 |
27.11., 28.11. |
|
|
5. Практические упражнения на измерение роста с помощью ростомера. |
1 |
29.11. |
|
|
Пространственные представления. |
9 |
|
|
|
1.Ориентировка учащихся в пространстве: право-лево,верх-низ,спереди-сзади. |
2 |
03.12., 04.12. |
|
|
2.Ориентировка в противоположных направлени ях. |
2 |
05.12., 06.12. |
|
|
3.Упражнение в назывании и показывании пространственных положений. |
2 |
10.12., 11.12. |
|
|
4. Закрепление топологических представлений в сюжетно дидактических играх «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности» |
3 |
12.12., 13.12., 17.12. |
|
|
Временные представления. |
7 |
|
|
|
1.Знакомство с электронными часами. |
2 |
18.12., 19.12. |
|
|
2.Называние и показ на часах времени: от 1 – 8 |
2 |
20.12., 24.12. |
|
|
3. Знакомство учащихся с астрономическими символами: солнце, луна, месяц, звёзды, облака. |
3
|
25.12., 26.12., 27.12. |
|
|
II полугодие
4 часа в неделю
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Конструирование |
12 |
|
|
1.Конструирование из счётных палочек по образцу и по словесной инструкции. |
2 |
09.01., 10.01. |
|
2. Складывание сюжетных картинок по графическому образцу |
3 |
14.01., 15.01., 16.01. |
|
3. Работа с детскими «архитектурными наборами» |
4 |
17.01., 21.01., 22.01., 23.01. |
|
4. Конструирование по объемному образцу. |
3 |
24.01., 28.01., 29.01. |
|
Количественные представления |
42 |
|
|
1.Упражнения в узнавании цифр от 1 – 8. |
2 |
30.01., 31.01. |
|
2.Дорисовывание и рисование цифр от 1-8. |
2 |
04.02., 05.02. |
|
3.Число и цифра 1и 2. Состав числа 2. |
2 |
06.02., 07.02. |
|
4.Число и цифра 3 и 4 Состав числа 3 и 4. |
2 |
11.02., 12.02. |
|
5.Число и цифра 5 и 6. Состав числа 5 и 6. |
2 |
13.02., 14.02. |
|
6.Число и цифра 7и 8. Состав числа 7 и 8. |
2 |
18.02., 19.02. |
|
7. Знакомство с числом 9 и цифрой 9. Состав числа 9. |
4 |
20.02., 21.02., 25.02., 26.02. |
|
8. Счет различно расположенных объектов в пределах девяти. |
3 |
27.02., 28.02., 04.03. |
|
9.Отношения между числами натурального ряда (9 больше 8 на 1, а 8 меньше 9 на 1). |
3 |
05.03., 06.03., 07.03. |
|
11. Цифры от 1 до 9. |
3 |
11.03., 12.03., 13.03. |
|
12.Действия с монетами. |
4 |
14.3., 18.03., 19.03., 20.03. |
|
13. Упражнения в счете на абаках. |
4 |
21.03., 01.04., 02.04., 03.04. |
|
14. Знакомство с калькулятором. Упражнения с калькулятором |
4 |
04.04., 08.04., 09.04., 10.04. |
|
15. Решение простых задач с помощью калькулятора. |
5 |
11.04., 15.04., 16.04., 17.04., 18.04. |
|
Представления о форме. |
10 |
|
|
1. Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна). |
2 |
22.04., 23.04. |
|
2. Знакомство с ломаной линией (/VW\). |
2 |
24.04., 25.04. |
|
3. Конструирование по образцу и по словесной инструкции из меньших геометрических фигур больших такой же или другой формы.
|
2 |
29.04., 30.04. |
|
4. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. |
2 |
06.05., 07.05. |
|
5. Узнавание в знаках дорожного движения и знаках пожарной безопасности знакомых фигур и стрелок-векторов |
2 |
08.05., 13.05. |
|
Представления о величине. |
4 |
|
|
1. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). |
1 |
14.05. |
|
2. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине). |
1 |
15.05. |
|
3. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по высоте). |
1 |
16.05. |
|
4. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по толщине). |
1 |
20.05. |
|
Пространственные представления. |
4 |
|
|
1.Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» |
2 |
21.05., 22.05. |
|
2.Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. |
2 |
23.05., 27.05. |
|
Временные представления. |
3 |
|
|
1. Регулирование времени по часам. |
1 |
28.05. |
|
2. Работа с календарями природы и погоды. |
2 |
29.05., 30.05. |
|
Календарно-тематическое планирование
I полугодие
Тема Тема урока |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
Конструирование |
8 |
|
|
1.Конструирование из счётных палочек по образцу и по словесной инструкции. |
2 |
1.Учить работать по образцу инструкции, самостоятельно. 2.Развитие пространственного воображения. 3.Воспитание внимания, усидчивости. |
Счётные палочки, палочки Кюизенера, тетради |
2.Складывание предмет ных и разрезных карти нок. |
2 |
1.Учить складывать пазл, разрезные картинки. 2.Стимулирование речевой активности. 3.Воспитание умения правильно задавать вопросы, отвечать на них. |
Пазлы, разрезные картинки, тетради |
3. Работа с детскими «архитектурными наборами» |
4 |
1 Учить выполнять конструкции типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые инд-ые отличия. 2 Развитие мелкой моторики. 3. Расширять словарный запас уч-ся путём введения названий построенных сооружений. |
Детский «архитектурный набор» |
Количественные представления |
22 |
|
|
1.Упражнения в узнавании цифр от 1 – 7. |
2 |
1.Упражнение в счёте на различных абаках, счётных линейках. 2.Развитие долговременной памяти, на основе упражнений на счёт от 1- 6 в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание внимания, усидчивости. |
Цифры, счётные палочки. |
2.Дорисовывание и рисование цифр от 1-7. |
2 |
1.Учить дорисовывать и рисовать цифры по опорным точкам и трафарету. 2.Развитие моторики рук 3.Воспитание внимания. |
Тетрадь, цифры |
3.Число и цифра 2и 3. Состав числа 2 и 3.
|
2 |
1.Дать понятие образования числа 2 и 3. 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание активности на уроке. |
Тетрадь, цифры. |
4.Число и цифра 4 и 5. Состав числа 4 и 5. |
2 |
1.Дать понятие образования числа 4 и 5. 2.Развитие долговременной памяти. 3.Воспитание усидчивости. |
Тетрадь, цифры |
5.Число и цифра 6 и 7. Состав числа 6 и 7. |
2 |
1.Дать понятие образования числа 6 и 7. 2.Развитие памяти, моторики рук. 3.Воспитание внимания.
|
Тетрадь, цифры |
6. Знакомство с числом и цифрой 8. Состав числа 8. |
2 |
1.Дать понятие образования числа 8. 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Учить последовательно выделять каждый предмет или картинку (в пределах восьми) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов. 4.Воспитание активности на уроке. |
Цифры, счётные палочки. |
7. Счет различно расположенных объектов в пределах восьми. |
2 |
1. Формировать представления учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. 2. Упражнения в счете на основе тактильного или зрительного восприятия. 3.Воспитание внимания. |
Счётный материал, цифры, счётные палочки. |
8. Отношения между числами натурального ряда (8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1).
|
2 |
1. Развитие понимания учащимися отношений между числами натурального ряда (8больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1) 2.Совершенствовать умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (и пределах 8). 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание активности на уроке. |
Тетрадь, цифры, счётный материал. |
9. Цифры от 1 до 8. |
2 |
1. Учить узнавать цифры от «1» до «8» в правильном и перевернутом расположении. 2. Учить дорисовывать, рисовать цифры от 1 до 8 по трафарету, по опорным точкам, лепить цифры из пластилина. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Воспитание аккуратности. |
Тетрадь, цифры, трафареты. |
10.Счет денег: 1 руб. + 2 руб. = ..., 2 руб. + 5 руб.=...
|
2 |
1.Продолжать знакомить учащихся с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). 2. Обучение учащихся активному использованию монет в сюжетно-дидактической игре «Магазин», «Аптека». 3. Упражнять в счете. 4. Развивать внимание. |
Денежные банкноты, счётные линейки, абак, счёты. |
11. Решение и составление простых арифметических задач. |
2 |
1.Учить составлять и решать простые задачи на бытовом уровне. 2.Формирование количественных представлений. 3.Воспитание у учащихся интереса к учению. |
Предметные картинки, тетрадь, муляжи фруктов, овощей. |
Представления о форме. |
9 |
|
|
1. Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна). |
2 |
1.Закрепить понятия прямая и извилистая линии. 2. Вырабатывать умения по выкладыванию линий с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (шишек, каштанов, шиповника), учить рисовать линии на песке, манке (пшеничке), на бумаге. 3.Воспитание положительной мотивации для обучения. |
Природный материал, шнурки, верёвки, песок, манка. |
2. Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам. |
2 |
1.Учить группировать предметы по их основным признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объемных фигур для конструирования («Строитель № 1» и др.). 2.Формирование представлений об основных признаках геометрии предметов. 3.Воспитание внимания. |
Деревянный конструктор, геометрические фигуры, блоки Дьенеша. |
3. Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.
|
2 |
1.Учить отличать плоскостные фигуры от пространственных. 2.Учить рисовать круг, квадрат, треугольник по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно, лепить, пространственные фигуры из пластилина, пата. 3. Учить выкладывать плоскостные фигуры из природного материала (шишки, каштаны, желуди и др.). 4.Воспитание усидчивости. |
Геометрические фигуры, конструктор, тетради, блоки Дьенеша. |
4. Конструирование по образцу и по словесной инструкции из меньших геометрических фигур больших такой же или другой формы. |
3 |
1.Учить конструировать по образцу из меньших геом. фигур больших такой же или другой формы. 2.Развитие мелкой моторики рук.
|
Разрезные геометрические фигуры. |
Представления о величине. |
9 |
|
|
1. Длинный, короче, самый короткий. |
2 |
1. Расширить и уточнить представления учащихся о величине на основе сравнения трех объектов. 2.Научить использовать приёмы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов. |
Различные объекты для сравнения, полоски разной длины. |
2. Широкий, уже, самый узкий. |
2 |
1. Расширить и уточнить представления учащихся о величине на основе сравнения трех объектов. 2.Научить использовать приёмы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов. |
Различные объекты для сравнения, полоски разной ширины. |
3.Высокий, ниже, самый низкий. |
2 |
1. Расширить и уточнить представления учащихся о величине на основе сравнения трех объектов. 2.Научить использовать приёмы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов. |
Различные объекты для сравнения, игрушки разной высоты, постройки разной высоты. |
4.Толстый, тоньше, самый тонкий. |
2 |
1. Расширить и уточнить представления учащихся о величине на основе сравнения трех объектов. 2.Научить использовать приёмы наложения и приложения для проверки сравнительных отношений объектов. |
Различные объекты для сравнения, полоски разной толщины. |
5. Практические упражнения на измерение роста с помощью ростомера. |
1 |
1.Учить выбирать одежду по росту и головной убор по объёму головы. |
Ростомер, различная одежда. |
Пространственные представления. |
9 |
|
|
1.Ориентировка учащихся в пространстве: право-лево, верх-низ, спереди-сзади.
|
2 |
1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. 2.Формирование представлений и ориентировок. 3.Воспитание учиться в коллективе. |
Картинки с изображением природы и деятельности людей. |
2.Ориентировка в противоположных направлениях. |
2 |
1.Учить ориентироваться в пространстве относительно предметов, людей. 2.Формирование навыка ориентировки в пространстве, на листе бумаги. |
Картинки, предметы обстановки класса. |
3.Упражнение в назывании и показывании пространственных положений. |
2 |
1.Упражнение и дидактические игры на ориентировку в пространстве. 2.Развитие навыка ориентироваться относительно предметов в классе. 3.Воспитание внимания. |
Картинки, предметы класса, кусты и деревья на площадке для прогулок. |
4. Закрепление топологических представлений в сюжетно дидактических играх «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности» |
3 |
1.Закрепить умения учащихся ориентироваться в пространстве различных помещений по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карте маршрута) и самостоятельно. 2.Развивать внимание, навык быстрого действия. |
План-схемы движений. |
Временные представления. |
6 |
|
|
1.Знакомство с электронными часами. |
2 |
1.Познакомить детей с электронными часами. 2.Формирование временных представлений. 3.Воспитание «чувства» времени. |
Электронные часы |
2.Называние и показ на часах времени: от 1 – 8
|
2 |
1.Упражнения на показ времени от 1-8. 2.Формирование навыка пользоваться часами в бытовых целях. 3.Воспитание «чувства» времени. |
Макет часов. |
3. Знакомство учащихся с астрономическими символами: солнце, луна, месяц, звёзды, облака. |
3
|
1. Познакомить детей с астрономическими символами. 2.Формироавть пространственно-временные представления учащихся. 3.Развитие мелкой моторики рук. |
Иллюстрации астрономических символов, трафареты астрономических символов |
II полугодие
Тема Тема урока |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
|
Конструирование |
12 |
|
|
|
1.Конструирование из счётных палочек по образцу и по словесной инструкции. |
2 |
1.Учить работать по образцу, инструкции, самостоятельно. 2.Развитие пространственного воображения. 3.Воспитание внимания, усидчивости. |
Счётные палочки, палочки Кюизенера. |
|
2. Складывание сюжетных картинок по графическому образцу |
3 |
1.Учить складывать картинку по графическому образцу 2.Стимулирование речевой активности. 3.Воспитание умения правильно задавать вопросы, отвечать на них. |
Плоскостные наборы фигур, сюжетные картинки. |
|
3. Работа с детскими «архитектурными наборами» |
4 |
1. Формировать умение анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета. 2. Учить воспроизводить постройки по образцу, данному педагогом из 3-6 элементов модульного или строительного набора. 3 Развитие мелкой моторики. 4. Расширять словарный запас уч-ся путём введения названий построенных сооружений. |
Детский «архитектурный набор» |
|
4. Конструирование по объемному образцу. |
3 |
1. Учить конструировать по объемному образцу (здания, мосты, ворота) с последующим созданием плоскостного изображения на магнитной доске, ковролинографе, на плоскости парты. 2.Развитие мышления. |
Детский «архитектурный набор» |
|
Количественные представления |
42 |
|
|
|
1.Упражнения в узнавании цифр от 1 – 8. |
2 |
1.Упражнение в счёте на различных абаках, счётных линейках. 2.Развитие долговременной памяти, на основе упражнений на счёт от 1- 8 в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание внимания, усидчивости. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
2.Дорисовывание и рисование цифр от 1-8. |
2 |
1.Учить дорисовывать и рисовать цифры по опорным точкам и трафарету. 2.Развитие моторики рук 3.Воспитание внимания. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
3.Число и цифра 1и 2. Состав числа 2.
|
2 |
1.Повторить образование числа 2. 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание активности на уроке. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
4.Число и цифра 3 и 4 Состав числа 3 и 4. |
2 |
1. Повторить образование чисел 3и 4. 2.Развитие долговременной памяти. 3.Воспитание усидчивости. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
5.Число и цифра 5 и 6. Состав числа 5 и 6. |
2 |
1. Повторить образование чисел 5и 6. 2.Развитие памяти, моторики рук. 3.Воспитание внимания. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
6.Число и цифра 7и 8. Состав числа 7 и 8. |
2 |
1. Повторить образование чисел 7и 8. 2.Развитие памяти. 3.Воспитание активности на уроке. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
7. Знакомство с числом 9 и цифрой 9. Состав числа 9. |
4 |
1.Дать понятие образования числа 9. 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Учить последовательно выделять каждый предмет или картинку (в пределах восьми) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов. 4.Воспитание активности на уроке. |
Цифры, счётные палочки, тетради. |
|
8. Счет различно расположенных объектов в пределах девяти. |
3 |
1. Формировать представления учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. 2. Упражнения в счете на основе тактильного или зрительного восприятия в пределах 9. 3.Воспитание внимания. |
Счётный материал, цифры, счётные палочки. |
|
9.Отношения между числами натурального ряда (9 больше 8 на 1, а 8 меньше 9 на 1).
|
3 |
1. Развитие понимания учащимися отношений между числами натурального ряда (8больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1) 2.Совершенствовать умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (и пределах 8). 2.Развитие памяти, умения считать в прямом и обратном порядке. 3.Воспитание активности на уроке. |
Тетрадь, цифры, счётный материал. |
|
11. Цифры от 1 до 9. |
3 |
1. Учить узнавать цифры от «1» до «9» в правильном и перевернутом расположении. 2. Учить дорисовывать, рисовать цифры от 1 до 9 по трафарету, по опорным точкам, лепить цифры из пластилина. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Воспитание аккуратности. |
Тетрадь, цифры, трафареты. |
|
12.Действия с монетами.
|
4 |
1.Продолжать знакомить учащихся с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). 2. Обучение учащихся активному использованию монет в сюжетно-дидактической игре «Магазин», «Аптека». 3. Упражнять в счете. 4. Развивать внимание. |
Денежные банкноты, счётные линейки, абак, счёты. |
|
13. Упражнения в счете на абаках. |
4 |
1. Упражнять в счете на абаках (пластмассовые счетные линейки) и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты). |
Абак, счёты разной величины, настольные счёты. |
|
14. Знакомство с калькулятором. Упражнения с калькулятором |
4 |
1.Научить работать с калькулятором (включение, выключение, нажатие на кнопки). 2.Развитие мелкой моторики рук. |
Калькуляторы. |
|
15. Решение простых задач с помощью калькулятора. |
5 |
1.Учить решать простые задачи с помощью калькулятора. 2.Формирование количественных представлений. 3.Воспитание у учащихся интереса к учению. |
Калькуляторы. |
|
Представления о форме. |
10 |
|
|
|
1. Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая, как волна). |
2 |
1.Закрепить понятия прямая и извилистая линии. 2. Вырабатывать умения по выкладыванию линий с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (шишек, каштанов, шиповника), учить рисовать линии на песке, манке (пшеничке), на бумаге. 3.Воспитание положительной мотивации для обучения. |
Природный материал, шнурки, верёвки, песок, манка. |
|
2. Знакомство с ломаной линией (/VW\).
|
2 |
1. Познакомить с ломанной линией. 2. Учить отличать ломанную линию от прямой и извилистой. |
Шнурки, верёвки, песок, манка. |
|
3. Конструирование по образцу и по словесной инструкции из меньших геометрических фигур больших такой же или другой формы. |
2 |
1.Учить конструировать по образцу из меньших геом. фигур больших такой же или другой формы. 2.Развитие мелкой моторики рук.
|
Разрезные геометрические фигуры. |
|
4. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. |
2 |
1. Учить составлять ритмические композиции из фигур по образцу, данному учителем, и по собственному желанию. 2. Развивать воображение. |
Геометрические фигуры. |
|
5. Узнавание в знаках дорожного движения и знаках пожарной безопасности знакомых фигур и стрелок-векторов |
2 |
1. Учить узнавать в знаках дорожного движения и знаках пожарной безопасности знакомые фигуры и стрелки-вектора: светофор — круги, знак «Въезд запрещен» — прямоугольник (кирпич), «Направление к эвакуационному выходу...» (стрелка — направление движения) и т. п. 2 Развивать память. |
Знаки дорожного движения и знаки пожарной безопасности. |
|
Представления о величине. |
4 |
|
|
|
1. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине). |
1 |
1. Освоение детьми действий с меркой. 2. Учить овладевать соизмерением на глаз величины предметов. 3. Развитие мелкой моторики. |
|
|
2. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по ширине). |
1 |
1. Освоение детьми действий с меркой. 2. Учить овладевать соизмерением на глаз величины предметов. 3. Развитие мелкой моторики. |
|
|
3. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по высоте). |
1 |
1. Освоение детьми действий с меркой. 2. Учить овладевать соизмерением на глаз величины предметов. 3. Развитие мелкой моторики. |
|
|
4. Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по толщине). |
1 |
1. Освоение детьми действий с меркой. 2. Учить овладевать соизмерением на глаз величины предметов. 3. Развитие мелкой моторики. |
|
|
Пространственные представления. |
4 |
|
|
|
1.Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» |
2 |
1.Закрепить навыки пространственной ориентации. 2. Развивать внимательность. 3. Воспитывать чувство коллективизма. |
Детская мебель. |
|
2.Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. |
2 |
1.Развивать пространственную ориентацию. 2.Учить моделировать расположение различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальне пространстве. |
Различные предметы. |
|
Временные представления. |
3 |
|
|
|
1. Регулирование времени по часам. |
1 |
1. Учить выполнять практические действия за определённое время. 2.Формировать временные представления. 3.Воспитывать «чувство» времени. |
Песочные часы, таймер. |
|
2. Работа с календарями природы и погоды.
|
2 |
1.Научить пользоваться календарями природы и погоды. 2. Формировать временные представления. |
Календари природы и погоды. |
|
Планируемые результаты на конец года:
· Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
· Классифицировать геометрические фигуры.
· Составлять предмет из 2-3 частей.
· Конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур.
· Ориентироваться на плоскости и в пространстве.
· Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
· Уметь узнавать цифры от «1» до «9».
· Уметь уменьшать и увеличивать число на один в пределах 9.
· Производить элементарные действия с калькулятором.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.