Во многих сказках математическое начало находиться на поверхности («Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят» и т.д.) Такие названия сказок позволяют нам задавать стандартные математические вопросы ( Сколько ? Посчитай ? Чем отличаются?) Но если проявить творческий подход, то любая сказка может стать источником необычных математических заданий, требующих от ребенка смекалки, мыслительных операций, умение устанавливать взаимосвязи. Играя с ребенком, используя при этом сказки, мы развиваем:
КУРОЧКА РЯБА – умение находить сходства и различия по цвету и форме;
КРАСНАЯ ШАПОЧКА - понятие «длинный» и
«короткий»;
ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА - поможет научить
делить целое на две равные части;
ТРИ МЕДВЕДЯ - знания о величине (большой, маленький, средний);
КОЛОБОК – знакомим с геометрическими фигурами;
ТЕРЕМОК – порядковый счет; учим называть «соседей» чисел;
РЕПКА – знания о величине, закрепляем количество и счёт; ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ - формируем умение считать в
пределах 7, находить сходства и различия;
КОЗЛЕНОК - эта сказка создана специально для освоения счета, ребенок легко освоит счет до 10;
ДВЕННАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ – знания о временах года и месяцах,
закрепляем счет, цвет, форму, величину;
МАЛЕНЬКИЙ МУК – знакомим детей с кривой, прямой и ломанной линиями.
Этот прием я активно использую в своей работе. Ведь главное – это воспитывать интерес к математике и тогда ребенок будет с желанием учиться.
Игра «Зернышки для Курочки Рябы» Эта математическая игра развивает у детей навыки мыслительной деятельности . Помогает закрепить умение детей различать цвета , группировать предметы по цвету и форме. Помогает в изучении порядкового счета а также соотношение с геометрическими фигурами.
Игра:
расставляем несколько тарелочек (вырезаем кружочки из картона), на тарелочках можно написать цифры, и попросить малыша положить в тарелочки соответствующее число зернышек. Более простой вариант – разложить все семечки поровну на 2 - 3 тарелочки.
Игра «Длинный и короткий» Чтение «Красной шапочки» даст возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”.
Игра:
можно нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
Дидактическое упражнение
«Раздели сыр» Сказка поможет научить детей делить целое на две равные части, проводя линию через середину круга . Закрепить знания о величине ( большой , маленький ) . Закрепить умение считать до четырех. Упражнение; детям предлагается взять карандаш и провести им линию сверху вниз так, чтобы разделить круг (сыр) на две равные части. На обратной стороне листа нарисовать дорожку, по которой медвежата вернулись домой. Детям дать задание провести карандашом по дорожке, не выходя за нее. Посадить возле Игровое упражнение «Большой, маленький, средний» «Три медведя» – это вообще математическая суперсказка . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький ) , и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.
Дидактическое упражнение «Найди пару» Сказка «Колобок» поможет упражнять детей в счете до 4, а также закреплять геометрические фигуры, развивать умение сравнивать и группировать предметы по характерным признакам.
Игра:
стало холодно и Колобок купил зверятам варежки. Они перепутались. Подберите пары (дети рассматривают варежки, обращают внимание на цвет, форму, размер, цифру и подбирают нужную пару) .
Игра «Кто за кем пришел, какой по счету?» «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребенок легко усвоит , как увеличивается количество , если каждый раз прибавлять по единичке.
Игра:
прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо и т.д. Можно по наглядным иллюстрациям считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.
Игра «Что изменилось» Сказка «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький ? Мышка . Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
Игра:
дети закрывают глаза , воспитатель прячет одного из персонажей сказки . 0 ткрыв глаза, дети должны сказать, что изменилось . Сколько стало героев? Кого из героев не хватает Какие герои есть еще в сказке. А вы хотите быть сказочными героями?
Дидактическое упражнение «Волк и семеро козлят»
Ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать , моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Упражнение: например, один большой и семь маленьких треугольников напоминают сказку «Волк и семеро козлят»,
Дидактическая игра «Подбери заплатку» Сказка поможет закрепить знания о составе чисел в пределах десяти; закрепить знания детей о временах года и месяцах ; закрепить сенсорные навыки (цвет, форма, величина).
Игра:
нужно подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета , чтобы зашить дырки в одежде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.