Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Лотиковская средняя школа
имени героя-земляка Валентина Лелеки»
Математический час
«Десятичные дроби»
в 5 классе
Составитель:
Никифорова Инна Андреевна,
учитель математики,
специалист высшей категории
Девиз: «Знания имей отличные
по теме «Дроби десятичные»
Учитель:
- Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта предметов появились числа 1, 2, 3, … - натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями ⅓, ⅔, ⅛…, а затем более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, … т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.
Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например: 3 1/100=3,02. Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем заслужили они такое большое внимание?
Вот натуральное число 2072. Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда в 10 раз меньше единицы предыдущего. По этому принципу записываются и десятичные дроби. Например: в дроби 2072,38 единиц разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц, и т.д.
Сейчас нам кажется: как же всё это просто! Но к этому способу записи десятичных дробей люди шли очень долго. Об этом доклад 1 ученика.
1 ученик:
- Решать задачу облегчения вычислений учёные начали ещё с древних времён. Но только в 15в. Самаркандский астроном ал-Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды ал-Каши долго не были известны европейским учёным. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала всё больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, а способ их записи в виде обыкновенных дробей не давало возможности это делать.
Прошло полтора века после открытий ал-Каши, и вот талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая» (1585) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввёл для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признаётся и их изобретателем.
Посмотрим, почему же употребление десятичных дробей в современной форме записи значительно облегчило вычислительную работу.
2 ученик:
- Современный способ записи десятичных дробей одинаковый со способом записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой. (Ученик демонстрирует способ сложения двух десятичных дробей)
Учитель:
- Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел. Здесь надо только уметь пересчитать десятичные знаки во множителях.
3 ученик рассказывает об умножении десятичных дробей.
Учитель:
- Большое удобство представляет позиционная запись десятичных дробей для умножения и деления их на 10, 100, 1000 и т.д. Вы знаете, что при умножении на эти числа надо в десятичной дроби перенести запятую соответственно на 1, 2, 3 … цифры, а при делении влево. Посмотрим, как вы научились узнавать, во сколько раз уменьшилось или увеличилось число от перенесения запятой.
Инсценировка: ученики примерно одного роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами 620, 9715. У того ученика, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. «Запятая» перебегает в различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось число или уменьшилось от перенесения запятой.
Учитель:
- Деление десятичных дробей также не сложно. Оно сводится к делению на натуральное число. Сделать это как раз помогает умение умножать на 10, 100, 1000 …
4 ученик рассказывает о делении десятичных дробей.
Учитель:
- Десятичные дроби, записанные в позиционной системе очень удобны в расчётах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать со степенью точности и , во-вторых, эти величины легко сравнивать. Например: что больше 3/8 или 2/5? Сразу определить трудно, а если выразить их десятичными дробями 0,375˂0,4.
Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший мелкий вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. 0,0000016 мм. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание – микробом или вирусом, и узнают, какая болезнь?
Стихотворение Лифшица «Три десятых»
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И суёт свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом.
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин –
Жертва вечных придирок, - он снова провален
И шипит, на растрёпанный глядя задачник:
- Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник.
В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на 3 десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте,
Архитектор немного ошибся в расчёте, -
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин,
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен,
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека…
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Заключительная часть математического часа – соревнования и игры:
Соревнование «Думай и соображай» (5б.)
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получилось число больше 7, но меньше 8?
2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число больше 5,2, но меньше 5,3.
3. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате получилась. ( (0,3+7,7)×0,125=1)
4. Найдите устно сумму 20 чисел: 0,1+0,2+0,3+……+1,8+1,9+2.
( (0,1+2)×10=21)
5. Даны две суммы: 2,18+4,36+6,53+8,77 и 7,82+5,64+3,47+1,23. Найдите устно сумму этих сумм. ( (2,18+7,82)×4=40)
6. Найдите устно значение выражения: (13-2,46:3,54)×(0,5-1/2). (=0)
Игра «Заполни клетку»
Учащиеся получают листочки:
В.1 Фамилия В.2 Фамилия
1,4+0,6=
2,6+0,4=
-1,7=
-2,8=
![]() |
![]() |
![]() |
×1,2= ×1,8=
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
||||||
:9= :12=
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
||||||
+0,96= +0,97=
-0,2= -0,1=
![]() |
![]() |
![]() |
×0,5= ×0,5=
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
:0,02= :0,15=
Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия в первую клетку следующего. (в.1 – 20; в.2 – 3)
Игра «Сравни дроби»
На доске прикреплены таблицы (для каждой команды), на которых изображены квадраты, разбитые на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Дроби во всех таблицах одинаковы, но расположены по разному.
Учащимся предлагают в течение 1 минуты рассмотреть числа в таблицах, мысленно распологая их в порядке возрастания.
0,3 |
2,06 |
5,4 |
1,48 |
0,08 |
0,29 |
5,39 |
2,1 |
1,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.