Математический танец
1. Арифметика
Арифметика — это начальная точка математики и танца. Можно сказать, первая точка соприкосновения математики и танца.
Арифметика (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о числах и действиях над ними.
С первого класса в школе именно с арифметики начинается знакомство с предметом математика. Мы начинаем считать 1,2,3,4,5…..
Счет - понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части.
Все любят вальс…и при счете 1,2,3, 1, 2, 3 вспоминают именно этот танец.
123 –танцы любят счет! Воздух наполняется музыкой, зрители замирают в предвкушении праздника, нарядные пары, подобно лёгким птицам, начинают своё кружение по паркету. Мы на конкурсе танцев…
Базовый счет
Самый известный, красивый и романтичный из бальных танцев это вальс. Аристократичный вальс на счёт 1,2,3 словно переносит нас в атмосферу прошлого.
Танго – самый из загадочных и страстных танцев. Он словно покорил весь мир своей сдержанностью и неповторимостью. Базовый счет в американском стиле танго - "медленно", "медленно", "быстро", "быстро", "медленно" ("T-A-N-G-O"): три шага вперед, начиная с левой нови, шаг вправо, подтягивание левой ноги к правой.
Ча-ча-ча -латиноамериканский бальный танец. Постановка стопы на удар на счёт 1,2,3,4, и, время, которое требуется на исполнение шага, измеряемое в долях секунды.
2. Алгебра
Алгебра вторая точка соприкосновения математики и танца.
Алгоритм
Поскольку математическая наука связана с понятием алгоритма («шаг за шагом») и последовательностью, а танцевальный шаг - это и последовательность, и порядок движений, то следует, что танец и математика связаны общим понятием - «шагом».
Алгоритмы используются для выполнения однотипных задач, чтобы ускорить процесс достижения результата. Суть алгоритма в том, что, научившись выполнять элементарные операции, в дальнейшем мы не задумываемся о порядке их выполнения. В виде последовательности шагов можно описать процесс решения многих задач, известных из школьного курса математики: приведение дробей к общему знаменателю, решение уравнений и т.д.
Как и в математике, танец имеет свой набор шагов, которые необходимо освоить, чтобы довести их до автоматизма. В связи с многообразием танцевальной лексики, композиций, фигур и поз в современных пособиях по хореографии представлен алгоритм обучения классическим танцам.
Графики и танцевальные движения
Занятия по хореографии всегда начинается с разминки. Мы встаем у станка и начинается…первая позиция, вторая, третья, постановка рук, ног… Если проанализировать базовую позицию, когда руки находятся над головой, можно заметить, что в ней заложены две кривые – одна справа, другая слева.
Создать красивый танец невозможно без графиков математических функций. Красивый танец - это красивый график, который можно записать математической формулой. График функций - понятие в математике, которое даёт представление о геометрическом образе функции. Существуют различные виды графиков функций и их представления в танце, приведем несколько примеров. Часто, когда танцоры разводят в разные стороны руки или даже ноги, то получается –прямая. А когда они встают в круг, то получается окружность. Если встать в аттитюд, это одна из основных поз в классическом танце, при которой равновесие сохраняется на одной ноге, а другая нога поднята и отведена назад в согнутом положении, то получится ломаная линия. Если в классическом танце занять третью раскрытую позицию рук, то получится парабола. Если скрестить пары рук партнеров и совершить волновые движения, то непроизвольным образом получим знак бесконечности.
3. Геометрия и танец – третья точка соприкосновения математики и танца
Точка, линия.
Танцовщики во время выступления принимают различные позы, чередующиеся с другими элементами танца. Под позой в танце понимают остановку в движении, при котором тело танцора находится в неподвижном положении равновесия. В хореографии это называется «точкой». Также понятие «точка» используется при выполнении любого поворота или вращения, когда важно сохранить равновесие. Это получается как раз благодаря умению фокусировать взгляд или «держать точку». В балетных училищах танцоров обучают работать с линиями в пространстве, поскольку каждый рисунок танца состоит из линий (прямых). В течение танца, когда один рисунок сменяет другой, танцор должен «держать линию», то есть придерживаться траектории, по которой происходит перестроение. Одним из главных критериев оценки танца являются красиво и правильно выстроенные линии.
Углы и позиции
Угол — геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. Эти лучи называют сторонами угла, а их общее начало — вершиной угла. Единица измерения углов – градусы. В математике выделяют следующие виды углов в зависимости от градусной меры угла:
· Прямой – угол равный 90°
· Острый – угол менее 90°
· Тупой – угол более 90°
· Развёрнутый – угол равный 180°
Градусные меры имеют прямое отношения к позициям в хореографии, особенно в балете.
Многие движения, связанные с поднятием ноги измеряются в градусах. Конечно же, танцовщица не должна поднимать ногу на точное количество градусов, о них говорят примерно, чтобы у танцовщиц было понятие – в каких движениях насколько поднимается нога.
В танце представлены следующие виды углов:
А ля згонд - поза, в которой нога через 2-ую позицию поднята в сторону выше 90 градусов.
Арабеск (от фр. arabesque) — поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов
Тур — оборот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов.
Амбуате - прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45° или 90°.
Пируэт – оборот на 360 градусов на одной ноге
Assemble (ассамбле , франц.—собранный), в классическом танце прыжок с выбрасыванием ноги вперёд, в сторону и назад под углом 45° (petit A.) и 90° grand A.). Правда это больше понятия балета, чем классического танца, которым занимаюсь я.
Геометрические фигуры и танец
Фигура в танце — положение, позиция, принимаемая кем-либо при исполнении чего-нибудь в движении; часть танца; в бальном танце и балете — сочетание нескольких танцевальных шагов (па), связанных между собой и расположенных на известное количество тактов музыки.
4.Виды геометрических преобразований в танце
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.