Математический час «УГАДАЙ-КА» дя детей 5-6 классов. Ребята знакомятся с загадочным и интересным миром занимательной математики. Урок проходит в виде соревнования между командами. В разработке содержится интересный материал: есть задачи-шутки, задачи для смекалистых, задачи-загадки. Целью разработки является развитие логики и вычислительных навыков.
КГУ «Школа-лицей № 31»
«УГАДАЙ-КА»
Математический час
Бегешева Гульнара Кусмановна
2012
Г.Усть-Каменогорск
«УГАДАЙ-КА»Математический часБегешева Гульнара КусмановнаЭта разработка предназначена для учащихся 56 классов
Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром
занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот
мир.
Занятие наше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнования
между тремя командами (ученики делятся на три команды). Вам будут
предложены различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить в
соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других,
подумав, ответить на вопрос или выполнить задания. За каждый правильный
ответ команда получает флажок. Эти флажки мы будем складывать в три
конверта, прикрепленных к доске. По количеству набранных флажков в конце
занятия мы узнаем, какое место в соревновании каждая команда заняла. Вам,
конечно, хочется узнать, чем будете заниматься сегодня? Тогда попробуйте
открыть вот эти таинственные «двери». (Чтобы они поняли, показывает
учащимся листы с рисунками, т.е. это ребусы).
I. На обратной стороне листочка написано слово, которое указывает, чем будете
заниматься. Теперь хором скажем, чем сегодня будете заниматься:
решать, отгадывать, играть!
II. Отгадывать вы уже начали. Теперь решите задачу в стихах. Будьте
внимательны. Проследите за тем, что говорится в задаче о времени.
Любитель порядка (В. Лифшиц)
Настольная лампа.
Зелёный диван.
Сидит на диване
Матюшин Иван.
……………………
он пишет…………
не будем, ребята, мешать,
а только тихонько
заглянем в тетрадь.
В тетрадке записано всё
по порядку:
« В семь двадцать встаём
Производим зарядку,
в семь тридцать,
умывшись холодной водой,
застелив постель и
займёмся едой.
Без четверти восемь
дрова мы приносим
………………………
Готовим по плану
похлёбку Полкану
и в класс направляемся
в восемь ноль ноль»Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъема до выхода в школу?
/ Учитель спрашивает по одному ученику из каждой команды. Если ответы
правильные, то команда получает флажок/
Ш. А теперь решите по труднее задачу. Но сначала ответьте не вопросы:
Сколько ног у жука? /6/
Сколько ног у паука? /8/
Теперь я вам буду читать задачу, а вы считайте, сколько ног в моём живом
уголке:
У меня в одной коробке 3 жука, /18/
А в другой имею я 3 паука. /24/
В уголке шуршат бумагой 2 ежа, /8/
А в двух клетках распевают два чижа. /4/
Кто ребята сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имеют ног?
Сосчитали вы все правильно, у них вместе всего 54 ноги. /При правильном
ответе команды получают по флажку/
IV. Сейчас проведём игру «Концовки». Я начинаю предложение, а вы его
должны закончить. НО для этого надо подумать, сообразить, концовка должна
по смыслу подходить.
А) Если красный карандаш по длине равен желтому карандашу, то желтый
карандаш …
( по длине равен красному.)
Б) Если Оля сидит позади Тони, то Тоня …
В) Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но одной и той же улице,
закончи следующее предложение: «Если Зина вышла из дома одновременно с
Леной, то Лена …»
Г) Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то … / центнер железа в
10 раз легче тонны бумаги/
V. ЗАДАЧА СМЕКАЛКА
Как в комнате расставить 5 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 2
стула?/ Заготовки для каждой команды вывешиваются на доске: прямоугольник
(стол) и кружочки слулья/
VI. ЗАДАЧАШУТКА
Что дороже килограмм монет по одной тенге или полкилограмма монет по 2
тенге?
VII. ЗАГАДКА
Две в руках, две в ногах не пошевелится в снегах.
А проедешь без труда –
Только лягут два следа.
VIII. ЗАДАЧА – ЛОГИЧЕСКАЯ
В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли призовые места. Какое
место занял каждый из ребят, если Гриша занял не 2ое и не 3е место, а Дима не
3е?
IX. ИГРА «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ ДЕСЯТКАМИ»
На доске вывешиваются две одинаковые таблицы, на которых расположены
числа начиная от 500, 510, 520 и так до 740. По сигналу участники из двух
команд поворачиваются лицом к таблице, сначала находят число 500,показывают его указкой и называют, затем прибавляя десятку, находят
следующее. Далее другая команда соревнуется с другим участником из
команды победителя.
X. ОТКРЫТЫЙ ПОДСЧЁТ ФЛАЖКОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД
СООТВЕТСТВЕННО ЗАНЯТЫМ МЕСТАМ.