Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения
Оценка 4.8

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Оценка 4.8
ppt
математика
17.03.2020
Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения
презентация3-ШороховаСА.ppt

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения

Математическая компетентность – один из основных показателей интеллектуального уровня человека, элемент культуры и воспитанности
Интерес и уважение к математической деятельности
Важность профессиональной математической деятельности и её результатов для информационной, технологической, военной безопасности
Элемент профессионального стандарта
Формирование соответствующего отношения к математике в семье

Математическое просвещение

Математическое просвещение

Математическое просвещение


Математическое просвещение и дополнительное образование осуществляется в виде математических кружков для школьников, интеллектуальных соревнований разных уровней, публичных общедоступных математических ресурсов (в частности, Интернет), математических курсов при образовательных учреждениях, выездных физико-математических школ, издания научно-популярных книг и журналов.
Математическое просвещение является важной частью популяризации математических знаний, повышения привлекательности математической области знания.

Элементы математического просвещения

Элементы математического просвещения

Элементы математического просвещения

Занимательные задачи, игры, головоломки, телеконкурсы – в массовую культуру (настенные календари, социальная реклама, телешоу)
Социально значимы и престижны:
Поддержание математической формы
Интерес к последним достижениям в математике
Национальная особенность – решение математических задач, условия которых размещены на автобусной остановке или в вагоне метро.

Правдивая и деликатная популяризация

Правдивая и деликатная популяризация

Правдивая и деликатная популяризация

Наиболее значительных фигур российской математики (Эйлер, Лобачевский, Ковалевская, Чебышев, Колмогоров, Келдыш…)
Российского математического образования, в том числе – работы с одарёнными детьми в десятках выдающихся школ по всей стране
Высшего образования в российских университетах
Работы с учениками в России российских учёных высшей квалификации
Значительных научных исследований, получивших государственную грантовую поддержку
Математической литературы и периодики для массового читателя (начиная с электронных форматов в интернете), страничек в журналах, материальных (реальных) и виртуальных игр и головоломок, радиопрограмм, разделов в музеях

Государственная поддержка Энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов

Государственная поддержка Энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов

Государственная поддержка

Энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов
Очаги математической культуры
в обществе
Школы
Детские сады
Учреждения дополнительного образования
Учреждения высшего и дополнительного
профессионального образования

Математика в общем образовании

Математика в общем образовании

Математика в общем образовании

Принципиальной особенностью школьной математики
является необходимость всего предшествующего
материала для освоения последующего.
В связи с этим принципиальную роль играет выявление
и устранение «пробелов» в знаниях учащихся.
Для каждого ребёнка необходимо индивидуально проектировать его «коридор ближайшего развития»
Понятие «ребёнок, не способный к математике» исчезнет из лексикона учителей, родителей, школьников и общества
Будут обеспечены оптимальные условия для обучения математике и её применения для детей с ограниченными возможностями

Проект МГУ Структура математического образования в школе

Проект МГУ Структура математического образования в школе

Проект МГУ

Структура математического образования в школе

Начальная школа: 1-4 классы
Основная школа: 5-7 классы, 8-9 классы
Старшая школа: 10-11 классы

Проект МГУ Структура математического образования

Проект МГУ Структура математического образования

Проект МГУ Структура математического образования Начальная школа: 1 - 4 классы


Обучение математике в этот период является обязательным для всех и должно быть унифицировано. К творческим целям обучения здесь добавляют и формальные требования: к концу начальной школы ученик должен уметь выполнять арифметические действия с числами, знать основные геометрические фигуры, единицы измерения наиболее употребительных величин и т.д.
Начальный этап закладывает основы для дальнейшего обучения школьника. Ведь все его дальнейшие успехи целиком зависят от того , достаточно ли хорошо он понимает суть арифметических операций, их внутренний и прикладной смысл, различает ли он геометрические фигуры и видит ли их простейшие наглядные свойства.
В организации специализированных классов для одарённых детей в начальной школе необходимости нет, однако возможны незначительные вариации программ. Разумеется, задачный материал «для всех» может и должен быть украшен более трудными и остроумными задачами на сообразительность и смекалку, требующими дополнительного (возможно домашнего ) обдумывания.

Проект МГУ Основная школа: 5 - 7 классы

Проект МГУ Основная школа: 5 - 7 классы

Проект МГУ Основная школа: 5 - 7 классы

Как показывает практика, этот период обучения школьника математике является наиболее трудным. Цели обучения на этом этапе уже несколько различаются в зависимости от способностей ученика и его склонности к математике. Те учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к математике, должны хорошо выполнять все задания, чтобы задать базу для дальнейшего, углублённого изучения более сложных понятий.
В тоже время, нельзя ориентироваться только на эту группу учеников. Нужно уделять много времени решению со всеми учащимися интересных практических задач: на логику, на движение и работу, задачи с целыми числами, геометрические задачи. При этом целесообразно ввести первичное изучение геометрии в школе уже с пятого класса, ориентируясь всё же на наглядные представления и выделяя задачи, имеющие связь с практикой. Следует заинтересовать ученика, продемонстрировать ему тесную связь математики с жизнью, научить его думать и выражать свои мысли.

Проект МГУ Основная школа: 8 - 9 классы

Проект МГУ Основная школа: 8 - 9 классы

Проект МГУ Основная школа: 8 - 9 классы

Начиная с восьмого класса, возможным и даже целесообразным представляется разделение классов в рамках одной школы на математические (физико-математические, естественнонаучные) и нематематические. Предполагается, что в классы первого типа идут школьники, планирующие в дальнейшем изучать математику более основательно, а в классы второго типа – те, чья будущая специальность глубокого изучения математики не требует. При этом необходимо предусмотреть возможность смены типа класса в процессе учёбы. Кроме того, допустимо создание и других, более сложно скомпонованных программ.
Поскольку цели изучения математики в классах перечисленных двух типов различаются, различными должны быть и программы обучения.
Программы по математике для математических классов должны содержать большое количество сложных задач, в том числе и абстрактных. В классах же второго типа упор по-прежнему должен делаться на задачи, связанные с практикой, логические задачи и т.п. Особое внимание должно быть уделено новой идее – необходимости строго доказательства утверждений для установления их истинности.

Проект МГУ Старшая школа: 10 - 11 классы

Проект МГУ Старшая школа: 10 - 11 классы

Проект МГУ Старшая школа: 10 - 11 классы

Цели и задачи обучения математике на этом этапе достаточно очевидны.
Те школьники, которые планируют изучать математику впоследствии в вузе, как правило, уже хорошо мотивированы. Можно даже провести дополнительное разделение математических классов на два потока: классы для тех, у кого математика будет в дальнейшем основным предметом изучения, и классы для тех, кому она понадобится как инструмент при овладении будущей специальностью.
Для успешного их обучения необходимы хорошо продуманные программы и высококвалифицированные учителя. Возможно, для организации собственно математического потока придётся выходить за рамки одной школы или создавать специализированные центры с углублённым изучением математики. Преподавать математику в спецшколах должны сотрудники вузов или школьные учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку.
Ученики старших классов, которые в дальнейшем не планируют активно изучать математику, на этом этапе, как правило, завершают своё математическое образование и им необходимо в полной мере приобщиться к математической культуре. Поэтому вместо решения сложных математических задач и изучения большого количества абстрактных формул им будет полезнее усвоить лишь основные математические понятия и научиться применять их в стандартных ситуациях, а с помощью воспроизведения доказательств известных теорем научиться проводить логически строгие рассуждения.

Дошкольное и начальное математическое образование

Дошкольное и начальное математическое образование

Дошкольное и начальное математическое образование

Эффективное использование предметных и экранных сред
Математические, логические, стратегические игры, соревнования, проекты исследования окружающего мира, ситуации и виды деятельности
Необходимая числовая грамотность – результат понимания и самостоятельного построения, а не заучивания и механической тренировки
Нужны общедоступные учебные и познавательные материалы

Основная школа Интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием её приложений, компьютерными инструментами и моделями

Основная школа Интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием её приложений, компьютерными инструментами и моделями

Основная школа


Интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием её приложений, компьютерными инструментами и моделями.

Старшая школа Потоки с различными целями и содержанием математического образования

Старшая школа Потоки с различными целями и содержанием математического образования

Старшая школа Потоки с различными целями и содержанием математического образования

I - Углублённое изучение математики (высокий уровень математической подготовки)
II - Широкая общекультурная программа математической подготовки (повышенный уровень)
III - Базовая математическая компетентность (базовый уровень)
IV - Формирование математической грамотности


I - Углублённое изучение математики (высокий уровень математической подготовки)

I - Углублённое изучение математики (высокий уровень математической подготовки)

I - Углублённое изучение математики (высокий уровень математической подготовки)

Для учащихся, способных к творческой деятельности
Для продолжения профессионального математического образования

II - Широкая общекультурная программа математической подготовки (повышенный уровень)

II - Широкая общекультурная программа математической подготовки (повышенный уровень)

II - Широкая общекультурная программа математической подготовки (повышенный уровень)

Для учащихся, показавших хорошие результаты в основной школе
Для продолжения образования в области, где используется математика (например, технический или педагогический университет)

III - Базовая математическая компетентность (базовый уровень)

III - Базовая математическая компетентность (базовый уровень)

III - Базовая математическая компетентность (базовый уровень)

Для учащихся, недостаточно освоивших программный материал начальной и основной школы
Для продолжения образования, не предполагающего изучения или применения математики профессионально
Математика – предмет общей культуры

IV - Формирование математической грамотности

IV - Формирование математической грамотности

IV - Формирование математической грамотности

Для учащихся с «накапливающимся незнанием», не сумевших пройти с положительным результатом государственную итоговую аттестацию по окончании 9 класса




Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Для учащихся, плохо владеющих русским языком
Для учащихся, пропустивших занятия по болезни
Тьюторская поддержка !

Оценка качества Наиболее простым способом оценки качества образовательного процесса (а через него – «качества» педагога, образовательного учреждения) является объективная, независимая оценка качества подготовки выпускников

Оценка качества Наиболее простым способом оценки качества образовательного процесса (а через него – «качества» педагога, образовательного учреждения) является объективная, независимая оценка качества подготовки выпускников

Оценка качества

Наиболее простым способом оценки качества образовательного процесса (а через него – «качества» педагога, образовательного учреждения) является объективная, независимая оценка качества подготовки выпускников. Более полную и во многих случаях – более важную оценку можно получить исходя не из абсолютного уровня выпускников, а из приращения их математической компетентности.
Результатом деятельности педагога и образовательной организации является приращение образованности каждого обучающегося, т.е. предлагается оценивать результаты работы учителя по методу «Что было и что стало».
Измерение приращения математического уровня, математической компетентности является центральной задачей. Само приращение должно сравниваться с «ожидаемым», «среднестатистическим» для данной категории обучающихся. Должны быть разработаны: содержание измерения, средства его автоматизации, регламенты и процедуры измерения такого приращения для учащихся, педагогов, учреждений.

Механизмы и регламенты измерений

Механизмы и регламенты измерений

Механизмы и регламенты измерений



Принципиальную роль в проектировании и использовании измерителей реализации концепции будет играть фиксация образовательного процесса, его материалов и результатов в информационной среде. В частности, в ней же будет идти индивидуальное планирование работы учителя и каждого учащегося, доступное и внешнему наблюдателю.
Фиксация в информационной среде хода образования каждого отдельного человека может быть использована в системе оценки качества образования и эффектов идущих в нём изменений. При этом измеряться может ход образовательного процесса и его текущие результаты. Измерения могут вести: сам человек, его родители, педагоги, «независимые» эксперты. На основании измерений может быть сделан прогноз последующих образовательных результатов обучающегося. Задача очередного этапа образования для человека и всей системы образования – достичь для каждого члена общества максимально возможных образовательных результатов и спроектировать дальнейшие шаги.

Индикаторы результата Предварительно выделяются следующие группы и важнейшие в группах индикаторы реализации концепции:

Индикаторы результата Предварительно выделяются следующие группы и важнейшие в группах индикаторы реализации концепции:

Индикаторы результата

Предварительно выделяются следующие группы и важнейшие в группах индикаторы реализации концепции:
Численность выпускников вузов, профессионально применяющих или преподающих математику
Динамика прихода наиболее способных и квалифицированных специалистов в систему образования
Количество обучающихся, успешно осваивающих углублённые программы по математике, поступающих на специальности, требующие математики
Доля выпускников 9-ых и 11-ых классов, демонстрирующих широкую базовую математическую грамотность (по результатам экзаменов и анализу результатов текущей аттестации)
Качество материалов и процедур государственной итоговой аттестации
Обеспечение телекоммуникационного доступа к математическим курсам с тьюторской и консультационной поддержкой. Количество обращений к источникам математической информации и математического образования
Результаты сопоставления математического образования России с другими странами
Общественное восприятие математики и математического образования по результатам социологических опросов и мониторингу СМИ

Во многих вопросах реализации концепции речь идёт о постепенном формировании культуры, а не о нормативном, административно-командном регулировании системы образования

Во многих вопросах реализации концепции речь идёт о постепенном формировании культуры, а не о нормативном, административно-командном регулировании системы образования

Во многих вопросах реализации концепции речь идёт о постепенном формировании культуры, а не о нормативном, административно-командном регулировании системы образования

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020