Направление работы: Математика, компьютерные технологии
Тема: «Математика в профессиях родителей»
Автор: ученик 5– Б класса
Решитов Эмиль Рустемович
Научный руководитель: учитель математики
Джамирова Мархабо Амоновна
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плодовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым
МБОУ «Плодовская СОШ», 2021 г.
I. Введение………………………………………………………….……………3
II. Математика в профессиях……………………………………….…………...4
2.1Задачи, которые заставляет решать профессия……………………...……..6
III.Заключение…………………………………………………….……………..9
IV.Список использованных источников ………………………..……………10
V. Приложения…………………………………………………..……………..11
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука А-риф-ме-ти-ка!
Так поется в детской песенке. Математика – царица наук. Математика – гимнастика ума. С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.
Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые компьютерные игры. А, действительно, так ли важна математика в жизни человека? Ведь часто можно услышать высказывания типа: вот работает мой папа на заводе – он что, там задачки решает?
Чтобы ответить на этот вопрос я и привел это исследование. Цель исследования:
Доказать, необходимость изучения математики для овладения любой профессией.
Задачи исследования:
•изучить в каких профессиях математические знания более востребованы;
•отобрать задачи, связанные с различными профессиями. Узнать, какие математические задачи решают в профессиональной деятельности наши родители
•доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности
Объект исследования: математика в профессиях.
Гипотеза: математика необходима людям любой профессии. Методы исследования:
•поиск информации о профессиях из различных источников;
•опрос учеников, родителей, учителей и статистическая обработка данных;
•работа с задачами из школьного курса;
•наблюдения;
II. Математика в профессиях.
Математика – одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических процессов, которые были бы предметом изучения математики.
Но мы не всегда хотим в школе учить математику, считая, что она в будущем нам не пригодится. Часто можно услышать от одноклассников: «Да не нужна мне эта математика.. Вот вырасту, пойду работать…, а там математика не нужна!». Это мнение ошибочно. И это я попытаюсь доказать в своей работе.
Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Не каждый из нас, знает, какую профессию он приобретет в будущем. Но кем бы мы ни стали, какую бы профессию не выбрали можно с уверенностью сказать, повторяя слова М.В.Ломоносова, что «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
В начале исследования я провел анкетирование. Как оказалось, что среди наших родителей есть водители, швеи, повара, медицинские работники, бухгалтеры и т.д.
А как же применяется математика в этих и других профессиях? Для этого я изучил справочники, книги о профессиях, использовал ресурсы Интернета.
Приведу краткое описание некоторых профессий, в которых необходимо знание математики.
Математика в профессии Бизнесмен и продавец
Мой папа, Куртмуллаев Исмаил Шевкетович, владеет продуктовым магазином. А по профессии он продавец. Летом, я помогала папе в магазине, когда было много народу, то я обслуживала покупателей. Мне надо было внимательно подсчитать стоимость продуктов и правильно выдать сдачу. А папе в конце дня надо было подсчитать кассу, приход, расход и выручку. В магазине математика необходима.
(Куртмуллаева Эльмаз)
Моя мама, Ганжина Наталья Аркадьевна, по профессии бухгалтер, но сейчас она сидит дома с братиком. Немаловажную роль математика играет в бухгалтерии, так как она не мыслима без основ математики. Приходится рассчитывать заработную плату, составлять сметы, делать платёжные поручения, раскладывают деньги по статьям, высчитывать прибыль предприятия.
Все эти операции она проделывает на электронновычислительной машине. Для такой работы необходимо всего лишь доли секунды. Более того, она проверяет вычисления несколько раз. Современные компьютеры в сотни тысяч раз быстрее работают, чем человек.
А вот создание и управление такими машинами было бы невозможно без знании математики и такой
профессии как программист.
(Ганжин Кирилл)
Моя мама, Елена Сергеевна Кожанова, косметолог-массажист. Массажист так называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа. Косметологу нужно обязательно уметь решать задачи на части, так как она все время использует маски из натурального продукта, например маска из алоэ – 4части, меда – 1 часть и кокосового масла – 2 части.
«Массаж – не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.
(Кожанова Злата)
Моя бабушка, Зульфие
Халиуллаевна Муждабаева, лаборант медицинского анализа. В основном лаборанты работают в поликлиниках, больницах, исследовательских лабораториях. Обычно лаборанты работают с кровью и продуктами жизнедеятельности человека, но бывают случаи, когда требуются провести анализ пищи, столовых приборов и прочее.
Лаборант ежедневно сталкивается с математикой: высчитывает количество тромбоцитов и эритроцитов, уровень гемоглобина в крови, но еще для этих опытов ему необходимы кислоты и растворы, которые лаборант должен уметь приготовить.
(Муждабаев Ильяс)
Мой папа, Усеинов Руслан Синаверович, по образованию прораб. Он работает на стройке. Ему нужна математика, чтобы делать расчёты. Например, необходимо сначала измерить участок под строительство, создать проект и чертежи. Это невозможно сделать без знаний математики. Затем нужно рассчитать количество необходимых строительных материалов, вычислить площадь крыши и количество листов железа, количество цемента на весь периметр дома для фундамента. Расчёт стоимости строительных работ, чтобы уложиться в сроки строительства, сколько работы надо сделать за день.
(Усеинова Эльвина)
Моя мама, Сейтнафиева Наталья Борисовна, повар в школьной столовой. Математика повару нужна для калькуляции блюда, расчета калорийности порции, времени приготовления блюда, расчета дневной нормы питания в процентах, объёма посуды.
Надо уметь решать задачи для нахождения площадей и объёмов. Для этой профессии важны задачи на проценты.
(Сейтнафиев Эмиль)
На свете существует много профессий, обо всех рассказать невозможно, но я убедился, во всех профессиях знанием математики необходимо.
2.1. Задачи, которые заставляет решать профессия.
Практическую часть работы мы выполняли всем классом. Мы провели анкетирование своих родителей, а потом составили задачи по результатам беседы.
В результате оказалось, что всем нашим папам и мамам в работе и в жизни так или иначе приходится постоянно сталкиваться с математикой.
Задачи оказались очень интересными.
1.Мой папа водитель.
Задача. От села Дорожного до Симферополя 30 км, Папа ехал 30 минут со скоростью 70 км\ч. Потом он сделал остановку на 10 мин, затем поехал дальше со скоростью 50 км/ч. Сколько всего ему потребовалось времени, чтобы приехать домой в село Дорожное?
Решение.
1) 30 · 30 : 60=15(км) проехал до остановки.
2) 30 – 15=15(км) осталось проехать.
3) 15 : 50=0,4(ч) затратил на остальной путь.
4) 0.3+5 · 60+0,2=3,75(ч) потребовалось на всю поездку.
Ответ. 3,75 часа
Автор: Решитов Эмиль.
2.Наша семья любит путешествовать.
Задача. Стоимость билетов до Москвы для трех детей и двоих взрослых составила 4243 рубля. Сколько стоит билет для одного ребенка, если взрослый билет стоит 1061 рубль?
Решение.
1) 1061 · 2 = 2122(руб.) стоимость взрослых билетов на поезд.
2) 4243 – 2122 = 2121 (руб.) стоят детские билеты.
3) 2121 : 3 = 707 (руб.) стоит детский билет до Москвы.
Ответ: 707 руб. стоит детский билет.
Автор: Решитов Эмиль
2. У моего друга Эмиля, мама работает в школьной столовой.
Задача.
В столовой 20 столов с четырьмя стульями для каждого стола. В четверг все столы заняты. В среднем каждый посетитель сделал заказ на 250 рублей. Сколько рублей составит доход столовой в четверг за обед?
Решение:
1)20 · 4=80 (чел.) – придёт в столовую в четверг. 2) 250 · 80 = 20000 (руб.) – доход столовой.
Ответ: 20 тыс. рублей составит доход столовой в четверг.
3. Мой папа – прораб.
Задача. Для строительства дома экскаваторщику надо выкопать котлован длиной 20 м, шириной 15 м, глубиной 1 м. На погрузку и вывоз земли затрачивается 20 минут. При этом самосвал берет 20 м3 грунта. За какое время будет выкопан котлован?
Решение.
1) 20 · 20 · 1= 400 (м3) объем котлована.
2) 400 : 20=20 (шт.) машин потребуется для вывоза грунта.
3) 20 · 20=400 (мин) потребуется для всей работы.
Ответ: 400 минут или 6 часов 40 мин. Автор: Усеинова Эльвина.
4. У Эльмаз папа имеет магазин «Исмаил». Задача.
В магазин привезли 450 единиц товара: торт «Медовик» 100, выпечку рогалики со сгущенкой на 15 единиц меньше, чем торт «Медовик», а торт «Наполеон» на 30 единиц больше, чем рогаликов со сгущенкой, а остальные пахлава. Сколько привезли пахлавы?
Решение:
1) 100 – 15= 85(ед.) – рогаликов со сгущенкой
2) 85 + 30 = 125(ед.) – торт «Наполеон»
3)85+125+100=310 (ед.) –торт «Медовик», рогалики, торт «Наполеон» вместе 4) 450 – 310=140(ед.) – пахлавы Ответ: пахлавы 140 единиц. Автор: Эльмаз Куртмулаева.
5. У Ильяса бабушка лаборант.
Задача.
Для приготовления 5% раствора лимонно-кислого необходимо взять 1 часть лимонной кислоты и 20 частей воды дистиллированной. В результате получим 210 грамм раствора.
1) 20+1=21 (ч)-всего
2) 210 : 21=10 (г) – приходится на 1 часть
3) 1 · 10=10 (г) – лимонной кислоты
4) 20 · 10=200(г)-воды
Ответ: воды надо взять 200 грамм и 10 грамм лимонной кислоты.
Работая над этим проектом, я понял, что математика пригодится нам не только в профессии, а, практически, во всей нашей будущей жизни. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы.
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в выборе будущей профессии. Я считаю, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика . Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
Изучая различные источники, я более подробно познакомился с профессиями.
В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: людям различных профессий необходимо знание математики. Для того, чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.
Работу по составлению задач мы продолжим, а составленные оформим в свой первый
задачник по математике 5 класса.
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
И пусть пора сейчас настала, Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
1) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
2) Википедия. http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html 3) Серия книг «Выбери профессию» : 2011 ,Издательство: КноРус 4) Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.
5) Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: 6) http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528
7) http://www.ozhegov.org/ онлайн - версии толкового словаря С.Ожегова 8) http://www.moeobrazovanie.ru/
IV. Приложение 1
Анкета для родителей.
1) Какому учебному предмету отдавали предпочтение, когда учились в школе?
2) Знания каких учебных предметов вы применяете в повседневной жизни?
3) Кто Вы по профессии?
9) Нужна ли математика в Вашей профессии?
Анкета для учащихся.
В опросе приняли участие учащихся из разных классов
1) Кем хочешь стать в будущем?
2) Нужна ли математика школьникам при выборе этой профессии?
3) Любимые предметы в школе.
4) Нужна ли математика в любой профессии?
Да- Нет- Не знаю-
Опрос работников школы
Нужны знания математики в вашей профессиональной деятельности? |
Часто вы используете математику в повседневной жизни? |
Да – 90,5% |
Да - 100% |
Опрос старшеклассников 10-11 классы
Нужна математика профессии? |
в |
вашей |
будущей |
Часто вы используете математику в повседневной жизни? |
Да – 61,5% |
|
|
|
Да - 66,7% |
Применение нашей работы
1) Классный час « Мир профессий» или « Математика и профессии»;
2) Презентация к родительскому собранию в нашем классе;
3) Школьная неделя математики
« Родители учеников 5 классов».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.