Министерство образования и науки Республики Дагестан
Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Работа по направлению «Культура»
Возрождение старинного ремесла вышивки
манжет кубачинского костюма
Автор работы: ученица 10- 2 кл.
Омарова Камила Каримовна Научный руководитель:
учитель ИЗО Иммаева Мадина Гаджимаммаевна
Город Каспийск
Республики Дагестан
Номер телефона 8 903 428 33 14
Адрес: 368300 г. Каспийск
Ул. Орджоникидзе 16
г. Каспийск 2017
Содержание:
1. Аннотация
2. История развития вышивки
3. Практическая часть
4. Выводы
5. Список литературы
Возрождение старинного ремесла вышивки манжетов
кубачинского костюма.
Омарова Камила Каримовна.
Россия, РД, г. Каспийск «Каспийская гимназия», 10 2 кл.
Аннотация
Цель представленной работы – это исследование традиционной вышивки манжет второй половиной XVIII века аула Кубачи.
Это цель определила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач.
В основе работы лежит восстановление и сохранение традиции и культур села Кубачи, а именно сохранение шитье жемчугом XVIII века, выполненные из жемчуга и серебра.
Считаем, целесообразным использовать данную работу для дальнейшей разработки и применение в средней общеобразовательной школе ауле Кубачи на кружках, а также в малых производств.
Введение
У каждого человека есть свой дом, своя малая Родина. Это то место, где душа человека впервые удивилась и пережила первое потрясение. И все мы, взрослые и дети, испытываем в душе какое – то сильное притяжение к ней. Стоит уехать, пусть даже ненадолго, тянет обратно домой.
Мой дом или моя малая Родина, это, прежде всего мои родные: мама, папа, братья и моё село Кубачи, затерянное в красивейших лесах среди гор и озёр. Родные мне люди приучили с детства любить мою малую родину, уважать традиции и обычаи села Кубачи.
Приезжая каждые каникулы в свое село Кубачи, я стала интересоваться каждой культурой и традицией. Из истории моих бабушек я узнала, что в каждом доме есть своя история.
Таким образом, я заинтересовалась свадебными платьями, и тем, что в них я увидела необычные манжеты. Поинтересовавшись у своей мамы, узнала, что манжеты были реликвией. Так же я узнала, что у моей бабушки имелись две манжеты, которые передались моей маме и тете по наследству.
Цель представленной работы – это исследование традиционной вышивки манжет второй половины XVIII века аула Кубачи.
Актуальность:
Я считаю было бы актуально использовать эту работу на уроках технологии, т.к эти манжеты являются ещё съемными и их можно использовать с разными видами платьев, блузок, которые украсят облик женщины.
Если ничего не делать, то манжеты утратят свою ценность и даже могут не изготавливаться.
Я заинтересовалась в этой исследовательской работе, и решила возродить забытое. Как сказал Розы Бертэн: «Новое — это хорошо забытое старое»
Новизна:
Новизна заключается в том, что в дальнейшем я буду включать новшества в манжет, (тем самым не трогая данный узор) т.е. усовершенствуя его.
Методы и приёмы:
1. Наблюдение;
2. Изучение теоретических источников;
3. Демонстративный;
4. Описательный;
5. Поисковой эксперимент.
Задача:
1. Изучить литературу;
2. Изучить технологию вышивки манжета;
3. Возродить копию манжета XVIII века.
Моя задача заключается в том, что я решила возродить шитье жемчугом, т.к. раньше было трудно найти жемчуг и речной камень. На сегодняшний день его уже можно приобрести.
Для этого я закупила жемчуг, который был непосредственно привезен из Ирана. Прежде чем нашивать жемчуг на манжету, я интересовалась у своих бабушек о символике данного рисунка на манжете и узнала, что рисунок символизирует уют домашнего очага.
Вы меня спросите, почему именно уют домашнего очага?
Потому что, так можно было узнать состояние дома и семейную реликвию.
Возрождение старинного ремесла вышивки
манжет кубачинского костюма.
Омарова Камила Каримовна.
Россия, РД, г. Каспийск «Каспийская гимназия», 10 2 кл.
История развития вышивки
Искусство вышивания несёт многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффектной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространенно, в основном, среди женщин. Серебряными и золотыми нитями в сочетание с самоцветами и жемчугом, вышивали одежду для невест и молодых девушек. Одежду эту шили из дорогих тканей шелка и бархата, а также из парчи. Это искусство ценилось и входило в обязательных занятий женщин.
К середине XVIII века жемчужное шитьё постепенно уходит в прошлое из этого промысла. Нашему народу достаётся в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное своими руками. Всё это началось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас всё больше рассматриваем проблему изучения, сохранения и возрождение дагестанских промыслов. Возрождаем и жемчужное шитьё, которое стремительно входит в моду кубачинского костюма. Покрытая жемчугом одежда помогало человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости.
После заполнения этих узоров жемчугом, дополняли узоры из драгоценных материалов украшения, которые были выполнены из серебра в технике филиграни, что означало достаток и богатство. Филигрань – это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. Проволока для тканного узора бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.
По периметру этого манжета также пришивалась дополнительная цепочка, она внесла завершающий элемент этой красоты. Цепочка выполнялась из серебряной проволоки, которая нарезалась на равные отрезки, после этого собиралась в колечки и соединялись между собой.
Я узнала, что в Кубачинской школе искусств преподаватели разработали собственную методику вышивания золотыми нитками. Дело в том, что для работы золотыми нитками подбирается специальная маленькая иголка с маленьким ушком, чтобы нить не портилась и не рвалась. В основном в школе вышивают тамбурным швом по строго намеченному узору, нанесенному на ткань. Обычно берется по две нити, а узор делается в виде цепочки.
Юные кубачинские золотошвеи под присмотром педагога стараются не оставлять зазоров на ткани, чтобы вышитые ряды ложились ровно друг к другу, образуя узор. Разнообразие орнаментов в вышивке создается сочетанием растительных и геометрических фигур, изображений различных животных. При этом мастерица совмещает несколько видов швов в одном узоре.
Работа золотошвеи требует большой усидчивости. Например, красота кубачинских народных счетных швов зависит от точности счета нитей, растительный орнамент надо вышивать точно по контуру рисунка. И не дай Бог юная мастерица допустит ошибку! Чтобы работа над вышивкой приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала выполнять все этапы четко и аккуратно. Долгие годы уходят на тонкую работу, чтобы вышить каз - женскую накидку, но и стоимость такого произведения искусства бывает высокой.
Девочки с удовольствием обучаются технике золотой вышивки. Ведь в старших классах они уже начинают вышивать для себя белые головные покрывала - казы, которые до сих пор искусно и красиво драпируются. Сначала узор должен быть маленьким, подзор для каза тоже вышитый - узкий, а как только девушка выйдет замуж, узор на казе должен быть крупнее и подзор - выше. Так что в течение всей жизни кубачинки вышивают немало разных казов, платьев, подзоров, различных предметов интерьера.
Есть узоры, которые долгие годы не выходят из моды, стали традиционными и обязательными в приданом для невесты, да и в праздничном наряде любой женщины. Например, 'кялкус тутмала каз' - так называемое покрывало с узором в виде турецкого огурца, или жемчужные манжеты для свадебного платья.
Со временем появляются более современные узоры, но само искусство кубачинской золотой вышивки всё более ценно, всё более актуально и неповторимо.
В наш век высоких технологий и компьютерные машинки выполняют красивую вышивку. Но как бы красива она ни была, компьютерная вышивка не заменит уникальную ручную работу, выполненную золотой нитью в виде тонкой цепочки - так называемая техника тамбура 1. Ручная кубачинская вышивка золотой нитью ощутимо отличается от всех видов вышивки, она уникальна, трудоёмка и очень ценится знатоками.
1 Для удобства при вышивании тамбурным швом стали использовать деревянные пяльцы, на деревянное кольцо натягивали ткань, напоминая тем самым мембрану барабана, которая по-французски звучала как «тамбура». Именно поэтому вышивка таким способом носит название тамбурный шов. |
Практическая часть
Прежде чем нашивать жемчуг на манжеты, вышивальщица наносила нужный узор на ткань мелом или карандашом.
v После нанесения рисунка вышивальщица прикрепляла жемчужной нити к основе ткани.
v Таким образом, создавали узор из жемчуга похожие на домики. Что символизировало уют домашнего очага.
После заполнения этих узоров жемчугом, дополняли узоры из драгоценных материалов украшения, которые были выполнены из серебра в технике филиграни, что означало достаток и богатство.
Филигрань – это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. Проволока для тканного узора бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.
По периметру этого манжета также пришивалась дополнительная цепочка, она внесла завершающий элемент этой красоты. Цепочка выполнялась из серебряной проволоки, которая нарезалась на равные отрезки, после этого собиралась в колечки и соединялись между собой.
Вывод
Эти манжеты были утеряны и забыты уже 100 – 150 лет, так как приобретения мелкого речного жемчуга было затрудненным.
Спустя годы я возродила забытую реликвию и уникальную историю кубачинского народа.
Хочу подчеркнуть, что в XVIII веке разнообразие серебряных фрагментов (элементов), к этим манжетам было не у каждого и пришивались, что было у них в наличии, т.е они были разными.
Возрождая, я изменила дизайн серебряных элементов и внесла свои дизайнерские мотивы.
Изучив литературу, узнав технологию вышивки манжета, я возродила реликвию этих манжет.
С поставленной целью задач перед собой я справилась.
Список литературы
1. «Одежда народов Дагестана» А.Г. Булатова.
2. Очерки Истории советского искусства Дагестана 1917 – 1941.
Материал из архива библиотеки им. Расула Гамзатова г. Махачкала
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.