материал

  • doc
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0017b0cb-f1dd32ac.doc

                    Министерство образования и науки Республики Дагестан

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся

общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан

«Науки юношей питают»

 

                              

Работа по направлению «Культура»

 

Возрождение старинного ремесла вышивки

манжет кубачинского костюма

 

                                                                Автор работы: ученица 10- кл.

                                                                                        Омарова Камила Каримовна    Научный руководитель:

                                                             учитель ИЗО     Иммаева Мадина Гаджимаммаевна       

Город  Каспийск

Республики  Дагестан

                                                                                 Номер телефона  8 903 428 33 14

Адрес:  368300  г. Каспийск

Ул. Орджоникидзе 16

                                                       г. Каспийск 2017

                

Содержание:

 

1.     Аннотация

2.     История развития вышивки

3.     Практическая часть

4.     Выводы

5.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрождение старинного ремесла вышивки манжетов

кубачинского костюма.

Омарова Камила Каримовна.

Россия, РД, г. Каспийск «Каспийская гимназия», 10 2 кл.

 

Аннотация

  Цель представленной работы – это исследование традиционной вышивки манжет второй половиной XVIII века аула Кубачи.

     Это цель определила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач.

     В основе работы лежит восстановление и сохранение традиции и культур села Кубачи, а именно сохранение шитье жемчугом XVIII века, выполненные из жемчуга и серебра.

     Считаем, целесообразным использовать данную работу для дальнейшей разработки и применение в средней общеобразовательной школе ауле Кубачи на кружках, а также в малых производств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У каждого человека есть свой дом, своя малая Родина.  Это  то место, где душа человека впервые удивилась и пережила первое потрясение. И все мы, взрослые и  дети, испытываем в душе какое – то сильное притяжение к ней. Стоит уехать, пусть даже ненадолго, тянет обратно домой.

Мой дом или моя малая Родина, это, прежде всего мои родные: мама, папа, братья и моё село Кубачи, затерянное в красивейших лесах среди гор и озёр. Родные  мне люди приучили с детства любить мою малую родину, уважать традиции и обычаи села Кубачи.

Приезжая каждые каникулы в свое село Кубачи, я стала интересоваться каждой культурой и традицией. Из истории моих бабушек я узнала, что в каждом доме есть своя история.

Таким образом, я заинтересовалась  свадебными платьями, и тем, что в них я увидела необычные манжеты. Поинтересовавшись у своей мамы,  узнала, что манжеты были реликвией. Так же я узнала, что у моей бабушки имелись две манжеты, которые передались моей маме и тете по наследству.

Цель представленной работы – это исследование традиционной вышивки манжет второй половины XVIII века аула Кубачи.

 

 

Актуальность:

Я считаю было бы актуально использовать эту работу на уроках технологии, т.к эти манжеты являются ещё съемными и их можно использовать с разными видами платьев, блузок, которые украсят облик женщины.

Если ничего не делать, то манжеты утратят свою ценность и даже могут не изготавливаться.

Я заинтересовалась в этой исследовательской работе, и решила возродить забытое. Как сказал Розы Бертэн: «Новое — это хорошо забытое старое»

Новизна:

Новизна заключается в том, что в дальнейшем я буду включать новшества  в  манжет, (тем самым не трогая данный узор) т.е. усовершенствуя его.

Методы и приёмы:

1.     Наблюдение;

2.     Изучение теоретических источников;

3.     Демонстративный;

4.     Описательный;

5.     Поисковой эксперимент.

   

 

 

 

 

           Задача:

1.     Изучить литературу;

2.     Изучить технологию вышивки манжета;

3.     Возродить копию манжета XVIII века.

Моя задача заключается в том, что я решила возродить шитье жемчугом, т.к. раньше было трудно найти жемчуг и речной камень. На сегодняшний день его уже можно приобрести.

Для этого я закупила жемчуг, который был непосредственно привезен из Ирана. Прежде чем нашивать жемчуг на манжету, я  интересовалась у своих бабушек о символике данного рисунка на манжете и узнала, что рисунок символизирует уют домашнего очага.

Вы меня спросите, почему именно уют домашнего очага?

Потому что, так можно было узнать состояние дома и семейную реликвию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрождение старинного ремесла вышивки

манжет кубачинского костюма.

Омарова Камила Каримовна.

Россия, РД, г. Каспийск «Каспийская гимназия», 10 2 кл.

 

История развития вышивки

  Искусство вышивания несёт многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IXXII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.

    Самой нарядной и эффектной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.

    Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространенно, в основном, среди женщин. Серебряными и золотыми нитями в сочетание с самоцветами и жемчугом, вышивали одежду для невест и молодых девушек. Одежду эту шили из дорогих тканей шелка и бархата, а также из парчи. Это искусство ценилось и входило в обязательных занятий женщин.

    К середине XVIII века жемчужное шитьё постепенно уходит в прошлое из этого промысла. Нашему народу достаётся в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное своими руками. Всё это началось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те,  что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

    Сейчас всё больше рассматриваем проблему изучения, сохранения и возрождение дагестанских промыслов. Возрождаем и жемчужное шитьё, которое стремительно входит в моду кубачинского костюма. Покрытая жемчугом одежда помогало человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости.

После заполнения этих узоров жемчугом, дополняли узоры из драгоценных материалов украшения, которые были выполнены из серебра в технике филиграни, что означало достаток и богатство. Филигрань – это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. Проволока для тканного узора бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

По периметру этого манжета также пришивалась дополнительная цепочка, она внесла завершающий элемент этой красоты. Цепочка выполнялась из серебряной проволоки, которая нарезалась на равные отрезки, после этого собиралась в колечки и соединялись между собой.

   Я узнала, что  в Кубачинской школе искусств преподаватели разработали собственную методику вышивания золотыми нитками. Дело в том, что для работы золотыми нитками подбирается специальная маленькая иголка с маленьким ушком, чтобы нить не портилась и не рвалась. В основном в школе вышивают тамбурным швом по строго намеченному узору, нанесенному на ткань. Обычно берется по две нити, а узор делается в виде цепочки.

Юные кубачинские золотошвеи под присмотром педагога стараются не оставлять зазоров на ткани, чтобы вышитые ряды ложились ровно друг к другу, образуя узор. Разнообразие орнаментов в вышивке создается сочетанием растительных и геометрических фигур, изображений различных животных. При этом мастерица совмещает несколько видов швов в одном узоре.

Работа золотошвеи требует большой усидчивости. Например, красота кубачинских народных счетных швов зависит от точности счета нитей, растительный орнамент надо вышивать точно по контуру рисунка. И не дай Бог юная мастерица допустит ошибку! Чтобы работа над вышивкой приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала выполнять все этапы четко и аккуратно. Долгие годы уходят на тонкую работу, чтобы вышить каз - женскую накидку, но и стоимость такого произведения искусства бывает высокой.

Девочки с удовольствием обучаются технике золотой вышивки. Ведь в старших классах они уже начинают вышивать для себя белые головные покрывала - казы, которые до сих пор искусно и красиво драпируются. Сначала узор должен быть маленьким, подзор для каза тоже вышитый - узкий, а как только девушка выйдет замуж, узор на казе должен быть крупнее и подзор - выше. Так что в течение всей жизни кубачинки вышивают немало разных казов, платьев, подзоров, различных предметов интерьера.

Есть узоры, которые долгие годы не выходят из моды, стали традиционными и обязательными в приданом для невесты, да и в праздничном наряде любой женщины. Например, 'кялкус тутмала каз' - так называемое покрывало с узором в виде турецкого огурца, или жемчужные манжеты для свадебного платья.

Со временем появляются более современные узоры, но само искусство кубачинской золотой вышивки всё более ценно, всё более актуально и неповторимо.

В наш век высоких технологий и компьютерные машинки выполняют красивую вышивку. Но как бы красива она ни была, компьютерная вышивка не заменит уникальную ручную работу, выполненную золотой нитью в виде тонкой цепочки - так называемая техника тамбура 1. Ручная кубачинская вышивка золотой нитью ощутимо отличается от всех видов вышивки, она уникальна, трудоёмка и очень ценится знатоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Для удобства при вышивании тамбурным швом стали использовать деревянные пяльцы, на деревянное кольцо натягивали ткань, напоминая тем самым мембрану барабана, которая по-французски звучала как «тамбура». Именно поэтому вышивка таким способом носит название тамбурный шов.

 

Практическая часть

Прежде чем нашивать жемчуг на манжеты, вышивальщица наносила нужный узор на ткань мелом или карандашом.

 

v После нанесения рисунка вышивальщица прикрепляла жемчужной нити к основе ткани.

 

 

 

 

 

 

v Таким образом, создавали узор из жемчуга похожие на домики. Что символизировало уют домашнего очага.

 

 

 

 

 

После заполнения этих узоров жемчугом, дополняли узоры из драгоценных материалов украшения, которые были выполнены из серебра в технике филиграни, что означало достаток и богатство.

 

 

https://static12.insales.ru/images/products/1/7469/37272877/import_files_4e_4e286a7349ab11e2aa0100306758cf4e_b0a5261aa2c84e6b8885bf94e4c6d79c.jpgФилигрань – это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. Проволока для тканного узора бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

 

 

По периметру этого манжета также пришивалась дополнительная цепочка, она внесла завершающий элемент этой красоты. Цепочка выполнялась из серебряной проволоки, которая нарезалась на равные отрезки, после этого собиралась в колечки и соединялись между собой.

 

 

 

 

 

Вывод

Эти манжеты были утеряны и забыты уже 100 – 150 лет, так как приобретения мелкого речного жемчуга было затрудненным.

Спустя годы я возродила  забытую реликвию и уникальную историю кубачинского народа.

Хочу подчеркнуть, что в XVIII веке разнообразие серебряных фрагментов (элементов), к этим манжетам было не у каждого и пришивались, что было у них в наличии, т.е они были разными.

Возрождая, я изменила дизайн серебряных элементов и внесла свои дизайнерские мотивы.

Изучив литературу, узнав технологию вышивки манжета, я возродила реликвию этих манжет.

С поставленной целью задач перед собой я справилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     «Одежда народов Дагестана» А.Г. Булатова.

2.     Очерки Истории советского искусства Дагестана 1917 – 1941.

Материал из архива библиотеки им. Расула Гамзатова  г. Махачкала


Скачано с www.znanio.ru