Материал для занятий по развитию функциональной грамотности
Оценка 5

Материал для занятий по развитию функциональной грамотности

Оценка 5
Домашняя работа +1
pdf
русский язык
15.12.2022
Материал для занятий по развитию функциональной грамотности
материал для занятий по развитию функциональной грамотности
Языковая-грамотность-5-кл.-Русский-язык.pdf

Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников 

для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность)

5 класс (русский язык)

Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность) для 5 класса составили: учитель русского языка и литературы Ильченко В.В., учитель русского языка и литературы

Троян  Е.В. (ОУ «Таврическая школа»)

Цель: выявить уровень функциональной грамотности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.

Задача диагностики:

Провести диагностическое обследование в 5-х классах по выявлению уровня  языковой функциональной грамотности. Возраст испытуемых: 11-12 лет

Для диагностики сформированности функциональной грамотности на уроках русского языка в пятых классах были разработаны материалы, которые построены на следующих принципах:

- Содержание задания включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация; - Задания разделены на три уровня:

  Репродуктивный  уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики (задания, которые оцениваются  в 1 балл)

  Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия (задания, которые оцениваются  в 2 балла)

  Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия (задания, которые оцениваются  в 3 балла) Вариант текста с зданиями к нему, с ответами и комментариями:

 

Сказка про Светофорчик

 

          (1)Светофорчик родился на светофорчиковом заводе, его упаковали в красивую коробку и привезли на его рабочее место. (2)Конечно, он уже прочитал инструкцию о своем применении. (3)Там говорилось, что       ему    предстоит   «регулировать движение транспортных средств на вверенном участке дороге».

(4)Светофорчику очень нравились эти слова - они были красивые и серьезные, а это значит, что ему поручалось   важное       дело!           (5)Ведь       если не «регулировать движение транспортных средств», то эти «транспортные средства» совсем разбалуются и отобьются от рук!

(6)Рабочим место оказался перекресток, там Светофорчик и установили. (7)Он посмотрел вниз, на дорогу, и приготовился «регулировать». (8)Первым по дороге проехал маленький грузовичок. (9)Светофорчик собрался с духом, потому что очень волновался, и сказал:

-   Пожалуйста, проезжайте!

(10)Грузовичок фыркнул, что-то проворчал и проехал мимо. (11)«Какой невоспитанный», - подумал Светофорчик и стал ждать следующую машину.

(12)Следующей машиной был Молоковоз.

-   (13)Вам придется остановиться и подождать, пока через дорогу перейдет девочка, пожалуйста! - сказал Светофорчик. (14)Но Молоковоз даже не обратил внимания на него! (15)Проехал мимо и едва не задавил девочку....

-   (16)У меня ничего не получается! (17)Наверное, я неспособный и неправильный! (18)Меня надо отвезти обратно на завод и разобрать на запчасти! - опечалился Светофорчик. (19)И вдруг он услышал:

-   Вот умора! (20)Сроду не видел таких глупых светофоров! (21)Машинам надо подавать сигналы, а не разговаривать! - это говорил Голубь, который сел на провод рядом и чистил клюв о перышки.

-   (22)Какие сигналы? - спросил Светофорчик.

-   (23)Ну, конечно же, световые - «Красный» - ехать нельзя, «Желтый» - будьте осторожны, а «зеленый» - проезжайте!

(24)Светофорчик печально вздохнул и сказал:

-   А я не умею....

-   (25)Не расстраивайся! - сказал Голубь. – (26)Вот завтра придет милиционер Николай Петрович и научит тебя!

          (27)На следующий день действительно пришел Николай Петрович, открыл маленький ящичек, что стоял на обочине дороги, и что-то там включил...

(28)Светофорчик очень волновался, ведь Световые Сигналы умеют подавать только Настоящие Светофоры!

 (29)Но рядом опять сидел Голубь и говорил:

-   Не бойся, у тебя все получится!

(30)Тут к перекрестку подъехал Большой Автобус, он ехал издалека и потому был очень важным.

(31)Светофорчик включил красный сигнал, потому что на обочине стояла бабушка и хотела перейти дорогу. (32)О, чудо, Большой Автобус сразу остановился!

(33)Светофорчик подумал и сказал:

-   Спасибо, что послушались сигнала!

(34)Автобус моргнул фарами и сказал:

-   Какой вежливый Светофор!

(35)Светофорчик от радости поморгал желтым сигналом, потом включил зеленый и крикнул вслед Большому Автобусу:

-   Счастливого пути!

-   (36)Это так важно, - подумал Светофорчик, - делать свое дело не только правильно, но и вежливо!

 

(Анна и Александр Дерюшевы)

 

(Александр Николаевич Дерюшев - врач скорой помощи в городе Таре Омской области, травоцелитель, член Союза писателей России, путешественник.  "Сказка про Светофорчик"  - произведение из цикла краеведческих чтений "Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь")

 

 

 

Выполните задания:

1.        Определите и запишите основную мысль текста (1балл)

(Ответ: делать своё дело нужно не только правильно, но и проявляя уважение  и воспитанность к окружающим)

2.        Определите стиль текста. (Ответ: художественный стиль речи) (1 балл)

٭Обоснуйте свое мнение. (3 балла)  (Ответ:  РС-1-много, о/о, цель - воздействие)

3.        Определите, какой тип речи представлен в предложениях  6 - 9. Запишите ответ. (1 балл) (Ответ: повествование)

4.        В предложениях 31-33 найдите слово со значением «край, боковая часть дороги». Выпишите это слово. (1 балл) (Ответ:  обочина)

5.        В предложениях 19-21 найдите антоним к слову «умный» и выпишите его.  (1 балл) (Ответ: глупый)

6.        Используя информацию их текста, дайте толкование слову «светофор». (2 балла)

(Ответ: устройство, помогающее регулировать  движение)

7.        Выпишите фразеологизм из предложений 6-9. (1 балл) (Ответ: собрался с духом) ٭ Напишите значение этого фразеологизма. (2 балла) (Ответ: набрался храбрости, смелости)

8.        Выполните морфемный разбор слова «светофорчик» из предложения 1.  (1 балл). (Ответ:  свет/о/фор.  Состав слова: свет, фор — корни,  о — соединительная гласная, нулевое окончание, светофор — основа слова).

Укажите значение суффикса. (2 балла)  (Ответ: -чик- уменьшительноласкательный суффикс)  ٭Назовите еще одно значение этого суффикса (Ответ: лицо по роду деятельности: переводчик, буфетчик). Приведите пример. (3 балла)

9.        Выполните словообразовательный разбор слова «молоковоз» из предложения12. (2 балла) (Ответ: сложение двух основ (корней) с соединительной гласной О ) ٭Назовите, какие еще способы словообразования могут встретиться у этой части речи. (3 балла) (Ответ: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный)

10.   Укажите признак заимствования в слове «светофорчик». (2 балла) (Ответ: наличие «ф»)

11.   Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами (по 1 баллу за слово). Напишите название орфограмм  (по 2 балла за орфограмму)

12.   Затранскрибируйте слово «не получается» из предложения 16. (1 балл) ٭Затранскрибируйте предложение 16. (3 балла)

13.   Из предложений 22-24 выпишите слово, нуждающееся в орфоэпическом разборе.

(1 балла) (Ответ: конечно) ٭Докажите свое мнение. (3 балла) (Ответ:

В слове конечно 3 слога: ко-не-чно, ударение падает на второй слог коне́чно. Транскрипция слова [кан’эшна] )

14. Объясните постановку знака препинания в предложении 31 (1 балл) (Ответ: СПП, союз потому что) ٭Составьте схему этого предложения (3 балла)  (Ответ: [ … ], (потому что…).).

 

 

 

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 53, минимальное — 0. В итоге проведения задания подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за выполнение всех заданий.

 

 При повторном проведении диагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться другими текстами, так как данные ранее задания могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

 

Выводы об уровне развития: 

 

46-53 баллов — очень высокий

36-45 баллов — высокий

26-35 баллов — средний 16-25 баллов — низкий

1-15 баллов — очень низкий.

 

Разработанные задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия.

 

Выводы:

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Разработанные тестовые задания по русскому языку включали следующие разделы: фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

 

 

Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность) 5 класс (русский язык)

Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность) 5 класс (русский язык)

Сказка про Светофорчик (1)Светофорчик родился на светофорчиковом заводе, его упаковали в красивую коробку и привезли на его рабочее место

Сказка про Светофорчик (1)Светофорчик родился на светофорчиковом заводе, его упаковали в красивую коробку и привезли на его рабочее место

Светофорчик очень волновался, ведь

Светофорчик очень волновался, ведь

Выпишите фразеологизм из предложений 6-9

Выпишите фразеологизм из предложений 6-9

Разработанные задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй…

Разработанные задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022