Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников
для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность)
5 класс (русский язык)
Банк заданий для формирования и развития функциональной грамотности школьников для обучающихся 5-9 классов (языковая грамотность) для 5 класса составили: учитель русского языка и литературы Ильченко В.В., учитель русского языка и литературы
Троян Е.В. (ОУ «Таврическая школа»)
Цель: выявить уровень функциональной грамотности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.
Задача диагностики:
Провести диагностическое обследование в 5-х классах по выявлению уровня языковой функциональной грамотности. Возраст испытуемых: 11-12 лет
Для диагностики сформированности функциональной грамотности на уроках русского языка в пятых классах были разработаны материалы, которые построены на следующих принципах:
- Содержание задания включало в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация; - Задания разделены на три уровня:
▪ Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики (задания, которые оцениваются в 1 балл)
▪ Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия (задания, которые оцениваются в 2 балла)
▪ Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия (задания, которые оцениваются в 3 балла) Вариант текста с зданиями к нему, с ответами и комментариями:
Сказка про Светофорчик
(1)Светофорчик родился на светофорчиковом заводе, его упаковали в красивую коробку и привезли на его рабочее место. (2)Конечно, он уже прочитал инструкцию о своем применении. (3)Там говорилось, что ему предстоит «регулировать движение транспортных средств на вверенном участке дороге».
(4)Светофорчику очень нравились эти слова - они были красивые и серьезные, а это значит, что ему поручалось важное дело! (5)Ведь если не «регулировать движение транспортных средств», то эти «транспортные средства» совсем разбалуются и отобьются от рук!
(6)Рабочим место оказался перекресток, там Светофорчик и установили. (7)Он посмотрел вниз, на дорогу, и приготовился «регулировать». (8)Первым по дороге проехал маленький грузовичок. (9)Светофорчик собрался с духом, потому что очень волновался, и сказал:
- Пожалуйста, проезжайте!
(10)Грузовичок фыркнул, что-то проворчал и проехал мимо. (11)«Какой невоспитанный», - подумал Светофорчик и стал ждать следующую машину.
(12)Следующей машиной был Молоковоз.
- (13)Вам придется остановиться и подождать, пока через дорогу перейдет девочка, пожалуйста! - сказал Светофорчик. (14)Но Молоковоз даже не обратил внимания на него! (15)Проехал мимо и едва не задавил девочку....
- (16)У меня ничего не получается! (17)Наверное, я неспособный и неправильный! (18)Меня надо отвезти обратно на завод и разобрать на запчасти! - опечалился Светофорчик. (19)И вдруг он услышал:
- Вот умора! (20)Сроду не видел таких глупых светофоров! (21)Машинам надо подавать сигналы, а не разговаривать! - это говорил Голубь, который сел на провод рядом и чистил клюв о перышки.
- (22)Какие сигналы? - спросил Светофорчик.
- (23)Ну, конечно же, световые - «Красный» - ехать нельзя, «Желтый» - будьте осторожны, а «зеленый» - проезжайте!
(24)Светофорчик печально вздохнул и сказал:
- А я не умею....
- (25)Не расстраивайся! - сказал Голубь. – (26)Вот завтра придет милиционер Николай Петрович и научит тебя!
(27)На следующий день действительно пришел Николай Петрович, открыл маленький ящичек, что стоял на обочине дороги, и что-то там включил...
(28)Светофорчик очень волновался, ведь Световые Сигналы умеют подавать только Настоящие Светофоры!
(29)Но рядом опять сидел Голубь и говорил:
- Не бойся, у тебя все получится!
(30)Тут к перекрестку подъехал Большой Автобус, он ехал издалека и потому был очень важным.
(31)Светофорчик включил красный сигнал, потому что на обочине стояла бабушка и хотела перейти дорогу. (32)О, чудо, Большой Автобус сразу остановился!
(33)Светофорчик подумал и сказал:
- Спасибо, что послушались сигнала!
(34)Автобус моргнул фарами и сказал:
- Какой вежливый Светофор!
(35)Светофорчик от радости поморгал желтым сигналом, потом включил зеленый и крикнул вслед Большому Автобусу:
- Счастливого пути!
- (36)Это так важно, - подумал Светофорчик, - делать свое дело не только правильно, но и вежливо!
(Анна и Александр Дерюшевы)
(Александр Николаевич Дерюшев - врач скорой помощи в городе Таре Омской области, травоцелитель, член Союза писателей России, путешественник. "Сказка про Светофорчик" - произведение из цикла краеведческих чтений "Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь")
Выполните задания:
1. Определите и запишите основную мысль текста (1балл)
(Ответ: делать своё дело нужно не только правильно, но и проявляя уважение и воспитанность к окружающим)
2. Определите стиль текста. (Ответ: художественный стиль речи) (1 балл)
٭Обоснуйте свое мнение. (3 балла) (Ответ: РС-1-много, о/о, цель - воздействие)
3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6 - 9. Запишите ответ. (1 балл) (Ответ: повествование)
4. В предложениях 31-33 найдите слово со значением «край, боковая часть дороги». Выпишите это слово. (1 балл) (Ответ: обочина)
5. В предложениях 19-21 найдите антоним к слову «умный» и выпишите его. (1 балл) (Ответ: глупый)
6. Используя информацию их текста, дайте толкование слову «светофор». (2 балла)
(Ответ: устройство, помогающее регулировать движение)
7. Выпишите фразеологизм из предложений 6-9. (1 балл) (Ответ: собрался с духом) ٭ Напишите значение этого фразеологизма. (2 балла) (Ответ: набрался храбрости, смелости)
8. Выполните морфемный разбор слова «светофорчик» из предложения 1. (1 балл). (Ответ: свет/о/фор. Состав слова: свет, фор — корни, о — соединительная гласная, нулевое окончание, светофор — основа слова).
Укажите значение суффикса. (2 балла) (Ответ: -чик- уменьшительноласкательный суффикс) ٭Назовите еще одно значение этого суффикса (Ответ: лицо по роду деятельности: переводчик, буфетчик). Приведите пример. (3 балла)
9. Выполните словообразовательный разбор слова «молоковоз» из предложения12. (2 балла) (Ответ: сложение двух основ (корней) с соединительной гласной О ) ٭Назовите, какие еще способы словообразования могут встретиться у этой части речи. (3 балла) (Ответ: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный)
10. Укажите признак заимствования в слове «светофорчик». (2 балла) (Ответ: наличие «ф»)
11. Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами (по 1 баллу за слово). Напишите название орфограмм (по 2 балла за орфограмму)
12. Затранскрибируйте слово «не получается» из предложения 16. (1 балл) ٭Затранскрибируйте предложение 16. (3 балла)
13. Из предложений 22-24 выпишите слово, нуждающееся в орфоэпическом разборе.
(1 балла) (Ответ: конечно) ٭Докажите свое мнение. (3 балла) (Ответ:
В слове конечно 3 слога: ко-не-чно, ударение падает на второй слог коне́чно. Транскрипция слова [кан’эшна] )
14. Объясните постановку знака препинания в предложении 31 (1 балл) (Ответ: СПП, союз потому что) ٭Составьте схему этого предложения (3 балла) (Ответ: [ … ], (потому что…).).
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 53, минимальное — 0. В итоге проведения задания подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за выполнение всех заданий.
При повторном проведении диагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться другими текстами, так как данные ранее задания могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
46-53 баллов — очень высокий
36-45 баллов — высокий
26-35 баллов — средний 16-25 баллов — низкий
1-15 баллов — очень низкий.
Разработанные задания соответствовали трем уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия.
Выводы:
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.
Разработанные тестовые задания по русскому языку включали следующие разделы: фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.