Учитель начальных классов, музыки Ключко И.Н.
Особая роль в духовно – нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.
Я считаю, что наиболее продуктивным преподавание музыки будет при использовании комплексного подход к современному учебному процессу, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должно осуществляться путём поиска взаимосвязей, взаимодействия трёх основных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы).
В сближении музыки, литературы и живописи я вижу дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному.
Школьники сравнивают прочитанную литературу с фильмами, телепередачами, они могут заметить общность тем, сюжетов, средств выразительности при посещении картинной галереи, выставок, при слушании музыки. Задача – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Улучшение художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.
Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.
Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.
В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:
- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;
- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;
- от сотворчества к самостоятельному творчеству.
Каждое из заданий предполагает:
- углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;
- выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;
- активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.
Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.
Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.
Задание 1.
Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.
Задание 2.
Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.
Задание 3.
Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки)
Задание 4.
Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа (например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).
Задание 5.
Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.
Задание 6.
Варианты графического моделирования музыки.
- особое положение линий, отражающих регистр звучания;
- преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
- нажим карандаша, обусловленный динамикой, ритмической пульсацией, акцентами и т.д.
Задание 7.
Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях.
На своих уроках я использую следующие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:
· Написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе.
· Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.
· Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.
· «Рисуем музыку» - изображение музыкального образа, наглядности к песням.
· Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты.
· Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.
· Составление и проведение музыкально-дидактических игр.
· Инсценирование песен, театрализация. Театральная деятельность в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.
· Творческие домашние задания способствуют проявлению интереса к урокам музыки (стихи, сказки, игры и т.д.).
· Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).
· Загадко-творчество (отгадать, сочинить).
Содержание музыкального репертуара (как для хорового исполнения, так и для слушания) должно быть нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру, расширение жизненного и музыкального кругозора учащихся, формирование положительного отношения к музыкальному искусству. Так произведения композиторов-классиков (русских – М. Глинки, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Гречанинова и др.; зарубежных –
И.-С.Баха, В.-А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шопена и др.) развивают культуру пения, формируют основные певческие навыки и умения – строй, ансамбль, дикцию, артикуляцию, расширяют объем дыхания, формируют выразительность звучания детских голосов, способствуют освоению основных закономерностей музыкального искусства (стиль, жанр, язык).
Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Восприятие музыки, главный фактор духовно-нравственного воспитания.
Восприятие музыки – одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.
Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).
Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: “Песня жаворонка”, “Подснежник” П. Чайковского, “Колыбельная” В. Моцарта, “Смелый всадник” Р. Шумана и т.д.
Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием “Танца феи Драже” можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи – легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки – это язык чувств: даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки – могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.
На своих уроках при слушании музыки прибегаю к демонстрации произведений художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Включаю элементы музыкального движения (пластики) во время изучения и исполнения певческого материала; предлагаю детям сделать иллюстрации услышанных или исполненных произведений, что способствует выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую мы будем петь. Представьте, если недалеко от школы есть прекрасный уголок, где вечернее небо отражается в зеркальной глади пруда, с луга доносится пение птиц; звонкой песней кузнечики встречают вечернюю прохладу.
Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственного становления личности.
Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности. Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
Заключение
В результате мной были сделаны следующие основные выводы:
1. Формирование музыкально-образных представлений школьников на основе синтеза
искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению
ими музыкального искусства, расширению музыкально-образного мышления; является
стимулом к творческим проявлениям в различных видах музыкальной и
полихудожественной деятельности.
2. Педагогическими условиями формирования музыкально-образных
представлений школьников на основе синтеза искусств являются: использование
компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной
художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и
музыкально-игровых. методов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.