Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
13.09.2018
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности "СОЛОВУШКА" по вокалу ( творческое объединение - студия академического вокала "СОЛОВУШКА".
Комплекс основных характеристик программы. Актуальность общеобразовательной, общеразвивающей программы. Содержание программы по годам. Содержание учебного плана по годам. Планируемые результаты. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график.
Соловушка копия.doc
Министерство образования Оренбургской области
ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи
им. В.П. Поляничко»
Отдел музыкальнохудожественного образования
РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО
Научнометодический совет
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБУДО
ООДТДМ им. В.П. Поляничко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Соловушка»
(творческое объединение – студия академического вокала «Соловушка»)
Срок реализации: 5 лет
Возраст учащихся: 718 лет
Авторсоставитель:
Коробейников Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования 2
г. Оренбург, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
№
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
II. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации
2.3. Формы аттестации/контроля
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
3 Список литературы
4 Приложение
Стр.
4
9
12
23
28
87
87
87
88
90
92 3
I.
Комплекс основных характеристик программы
I.1. Пояснительная записка
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Направленность общеобразовательной программы.
Одним из актуальных и востребованных в комплексе музыкальных
дисциплин учреждений дополнительного образования является академическое
пение.
В процессе изучения академического вокала учащиеся получают
элементарные знания по основным элементам вокального искусства: техника
дыхания, звуковедение, чтение вокального материала и т.д. В связи с этим,
дополнительная общеобразовательная программа имеет
художественную
направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
стартовом и базовом
«Соловушка» предполагает освоение материала на
уровнях. Реализация программы основана на принципах дифференциации и
индивидуализации в содержании материала и формах организации образовательного
процесса в зависимости от уровня освоения, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого из учащихся. 4
и
направления
специализированных
12 год обучения
«Стартовый уровень»
Предполагает
использование
реализацию
и
общедоступных
универсальных
форм
организации материала,
минимальную
сложность предлагаемого
для освоения содержания
программы. На данном
уровне
учащийся
осваивает основы техники
исполнения
академического вокала;
развития музыкально
слуховых представлений:
ладового чувства, чувства
ритма.
3 5 год обучения
«Базовый уровень»
Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают
освоение
знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно
тематического
программы
«Соловушка», а именно расширение знаний по
академическому вокалу по отдельным тематическим
блокам.
технологии
академической
эстетики
академического вокала,
видов звуковедения,
техники голоса.
Изучение материала по программе способствует
совершенствованию знаний, умений и навыков в
области вокального академического искусства,
знаний разнообразного хрестоматийного и
концертного репертуара отечественных и
зарубежных композиторов, произведений различных
концертноконкурсную
жанров. Предполагает
Вариативная часть программы организуется в форме работы с ансамблем;
интегрируется в инвариантную часть программы и реализуется по желанию
учащихся. На работу с ансамблем отводится 2 часа в неделю по 1 разу.
Учащиеся изучают
манеры пения,
Также существенной особенностью программы является учёт специфических
аспектов организации образовательной деятельности школьников в области работы
в ансамбле. Программа предусматривает обучение ансамблевому пению при
условии выявления одаренных детей.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный
инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата.
Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно
представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей,
тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но
артистическое пение, как камерное, так и театральное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно
просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос.
5
Выпускники общеобразовательных учреждений,
прошедшие курс
музыкального образования, не всегда в полной мере имеют возможности приобрести
певческие умения и навыки. Для решения данных проблем ведущая роль отводится
учреждениям дополнительного образования детей, деятельность которых
направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей личности и
подготовку учащихся к профессиональной деятельности.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать
творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к
певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности
через сольное или ансамблевое пение, пение песен с музыкальным сопровождением.
Данная программа предлагает вести индивидуальное обучение, ориентируя
учащихся на улучшение своего образовательного результата, на создание
творческого продукта, на практическое применение знаний, на профессиональную
ориентацию в области музыкального искусства в будущем, тем самым определяя
педагогическую целесообразность данной программы.
В результате занятий вокалом возможно освободиться от внутренних зажимов
или блоков. Вокал обязательно раскрепостит поющего и позволит ему лучше понять
себя, а также функционирование своего тела. Голосовые связки называют
замечательным природным инструментом, который может издавать изумительные
по силе и частоте звуки. Осознав это, дети обычно меняют укоренившееся
представление о себе и тех возможностях, которыми они обладают. Если до занятий
пением человек был чрезмерно зажатым и неуверенным в себе, то при практических
вокальных занятиях происходит его раскрытие и устранение страхов. Жизнь
постепенно начинает наполняться ощущением свободы. Это приводит к тому, что
человек становится более спокойным, счастливым и радостным.
Далеко не все хотят познать искусство вокала ради возможности блистать на
сцене. Многие приходят на занятия ради общения, обретения. Педагог при этом
начинает выступать в роли своеобразного психотерапевта. Музыка способна
оказывать на человека целебный эффект сама по себе.
Отличительные особенности.
В ходе разработки дополнительной общеобразовательной программы были
проанализированы следующие дополнительные образовательные программы:
Багадуров В. М. «Вокальное воспитание детей». М.: Музыка, 2002;
Петрухин В.А.«Методика обучения сольному пению». Мордовское книжное
издательство, 1991.
Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной
программы «Соловушка» от вышеназванных программ являются:
использование альтернативной формы занятий «ансамбль»; 6
использование инновационных педагогических технологий:
культурологического обучения, технология творческой деятельности;
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
применение речевых игр и упражнений, разработанных по принципу
педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма,
формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир
динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
технология
изменение и расширение вокального репертуара (учащиеся изучают
произведения современных зарубежных композиторов, популярные песни,
классические произведения);
акцентирование в первую очередь на развитие творческих, музыкальных
способностей ребенка, практическую деятельность учащихся.
Развить музыкальность учащихся, учить их воспринимать музыку является
неотъемлемой частью учебного процесса. Поэтому на занятиях по академическому
вокалу очень важен творческий союз педагога и концертмейстера.
Ежедневно аккомпанируя, концертмейстер тем самым принимает активное
участие в воспитании музыкальности, технического мастерства, выразительности
исполнения. Для того чтобы успешно справиться с ними, концертмейстер должен
овладеть солидным объёмом специальных навыков. Прежде всего, от него требуется
серьёзное ознакомление со спецификой предмета, глубокое проникновение в
закономерности взаимосвязей выразительных средств музыки и движения, умение
мгновенно анализировать заданную комбинацию, что даёт возможность подобрать
максимально подходящий музыкальный материал.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
академическому вокалу «Соловушка» составлена в соответствии с нормативно
правовыми документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 04.09. 2014 г. № 1726р);
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте
России 27.11.2013 N 30468);
Письмом Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №093242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (Сан Пин 2.4.4.317214); Уставом Государственного бюджетного учреждения дополнительного
образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи
им. В.П.Поляничко»;
7
Положением об отделе музыкальнохудожественного образования
государственного бюджетного учреждения дополнительного образования
«Оренбургский областной дворец творчества детей и молодежи им. В.П.
Поляничко».
Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной общеобразовательной программы – 7–18 лет.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, под
влиянием которой формируются основные новообразования этого возраста:
способность к действиям во внутреннем и умственном плане или планирование про
себя, умение анализировать и рефлексия.
Происходят существенные изменения во всех познавательных процессах:
мышлении, памяти, внимании. Мышление от нагляднообразного развивается к
словеснологическому, память и внимание от непроизвольного к сознательно
регулируемому и опосредованному.
Подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к
взрослости, активное формирование личности. Данный возраст характеризуется
неоднородностью периода: младший подросток (10 – 13 лет, 5 – 6 кл.), старший
подросток (1315 лет или 79кл.), причем эти границы могут меняться в
зависимости от индивидуальных особенностей. Ведущая деятельность – это
общение, которое позволяет подростку искать себя, постоянно сравнивать себя со
сверстниками и вырабатывать самооценку. Взросление может идти как по одному,
так и по нескольким направлениям одновременно:
познавательно
интеллектуальному (развитие устойчивых познавательных интересов), морально
этическому (оценка поступков людей, мотивов поведения, становление собственных
взглядов и оценочных критериев), социальнопсихологическому (стремление к
интенсивному общению со сверстниками).
Юность – период соответствующий переходу от подросткового возраста к
самостоятельной взрослой жизни. Благоприятный возраст для развития
специальных способностей,
творческих достижений часто связанных с
профессиональной областью.
Целесообразный период приема на обучение – от 7 до 13 лет.
Навыки и умения, полученные учащимся в процессе обучения по программе,
дают перспективу для дальнейшего обучения вокалу на профессиональном уровне
(музыкальный колледж, институт или консерватория).
Объем и сроки освоения программы – 5 лет. Общий объем за весь период
обучения – 720 часов, в год по 144 часа (инвариантная часть – 72 часа, вариативная
– 72 часа).
Формы организации образовательного процесса. Форма обучения очная. Основной формой организации учебного процесса
является индивидуальное занятие, которое проводится 2 раза в неделю по одному
академическому часу.
8
Кроме традиционного занятия, программа предусматривает использование
подготовка детей к выступлениям на концертах,
альтернативных форм организации образовательновоспитательного процесса:
Занятие – репетиция,
фестивалях, приобретение опыта выхода на сцену;
Занятие – концерт, выступление детей на тематических лекциях, концертах;
Занятие – «ансамбль» – учащийся совместно с другим учащимся или педагогом
исполняют музыкальное произведения из репертуара (особенность заключается в
том, что учащиеся должны быть одного года обучения и исполнять одинаковый
репертуар).
Обучение предусматривает реализацию отдельных разделов программы,
интегрируя их в другие разделы, т.к. содержательные связи между ними позволяют
это сделать. Такой принцип построения программы используется для гибкого
проектирования целостного образовательного процесса,
придает единую
направленность содержания программы.
Педагогом определяется оптимальный порядок и количество часов изучаемых
тем, что способствует объединению, систематизации, расширению знаний, умений и
навыков учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
При проектировании программы педагог планирует повторяемость содержания
разделов на протяжении учебного года при освоении новых тем и отражает это в
календарном учебном графике.
Режим занятий.
15 год обучения. Занятия проводятся индивидуально и в ансамбле.
2 раза в неделю по 1 академическому часу индивидуально;
1 раз в неделю по 2 академических часа в ансамбле (вариативная часть).
Общий объем за весь период обучения – 720 часов, в т.ч. 144 часа ежегодно: 72
часа – индивидуально, 72 часа – в ансамбле.
Цель и задачи программы
средствами академического вокала.
Цель программы: формирование творчески активной личности учащихся
Задачи первого года обучения
Воспитывающие:
приобщать учащихся к миру идей и чувств;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и интерес к занятиям;
Развивающие:
развивать интерес и любовь к музыкальному искусству; 9
развивать в ребёнке самостоятельность, инициативу, смелость и творческую
активность;
Образовательные:
познакомить с основами техники исполнения: на дыхание, дикцию и артикуляцию,
фальцетное звукообразование, интонацию и слуховое восприятие;
познакомить с историей академического вокального исполнительства;
дать определенный уровень
ладового чувства, чувства ритма;
знать и грамотно исполнять музыкальный репертуар.
развития музыкальнослуховых представлений,
Задачи второго года обучения
Воспитывающие:
формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
воспитывать нравственные качества личности;
Развивающие:
развивать музыкальноэстетический вкус;
развивать музыкальные способности детей;
Образовательные:
грамотно исполнять музыкальный репертуар;
уметь воспринимать, оценивать музыкальные произведения;
обладать достаточным уровнем развития музыкальных способностей;
освоение технологии академической манеры пения и эстетики академического
вокала;
Задачи третьего года обучения
Воспитывающие:
уметь раскрывать художественное содержание произведения (выражать песню
эмоционально и пластически согласно художественному образу);
развивать устойчивую мотивацию к занятиям;
воспитывать гражданскую идентификацию и осознание себя частью и носителем
культуры;
обладать четкой и выразительной дикцией и чистой интонацией; 10
Развивающие:
обладать развитым музыкальным слухом;
владеть динамическими средствами, агогикой в исполнении;
Образовательные:
владеть звуковысотным диапазоном, интонацией в исполнении;
владеть четкой и выразительной дикцией;
владеть основами вокального исполнения;
владеть всеми видами звуковедения, техникой голоса;
изучить и грамотно исполнять музыкальный репертуар.
Задачи четвертого года обучения
Воспитывающие:
формировать учебную мотивацию;
формировать социальнозначимые качества личности учащегося;
воспитывать чувство ответственности;
Развивающие:
развитие артистичности учащихся;
развитие вокального слуха;
Образовательные:
владеть техникой звукообразования (грудное);
обучение пению в высокой певческой позиции насыщенным тембром, с хорошим
вибрато, свободным, округлым, «полетным» звуком;
формирование четкой и выразительной дикции и чистой интонации, навыка
исполнительства.
Задачи пятого года обучения
Воспитывающие:
воспитывать желание и потребность заниматься вокальной деятельностью;
приобщать через исполнительское творчество к лучшим образцам музыкальной
культуры;
Развивающие:
уметь осмысленно, выразительно передать художественное содержание
произведения;
самостоятельно работать над произведением и отработкой
технических приемов исполнения; активно участвовать в концертах, конкурсах,
фестивалях, выступать в качестве солиста;
развивать широкий спектр познавательных и профессиональных интересов,
ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в дальнейшей вокальной
профессиональной деятельности;
Образовательные:
обладать развитым вокальным слухом; совершенствовать знания, умения и навыки
в области вокального академического искусства;
владеть разнообразным хрестоматийным и концертным репертуаром западных,
русских и современных композиторов, произведениями различных жанров; владеть теоретическими знаниями в области технического вокала;
знать произведения мирового академического искусства;
обладать высоким уровнем развития музыкальных способностей;
владеть техникой звукообразования: грудная, фальцетная, смешанная.
11
Принципы, лежащие в основе программы:
Принцип гуманистической направленности. Развитие ребенка, формирование
его личности – это главный смысл педагогического процесса. Этот принцип диктует
необходимость бережного отношения к каждому ребенку, так как каждая личность
неповторима. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог – учащийся» на
занятиях академическим вокалом базируется на взаимном уважении,
справедливости и любви к ребенку.
Принцип единства обучения и воспитания. Освоение программы заключается не
только в изучении репертуара и приобретении исполнительских навыков, но и в
музыкальноэстетическом воспитании.
Принцип системности и последовательности. Данный принцип обеспечивает
взаимосвязь всех компонентов программы; определяет соблюдение установок «от
простого к сложному», «от частного к общему».
Принцип активной деятельности и творчества. Создание условий для
творчества ребенка, творческой инициативности и активности, его
психологическое раскрепощение для эмоционального восприятия и
осмысленного отношения к музыке, раскрытия интереса к предмету,
способности к моделированию, импровизации, сочинению.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Предусматривает
психологопедагогическое изучение каждой личности, обеспечивающих
максимальное раскрытие природных способностей ребенка. №
Темы
12
1.3.Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
Теория Практ
ика
Кол
во
часов
1 Вводное занятие
2 Певческая установка
3 Строение голосового аппарата
4 Певческая артикуляция и орфоэпия
5 Дыхание – основа пения
6 Дикция
7 Фальцетный
механизм
звукообразования
8 Интонация и слуховое восприятие
9 Изучение репертуара
10 Работа в ансамбле
11 Итоговое занятие
1
1
1
2
1
2
2
4
5
1
2
5
6
2
6
30
72
1
1
1
2
4
6
8
4
10
35
72
1
Форма
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Прослушиван
ие
Практическо
е задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Практическо
е задание
Практическо
е задание
Отчетный
(академическ
ий) концерт
Итого
19
125
144
№
1
Тема
Закрепление навыков
полученных на 1 году
обучения. Дыхание.
Второй год обучения
Теория Практика Кол
во
часов
Форма
аттестации/контроля
1
3
4
Опрос 2 Интонация,
фальцетное
звукообразование.
дикция,
3 Повторение изученных
музыкальных
произведений
вокализов.
и
4 Формирование гласных и
согласных звуков в пении.
Определение интервалов,
аккордов
и
последовательностей из
них.
5 Развитие звуковысотного
диапазона фальцетное.
Резонанс
6 Микстовое
7
звукообразование
Звуковедение – legato, non
legato, staccato.
8 Атака звука
9 Изучение репертуара
10 Работа в ансамбле
11 Итоговое занятие
Итого:
1
2
2
2
8
13
3
3
9
3
Практическое задание
3
Практическое задание
10
Практическое задание
10
10 Практическое задание
5
4
5
21
72
1
7
6
7
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
21 Практическое задание
72
Практическое задание
1
Отчетный
(академический)
концерт
136
144
№
1
2
Закрепление навыков,
полученных на 1 и 2 годах
обучения.
Звуковысотный диапазон.
3 Исполнение произведений на
Тема
Третий год обучения
Теория Практи
ка
Колво
часов
1
1
1
1
2
2
2
3
3
Форма
аттестации/
контроля
Опрос
Практическое
задание
Практическое legato, non legato,staccato.
14
4 Исполнение вокализов на
гласные и согласные буквы.
Грудное звукообразование.
5
6 Формирование
навыков
округленного звука.
7 Упражнения на расширение
диапазона грудного голоса.
8 Выработка
основного
певческого тембра.
9 Придание
тембральной
окраски произведениям.
10 Развитие
динамического
диапазона.
11 Сила голоса: форте и пиано.
12 Выразительность исполнения
13 Изучение репертуара
14 Работа в ансамбле
15 Итоговое занятие
1
1
1
2
2
2
1
1
1
4
4
4
3
3
13
20
72
1
задание
Практическое
задание
Прослушивание
Прослушивание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Зачет
2
2
2
4
4
4
5
5
15
20
72
1
Итого:
12
132
144 15
Четвертый год обучения №
Тема
16
Теория
Практи
ка
Кол
во
часов
1
Закрепление знаний полученных
ранее.
2 Вокальноинтонационная работа
над произведением.
Грудное звукообразование
3
4 Формирование
навыков
округленного звука
5 Упражнения на
расширение
диапазона грудного голоса
6 Выработка основного певческого
тембра
7
Развитие динамического диапазона
8 Эмоциональное восприятие
9
Развитие умений самостоятельного
разбора музыкальных произведений
и работы над его художественным
образом.
10 Выражение художественного
исполнения и выразительного
образа. Артистизм и мимика
11 Изучение репертуара
12 Работа в ансамбле
1
2
2
1
2
1
1
2
4
4
1
3
5
3
6
6
2
3
5
12
14
2
3
2
21
72
3
3
3
21
72
Форма
аттестац
ии/контр
оля
Опрос
Прослуши
вание
Прослуши
вание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Прослуши
вание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Пятый год обучения 17
Тема
Теория
Практ
ика
Колво
часов
№
1
2
Закрепление навыков, полученных
ранее.
Различные
звукообразования
приемы
3
Развитие динамического диапазона
4 Владение
звуковысотным
диапазоном
5 Эмоциональное восприятие
6
Работа над художественным
образом
музыкального
произведения
7 Изучение репертуара.
8
Работа в ансамбле
9 Итоговое занятие
Итого:
Форма
аттестац
ии/
контроля
Практиче
ское
задание
Опрос,
практичес
кое
задание
Опрос,
практичес
кое
задание
Опрос,
практичес
кое
задание
Опрос
Контрольн
ое
занятие
Практиче
ское
задание
Практиче
ское
задание
Зачет
1
2
3
2
8
4
5
11
13
8
2
2
16
20
72
11
4
2
16
20
72
1
136
1
144
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокалу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.