материал по информатике

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Введение 1 класс информатика.docx

Введение

Информационная грамотность является одним из планируемых результатов обучения школьников. Курс «Информатика» обеспечивает формирование у учащихся умения применять информационные методы для решения учебных и практических задач, развитие универсальных учебных действий на основе работы с информацией (поиск и выбор, чтение и представление, анализ и интерпретация данных), становление самостоятельности и активности в учении. Содержание курса информатики в начальной школе носит преимущественно междисциплинарный характер. В процессе его изучения у школьников формируются учебные операции и действия, носящие метапредметный характер. В процессе обучения информатике поэтапно реализуется идея формирования алгоритмической, конструктивной и моделирующей деятельности школьников, развития их интеллектуальных способностей, познавательной активности и самостоятельности. В 1 и 2 классах особенностью изучения информатики является работа с данными, представленными на рисунке (или с помощью рисунка, в виде пиктограммы), чертеже, схеме (в виде графического, схематического или условного изображения), в таблице (табличная форма представления информации), в учебном тексте. Школьник учится выбирать, распределять, оценивать, упорядочивать информацию при помощи учителя, одноклассников на основе использования инструкций, образцов, правил, ориентиров и т. п. В период начального обучения школьник работает преимущественно с текстом учебника, рабочей тетради, пособия, словаря и т. д. Специфика учебного текста заключается в том, что он одновременно выступает и объектом обучения (для педагога), и объектом изучения (для ученика). Различные  трудности, связанные с чтением (на любом уроке в начальной школе), препятствуют получению учеником достоверной и полной информации из текста. В связи с этим одной из задач курса информатики является не только обучение работе с учебными текстами (школьник учится выделять данные, существенную и дополнительную информацию, пользоваться инструкцией, соблюдать условия и правила, проверять результат на достоверность и правильность и т. д.), но и создание условий для понимания и применения других источников информации (инструментов, моделей, приборов).

Суть значительного числа заданий по информатике (особенно в 1 и во 2 классах) заключена не в ответе на поставленный в учебном тексте вопрос, а в поиске путей его разрешения, установлении соответствия между текстом и ходом решения («Как решать?»), текстом и рисунком («Все ли данные представлены на рисунке?»), вопросом и текстом («Можно ли ответить на вопрос… с помощью этого текста»?), то есть школьник учится формулировать учебную проблему и вести поиск направлений её решения. Одним из требований Стандарта к достижениям выпускников начальной школы является «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач»1. Поэтому ещё одной особенностью курса является формирование у школьника уже с первых дней обучения опыта правильного применения специальной терминологии информатики: данное, знак, известное, инструкция, модель, неизвестное, объект, план, последовательность действий, символ, схема, ход решения/выполнения. Использование «специального» языка позволяет уже в 1 классе приступить к решению важной дидактической задачи — обеспечению понимания учеником сути предлагаемой учебной проблемы. Работа с межпредметными понятиями, акцент на алгоритмизации учебных действий и операций независимо от содержания способствуют становлению таких необходимых для дальнейшего

 обучения и развития умений общеучебного (в дальнейшем — универсального) характера, как умение работать в информационной среде, планировать и осуществлять действия с различными предметными и техническими средствами. В рамках предложенного курса первоклассник учится собирать и представлять данные в таблице, в тексте, на модели, составлять 1—2-шаговую инструкцию, план; проверять правильность и достоверность ответа с опорой. В ходе изучения курса создаются условия, при которых первоклассник получает возможность научиться составлять и применять планы и алгоритмы, содержащие более двух шагов, высказывать предположения о возможных результатах применения инструкции, плана, алгоритма до их выполнения. Деятельность ученика на уроке или во внеурочной работе предполагает активное использование групповой, парной и индивидуальной форм обучения. Основой дифференциации и индивидуализации обучения выступает как предметная, так и метапредметная составляющая курса. При создании тетради использованы материалы учебников и тетрадей комплектов «Предшкольная пора» и «Начальная школа ХХI века» (руководитель — член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. Н. Ф. Виноградова). Включение технических средств, традиционно используемыми для изучения других предметов в 1 классе, при изучении информатики ограничено.