Материал для уголка по профориентации.Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:
1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.профессия
Благодаря моей профессии я получаю возможность помогать людям и себе. Это делает мою жизнь богаче
и наполняет ее смыслом.
Хелен Хэйес
это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства (педагог, врач, …).
вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов
действий, получаемых результатов (учитель математики, врач – стоматолог, …)
это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением,
…)
Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.
Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3
большим классам: узнать, преобразовать, придумать.
1. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. (Г) Название
этих видов происходит от древнегреческого «Гнозис» – знание или познание. Поэтому в тех случаях,
когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать,
проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным
признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической. Гностические профессии
могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролёрприёмщик готовых
изделий (Т), корректор (З), критик (Х), санитарный врач (Ч), лаборант химикобиологических
анализов (П).1. Данный класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния
предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами (Пр). Это
самый многочисленный класс. Класс преобразующих профессий широко распространён в любом из
рассмотренных типов профессий, например, столяр (Т), учитель (Ч), пчеловод (П), чертёжник (З),
реставратор (Х).
2
1. Изыскательные профессии. В
этом классе профессий на
передний план выступает та цель
деятельности, которая
предполагает чтонибудь
изобрести, придумать, найти
новый вариант решения.
Условно этот класс обозначается
буквой «И». Это профессии
практического труда, их не надо
смешивать с гностическими,
которые связаны со
специальными изысканиями
(геолог). Например, закройщик в
ателье индивидуального пошива
должен каждый раз, приступая к
работе, изменять свою
деятельность, исходя из фигуры
заказчика, фасона и ткани, т.е.
фактически решать
нестандартные задачи во время
всего рабочего дня. Этот класс
невелик по количеству профессий.
По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:
1. Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и
обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие
профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.
2. Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где
предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием
техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся
слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.
3. Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой,
имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы,
микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с3
техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся
профессии типа микробиолог, рыбовод, трактористмашинист широкого профиля, цветовод и др.
4. Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий
выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические
символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии
корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.
5. Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий
связан с изобразительной, музыкальной, литературнохудожественной и актёрской деятельностью.
Например, конструктормодельер одежды, фотографхудожник, музыкант, артист, журналист, настройщик
музыкальных инструментов и др.
Хочу Могу Надо
Интересы Способности Мир профессий
Склонности Состояние здоровья Необходимость профессии4
Хочу
Интересы, склонности
Склонность – стремление заниматься какойлибо определенной деятельностью.
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и
эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с какимлибо
предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.
Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.
Склонности к работе:
С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно
организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.
С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ
на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой
техники, сельскохозяйственное опытничество.
С условными знаками
– выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.
С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках
художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. д.
С растениями и животными – лабораторнопрактические работы по биологии, работы на пришкольном
участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных
натуралистов или при зоопарке.
Могу
Способности, состояние здоровья
Способности – индивидуальнопсихологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и
являющиеся условием её успешности.
Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект.
Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях
деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).
Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские,
конструктивнотехнические и педагогические способности.
Способности проявляются и развиваются в деятельности.
Надо
Мир профессий, потребности общества в кадрахОбществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше.
Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.
Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если:
профессия выбрана в какойлибо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и
при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей.
5
проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;
ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции
работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);
изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам
человека;
узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на
курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);
выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои
способности и возможности;
побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;
получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии,
учесть советы врача;
прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».
О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются
отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее
выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге
профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.
Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и
профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их
невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно
сценические и ряд других.6
Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то,
что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное,
заветное, свое? Вот несколько заповедей:
1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой
стороне.
4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Не сразу Москва строилась…».7