Материал для уголка по профориентации

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для уголка по профориентации.Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей: 1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат? 2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место! 3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.профессия
Иконка файла материала для учителя.docx
Благодаря моей профессии я получаю возможность помогать людям ­ и себе. Это делает мою жизнь богаче и наполняет ее смыслом. Хелен Хэйес это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства (педагог, врач, …). вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов  действий, получаемых результатов (учитель математики, врач – стоматолог, …) это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением,  …) Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3  большим классам: узнать, преобразовать, придумать. 1. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. (Г) Название  этих видов происходит от древнегреческого «Гнозис» – знание или познание. Поэтому в тех случаях,  когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать,  проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным  признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической. Гностические профессии  могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролёр­приёмщик готовых  изделий (Т), корректор (З), критик (Х), санитарный врач (Ч), лаборант химико­биологических  анализов (П).1. Данный класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния  предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами (Пр). Это  самый многочисленный класс. Класс преобразующих профессий широко распространён в любом из  рассмотренных типов профессий, например, столяр (Т), учитель (Ч), пчеловод (П), чертёжник (З),  реставратор (Х). 2 1. Изыскательные профессии. В  этом классе профессий на  передний план выступает та цель деятельности, которая  предполагает что­нибудь  изобрести, придумать, найти  новый вариант решения.  Условно этот класс обозначается  буквой «И». Это профессии  практического труда, их не надо  смешивать с гностическими,  которые связаны со  специальными изысканиями  (геолог). Например, закройщик в  ателье индивидуального пошива  должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою  деятельность, исходя из фигуры  заказчика, фасона и ткани, т.е.  фактически решать  нестандартные задачи во время  всего рабочего дня. Этот класс  невелик по количеству профессий. По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов: 1. Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и  обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие  профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др. 2. Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где  предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием  техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся  слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др. 3. Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой,  имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы,  микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с3 техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся  профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист­машинист широкого профиля, цветовод и др. 4. Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий  выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические  символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии  корректор, экономист, чертёжник, топограф и др. 5. Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий  связан с изобразительной, музыкальной, литературно­художественной и актёрской деятельностью.  Например, конструктор­модельер одежды, фотограф­художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др. Хочу Могу Надо Интересы Способности Мир профессий Склонности Состояние здоровья Необходимость профессии4 Хочу Интересы, склонности Склонность – стремление заниматься какой­либо определенной деятельностью. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и  эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким­либо  предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем. Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности. Склонности к работе: С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно­ организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду. С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ  на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой  техники, сельскохозяйственное опытничество. С условными знаками     – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем. С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках  художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. д. С растениями и животными – лабораторно­практические работы по биологии, работы на пришкольном  участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных  натуралистов или при зоопарке. Могу Способности, состояние здоровья Способности – индивидуально­психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и  являющиеся условием её успешности. Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект. Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях  деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.). Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские,  конструктивно­технические и педагогические способности. Способности проявляются и развиваются в деятельности. Надо Мир профессий, потребности общества в кадрахОбществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше.  Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.  Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если: профессия выбрана в какой­либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и  при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей. 5         проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии; ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции  работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда); изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам  человека; узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на  курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах); выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии; принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои  способности и возможности; побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места; получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии,  учесть советы врача; прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?». О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются  отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее  выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге  профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом. Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и  профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их  невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно­ сценические и ряд других.6 Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то,  что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное,  заветное, свое? Вот несколько заповедей: 1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат? 2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место! 3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне. 4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом. 5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Не сразу Москва строилась…».7