Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации биологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В
ЖИВОТНОВОДСТВЕ»
I. Проверка знаний по предыдущей теме.
1) Что вам известно о периферической нервной системе?
2) Какую роль в организме животного играет вегетативная нервная
система?
3) Расскажите о строении спинного мозга.
4) Назовите отделы головного мозга.
5) Что такое рефлекс, каково его значение?
II. Изучение нового материала.
П л а н и з у ч е н и я.
1. Безусловные рефлексы.
2. Условные рефлексы.
3. Значение рефлексов в животноводстве.
Опорный конспектIII. Проверка знаний по усвоению материала.
1) В чем отличие условных рефлексов от безусловных?
2) Приведите примеры условных рефлексов в животноводстве.
3) Заполните схему «Значение условных и безусловных рефлексов в
животноводстве.
4. Что такое торможение условных рефлексов, какое оно имеет значение?
5. Изучите дополнительный материал, выберите из него информацию,
полезную для изучения рефлексов домашних животных.
Дополнительный материал.
Профессор Павлов И. П. выделил следующие безусловные рефлексы:
пищевые, оборонительные, половые, ориентировочные, родительские и
детские. В пищевой рефлекс входят реакции: пищевые, поисковые,
пищедобывательные, захвата пищи, пищевые секреторные и т. д.
Более поздние попытки систематизировать безусловные рефлексы
позволили выделить четыре классификации. Первая из них принадлежит
физиологу Рожанскому Н. А., выделившему в результате электрическогораздражения подкорковых структур 24 биологических рефлекса, которые он
распределил на шесть следующих групп:
1) рефлексы общей активности (полярность движения, колбочковый
светоритм, сон и бодрствование дневных животных, палочковый светоритм –
сон и бодрствование ночных животных);
2)
обменные рефлексы
(газообменные,
пищевого искания,
пищенаправленности, пищевого овладения и питьевые);
3)
рефлексы межвидовых отношений
(оборонительный,
самоохранительный, агрессивный, игровой и реакция «свой – чужой»);
или
4) рефлексы продолжения вида и размножения (мужской половой, женский
половой, родительский и призывный);
5) экологические рефлексы (исследовательский, акклиматизационный –
миграторный, дорогоездовой, накопления запасов и гигиенический);
6) неповеденческие рефлексы (ноцицептивный – болевой, шоковый,
терморегуляторный и позиционный). К этой группе могут относиться и
некоторые
дыхательные,
сосудодвигательный, рефлексы оплодотворения.
пищеварительные,
другие
рефлексы:
Вторая классификация безусловных рефлексов,
предложенная
физиологомэкологом А. Д. Слонимом, имеет следующий вид:
А. Рефлексы на сохранение внутренней среды организма и постоянства
вещества:
– пищевые, обеспечивающие постоянство вещества;
– гомеостатические, обеспечивающие постоянство внутренней среды.
Б. Рефлексы на изменение внешней среды организма:
– оборонительные;
– средовые (ситуационные).
В. Рефлексы, связанные с сохранением вида:
– половые;
– родительские.
Третья классификация дана экологом Дж. Темброкком, который выделяет
в поведении животных следующие типы:
1) поведение, определяемое обменом веществ и состоящее из
пищедобывания и приема пищи, мочеотделения, запасания пищи, покоя и сна,
потягивания;
2) оборонительное поведение;
3) поведение, связанное с размножением, состоящее из территориального
поведения, копуляции, спаривания, заботы о потомстве;
4) социальное (групповое) поведение;
5) постройка гнезд, убежищ и нор.
Четвертая классификация, предлагаемая нейрофизиологом Конорским Ю.
М., делит все рефлексы на две группы:
1) сохранительные рефлексы:– рефлексы поступления веществ в организм (вдох и глотание);
– рефлексы выведения веществ из организма (выдох, мочеиспускание и
дефекация);
– восстановительные рефлексы (сон);
– рефлексы сохранения вида (копуляция, беременность, забота о
потомстве);
2) защитные рефлексы:
– рефлексы устранения тела или его частей от вредящего раздражителя
(рефлексы отдергивания и отступления);
– рефлексы устранения вредящего раздражителя с поверхности и изнутри
организма (рефлексы устранения разражителя);
– рефлексы уничтожения или нейтрализации вредящих агентов
(наступательные рефлексы).
Сходство приведенных классификаций объективно отражает общность
разных видов врожденного поведения. Насколько они схематичны и неполны,
можно видеть по одному из фундаментальных рефлексов –
ориентировочному. При ближайшем рассмотрении в этом рефлексе
обнаруживается три следующие группы явлений: элементарная форма в виде
активизации органов чувств и всего организма на внезапное изменение в
окружающей среде, более сложная – в виде активного поиска и, наконец,
самая сложная форма – «манипулирование предметами».
Первая форма рефлекса (И. П. Павлов назвал рефлекс «что такое?» и
обратил на него внимание ввиду его биологического значения, без которого
жизнь организма, как он говорил, «висела бы на волоске»), состоит из ряда
реакций: расширение зрачка и снижение порога чувствительности глаза к
свету, сокращение и расслабление мышц глаза, уха, поворот головы и
туловища в сторону источника раздражения, принюхивания к нему, изменение
в электрической активности мозга (угнетение, блокада альфаритма и
возникновение более частых колебаний), появление кожногальванической
реакции. Кроме того, кровеносные сосуды головы расширяются, а конечности
– сужаются, наблюдается углубление дыхания, вначале замедление, а затем
учащение пульса.
Вторая форма ориентировочного рефлекса в виде поисковых движений
хорошо выражена у птиц и млекопитающих. Благодаря этой реакции и другим
рефлексам, животное находит пищу. Особь противоположного пола избегает
вредящих обстоятельств. Поисковая реакция в отличие от рефлекса «что
такое?» чаще всего носит специализированный характер, направляется одним
из основных рефлексов.
Третья форма ориентировочного рефлекса появилась у обезьян в виде
исследовательской реакции, которую натуралисты давно заметили и назвалипо аналогии с действиями человека – любопытством. Обезьяна, встречаясь с
незнакомыми и явно несъедобными или опасными предметами, подвергает их
тщательному анализу, исследованию. Она может часами манипулировать с
явно бесполезным во всех отношениях для нее предметом. Это тоже рефлекс
«что такое?», но он уже более высокого порядка, действительно
напоминающий любопытство человека. Человек также имеет элементарную
форму ориентировочной реакции, сходную с рефлексом «что такое?».
На основании современных данных могут быть и другие классификации
безусловных рефлексов, однако они еще не подвержены физиологическому
анализу.
Таким образом, основу поведения организмов составляют врожденные или
безусловные рефлексы. Особенно это проявляется у низших организмов. При
этом поведение может протекать в форме простой рефлекторной реакции или
иметь более сложный характер: в ответ на раздражения организм отвечает
сложным комплексом рефлекторных реакций, которые следуют одна за
другой в виде цепочки. Каждая отдельная реакция служит сигналом
последующей. Это присуще человеку или животному с рождения и не требует
обучения. Такое явление называется инстинктом.
К о н т р о л ь н ы й т е с т.
В таблицу запишите номера приведенных рефлексов, распределив их на 2
группы:
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Р е ф л е к с ы.
1. Корова отдергивает ногу, уклоняясь от укола в нее иглой.
2. Свинья опробывает поданную с пищей палку.
3. Коровы мычат при виде скотника.
4. Теленок сосет палец доярки, пытающейся приучить его к поению из
ведра.
5. Рефлексы, приобретенные, выработанные в течение жизни животного.
6. Заход коровы в станок для доения.
7. Бег коровы к станкам при включении мехдойки.
8. Половой рефлекс.
9. Движение головы коровы в сторону звука.
10. Реакции животных на воздействия внешнего мира или на изменения
внутренней среды организма.
11. Отделение слюны у теленка при виде ведра, из которого его поит
телятница.12. Танец лошадей в цирке под музыку.
13. Рефлекс врожденный.
14. Инстинктивная деятельность животных.
15. Взбрыкивание лошади перед незнакомым человеком, пытающимся ее
оседлать.
16. Нахождение коровой, отставшей от стада, дороги домой.
17. Защита коровой теленка от нападающей на него собаки.