В презентации рассматриваются современные педагогические технологии, которые используются на уроках. Технологии обучения традиционные и нетрадиционные. В материале внимание уделено новым инновационным технологиям, применяемым на уроках математике, их направлениям и описаниям каждой технологии. Применение данных технологий способствует: развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве,
критического и творческого мышления.
Учитель математики: Каптилова В.А.
В педагогике неизбежно возникают
вопросы:
“чему учить?”,
“зачем учить?”,
“как учить?”,
но, вместе с тем, появляется еще
один:
“Как учить результативно?”.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Личностно
ориентированные
Призваны обеспечить необходимые
условия для развития индивидуальных
способностей обучаемого.
Традиционные
. •Четкая организация
учебного процесса,
•систематический
характер обучения
• воздействие личности
учителя на учащихся в
процессе общения на
уроке
Личностно ориентированные
технологии базирующиеся
на основе активизации деятельности учащихся
и повышении эффективности учебного
процесса.
Личностно ориентированное обучение
предполагает
использование разнообразных форм и
методов организации учебной деятельности,
позволяющих раскрывать субъектный опыт
учащихся.
При этом перед учителем встают
новые задачи:
•Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;
•Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,
получить неправильный ответ и т.п.
•Использование в ходе урока дидактического материала,
позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и
форму учебного содержания
•Оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильнонеправильно), но и по процессу его достижения
•Поощрение стремления ученика находить свой способ работы
(решения задачи), анализировать способы работы других учеников в
ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
•Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность в способах работы;
Использование
инновационных технологий
на уроках математики
Инновационные технологии –
основа повышения качества
образования, позволяющая
гармонично развивать
личность ребёнка.
Направления новых
педагогических технологий
Обучение в
сотрудничестве
Игровые
технологии
Дифференцированный
подход к обучению
Метод проектов.
Проблемное
обучение
Использование информационных
технологий для реализации целей
педагогических технологий.
Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе
обучения,
обучение осуществляется путем общения в динамических или
статических парах, динамических или вариационных группах,
когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на
варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при
этом средства обучения.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа
памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном
темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления,
последовательного изложения. материала
Дифференцированный
подход к обучению
Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться,
устояться, проявиться.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
максимальному развитию способностей каждого учащегося.
Существенно, что применение дифференцированного подхода на
различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено
на овладение всеми учащимися определенным программным
минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности
с одной стороны учитывает уровень умственного развития,
психологические особенности учащихся, абстрактнологический
тип мышления. С другой стороны во внимание принимается
индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в
конкретной образовательной области.
Игровые технологии
Используются:
•в качестве самостоятельной
технологии
•как элемент педагогической
технологии
•в качестве формы урока или его части
Игровая форма занятий создается при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать
познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается
в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется
правилам игры, учебный материал используется как
средства для игры, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Технология проблемного
обучения
Можно выделить три группы проблемных ситуаций:
А. Познавательные (теоретическое мышление);
Б. Оценочные (критическое мышление);
В. Организаторско производственные (практическое мышление).
Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением
гипотез, предположений и т.д.
В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые
понятия…
Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и
результатов труда.
Решение организаторско –п роизводственных проблем связано с
поиском путей различных положительных изменений
окружающей действительности и способствует развитию
практического мышления, а также ведёт к поиску применения
знаний на практике.
Технология проблемного
Технология проблемного
обучения
обучения
Правила создания проблемных ситуаций:
1. Перед учащимися ставят задания,
выполнение которого потребует открытия
знаний и овладения новыми умениями.
2. Задание должно соответствовать
интеллектуальным возможностям учащегося.
3. Проблемное задание даётся до объяснения
нового материала
4. Такими заданиями могут быть:
Усвоение ,формулировка вопроса,
практические действия
Метод проектов
Суть метода стимулировать интерес ребят к определенным
проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний
и предусматривающим через проектную деятельность решение
этих проблем, умение практически применять полученные знания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных,
творческих интересов учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени.
Этот метод органично сочетается с методом обучения в
сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом
обучения.
Вышеозначенные технологии
позволяют добиться решения
основных задач:
•развития познавательных навыков учащихся;
•умений самостоятельно конструировать свои
знания;
•ориентироваться в информационном пространстве;
•развития критического и творческого мышления.
Современные педагогические
технологии в сочетании с
современными информационными
технологиями могут:
•существенно повысить эффективность
образовательного процесса,
•решить стоящие перед образовательным
учреждением задачи воспитания
всесторонне развитой, творчески
свободной личности.