Материалы для педсовета по теме "Экология"

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Иконка файла материала педсовет.doc
1. Что означает термин «Экология»? Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от  греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде  обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. 2. – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко  чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных  представлений о явлениях живой и неживой природы. – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами. 3.  Проблемы экологии в мире. Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, истощение озонного слоя и глобальное  потепление климата. Вред кислотных дождей для окружающей среды. Массовое сведение  лесов как одна из наиболее важных экологических проблем современности. Мусор и  отходы. 4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного  возраста? Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания.  Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются  яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления,  закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной  ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить,  старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное,  бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с  раннего детства в семье и детском саде. Что же такое экологическое воспитание? – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал  экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание,  методы и формы работы с детьми и родителями. – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о  временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми  существами и средой их обитания, и т.д. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам  владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он  преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе  принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка.  Учитывает интерес и возрастные особенности. 5.В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем  берете вину на себя, как воспитатель. Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.  Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями  воспитанников. 6.. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность  воспитателя и детей. **Организованные:– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.) – занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),  – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в  природе. **Совместная деятельность: – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, – целевые прогулки на природе, походы, – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), –  рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких  животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина,  К.Ф.Юона и др., – рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках,  заказниках, памятниках природы т.д., – сбор коллекций, семян, камней, листьев, – экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»), – опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного  исследователя, – марафоны, аукционы, акции, – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций, – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные), – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику. 7.Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы. Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День  Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов  (папки­передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания  дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о  природе), беседы с рекомендациями (создать мини­огород на подоконнике, завести  домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание  экологической газеты и т.д. 8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях. А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др. 9. ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ Был бы лес, соловьи прилетят. Не беречь поросли, не видать и дерева. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться  «Аист на крыше — мир на земле», «Одно дерево срубил — посади сорок», «Дерево дорого плодами, а человек – делами», «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,  «Возвращай земле долг – будет толк», «Растение – земле украшение», «Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,  «Старые деревья молодые охраняют»,  «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,  «Срубили кусты ­ прощай птицы»,  «Судьба природы – судьба Родины»,«Лес и вода – родные брат и сестра». Кто землю лелеет – того земля жалеет. Без хозяина земля круглая сирота. Лес и вода – краса природы. Растение – берегам спасение. Растение – земли украшение. Народные приметы. 10.Народные приметы о природе 1. Дождливая осень – к такой же весне.   2. Ранний снегопад осенью – к ранней весне.   3. Сухая и холодная зима сулит жаркое лето.   4. Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю.   5. Настоящая зима начинается ровно через 40 дней после того, как выпадет первый снег.   6. Весна холодная – летом будут частые дожди с градом.   7. Снег выпадает – морозы отступают.   8. Осенний снег скоро растает.   9. Если зимой выпадает много снега – летом будет много травы.   10. Крупные хлопья снега – к мокрой погоде.   11. Зимой небо звездное – к морозам.   12. Весна наступила рано – к большому разливу рек.   13. Туман на воде – к ясной погоде.   14. Много росы – к жаркому дню.   15. Деревья инеем покрылись – к трескучему морозу.   16. Розы в саду отцвели – к наступлению холодов.   17. Туманный март – ненастное лето.  18. Ветер шумит в трубе – к морозам.    19. Новогодняя ночь выдалась холодной и ветреной – в лесу будет много орехов.   20. Сильный ветер вечером – к ненастью утром.   21. Если дождь пошел после обеда – продлится весь день.22. Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь.   23. Убить лягушку или дождевого червя – к дождю.   24. Две радуги в небе – к продолжительным дождям.   25. Увидеть радугу – к счастью и исполнению желаний.   26. Радуга на небе появилась после дождя – скоро пойдет еще дождь.   27. Радуга вечером – к ясной погоде. С утра – к дождю.   28. Зимняя радуга – к сильному снегопаду.   29. Ясный рассвет – к облачной погоде.   30. Алый закат – к ясному дню.   31. Вечером солнце скрывается за тучами – следующий день будет теплым и ясным.   32. Солнце в тумане – к дождливой погоде.   33. Алая луна – к морозной и ветреной погоде.   34. Молодой месяц скрывается за тучами – к затяжным дождям в полнолуние.   35. В новолуние лучше всего ловится рыба.   36. Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде.   37. Сильный осенний звездопад – в следующем году следует ждать голода и эпидемий.  Считается, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Если она вдруг упадет – жди  беды.   38. Зимний звездопад – к снегу. 13. Кто это? Финвал – сельдяной кит Фенек – пустынная лиса Калан – камчатский бобер Сервал – кошка из Африки Кожан – летучая мышь Игрунка – маленькая обезьянка Бородавочник – кабан Кабарга – олень Афалина – дельфин Пищуха – заяц  14.Занесены в красную книгу. Калан, или морская выдра, Белоспинный альбатрос, Охотский, или камчатский северный оленьОзерный кижуч, слепушонка обыкновенная, рысь обыкновенная, тигр амурский, русская  выхухоль, черноморска афалина, даурский ёж, нарвал и др. 15.Опыты доступны детям 3­7 лет. Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного  образования, родителям. Цель: развитие поисково­познавательной активности детей при проведении опытов и  исследований с воздухом, солнечным светом, песком. Задачи: 1. Расширять кругозор детей.  2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при  проведении исследовательской деятельности. 3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего  мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно­ исследовательской деятельности.  Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с  интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают  знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор  детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в  этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники  получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у  детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и  составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.  При формировании основ естественно – научных и экологических понятий  экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания,  добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  Опыты с воздухом. «Почувствуй воздух»  Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство –  невидимость. Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица. Вывод: Воздух не виден, но ощутим. «Воздух повсюду».  Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде. Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть. Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает  воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым. «Воздух работает»Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы  1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.  Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее. 2.Подуть на перышко. 3.Подуть на плот с собачкой. Вывод: воздух двигает предметы. «Почему летит ракета?»  Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты. Надуть воздушные шарики и отпустить их. Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие  воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном  направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только  баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и  превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в  днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С  помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты. «Я вижу воздух»  Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.  Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой. Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и  поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые  стремятся вверх.  «Ловим воздух»  Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас. Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить  края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный,  невидимый, легкий. «Вертушка»  Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей  определять направление ветра. Сделать вертушку своими руками из бумаги. Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится. «Возникновение звука»  Задача: создать звук при помощи воздушного шарика. Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук. Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создаетзвуковые волны. Опыты с солнечными лучами. «Свет и тень»  Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и  объекта. Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень. «Таинственные стекла»  Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них  через цветные стекла. Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых  бутылок, солнцезащитные очки). Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга. «Знакомство с лупой»  Задача: познакомить детей с помощником­лупой и ее назначением. 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. 2.Свободное исследование. Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз. Самостоятельное исследование предметов через лупу. «Солнечные зайчики»  Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных  зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого  движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная  блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на  телефоне, на часах и т. д.) Опыты с песком. Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм,  образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый,  непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в  результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого  камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый,  если из кварца – то светло­желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый,  красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться  относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром  песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а  мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок  предметы погружаются глубже, чем в мокрый. «Волшебное сито»  Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите. Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки. «Чьи следы?»  Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность. Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки. Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить  отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку). «Свойства сухого песка»  Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка. 1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос. 2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.  3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе. 4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз. Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому  песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может  катиться по наклонной горке. «Свойства мокрого песка»  Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать  любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и  станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.  Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую  форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые  грани слипаются и держат друг друга.  «На каком песке легче рисовать?»  Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это  происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом  песке между песчинками находится воздух и он рассыпается. Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками. Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее. «Песчаный конус»  Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг  друга. Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в  одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и  занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в  другом месте будут возникать «сплывы» ­ движение песка, похожее на течение. Это  происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не  скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. 16.ответьте на детские вопросы. Вот такой интересный вопрос…Почему осенью желтеют листья? Знаете ли вы ответ на этот вопрос? Весной и летом листья зеленые, а зеленые они оттого, что хлорофил зеленый и придает им  этото окрас. Но хлорофил быстро разрушается и если летом и веной много света, то он  легко и быстро восстанавливается, поэтому листья остаются зелеными. А осенью дни  становятся короче, света все меньше и меньше, хлорофил разрушается намного быстрее,  чем восстанавливается и листья теряют свой зеленый цвет. В листе есть несколько красящих веществ, но они летом слабее хлорофила, а осенью они  проявляются и листья желтеют или краснеют.Эти вещества осенью захватывают все больше места в листе, потому что для их образования нужно, чтобы стало похолоднее и чтобы  замирала жизнь растения. Именно это и происходит с деревьями осенью. Откуда и почему  на оконных стеклах зимой появляются узоры? Морозные узоры на оконных стеклах ­ это,  по сути, то же самое, что и иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев.  Механизм образования инея и этих узоров одинаков. Если воздух охлаждается, то в нем снижается содержание влаги. Морозные узоры на  стекле и иголки инея образуются в том случае, если влажный воздух охлаждается до точки  замерзания воды, то есть до 0°С. При этой температуре происходит конденсация избытка  влаги, содержащегося во влажном воздухе, на холодных поверхностях. При этом вода  кристаллизуется, то есть превращается в мельчайшие кристаллики льда. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Но главное, для чего нужен белкам хвост – для «полетов» . Во время прыжков белки с  дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом­крылом, с помощью которого  белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости. Почему кошки часто умываются, а собаки нет? Любовь к чистоте у кошек заложена с рождения на уровне рефлекса. Котята с первых дней жизни тщательно вылизываются кошкой и приучаются к уходу за собой. Приводить шерсть  в порядок этим чистюлям помогает шершавый язык. Он хорошо вычесывает выпавшие  волоски и загрязнения. Кошки значительную часть времени проводят за умыванием, чтобы  скрыть свой запах и иметь возможность близко подкрасться к добыче незаметно. Основная  их еда — это мыши, которые, обладая прекрасным обонянием, никогда бы не покинули  своих норок, учуяв запах кошки. Собаки, наоборот, не склонны к особой чистоте и могут ограничиться лишь выгрызанием  на лапах больших кусков грязи, мешающих ходить, и вылизыванием только некоторых  частей тела. Поэтому для маскировки своего запаха они часто вываливаются в нечистотах,  чужих экскрементах, падали или просто в траве или земле. Таким образом, собаки наносят  запах других животных или привлекающих веществ на свою шерсть.