Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
1. Что означает термин «Экология»?
Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от
греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде
обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
2. – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко
чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных
представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
3. Проблемы экологии в мире.
Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, истощение озонного слоя и глобальное
потепление климата. Вред кислотных дождей для окружающей среды. Массовое сведение
лесов как одна из наиболее важных экологических проблем современности. Мусор и
отходы.
4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного
возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания.
Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются
яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления,
закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной
ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить,
старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное,
бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с
раннего детства в семье и детском саде.
Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал
экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание,
методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о
временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми
существами и средой их обитания, и т.д.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам
владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он
преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе
принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка.
Учитывает интерес и возрастные особенности.
5.В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем
берете вину на себя, как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и
невнимание к поведению детей.
Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями
воспитанников.
6.. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность
воспитателя и детей.
**Организованные:– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в
природе.
**Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), –
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких
животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина,
К.Ф.Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках,
заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного
исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
7.Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День
Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов
(папкипередвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания
дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о
природе), беседы с рекомендациями (создать миниогород на подоконнике, завести
домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание
экологической газеты и т.д.
8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н.
Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
9. ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ
Был бы лес, соловьи прилетят.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
«Аист на крыше — мир на земле»,
«Одно дерево срубил — посади сорок»,
«Дерево дорого плодами, а человек – делами»,
«Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,
«Возвращай земле долг – будет толк»,
«Растение – земле украшение»,
«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,
«Старые деревья молодые охраняют»,
«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,
«Срубили кусты прощай птицы»,
«Судьба природы – судьба Родины»,«Лес и вода – родные брат и сестра».
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Лес и вода – краса природы.
Растение – берегам спасение.
Растение – земли украшение.
Народные приметы.
10.Народные приметы о природе
1. Дождливая осень – к такой же весне.
2. Ранний снегопад осенью – к ранней весне.
3. Сухая и холодная зима сулит жаркое лето.
4. Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю.
5. Настоящая зима начинается ровно через 40 дней после того, как выпадет первый снег.
6. Весна холодная – летом будут частые дожди с градом.
7. Снег выпадает – морозы отступают.
8. Осенний снег скоро растает.
9. Если зимой выпадает много снега – летом будет много травы.
10. Крупные хлопья снега – к мокрой погоде.
11. Зимой небо звездное – к морозам.
12. Весна наступила рано – к большому разливу рек.
13. Туман на воде – к ясной погоде.
14. Много росы – к жаркому дню.
15. Деревья инеем покрылись – к трескучему морозу.
16. Розы в саду отцвели – к наступлению холодов.
17. Туманный март – ненастное лето.
18. Ветер шумит в трубе – к морозам.
19. Новогодняя ночь выдалась холодной и ветреной – в лесу будет много орехов.
20. Сильный ветер вечером – к ненастью утром.
21. Если дождь пошел после обеда – продлится весь день.22. Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь.
23. Убить лягушку или дождевого червя – к дождю.
24. Две радуги в небе – к продолжительным дождям.
25. Увидеть радугу – к счастью и исполнению желаний.
26. Радуга на небе появилась после дождя – скоро пойдет еще дождь.
27. Радуга вечером – к ясной погоде. С утра – к дождю.
28. Зимняя радуга – к сильному снегопаду.
29. Ясный рассвет – к облачной погоде.
30. Алый закат – к ясному дню.
31. Вечером солнце скрывается за тучами – следующий день будет теплым и ясным.
32. Солнце в тумане – к дождливой погоде.
33. Алая луна – к морозной и ветреной погоде.
34. Молодой месяц скрывается за тучами – к затяжным дождям в полнолуние.
35. В новолуние лучше всего ловится рыба.
36. Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде.
37. Сильный осенний звездопад – в следующем году следует ждать голода и эпидемий.
Считается, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Если она вдруг упадет – жди
беды.
38. Зимний звездопад – к снегу.
13. Кто это?
Финвал – сельдяной кит
Фенек – пустынная лиса
Калан – камчатский бобер
Сервал – кошка из Африки
Кожан – летучая мышь
Игрунка – маленькая обезьянка
Бородавочник – кабан
Кабарга – олень
Афалина – дельфин
Пищуха – заяц
14.Занесены в красную книгу.
Калан, или морская выдра,
Белоспинный альбатрос, Охотский, или камчатский северный оленьОзерный кижуч, слепушонка обыкновенная, рысь обыкновенная, тигр амурский, русская
выхухоль, черноморска афалина, даурский ёж, нарвал и др.
15.Опыты доступны детям 37 лет.
Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного
образования, родителям.
Цель: развитие поисковопознавательной активности детей при проведении опытов и
исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при
проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего
мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно
исследовательской деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с
интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают
знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор
детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в
этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники
получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя
учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у
детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и
составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий
экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания,
добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство –
невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает
воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем
вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие
воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном
направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только
баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и
превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в
днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С
помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении.
Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и
поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые
стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить
края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный,
невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей
определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение звука»
Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создаетзвуковые волны.
Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и
объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Таинственные стекла»
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них
через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых
бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при
наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»
Задача: познакомить детей с помощникомлупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
«Солнечные зайчики»
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных
зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого
движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная
блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на
телефоне, на часах и т. д.)
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм,
образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый,
непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы
можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в
результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого
камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый,
если из кварца – то светложелтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый,
красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться
относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром
песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а
мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок
предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить
отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому
песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может
катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать
любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и
станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую
форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые
грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»
Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это
происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом
песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»
Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг
друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в
одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и
занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в
другом месте будут возникать «сплывы» движение песка, похожее на течение. Это
происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не
скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
16.ответьте на детские вопросы. Вот такой интересный вопрос…Почему осенью желтеют листья? Знаете ли вы ответ на этот вопрос?
Весной и летом листья зеленые, а зеленые они оттого, что хлорофил зеленый и придает им
этото окрас. Но хлорофил быстро разрушается и если летом и веной много света, то он
легко и быстро восстанавливается, поэтому листья остаются зелеными. А осенью дни
становятся короче, света все меньше и меньше, хлорофил разрушается намного быстрее,
чем восстанавливается и листья теряют свой зеленый цвет.
В листе есть несколько красящих веществ, но они летом слабее хлорофила, а осенью они
проявляются и листья желтеют или краснеют.Эти вещества осенью захватывают все больше
места в листе, потому что для их образования нужно, чтобы стало похолоднее и чтобы
замирала жизнь растения. Именно это и происходит с деревьями осенью. Откуда и почему
на оконных стеклах зимой появляются узоры? Морозные узоры на оконных стеклах это,
по сути, то же самое, что и иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев.
Механизм образования инея и этих узоров одинаков.
Если воздух охлаждается, то в нем снижается содержание влаги. Морозные узоры на
стекле и иголки инея образуются в том случае, если влажный воздух охлаждается до точки
замерзания воды, то есть до 0°С. При этой температуре происходит конденсация избытка
влаги, содержащегося во влажном воздухе, на холодных поверхностях. При этом вода
кристаллизуется, то есть превращается в мельчайшие кристаллики льда.
Зачем белке длинный и пушистый хвост?
Но главное, для чего нужен белкам хвост – для «полетов» . Во время прыжков белки с
дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютомкрылом, с помощью которого
белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост
– это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.
Почему кошки часто умываются, а собаки нет?
Любовь к чистоте у кошек заложена с рождения на уровне рефлекса. Котята с первых дней
жизни тщательно вылизываются кошкой и приучаются к уходу за собой. Приводить шерсть
в порядок этим чистюлям помогает шершавый язык. Он хорошо вычесывает выпавшие
волоски и загрязнения. Кошки значительную часть времени проводят за умыванием, чтобы
скрыть свой запах и иметь возможность близко подкрасться к добыче незаметно. Основная
их еда — это мыши, которые, обладая прекрасным обонянием, никогда бы не покинули
своих норок, учуяв запах кошки.
Собаки, наоборот, не склонны к особой чистоте и могут ограничиться лишь выгрызанием
на лапах больших кусков грязи, мешающих ходить, и вылизыванием только некоторых
частей тела. Поэтому для маскировки своего запаха они часто вываливаются в нечистотах,
чужих экскрементах, падали или просто в траве или земле. Таким образом, собаки наносят
запах других животных или привлекающих веществ на свою шерсть.