Материалы для педсовета по теме "Экология"
Оценка 4.8

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
doc
биология +2
Детсад
28.04.2017
Материалы для педсовета по теме "Экология"
Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
педсовет.doc
1. Что означает термин «Экология»? Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от  греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде  обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. 2. – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко  чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных  представлений о явлениях живой и неживой природы. – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами. 3.  Проблемы экологии в мире. Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, истощение озонного слоя и глобальное  потепление климата. Вред кислотных дождей для окружающей среды. Массовое сведение  лесов как одна из наиболее важных экологических проблем современности. Мусор и  отходы. 4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного  возраста? Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания.  Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются  яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления,  закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной  ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить,  старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное,  бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с  раннего детства в семье и детском саде. Что же такое экологическое воспитание? – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал  экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание,  методы и формы работы с детьми и родителями. – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о  временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми  существами и средой их обитания, и т.д. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам  владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он  преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе  принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка.  Учитывает интерес и возрастные особенности. 5.В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем  берете вину на себя, как воспитатель. Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.  Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями  воспитанников. 6.. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность  воспитателя и детей. **Организованные: – экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.) – занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),  – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в  природе. **Совместная деятельность: – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, – целевые прогулки на природе, походы, – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), –  рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких  животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина,  К.Ф.Юона и др., – рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках,  заказниках, памятниках природы т.д., – сбор коллекций, семян, камней, листьев, – экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»), – опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного  исследователя, – марафоны, аукционы, акции, – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций, – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные), – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику. 7.Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы. Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День  Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов  (папки­передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания  дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о  природе), беседы с рекомендациями (создать мини­огород на подоконнике, завести  домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание  экологической газеты и т.д. 8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях. А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др. 9. ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ Был бы лес, соловьи прилетят. Не беречь поросли, не видать и дерева. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться  «Аист на крыше — мир на земле», «Одно дерево срубил — посади сорок», «Дерево дорого плодами, а человек – делами», «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,  «Возвращай земле долг – будет толк», «Растение – земле украшение», «Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,  «Старые деревья молодые охраняют»,  «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,  «Срубили кусты ­ прощай птицы»,  «Судьба природы – судьба Родины», «Лес и вода – родные брат и сестра». Кто землю лелеет – того земля жалеет. Без хозяина земля круглая сирота. Лес и вода – краса природы. Растение – берегам спасение. Растение – земли украшение. Народные приметы. 10.Народные приметы о природе 1. Дождливая осень – к такой же весне.   2. Ранний снегопад осенью – к ранней весне.   3. Сухая и холодная зима сулит жаркое лето.   4. Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю.   5. Настоящая зима начинается ровно через 40 дней после того, как выпадет первый снег.   6. Весна холодная – летом будут частые дожди с градом.   7. Снег выпадает – морозы отступают.   8. Осенний снег скоро растает.   9. Если зимой выпадает много снега – летом будет много травы.   10. Крупные хлопья снега – к мокрой погоде.   11. Зимой небо звездное – к морозам.   12. Весна наступила рано – к большому разливу рек.   13. Туман на воде – к ясной погоде.   14. Много росы – к жаркому дню.   15. Деревья инеем покрылись – к трескучему морозу.   16. Розы в саду отцвели – к наступлению холодов.   17. Туманный март – ненастное лето.  18. Ветер шумит в трубе – к морозам.    19. Новогодняя ночь выдалась холодной и ветреной – в лесу будет много орехов.   20. Сильный ветер вечером – к ненастью утром.   21. Если дождь пошел после обеда – продлится весь день. 22. Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь.   23. Убить лягушку или дождевого червя – к дождю.   24. Две радуги в небе – к продолжительным дождям.   25. Увидеть радугу – к счастью и исполнению желаний.   26. Радуга на небе появилась после дождя – скоро пойдет еще дождь.   27. Радуга вечером – к ясной погоде. С утра – к дождю.   28. Зимняя радуга – к сильному снегопаду.   29. Ясный рассвет – к облачной погоде.   30. Алый закат – к ясному дню.   31. Вечером солнце скрывается за тучами – следующий день будет теплым и ясным.   32. Солнце в тумане – к дождливой погоде.   33. Алая луна – к морозной и ветреной погоде.   34. Молодой месяц скрывается за тучами – к затяжным дождям в полнолуние.   35. В новолуние лучше всего ловится рыба.   36. Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде.   37. Сильный осенний звездопад – в следующем году следует ждать голода и эпидемий.  Считается, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Если она вдруг упадет – жди  беды.   38. Зимний звездопад – к снегу. 13. Кто это? Финвал – сельдяной кит Фенек – пустынная лиса Калан – камчатский бобер Сервал – кошка из Африки Кожан – летучая мышь Игрунка – маленькая обезьянка Бородавочник – кабан Кабарга – олень Афалина – дельфин Пищуха – заяц  14.Занесены в красную книгу. Калан, или морская выдра, Белоспинный альбатрос, Охотский, или камчатский северный олень Озерный кижуч, слепушонка обыкновенная, рысь обыкновенная, тигр амурский, русская  выхухоль, черноморска афалина, даурский ёж, нарвал и др. 15.Опыты доступны детям 3­7 лет. Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного  образования, родителям. Цель: развитие поисково­познавательной активности детей при проведении опытов и  исследований с воздухом, солнечным светом, песком. Задачи: 1. Расширять кругозор детей.  2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при  проведении исследовательской деятельности. 3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего  мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно­ исследовательской деятельности.  Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с  интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают  знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор  детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в  этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники  получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у  детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и  составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.  При формировании основ естественно – научных и экологических понятий  экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания,  добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  Опыты с воздухом. «Почувствуй воздух»  Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство –  невидимость. Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица. Вывод: Воздух не виден, но ощутим. «Воздух повсюду».  Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде. Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть. Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает  воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым. «Воздух работает» Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы  1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.  Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее. 2.Подуть на перышко. 3.Подуть на плот с собачкой. Вывод: воздух двигает предметы. «Почему летит ракета?»  Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты. Надуть воздушные шарики и отпустить их. Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие  воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном  направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только  баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и  превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в  днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С  помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты. «Я вижу воздух»  Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.  Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой. Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и  поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые  стремятся вверх.  «Ловим воздух»  Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас. Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить  края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный,  невидимый, легкий. «Вертушка»  Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей  определять направление ветра. Сделать вертушку своими руками из бумаги. Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится. «Возникновение звука»  Задача: создать звук при помощи воздушного шарика. Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук. Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны. Опыты с солнечными лучами. «Свет и тень»  Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и  объекта. Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень. «Таинственные стекла»  Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них  через цветные стекла. Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых  бутылок, солнцезащитные очки). Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга. «Знакомство с лупой»  Задача: познакомить детей с помощником­лупой и ее назначением. 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. 2.Свободное исследование. Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз. Самостоятельное исследование предметов через лупу. «Солнечные зайчики»  Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных  зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого  движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная  блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на  телефоне, на часах и т. д.) Опыты с песком. Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм,  образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый,  непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в  результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого  камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый,  если из кварца – то светло­желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый,  красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться  относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром  песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а  мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок  предметы погружаются глубже, чем в мокрый. «Волшебное сито»  Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите. Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки. «Чьи следы?»  Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность. Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки. Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить  отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку). «Свойства сухого песка»  Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка. 1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос. 2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.  3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе. 4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз. Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому  песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может  катиться по наклонной горке. «Свойства мокрого песка»  Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать  любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и  станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.  Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую  форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые  грани слипаются и держат друг друга.  «На каком песке легче рисовать?»  Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это  происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом  песке между песчинками находится воздух и он рассыпается. Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками. Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее. «Песчаный конус»  Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг  друга. Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в  одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и  занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в  другом месте будут возникать «сплывы» ­ движение песка, похожее на течение. Это  происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не  скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. 16.ответьте на детские вопросы. Вот такой интересный вопрос… Почему осенью желтеют листья? Знаете ли вы ответ на этот вопрос? Весной и летом листья зеленые, а зеленые они оттого, что хлорофил зеленый и придает им  этото окрас. Но хлорофил быстро разрушается и если летом и веной много света, то он  легко и быстро восстанавливается, поэтому листья остаются зелеными. А осенью дни  становятся короче, света все меньше и меньше, хлорофил разрушается намного быстрее,  чем восстанавливается и листья теряют свой зеленый цвет. В листе есть несколько красящих веществ, но они летом слабее хлорофила, а осенью они  проявляются и листья желтеют или краснеют.Эти вещества осенью захватывают все больше места в листе, потому что для их образования нужно, чтобы стало похолоднее и чтобы  замирала жизнь растения. Именно это и происходит с деревьями осенью. Откуда и почему  на оконных стеклах зимой появляются узоры? Морозные узоры на оконных стеклах ­ это,  по сути, то же самое, что и иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев.  Механизм образования инея и этих узоров одинаков. Если воздух охлаждается, то в нем снижается содержание влаги. Морозные узоры на  стекле и иголки инея образуются в том случае, если влажный воздух охлаждается до точки  замерзания воды, то есть до 0°С. При этой температуре происходит конденсация избытка  влаги, содержащегося во влажном воздухе, на холодных поверхностях. При этом вода  кристаллизуется, то есть превращается в мельчайшие кристаллики льда. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Но главное, для чего нужен белкам хвост – для «полетов» . Во время прыжков белки с  дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом­крылом, с помощью которого  белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости. Почему кошки часто умываются, а собаки нет? Любовь к чистоте у кошек заложена с рождения на уровне рефлекса. Котята с первых дней жизни тщательно вылизываются кошкой и приучаются к уходу за собой. Приводить шерсть  в порядок этим чистюлям помогает шершавый язык. Он хорошо вычесывает выпавшие  волоски и загрязнения. Кошки значительную часть времени проводят за умыванием, чтобы  скрыть свой запах и иметь возможность близко подкрасться к добыче незаметно. Основная  их еда — это мыши, которые, обладая прекрасным обонянием, никогда бы не покинули  своих норок, учуяв запах кошки. Собаки, наоборот, не склонны к особой чистоте и могут ограничиться лишь выгрызанием  на лапах больших кусков грязи, мешающих ходить, и вылизыванием только некоторых  частей тела. Поэтому для маскировки своего запаха они часто вываливаются в нечистотах,  чужих экскрементах, падали или просто в траве или земле. Таким образом, собаки наносят  запах других животных или привлекающих веществ на свою шерсть.

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"

Материалы для педсовета по теме "Экология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017