Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.
Оценка 4.6

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
биология
11 кл
15.05.2018
Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.
Материал отражает содержание основного курса курса по биологии, необходимого для сдачи выпускного экзамена по биологии на выходе из школы. Способствует повышению качества знаний по данной теме. Способствует отработке навыков сдачи экзамена ф форме ЕГЭ. Обеспечивает подготовку обучающихся к сдаче экзамена.
Материал для подготовки к ЕГЭ по биологии для 11 класса.docx
Материал для подготовки к ЕГЭ по биологии для 11 класса Автотрофы Автотрофы никого не едят, органические вещества делают сами из неорганических.  Автофототрофы – энергию получают из света (фотосинтез). К фототрофам  относятся растения и фотосинтезирующие бактерии.  Автохемотрофы – энергию получают при окислении неорганических веществ  (хемосинтез). Например, серобактерии окисляют сероводород до серы,   железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного, нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до азотной кислоты.  Сходство и различие фотосинтеза и хемосинтеза  Сходства: все это пластический обмен, из неорганических веществ делаются   органические (из углекислого газа и воды – глюкоза). Различие: энергия для синтеза при фотосинтезе берется из света, а при хемосинтезе  ­ из окислительно­восстановительных реакций. Гетеротрофы Гетеротрофы получают органические вещества в готовом виде, с пищей. К гетеротрофам  относятся животные, грибы и большинство бактерий. Способы питания гетеротрофов 1. Хищники – убиваю жертву, а затем съедают (лев, щука, оса). 2. Паразиты – поедают живую жертву (вирус гриппа, туберкулёзная палочка,  дизентерийная амеба, аскарида и т.п.) 3. Cапрофиты (сапротрофы) – питаются мертвыми организмами (личинки мясных мух,  плесневые грибы, бактерии гниения). 4. Cимбионты – получают питание от другого организма на взаимовыгодной основе.  Например:  Микориза (грибокорень) – симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу  (которую делает при фотосинтезе), а гриб дает растению воду и минеральные соли.  Лишайник – симбиоз грибов и водорослей. Водоросли дают грибу глюкозу, а гриб  водорослям – соли и воду.  Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях  растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, а бактерии дают  растениям соли азота, которые они получают при фиксации азота воздуха. Агроэкосистема (агроценоз) Это искусственная экосистема, созданная человеком (поле пшеницы, яблоневый сад). 1.   В   агроэкосистеме   живет   меньше   видов,   чем   в   естественной   экосистеме. Поэтому пищевые   цепи в   агроэкосистеме   короткие,   неразветвленные,   из­за   этого круговорот   веществ   неустойчивый,   следовательно,   сама агроэкосистема   неустойчива. Если   человек   не   будет   за   ней   ухаживать   (поливать,   удобрять,   пропалывать),   то   она разрушится,   например,   поле   пшеницы   зарастет,   превратится   в   луг.   Таким   образом, естественная экосистема получает энергию только от солнечного света, а агроэкосистема – от   Солнца   и   от   человека   (основной   источник   энергии   для   агроэкосистемы   –   всё­таки Солнце). 2.   В   агроэкосистеме   живет очень   много   растений   одного   вида(монокультура), следовательно,   создаются   хорошие   условия   для   консументов,   питающихся   этим   видом (вирусов, бактерий, нематод, клещей, насекомых и т.п.). Поэтому в сельском хозяйстве обязательно надо бороться с вредителями. Основные способы: ядохимикаты   (плюс   –   дёшево,   минус   –   уничтожаются   естественные   враги вредителей, так что их численность может, наоборот, возрасти);        биологические   методы  (использование   естественных   врагов  –  наездников  против бабочек, божьих коровок против тли и т.п.); севооборот (каждый год на поле выращивается другая культура, чтобы вредители не накапливались в почве) 3. В естественной экосистеме растения своими корнями забирают из почвы минеральные соли,   затем   растения   поедаются консументами,   разрушаются редуцентами,   и   соли возвращаются   назад   в   почву   –   это   замкнутый   круговорот   веществ.   На   поле   пшеницы урожай   собирается   и   вывозится,   и   минеральные   соли   в   почву   не   возвращаются (незамкнутый   круговорот   веществ).   Поэтому   в   сельском   хозяйстве   применяют удобрения – минеральные (соли) и органические (навоз). Белки, жиры, углеводы, витамины Витамины Входят   в   состав   ферментов,   поэтому   должны   обязательно   присутствовать   в   пище. Недостаток витаминов приводит к авитаминозу (нарушению обмена веществ). Витамин   А входит   в   состав   палочек   сетчатки   глаза.   Авитаминоз   –   куриная   слепота (человек   ничего   не   видит   при   слабом   освещении   [в   сумерках]).   Содержится   в   яичном желтке, печени, рыбьем жире. Витамин В1. Авитаминоз – «бери­бери» – отеки, прогрессирующие параличи конечностей. Содержится в дрожжах, хлебе грубого помола, гречневой каше. Витамин   С (аскорбиновая   кислота).   Является   антиоксидантом   (замедляет   окисление органических   молекул).   Авитаминоз   –   цинга:   кровоточивость   десен,   выпадение   зубов. Содержится в свежих растениях. Витамин   D участвует   в   регуляции   обмена   кальция   и   фосфора,   недостаток   у   детей приводит к развитию рахита, когда в костях откладывается недостаточно кальция и они из­ за этого принимают неправильную форму. Содержится в печени, яичном желтке, рыбьем жире, а так же образуется в коже человека под воздействием ультрафиолетовых лучей.         Белки, жиры, углеводы         Служат для организма строительным материалом и источником энергии. Белки – главный строительный материал. (Недостаток в пище животных белков опасен,  особенно для детей и подростков.) Углеводы – главный источник энергии. Жиры – запас энергии. (При окислении 1 г жира выделяется в два раза больше энергии,  чем при окислении грамма белка или углевода.) Избыток углеводов превращается в жиры. Избыток белков превращается в жиры или углеводы. Углеводы и жиры могут превращаться друг в друга, в белки – не могут. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Анатомия изучает внутреннее строение организмов. Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ. Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.   метод: изучение однояйцевых близнецов. Близнецовый   Генеалогический метод изучает родословные. Гибридологический метод: скрещивание организмов и анализ потомства. Цитогенетический метод: изучение количества и строения хромосом. Гистология изучает ткани. Морфология изучает внешнее строение организмов. Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.         Селекция занимается   выведением   новых   сортов   растений,   пород   животных   и   штаммов микроорганизмов. Генная инженерия: пересадка гена в организм другого вида, например, пересадка человеческого гена в бактерию. Клеточная инженерия: выращивание нового организма из яйцеклетки с замененным ядром (клонирование животных); выращивание целого организма из одной или нескольких соматических клеток; выращивание тканей и органов «в пробирке» (культура клеток); объединение клеток организмов разных видов (получение гибридных клеток). Систематика (классификация,   таксономия)   изучает   многообразие   живых   организмов   и распределяет их по группам на основании эволюционного родства. Физиология изучает работу организма. Цитология (молекулярная биология) изучает строение и работу органоидов клетки. Микроскопирование: разглядывание клетки в микроскоп. Центрифугирование: разделение клетки на фракции по плотности. Эволюционная   теория изучает   закономерности   возникновения   приспособлений организмов к среде обитания Экология изучает  взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой (в том числе загрязнённой). Эмбриология изучает развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения. Биосинтез белка. Генетический код Информация   о   строении   белка   (наследственная   информация)   закодирована   в   ДНК, которая   у   эукариот   входит   в   состав   хромосом   и   находится   в   ядре.   Участок   ДНК (хромосомы), в котором закодирована информация об одном белке, называется ген. Транскрипция – это переписывание информации с ДНК на иРНК (информационную РНК). иРНК переносит информацию из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка (к рибосоме). Трансляция –   это   процесс   биосинтеза   белка   на   рибосоме. Рибосомы –   это   органоиды, которые   занимаются   синтезом   белка.   Часть   рибосом   присоединены   к   ЭПС,   эта   ЭПС называется шероховатая (гранулярная). Реакции   транскрипции,   трансляции,   а   так   же   репликации   (удвоения   ДНК)   являются реакциями матричного синтеза. ДНК служит матрицей для синтеза иРНК, иРНК служит матрицей для синтеза белка. Генетический   код –   это   способ,   с   помощью   которого   информация   о   строении   белка записана в ДНК. Свойства генкода 1) Триплетность: одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. Эти 3 нуклеотида в ДНК называются триплет, в иРНК – кодон, в тРНК – антикодон (но в ЕГЭ может быть и «кодовый триплет» и т.п.) 2) Избыточность (вырожденность):   аминокислот   всего   20,   а   триплетов,   кодирующих аминокислоты – 61, поэтому каждая аминокислота кодируется несколькими триплетами. 3) Однозначность: каждый триплет (кодон) кодирует только одну аминокислоту. 4) Универсальность: генетический код одинаков для всех живых организмов на Земле. Задачи на количество нуклеотидов/аминокислот 1 аминокислота – 3 нуклеотида Задачи 10 аминокислот – 30 нуклеотидов 44 аминокислоты – 132 нуклеотида и т.д. Задачи на АТГЦ ДНК иРНК тРНК    А        У        А    Т        А        У    Г        Ц        Г    Ц        Г        Ц Биосфера и живое вещество Биосфера –   это   оболочка   Земли,   заселенная   живыми   организмами.   Организмы   живут везде, где им позволяют условия: во всей гидросфере, в верхней части литосферы (до горячих недр) и в нижней части атмосферы (до озонового слоя). Биосфера является открытой системой, т.к. ей постоянно требуется поступление энергии извне   (от   Солнца).   За   счет   энергии   Солнца   в   биосфере   происходит   поток   энергии   и круговорот веществ. Живое вещество – это совокупность всех живых организмов на Земле. В живом веществе химические реакции идут очень быстро, поэтому живое вещество очень активно участвует в   биогеохимическом   круговороте   (круговороте   веществ   и   превращении   энергии   в биосфере). Биогенное вещество   –   вещество,   создаваемое   живыми   организмами   (уголь,   нефть   и т.п.). Биокосное вещество   –   вещество,   в   создании   которого   принимают   участие   живие организмы (почва, ил и т.п.). Функции   живого   вещества (материал   довольно   мутный,   многие   тесты   приходится решать методом исключения):     Концентрационная – накопление (аккумулирование) в живых организмах каких­ либо элементов. Например, концентрация железа в позвоночных животных гораздо выше, чем в неживой природе; хвощи накапливают кремний. Газовая –   связана   с   поглощением   и   выделением   газов.   Например,   при   дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ, клубеньковые бактерии поглощают азот. Окислительно­восстановительная – это работа хемосинтезаторов, часто приводит к   отложению   в   земной   коре   залежей   полезных   ископаемых,   например,   серы,   бокситов, железной руды. Биохимическая – реакции обмена веществ, происходящие внутри организма.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.

Материалы для подготовки к ЕГЭ 11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018