Упражнения для классных часов, которые помогут учащимся развивать уверенность в себе, поднимут их самооценку, помогут преодолеть тревожность, связанную с обучением в школе, общением со сверстниками. Игры и упражнения даны в удобном формате, что позволяет использовать их как дополнение к материалу классного часа, либо как основу проведения мероприятия. Рекомендованы для использования как психологами, так и классными руководителями
Повышение самооценки учащихся среднего и старшего звена
для воспитательных часов
1. Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не
следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе
позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к
такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках
следующих проявлений:
позитивных мыслей о себе;
симпатии к себе;
способности относится к себе с юмором;
Выражение гордости собой как человеком;
Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия.
Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
Где безопасно говорить о таких вещах?
Надо ли преуспевать во всем?
Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному
самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?
Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В
чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои
способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых
«сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее
«слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного
самоощущения.
2. Упражнение «Школьные дела».
Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по поводу, какихлибо конкретных
фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты
рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни
свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать,
что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
3. Упражнение «Поделись успехом».
Цель: повысить самооценку подростка.
Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это
может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все
не так плохо, и им есть чем гордиться.4. Упражнение «Воображение успеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех
ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии
акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя
возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если
захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет
большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению,
в состоянии стать.
5. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных
описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того,
каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным.
На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не
подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку.
Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно
принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание
того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого
обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в
том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам.
6. Упражнение «Афоризмы».
Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются
высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники
игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают,
чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится
список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть
дополнен или изменен.
Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.
Ж. Руссо).
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять
ошибки (Т. Рузвельт).
И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не
быть (Э.Хаббарт).
Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для
достижения успеха (Д. Карнеги).
Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным
(Сенека).