Материалы для проведения классных часов "Самооценка учащихся"

  • Игры
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Упражнения для классных часов, которые помогут учащимся развивать уверенность в себе, поднимут их самооценку, помогут преодолеть тревожность, связанную с обучением в школе, общением со сверстниками. Игры и упражнения даны в удобном формате, что позволяет использовать их как дополнение к материалу классного часа, либо как основу проведения мероприятия. Рекомендованы для использования как психологами, так и классными руководителями
Иконка файла материала Упражнения для повышения самооценки уч-ся.doc
Повышение самооценки учащихся среднего и старшего звена для воспитательных часов 1. Упражнение «Позитивные мысли». Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности. Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не  следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе  позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к  такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках  следующих проявлений:  позитивных мыслей о себе;  симпатии к себе;  способности относится к себе с юмором;  Выражение гордости собой как человеком;  Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков. После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия.  Вопросы для дискуссии могут быть следующими:  Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?  Где безопасно говорить о таких вещах?  Надо ли преуспевать во всем?  Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному  самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?  Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В  чем она заключается? Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои  способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых  «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее  «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного  самоощущения. 2. Упражнение «Школьные дела». Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни. Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких­либо конкретных  фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты  рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни  свой ответ так: «Я доволен тем, что…»» Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать,  что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи. 3. Упражнение «Поделись успехом». Цель: повысить самооценку подростка. Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это  может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все  не так плохо, и им есть чем гордиться.4. Упражнение «Воображение успеха». Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия. Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех  ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии  акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя  возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если  захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет  большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать. 5. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих». Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи. В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных  описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того,  каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным.  На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку.  Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание  того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого  обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в  том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам.  6. Упражнение «Афоризмы». Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки. Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются  высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники  игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают,  чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится  список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть  дополнен или изменен.  Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.­ Ж. Руссо).  Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).  Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).  Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).  Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять  ошибки (Т. Рузвельт).  И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).  Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).  Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).  Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не  быть (Э.Хаббарт).  Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).  Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для  достижения успеха (Д. Карнеги).  Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным  (Сенека).