Методические приёмы обучения.
Оценка 4.6

Методические приёмы обучения.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
психологическая работа +2
Взрослым
28.09.2018
Методические приёмы  обучения.
Интерактивный - способность взаимодействовать находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учителем. Основные характеристики интерактива. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Педагогические методы обучения. Inter – взаимный Act – действовать Интерактивный - способность взаимодействовать находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учителем. Основные характеристики интерактива. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, где практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они делают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала, означает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад; идёт обмен знаниями идеями, способами деятельности, причём происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, что позволяет получать новые знания, развивать саму познавательную деятельность. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, к совместному решению определённых задач и проблем. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе общения учащиеся могут мыслить критически, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств полученной информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная, групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В настоящее время разработано не мало форм групповой работы и интерактива. Наиболее известные из них: - займите позицию; - большой круг; - аквариум; - мозговой штурм; - дебаты. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждаются какие – либо проблемы, о которых у учащихся есть первоначальные знания и представления. Кроме того обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВА 1. Умение слушать и слышать. 2. Никакой критики 3. Умение задавать вопросы на уточнение, понимание и дополнение. 4. Самооценка. 5. Взаимооценка. 6. Соблюдение регламента. Методика игры «Займи позицию» 1. Выбирается проблема («право на жизнь») 2. Вывешивается три плаката «Против», «Особое мнение». 3. Проговаривается правила интерактива 4. Индивидуально каждый ученик занимает позицию (индивидуально-организованная форма). Записываются свои аргументы. 5. Создаются микро группы по позициям (групповое обсуждение, выбор спикера). В микро группах обсуждаются аргументы и выбираются наиболее доказательные. 6. По истечении времени спикеры работают с плакатами по своим позициям, записывают и аргументируют её положения. При этом дополнить может каждый из членов микро группы. Задаются вопросы на уточнение. 7. Учитель спрашивает после завершения работы: «Кто изменил свою позицию?» 8. Выбираются на плакатах наиболее доказательные и выделяются определённым значком. Открывается учебник и рассматривается позиция. «Мозговой штурм» Эффективный метод коллективного обсуждения, поиска решения, в котором свободно выражаются мнения всех участников. «Мозговой штурм» - групповое генерирование идей, по какой либо проблеме. Принцип «Мозгового штурма» прост: собирается группа людей, ставится им задача. Затем просят всех участников высказать свои мнения по поводу решения этой задачи. Методом «Мозгового штурма» можно за считанные минуты собрать несколько десятков идей. «Мозговой штурм» считается удавшемся, если из высказанного 5-6 идей впоследствии послужат базой для решения данной проблемы. Правила: 1. Выдвигаемые идеи не оцениваются и не критикуются.(главная цель-наработать как можно больше возможных решений) 2. Работа нацелена на количество, а не на качество. 3. Предлагаемые идеи можно продолжить дальше. 4. Одобряются бездумные идеи. 5. Все идеи фиксируются с помощью ключевого слова, знака. 6. Регламент. Методика проведения: 1. Учитель выбирает тему или проблему. 2. Ставит задачу перед классом, собирает участников. 3. Знакомит с правилами. 4. Выбирается секретарь для фиксации идей. 5. Первый этап считается завершённым, если больше нет ни каких идей. 6. Объявляется короткий перерыв, чтобы дети могли настроиться на критическое мышление. (Анализ идей: все высказанные идеи группа рассматривает критически. Самое главное в каждой идее найти главное, полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях) 7. Участники делятся на микро группы по 5-6 человек. Каждая микро группа рассматривает и обсуждает идеи и выбирает наиболее рациональные. 8. Идёт обсуждение данных идей и решение проблемы с помощью литературы учителя. Иногда целесообразно ограничиться только первым этапом. Метод «АЖУРНАЯ ПИЛА» 1. Берётся тема и разбивается на подтемы или порции – смысловой кусок. 2. Первичные группы. Каждый ученик в первичной группе получает подтему для изучения и становится экспертом по данной теме. 3. Создаются экспертные группы. Учащиеся, у которых одни и те же темы, собираются в экспертные группы для изучения, обсуждения и разбора. Составляют план преподавания этой темы. Когда все готовы, эксперты возвращаются в свои первичные группы и начинают работать в качестве учителя т. е. Обучают теме других участников группы. Проводят контроль. Это может быть тестирование или задания, составленные заранее учителем, а также экспертом в экспертной группе. Каждая экспертная группа проходит контроль у учителя перед выходом. «РАУНД - РОБИН» Этот метод эффективен, когда вопрос сигнала обсуждается в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения с классом. Это даёт возможность каждой группе поделиться своими идеями, согласно предложенной темы. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ Класс разбивается на малые группы. Можно выбрать командира. Каждая микро группа получает задание - проблему в рамках той темы или модуля, которые они изучают. Микро группы в рамках 10-15 минут делятся обсуждением проблемы, определяются идеи разрешения данной проблемы. Работа считается завершённой по истечению времени. Затем учитель записывает главные идеи каждой микро группы на доске, а спикеры микро групп их объясняют, т. е. Доказывают, что эти идеи могут разрешить проблему. Класс слушает, задаёт вопросы на уточнение, понимание. Также можно дополнять выступления друг друга. Причём за дополнение микро группа может получить балл. «БИРЖА ЗНАНИЙ» На доске вывешивается панно с конвертами, в которых имеются задания разных уровней (на «5» на «4» на «3» ). Каждый учащийся берёт из конвертов задания по своим возможностям и способностям, готовится и отвечает. Ответы оцениваются «акциями». Учащийся - «акционер» получает «акции» разного цвета в зависимости от полноты ответа: ответ с недочётом - «акция» жёлтого цвета; правильный но не подробный ответ – «акция» красного цвета; правильный и подробный ответ – «акция» синего цвета; отличный правильно обоснованный ответ – «акция» зелёного цвета. У каждой «акции» - номинальная стоимость, которая определяется в «банке». Максимальное количество баллов определяется количеством цветов (например, если у ученика «акции» двух цветов – то в «прибыли» участвуют только 2 балла, если четыре цвета – то максимальный балл 4). Учитель - «банкир», который начисляет «прибыль» каждого ученика. Если жёлтых «акций» много, то «стоимость» этих «акций» понижается. А если зелёных и синих мало – то их «стоимость» возрастает. (Например, если синих –10, а зелёных –5, то зелёные «акции» дороже синих). На этой основе учитель - «банкир» выставляет оценки. «НАЙДИ СВОЮ ПОЛОВИНКУ» Учитель готовит карточки: на одной вопросы, на другой нарисованы опорные схемы, таблицы для ответа (почти шпаргалка, но интеллектуальная). Цвет карточек может быть одинаковым (для сложных заданий). Ученик находит соответствующую пару и отвечает на вопросы. «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» а) В начале урока учитель даёт загадку, отгадка которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Предполагаемые ответы учащихся обязательно фиксируются на доске с указанием автора ответа. В конце урока словесно или оценкой поощряется ученик, правильно ответивший на загадку. Б) загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «НАРИСУЙ КАРТИНУ» Учитель называет тему, разбивает учащихся на группы. Каждой группе в течение 7 минут предлагается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует названной теме. Короткий промежуток времени, отведённый на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи. Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на всеобщее обсуждение и поясняют их. Ключевые слова фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала. «РАЗБЕРИ СЛОВО ПО БУКВАМ» Учащимся предлагается ряд понятий. Предварительно учащиеся делятся на группы по 4 человека. Группам предлагается написать к начальным буквам какого-либо понятия, слова раскрывающие его смысл. Слова записываются на доске. Другие учащиеся должны определить, какие ключевые понятия темы раскрываются. «ВЖИВАНИЕ» Учащийся представляет себя предметом, изучаемым на уроке, вживается в эту роль, задаёт вопросы себе как объекту (я- корень растения, я- прилагательное и т.д.)пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Младшие школьники могут рассказать о своих ощущениях, старшие могут записать. «ВОПРОСНО - ОТВЕТНОЕ ОБЩЕНИЕ» Каждому ученику предлагается придумать по одному вопросу в рамках темы учебного материала и записать его на листе бумаги. Каждый, кто желает написать ответ на вопрос записывает его в колонку под ответом предыдущего ученика. Если ученик не хочет отвечать на данный вопрос, он может передать этот листок следующему ученику без ответа. По окончании этой работы все вопросы и ответы зачитываются вслух и фиксируются на доске. «МУДРЫЕ СОВЫ» (Различные приёмы работы с текстом) Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста) одной фразой. Вариант: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.п. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе. Далее организуется обсуждение результатов работы. 10 вариантов организации учебных групп. 1. карточки для групп. (в классе 20 человек) 4 группы по 5 человек или 5 по 4. закодируйте эти группы цветными точками (красный, синий, зелёный… для 4 групп). Декоративными карточками ( 5 разных карточек на общую тему для пяти групп львы, обезьяны, тигры…) или номерами (от одного до шести на шесть групп). Наугад расположите цветовые карточки, номера, декоративные карточки для каждого участника и включите их в учебные материалы. Когда вы будете готовы к формированию групп, поясните условные обозначения, которые будут использованы, и в зависимости от них каждый участник займёт своё место в группе. Учащиеся должны быстро разбиваться на группы, поэтому условные обозначения можно прикреплять в виде визитных карточек, чтобы избежать путаницы. 2. Мозаика. Купите детскую мозаику или сделайте свою собственную. Вы хотите разбить класс дайте каждому ученику по кусочку мозаики и пусть они формируют группы, собирая мозаику-картинки. 3. Использование различных названий. 4. Дни рождения. Группы по месяцам (зимние, осенние..) 5. Игральные карты. 6. Цифры, числа. 7. Конфетные начинки. «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ» Составляется серия контрольных вопросов по изученному на уроке материалу. Затем ученики задают свои вопросы другие на них отвечают. Постепенно учащиеся приучаются к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал. «ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ» Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все) останутся как открытые проблемы данной темы. «СВОИ ПРИМЕРЫ» Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно даже сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др. «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ» Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задания, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Повторение предыдущего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же каждый раз можно посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения. «ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» 1 уровень- обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно любому ученик. 2 уровень- тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания 1 вида. 3 уровень- творческое задание (может и не использоваться). Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Можно разрабатывать: - частушки, басни, сказки.. - чайнворды, кроссворды.. - тематические сборники интересных фактов, примеров и задач - учебные комиксы - плакаты, опорные сигналы - стихи и др. «ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ» Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий. Кто-то решит несколько видов заданий. Кто-то решит несколько видов задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изученной теме. ИГРА «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ» Учитель и ведущий являются членами жюри. Учащиеся просматривают текст и выделяют главное. Затем любым интерактивным способом делятся на команды. Учитель предлагает выразить часть текста в виде немой сцены. Можно дополнительно использовать бумагу с надписями, с деталями текста. На каждую немую сцену можно отвести до пяти минут. Жюри оценивает, чья сценка более понятно отражает смысл текста. ДЕЛОВАЯ ИГРА « ТОЧКА ЗРЕНИЯ» Участники: Оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противника. 2. группы вступают в диспут 3. группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально. Кто допустил ошибки, некорректности в споре. ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ» Создаются группы по 4-5 человек, а также консультанты по числу групп, составляющие «турагенство». Жеребьёвкой выбирается тема и каждая группа составляет маршрут по теме, он выглядит как опорная схема. На работу отводится 20-25 минут. Все маршруты сдаются в «турагенство», где консультанты, выбрав один маршрут на одного консультанта, готовятся к путешествию. Они составляют вопросы, задания, могут получать от учителя образцы предполагаемых ответов. Группы, составлявшие маршруты, теперь становятся гидами и должны пройти стажировку в «турагенстве»., т.е. они путешествуют по каждому из маршрутов, исключая свой. К каждому путешествию группа готовится 5-6 минут, составляет устный или письменный ответ, который представляет консультанту-специалисту. Консультант заполняет оценочный лист и выставляет оценки. Чтобы облегчить работу в малых группах, желательно распределить обязанности за разные виды работ: Выбрать лидера, помощника, наблюдателя, спикера, ответственного за изготовление наглядных пособий и т.д. можно предложить желающим, но иногда стоит использовать определённую стратегию. СОДЕЙСТВИЕ ГРУППАМ 1. Учитель-это проводник учебного процесса. В этой роли вы можете подавать необходимую информацию, задавать вопросы и направлять дискуссии среди учащихся. 2. Иногда учитель должен «взять руководство»- когда учащимся нужно напомнить, что такое порядок. 3. Учитель не должен занимать позицию судьи. Даже при возникновении конфликта лучше вмешаться в качестве посредника. Ваше решение может меняться в зависимости от предмета и настроения учащихся. 4. Остерегайтесь роли «эксперта». Если же это случится, или же другие люди будут воспринимать Вас в этом качестве, учащимся будет сложно противоречить Вам и разрабатывать свои собственные идеи. 5. Остерегайтесь навязывать свои ценности и идеи учащимся. Это очень сложно, особенно, если Вы в чем-то наверняка убеждены. 6. Поощряйте общение учащихся непосредственно между собой, а не через Вас. Для учеников легче обращаться к Вам. Вы учитель и они видят это. Но дискуссии станут более продуктивными, если ученики будут контактировать глазами и словами друг с другом, а не только с Вами. 7. Вы должны будете помочь учащимся не соглашаться с идеями друг друга, но не с людьми высказывающими их. Когда люди не согласны с идеями, рациональная дискуссия может всё равно продолжаться. Когда же они не соглашаются друг с другом, дискуссия может принять личный и иногда критический характер. А это вредит уровню доверия в классе. 8. Если Вы хотите заняться какой- либо активной деятельностью в классе подумайте, чего Вы хотите достичь при этом. Чётко поставленные цели и задачи помогут Вам правильно выбрать вид активной деятельности.
Педагогичесие методы обучения.doc
Методические приёмы  обучения. Inter – взаимный Act – действовать Интерактивный ­   чем­либо.    способность взаимодействовать находится в режиме беседы, диалога с кем­либо или с  Интерактивное обучение   между учителем и учеником или учеником и учителем.   ­  это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие  Основные характеристики интерактива.         состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, где     это специальная форма организации познавательной деятельности. Она            Интерактивное обучение ­ имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания  комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную  самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.          Суть интерактивного обучения практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность  рефлектировать по поводу того, что они делают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе  познания, освоения учебного материала, означает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;  идёт обмен знаниями идеями, способами деятельности, причём происходит это в атмосфере  доброжелательности и поддержки, что позволяет получать новые знания, развивать саму познавательную  деятельность.        Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения,  которое ведёт к взаимопониманию, к совместному решению определённых задач  и  проблем.  Интерактив    исключает  доминирование  как  одного  выступающего,  так  и  одного  мнения  над  другим.  В ходе   общения  учащиеся  могут  мыслить  критически,  решать  сложные  проблемы  на  основе  анализа обстоятельств  полученной  информации,  взвешивать  альтернативные  мнения,  принимать  продуманные  решения,  общаться  друг  с  другом.  Для  этого  на  уроках  организуется  индивидуальная,  парная,   групповая  работа,  применяются  исследовательские  проекты, ролевые  игры,  идёт  работа  с  документами   и различными  источниками  информации,  используются  творческие  работы.    В  настоящее  время  разработано  не  мало  форм  групповой  работы  и  интерактива.  Наиболее  известные  из  них: займите  позицию; ­ ­ большой  круг; ­ аквариум; ­ мозговой  штурм; ­ дебаты. Эти  формы  эффективны  в  том  случае,  если  на  уроке  обсуждаются  какие – либо  проблемы,  о   которых  у  учащихся  есть  первоначальные  знания  и  представления.  Кроме  того  обсуждаемые  темы   не  должны  быть  закрытыми  или  очень  узкими. ЗОЛОТЫЕ  ПРАВИЛА  ИНТЕРАКТИВА 1. Умение  слушать  и  слышать. 2. Никакой  критики 3. Умение  задавать  вопросы  на  уточнение,  понимание  и  дополнение. 4. Самооценка. 5. Взаимооценка. 6. Соблюдение  регламента. 1. Выбирается проблема («право на жизнь») Методика игры «Займи позицию» 2. Вывешивается три плаката «Против», «Особое мнение». 3. Проговаривается правила интерактива 4. Индивидуально каждый ученик занимает позицию (индивидуально­организованная форма).  Записываются свои аргументы. 5. Создаются микро группы по позициям (групповое обсуждение, выбор спикера). В микро группах  обсуждаются аргументы и выбираются наиболее доказательные. 6. По истечении времени спикеры работают с плакатами по своим позициям, записывают и аргументируют  её положения. При этом дополнить может каждый из членов микро группы. Задаются вопросы на  уточнение. 7. Учитель спрашивает после завершения работы: «Кто изменил свою позицию?» 8. Выбираются на плакатах наиболее доказательные и выделяются определённым значком. Открывается  учебник и рассматривается позиция.  Эффективный метод коллективного обсуждения, поиска решения, в котором свободно выражаются мнения «Мозговой штурм» всех участников. «Мозговой штурм» ­ групповое генерирование идей, по какой либо проблеме. Принцип «Мозгового штурма» прост: собирается группа людей, ставится им задача. Затем просят всех участников высказать свои мнения по поводу решения этой задачи. Методом «Мозгового штурма» можно за считанные минуты собрать несколько десятков идей. «Мозговой штурм» считается удавшемся, если из высказанного 5­6 идей впоследствии послужат базой для решения данной проблемы. 1. Выдвигаемые  идеи не  оцениваются  и  не  критикуются.(главная цель­наработать как можно больше Правила: 2.   Работа  нацелена  на  количество,  а  не  на  качество. возможных решений) 3. Предлагаемые  идеи  можно  продолжить  дальше. 4. Одобряются  бездумные  идеи. 5. Все  идеи  фиксируются  с  помощью  ключевого  слова,  знака. 6. Регламент. Методика  проведения: 1. Учитель  выбирает  тему  или  проблему. 2. Ставит  задачу  перед  классом,  собирает  участников. 3. Знакомит с  правилами. 4. Выбирается  секретарь  для  фиксации  идей. 5. Первый  этап  считается  завершённым, если  больше  нет  ни  каких  идей. 6. Объявляется  короткий  перерыв,  чтобы  дети  могли  настроиться  на  критическое  мышление. (Анализ идей: все высказанные идеи группа рассматривает критически. Самое главное в каждой идее найти главное, полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях) 7. Участники  делятся  на  микро группы  по  5­6  человек.  Каждая  микро  группа  рассматривает  и 8. Идёт  обсуждение  данных  идей  и  решение  проблемы  с  помощью  литературы  учителя.                               Иногда целесообразно ограничиться  только первым этапом. обсуждает  идеи  и  выбирает  наиболее  рациональные. 1. Берётся  тема  и  разбивается  на  подтемы  или  порции – смысловой  кусок. Метод  «АЖУРНАЯ  ПИЛА» 2. Первичные  группы.  Каждый  ученик  в  первичной  группе  получает  подтему  для  изучения  и становится  экспертом  по  данной  теме. 3. Создаются  экспертные  группы.  Учащиеся,  у  которых  одни  и  те  же  темы,  собираются  в экспертные  группы  для  изучения,  обсуждения  и  разбора.  Составляют  план  преподавания  этой темы.  Когда  все  готовы,  эксперты  возвращаются в  свои  первичные  группы  и  начинают  работать  в качестве   учителя т. е.  Обучают  теме  других  участников  группы.  Проводят  контроль.  Это  может быть  тестирование  или  задания,  составленные  заранее  учителем,  а  также  экспертом  в  экспертной группе.  Каждая  экспертная  группа  проходит  контроль  у  учителя  перед  выходом. Этот  метод  эффективен,  когда вопрос  сигнала  обсуждается  в  малых  группах,  а  затем  представители каждой  группы  делятся  результатами  обсуждения  с  классом.  Это  даёт  возможность  каждой  группе «РАУНД  ­  РОБИН» поделиться  своими  идеями,  согласно  предложенной  темы. Класс  разбивается  на  малые  группы.  Можно  выбрать  командира.  Каждая  микро группа  получает ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ задание  ­  проблему  в  рамках  той  темы  или  модуля,  которые  они  изучают.  Микро группы  в  рамках 10­15  минут  делятся  обсуждением  проблемы,  определяются  идеи  разрешения  данной  проблемы. Работа  считается  завершённой  по  истечению  времени.  Затем  учитель  записывает  главные  идеи каждой  микро  группы  на  доске,  а  спикеры  микро  групп  их  объясняют,  т. е.  Доказывают, что  эти идеи  могут  разрешить  проблему.  Класс  слушает,  задаёт  вопросы  на  уточнение,  понимание.  Также можно  дополнять  выступления  друг  друга.  Причём  за  дополнение  микро группа  может  получить балл. «БИРЖА  ЗНАНИЙ» На  доске  вывешивается  панно  с  конвертами,  в  которых  имеются  задания  разных  уровней  (на  «5»  на «4»  на  «3» ).  Каждый  учащийся  берёт  из  конвертов  задания  по  своим  возможностям  и способностям,  готовится  и  отвечает.  Ответы  оцениваются  «акциями».  Учащийся ­ «акционер» получает  «акции»  разного  цвета  в  зависимости  от  полноты  ответа:  ответ  с недочётом ­  «акция» жёлтого  цвета;  правильный  но  не  подробный  ответ – «акция»  красного  цвета;  правильный  и подробный  ответ – «акция»  синего  цвета;  отличный  правильно  обоснованный  ответ – «акция»  зелёного цвета.  У  каждой  «акции» ­ номинальная  стоимость,  которая  определяется  в  «банке».  Максимальное количество  баллов  определяется  количеством  цветов  (например,  если  у  ученика  «акции»  двух цветов – то  в  «прибыли»  участвуют  только  2  балла,  если  четыре  цвета – то  максимальный  балл  4). Учитель ­  «банкир»,  который  начисляет  «прибыль»  каждого  ученика.  Если  жёлтых  «акций»  много, то  «стоимость»  этих  «акций»  понижается.  А если  зелёных  и  синих  мало – то  их  «стоимость» возрастает.  (Например,  если  синих –10,  а  зелёных –5,  то  зелёные «акции»  дороже  синих).  На  этой основе  учитель ­ «банкир»  выставляет  оценки. «НАЙДИ СВОЮ ПОЛОВИНКУ» Учитель готовит карточки: на одной вопросы, на другой нарисованы опорные схемы, таблицы для ответа (почти шпаргалка, но интеллектуальная). Цвет карточек может быть одинаковым (для сложных заданий). Ученик находит соответствующую пару и отвечает на вопросы. «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»  а) В начале урока учитель даёт загадку, отгадка которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Предполагаемые ответы учащихся обязательно фиксируются на доске с указанием автора ответа. В конце урока словесно или оценкой поощряется ученик, правильно ответивший на загадку. Б) загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «НАРИСУЙ КАРТИНУ» Учитель называет тему, разбивает учащихся на группы. Каждой группе в течение 7 минут предлагается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует названной теме. Короткий промежуток времени, отведённый на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи. Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на всеобщее  обсуждение и поясняют их. Ключевые слова фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала. «РАЗБЕРИ СЛОВО ПО БУКВАМ» Учащимся предлагается ряд понятий. Предварительно учащиеся делятся на группы по 4 человека. Группам предлагается написать к начальным буквам какого­либо понятия, слова раскрывающие его смысл. Слова записываются на доске. Другие учащиеся должны определить, какие ключевые понятия темы раскрываются.  «ВЖИВАНИЕ» Учащийся представляет себя предметом, изучаемым на уроке, вживается в эту роль, задаёт вопросы себе как объекту (я­ корень растения, я­ прилагательное и т.д.)пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Младшие школьники могут рассказать о своих ощущениях, старшие могут «ВОПРОСНО ­ ОТВЕТНОЕ ОБЩЕНИЕ» записать. Каждому ученику предлагается придумать по одному вопросу в рамках темы учебного материала и записать его на листе бумаги. Каждый, кто желает написать ответ на вопрос записывает его в колонку под ответом предыдущего ученика. Если ученик не хочет отвечать на данный вопрос, он может передать этот листок следующему ученику без ответа. По окончании этой работы все вопросы и ответы зачитываются вслух и фиксируются на доске. «МУДРЫЕ СОВЫ» (Различные приёмы работы с текстом) Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста) одной фразой. Вариант: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.п. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе. Далее организуется обсуждение результатов работы. 1. карточки для групп.  (в классе 20 человек) 4 группы по 5 человек или 5 по 4. закодируйте эти группы 10 вариантов организации учебных групп. цветными точками (красный, синий, зелёный… для 4 групп). Декоративными карточками ( 5 разных карточек на общую тему для пяти групп львы, обезьяны, тигры…) или номерами (от одного до шести на шесть групп). Наугад расположите цветовые карточки, номера, декоративные карточки для каждого участника и включите их в учебные материалы. Когда вы будете готовы к формированию групп, поясните условные обозначения, которые будут использованы, и в зависимости от них каждый участник займёт своё место в группе. Учащиеся должны быстро разбиваться на группы, поэтому условные обозначения можно прикреплять в виде визитных карточек, чтобы избежать путаницы. 2. Мозаика. Купите детскую мозаику или сделайте свою собственную. Вы хотите разбить класс дайте каждому ученику по кусочку мозаики и пусть они формируют группы, собирая мозаику­картинки. 3. Использование различных названий. 4. Дни рождения. Группы по месяцам (зимние, осенние..) 5. Игральные карты. 6. Цифры, числа. 7. Конфетные начинки. Составляется серия контрольных вопросов по изученному на уроке материалу. Затем ученики задают свои вопросы другие на них отвечают. Постепенно учащиеся приучаются к тому, чтобы система вопросов «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ» полностью перекрывала учебный материал. «ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ» Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все) останутся как открытые Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно даже сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др. проблемы данной темы. «СВОИ ПРИМЕРЫ» «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ» Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задания, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Повторение предыдущего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же каждый раз можно посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения. «ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» 1 уровень­ обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно любому ученик. 2 уровень­ тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания 1 3 уровень­ творческое задание (может и не использоваться). Обычно оно выполняется  на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. вида. Можно разрабатывать: ­ частушки, басни, сказки.. ­ чайнворды, кроссворды.. ­ тематические сборники интересных фактов, примеров и задач ­ учебные комиксы ­ плакаты, опорные сигналы ­ стихи и др. «ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ» Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий. Кто­то решит несколько видов заданий. Кто­то решит несколько видов задач, а кто­то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изученной теме. ИГРА    «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ» Учитель и ведущий являются членами жюри. Учащиеся просматривают текст и выделяют главное. Затем любым интерактивным способом делятся на команды. Учитель предлагает выразить часть текста в виде немой сцены. Можно дополнительно использовать бумагу с надписями, с деталями текста. На каждую немую сцену можно отвести до пяти минут. Жюри оценивает, чья сценка более понятно отражает смысл текста. ДЕЛОВАЯ ИГРА « ТОЧКА ЗРЕНИЯ» Участники:  Оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противника. 2. группы вступают в диспут 3. группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально. Кто допустил время игры: ошибки, некорректности в споре. ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ» Создаются группы по 4­5 человек, а также консультанты по числу групп, составляющие «турагенство». Жеребьёвкой выбирается тема и каждая группа составляет маршрут по теме, он выглядит как опорная схема. Все маршруты сдаются в «турагенство», где консультанты, выбрав один маршрут на одного консультанта, готовятся к путешествию. Они составляют вопросы, задания, могут получать от учителя образцы На работу отводится 20­25 минут. предполагаемых ответов. Группы, составлявшие маршруты, теперь становятся гидами и должны пройти стажировку в «турагенстве»., К каждому путешествию группа готовится 5­6 минут, составляет устный или письменный ответ, который т.е. они путешествуют по каждому из маршрутов, исключая свой. представляет консультанту­специалисту. Консультант заполняет оценочный лист и выставляет оценки. Чтобы облегчить работу в малых группах, желательно распределить обязанности за разные виды работ: Выбрать лидера, помощника, наблюдателя, спикера, ответственного за изготовление наглядных пособий и т.д. можно предложить желающим, но иногда стоит использовать определённую стратегию. 1. Учитель­это проводник учебного процесса. В этой роли вы можете подавать необходимую информацию, СОДЕЙСТВИЕ ГРУППАМ задавать вопросы и направлять дискуссии среди учащихся. 2. Иногда учитель должен «взять руководство»­ когда учащимся нужно напомнить, что такое порядок. 3. Учитель не должен занимать позицию судьи. Даже при возникновении конфликта лучше вмешаться в качестве посредника. Ваше решение может меняться в зависимости от предмета и настроения учащихся. 4. Остерегайтесь роли «эксперта». Если же это случится, или же другие люди будут воспринимать Вас в этом качестве, учащимся  будет сложно противоречить Вам и разрабатывать свои собственные идеи. 5. Остерегайтесь навязывать свои ценности и идеи учащимся. Это очень сложно, особенно, если Вы в чем­ 6. Поощряйте общение учащихся непосредственно между собой, а не через Вас. Для учеников легче обращаться к Вам. Вы учитель и они видят это. Но дискуссии станут более продуктивными, если ученики будут контактировать глазами и словами друг с другом, а не только с Вами. то наверняка убеждены. 7. Вы должны будете помочь учащимся не соглашаться с идеями друг друга, но не с людьми высказывающими их. Когда люди не согласны с идеями, рациональная дискуссия может всё равно продолжаться. Когда же они не соглашаются друг с другом, дискуссия может принять личный и иногда критический характер. А это вредит уровню доверия в классе. 8. Если Вы хотите заняться какой­ либо активной деятельностью в классе подумайте, чего Вы хотите достичь при этом. Чётко поставленные цели и задачи помогут Вам правильно выбрать вид активной деятельности.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.

Методические приёмы обучения.

Методические приёмы  обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018