Структура урока общеметодологической направленности с приемами работы
Оценка 5

Структура урока общеметодологической направленности с приемами работы

Оценка 5
Работа в классе
pdf
психологическая работа
5 кл—11 кл
24.01.2025
Структура урока общеметодологической направленности с приемами работы
В структуре урока описаны приемы работы в инклюзивном классе
Структура урока общеметодологической направленности с приемами работы.pdf

ЭТАПЫ УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.         Деятельностная цель уроков общеметодологической направленности: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

       Уроки общеметодологической направленности призваны формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

 

1. Мотивация к учебной деятельности

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

-   создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

-   актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

-   установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

 

Приемы работы

«Баллы и образы». Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1   балл – совсем не нравится,

2   балла – не нравится,

3   балла – так себе,

4   балла – нравится,

5   баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

«Побуждение». Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

-                     актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");

-                     вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");

-                     усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то

ситуациях");

-                     усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

«Да-нетка». Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ:

способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

-                     умение связывать разрозненные факты в единую картину; - умение систематизировать уже имеющуюся информацию; - умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

«Фантазёр». На доске записана тема урока;

-                     назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни...

-                     вот видите, как важно...

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Можно это делать  через признание личности подростка, опираться на его жизненный опыт.

   Что вы уже знаете об этой теме?

   Подберите слова об этом или на эту тему...

   Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

«Пресс-конференция». Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь.

«Работа со словарями». Работа учащихся со словарями.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Целью данного этапа является актуализация знаний через пробное учебное действие.

Деятельность учащихся:

-                    анализ действий по заданной теме;

-                    определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий; - обоснование выбора способов действий.

Деятельность учителя:

-                    активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;

-                    проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;

-                    организует работу по определению темы учебного занятия;

-                    совместно формулируют цели учебного занятия.

 

Приемы работы

«Ассоциативный ряд».  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации: 

-                если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

-                оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

«Лови ошибку». Объясняя материал, учитель допускает ошибку. Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся).

«Видеосюжет». Без задания; с заданием до просмотра; заданием после просмотра.

«Проблемная ситуация». Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

                    самостоятельное решение;

                    коллективная проверка результатов;

                    выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;

                    постановка задачи урока.

Например.  Урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.

     «Отсроченная отгадка». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. 

Формирует:

-                умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.          «Музыкальный фрагмент». Использование отрывков из музыкальных произведений.

          "Прием эмоционального воздействия текста на читателя". Образец чтения учителя, использование звуковых и видеосюжетов чтения литературных произведений.

 

3. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Целью данного этапа является обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Деятельность учащихся:

-                    осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;

-                    выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;

-                    определение межтемных связей в изученном разделе;

-                    определение места данного раздела в учебном предмете как в науке

-                    формировать у учащихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности; 

-                    систематизировать и обобщить   знания по композиции рассказа.

 

Приемы обучения 

"Закрепление".  Ученики выполняют задание по изученной теме.

"Лови ошибку". Объясняя материал, учитель допускает ошибку; ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками  (ошибки можно брать из работ учащихся).

"Синквейн".  Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1                    строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 

2                    строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 

3                    строка – три глагола, показывающие действия понятия; 

4                    строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 

5                    строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

"Фишбоун (рыбный скелет)" голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

"Своя опора" универсальный приём, сворачивающий информацию. 

Формирует:

-   умение выделять главную мысль;

-   умение устанавливать связи между объектами;

-   умение представлять информацию в «свернутом виде».

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. 

"Пресс – конференция". Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать, дораскрывающие ее, вопросы. Чтобы легче было учащимся, нужно поставить цель темы, которую они должны достичь.

"Вопрос к тексту" универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

- умение содержательно формулировать вопросы; - умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. 

"Прием поиска детали". В литературном тексте ищется «деталь» , через которую формулируются вопросы  для понимания идеи произведения. 

 

4. Включение изученного в систему знаний

Цель данного этапа является формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

-                    выявление границ применимости системы знаний;

-                    самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;

-                    выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению  знаний;

-                    закрепление учащимися  системы знаний через способы действий.

Деятельность обучающихся:

-                    самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;

-                    обоснование способов действий с формулированием проблем.

 

Приемы работы

"Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

"Реклама". Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин.  Работу можно организовать в группе.

"Своя опора". универсальный приём, сворачивающий информацию.

Формирует:

-   умение выделять главную мысль;

-   умение устанавливать связи между объектами;

-   умение представлять информацию в «свернутом виде».

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

"Верю – не верю". Описание: универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы. Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. 2. Салтыков – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина.

6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. В эту игру можно играть накануне знакомства с творчеством писателя. 

Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы» урока.

"Кластеры  (смысловые блоки)". Это способ графической организации материала. На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. После прочтения теста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

"Свои примеры". Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.  Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание

"Решение или составление кроссворда". Ученики составляют или решают составленный кроссворд по теме.

"Тест". Ученики решают тест по теме.

"Найди ошибку". Учитель предлагает текст, в котором нужно найти ошибки.

"Обычная контрольная работа".

 

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  Целью данного этапа является самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Деятельность обучающихся:

-   соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

-   оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

 

 

Приемы работы

"Опрос – итог". В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.

"Светофор".  Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел;  мне надо ещё поучиться.

Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали; Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

"Незаконченные предложения". Учащимся предлагается закончить ряд предложений.

На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

Больше всего на уроках русского языка я люблю….

Мне не очень нравится……

Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

"Плюс-минус-интересно". В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

"Лестница успеха".

 

 

ЭТАПЫ УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭТАПЫ УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т

Работа со словарями». Работа учащихся со словарями

Работа со словарями». Работа учащихся со словарями

Последовательность применения данного приема такова: – самостоятельное решение; – коллективная проверка результатов; – выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения; – постановка задачи урока

Последовательность применения данного приема такова: – самостоятельное решение; – коллективная проверка результатов; – выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения; – постановка задачи урока

Приемы обучения "Закрепление"

Приемы обучения "Закрепление"

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу

Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока

Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока

По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием

По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием

Больше всего на уроках русского языка я люблю…

Больше всего на уроках русского языка я люблю…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2025