Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой.
Оформление сцены:
Портрет Цветаевой, столик с цветами, подсвечниками; возле столика - стулья для ведущих. Можно набросить шаль на один из них.
Оборудование:
Видеопроектор, ноутбук, аудиоколонки, микрофоны.
Ведущие выступают группами.
Чтецы, исполняющие стихи Цветаевой, выходят из-за кулис.
ВИДЕО |
ТЕКСТ |
ВЫСТУПАЮЩИЙ |
АУДИО |
кадр 1(Красною кистью…) |
|
|
Перезвон колоколов. ТИШЕ
|
№ 2 КУПОЛА |
У меня в Москве - купола горят, У меня в Москве – колокола звонят, И гробницы в ряд у меня стоят, - В них царицы спят и цари. |
|
|
№ 3 ПОРТРЕТ ЦВЕТАЕВОЙ |
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Я молюсь тебе – до зари!
Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю- О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари. Перезвон колоколов.
|
Громче Перезвон колоколов .Тише
|
|
№ 4 РОДИТЕЛИ |
В Москве в 1892 году в канун праздника поминовения Иоанна Богослова в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина |
|
|
№ 5 |
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть
|
|
|
№ 6 МАРИНЕ – 1 ГОД |
«Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказал: «По крайне мере, будет музыкантша…» |
|
|
№ 7 |
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело– измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной- воскресаю! Да здравствует пена-весёлая пена- Высокая пена морская! |
|
|
|
Детство, юность Марины прошли отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток. |
|
|
№ 8 ФОТО |
Домашний мир и быт её семьи был пронизан постоянным интересом к искусству. Её отец- создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени Пушкина мать). Мария Александровна, была талантливой пианисткой, любимой ученицей самого А. Рубинштейна. |
|
|
|
Танец |
Исполняет ученица |
Вальс Грибоедова |
№ 9 ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ГОДЫ |
Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила обучение по специальности «старофранцузская литература». |
|
|
|
С детства Марина была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя немецкого поэта Гёте и немецких романтиков. Очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костёр любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам. |
|
|
|
|
|
«У ЗЕРКАЛА» (всё) |
№ 10 МОЙ ПУШКИН |
Любовью всей её жизни был Пушкин.
|
|
|
|
Из воспоминаний Цветаевой: «…была картина в спальне матери – «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил из пистолета в живот. С пушкинской дуэли во мне началась сестра… Нас этим выстрелом всех в живот ранили…» |
|
|
№ 11
|
Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мертвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям- Нет места. В изглавье, в изножье, И справа, и слева – ручищи по швам- Жандармские груди и рожи. Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет, с проходного двора – Умнейшего мужа России. |
|
|
|
Впоследствии Марина посвятит Пушкину цикл стихов и эссе «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачёв» . |
|
|
№ 12 Волошин - Цветаева |
В 1910 году, ещё не сняв гимназическую форму, тайком от семьи, Марина выпустила свой первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Его заметили.
Поэт Максимилиан Волошин назвал её стихи чудом: |
|
|
|
К вам душа так радостно влекома. О, как веет благодать От страниц Вечернего альбома! (Почему альбом, а не тетрадь?) Ваша книга – это весть оттуда, Утренняя благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: чудо – есть! |
|
МИКРОФОН!!!! |
№ 13 |
Как поэт и личность, она развивалась стремительно. Уже через какие-то год-два после её первых юношеских стихов Марина была другой. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки. Все эти примерки оставили в её творчестве прекрасные и яркие стихи |
|
|
|
Запись: «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет». |
|
ЗА СЦЕНОЙ |
|
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я-поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. |
|
|
№ 14 |
Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья Марина Цветаева пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из её стихотворений – «Генералы 1812 года»- речь идёт о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою. |
|
|
15 -16 -17- 16-15-14 15-16-17 |
Стих-е «Генералы 1812 года» |
|
«Оборванные струны» ГРОМКО-ТИШЕ - фоном -ГРОМЧЕ |
№ 18 |
Это стихотворение посвящено мужу Марины – Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина вышла в январе 1912 года. В семейную жизнь они вошли совсем юными: Марине -19, Сергею Эфрону на год меньше. Первые 5-6 лет совместной жизни были безоблачными и счастливыми. |
|
|
№ 19 |
Вдохновлённая Эфроном, Марина много писала. Она его не просто любила. Она его боготворила! Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стёклах,- И на стволах, которым сотни зим… И, наконец, - чтоб было всем известно! Что ты любим, любим! любим! любим! Расписываюсь – радугой небесной |
|
|
|
Однажды в начале совместной жизни Цветаева сказала: «Только при нём я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто её понял и, поняв, полюбил. |
|
|
|
А вообще в жизни Цветаевой было много увлечений, но, как однажды она сказала, «…всю жизнь напролёт пролюбила не тех…» |
|
|
№ 20 21 22 |
|
|
«Под лаской плюшевого пледа» закончить: …была любовь |
|
Её доверчивость и неспособность вовремя понять человека – вот причина частых и горьких разочарований. |
|
|
№ 23 |
Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» |
|
|
|
Вряд ли найдётся человек, который не слышал строк: Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не Вами… |
|
|
№ 24 |
Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они почти 100 лет назад. Обращены они к будущему мужу сестры М. Минцу. |
|
|
|
|
|
Мне нравится, что вы… - всё |
№ 25 |
В жизнь Марины и её близких ворвались страшные исторические события. В 1914 году началась Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. Марина осталась с двухлетней дочкой Ариадной (Алей). |
|
|
№ 26 |
1917 год разделил сестёр Цветаевых, Марину и Анастасию. Потом, с началом Гражданской войны, порвалась и связь с мужем. Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в донских и кубанских степях. До марта 1919 года она не знала, что муж жив. |
|
|
|
Белая гвардия, путь твой высок: Чёрному дулу-грудь и висок. Божье да белое твоё дело: Белое тело твоё- в песок. Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым видением тает, тает… И справа и слева Кровавые зевы, И каждая рана: |
|
|
№ 27 |
-Мама. Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть – солдат. Где свой, где чужой? Белым был-красным стал: Кровь обагрила. Красным был-белый стал: Смерть побелила.
|
|
|
№ 28 |
Почти 3 года жила Марина в голодающей Москве с двумя дочками: Ариадна-старшая, Ирина –младшая. Терпели не просто нужду, а нищету. Прокормиться было очень трудно. Марина ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку. Стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Выбивалась из сил, чтобы спасти детей от голодной смерти.
|
|
|
|
«Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас»
|
|
|
|
Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю. А в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски.
|
|
|
№ 29 |
Стихотворение «Две руки» |
|
|
№ 30 |
Читать её стихи между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли. Но стихи её узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщим интонациям. Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов. |
|
|
|
«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да» Её ритмика всё время настораживает внимание. Это-как физическое сердцебиение. |
|
|
|
|
|
Звуки бьющегося сердца: громко – тише-тише |
|
Белый офицер Сергей Эфрон не мог вернуться в Советскую Россию. И Марина принимает решение уехать к мужу |
|
|
№ 31 |
Так началась семнадцатилетняя одиссея за рубежом: сначала Германия, затем Чехия. Здесь в 1925 году родился сын Георгий, по-домашнему Мур |
|
|
|
И 13 лет во Франции. |
|
|
|
В эмиграции Цветаева не прижилась. Расхождение с буржуазно-эмигрантскими кругами. Нищета, унижение, бесправие. «В Париже были дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке». |
|
|
№ 32 |
Книги Цветаевой не издаются. Семья живёт случайными заработками. Изредка друзья помогают Марине устраивать публичные выступления.
|
|
|
|
ЗАПИСЬ: «Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, с 1922 года – года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были». |
|
за сценой |
|
Стих-е «Тоска по родине» |
|
|
|
«Некому прочесть, некому спросить, не с кем посоветоваться. Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь(здесь не поймут), а для там – языком равных…» |
|
за сценой |
№ 33 |
Марина Ивановна принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Цветаева была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой. Им она посвящала свои стихи. |
|
|
№ 34 |
Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку. |
|
|
|
Стих-е «Имя твое- птица в руке» |
|
|
№ 35 |
Борису Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Одно из них написано в 1925 году. |
|
|
|
Стих-е «Расстояния: вёрсты, мили…» |
|
|
|
Вёрсты, дали, мили разделили двух больших поэтов, надолго разлучили Цветаеву с Родиной. |
|
|
№ 36 |
Она вернулась в Советский Союз только в 1939 году. С ней был сын Мур. Муж и дочь Аля вернулись двумя годами ранее. Но счастье соединения длилось недолго. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в жестокое время. Всех, кто побывал за границей, считали шпионами. В том же 1939 году были арестованы муж и дочь. Сестра Анастасия была арестована ещё в 1937 |
|
|
№ 37 |
Полгода Марина Ивановна с Муром скитались по чужим квартирам. Немногие знакомые отваживались помочь бывшей эмигрантке, у которой все близкие - враги народа. |
|
|
|
Стихи её не печатают. Единственный заработок - переводы. |
|
|
№ 38 |
«Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно Я не хочу умереть…Я хочу не быть» |
|
за сценой |
|
Стих-е «Идёшь, на меня похожий» |
|
|
№ 39 |
Началась война. В августе 1941 г. Марина Ивановна с сыном эвакуируются в небольшой городок на Каме –Елабугу. Но здесь вновь навис ужас остаться без работы. Надеясь получить хоть что-то, Цветаева оставила заявление в Совете Литфонда. «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа1941года |
|
|
№ 40 |
В работе ей отказали, денег не было. И не было никакой надежды на поддержку. |
|
|
|
Измученная, Марина Цветаева повесилась в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном. |
|
|
№ 41 |
Это произошло 31 августа 1941 г. |
|
|
№42 -44 |
Повезли прямо из больничного морга в казённом гробу, повезли по пыльной дороге туда, вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал её в последний путь? Кто шёл за гробом? Не всё ли равно! Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств. Одиночество последнее и крайнее… v Могила затерялась…
|
|
Моцарт. Реквием: громко – тише – фоном – громче – до конца |
|
Стих-е «Уж сколько их упало в эту бездну…» |
|
|
№ 45-46 –47-48-49 –50-51 |
Участники выходят на поклон с горящими свечами в руках. |
|
«Аве, Мария» с нарастанием |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.