Материалы для проведения литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой
Оценка 4.6

Материалы для проведения литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
16.01.2018
Материалы для проведения литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой
Схема-сценарий Цветаева.docx

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой.

Оформление сцены:

Портрет Цветаевой, столик с цветами, подсвечниками; возле столика -  стулья для ведущих. Можно набросить шаль на один из них.

Оборудование:

Видеопроектор, ноутбук, аудиоколонки, микрофоны.

Ведущие выступают группами.

Чтецы, исполняющие стихи Цветаевой, выходят из-за кулис.

 

ВИДЕО

ТЕКСТ

ВЫСТУПАЮЩИЙ

АУДИО

кадр 1(Красною кистью…)

 

 

Перезвон колоколов.

ТИШЕ

 

№ 2 КУПОЛА

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы в ряд у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

 

 

№ 3

ПОРТРЕТ ЦВЕТАЕВОЙ

 

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе – до зари!

 

Всей бессонницей  я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю-

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

Перезвон колоколов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громче

Перезвон колоколов

.Тише

 

№ 4 

РОДИТЕЛИ

В Москве в 1892 году в канун  праздника поминовения Иоанна Богослова в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина

 

 

№ 5

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

 Жаркой рябины

 Горькую кисть

 

 

 

№ 6

МАРИНЕ – 1 ГОД

«Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказал:  «По крайне мере, будет музыкантша…»

 

 

№ 7

Кто создан из камня,  кто создан из глины,-

 А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело– измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной- воскресаю!

Да здравствует пена-весёлая пена-

Высокая пена морская!

 

 

 

Детство, юность Марины прошли отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток.

 

 

№ 8 ФОТО

Домашний  мир и быт её семьи был пронизан постоянным интересом к искусству. Её отец- создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени Пушкина мать). Мария Александровна, была талантливой пианисткой,  любимой ученицей самого А. Рубинштейна.

 

 

 

Танец

Исполняет ученица

Вальс Грибоедова

№ 9

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ГОДЫ

Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком. В 16 лет закончила  гимназию  и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила обучение  по специальности  «старофранцузская литература».

 

 

 

С детства Марина была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя немецкого поэта Гёте и немецких романтиков. Очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костёр любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

 

 

 

 

 

«У ЗЕРКАЛА»   (всё)

№ 10

МОЙ ПУШКИН

Любовью всей её жизни  был Пушкин.

 

 

 

 

Из воспоминаний  Цветаевой: «…была картина в спальне матери – «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил из пистолета в живот. С пушкинской дуэли во мне началась сестра… Нас  этим выстрелом всех в живот ранили…»

 

 

№ 11

 

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям-

Нет места. В изглавье, в изножье,

И справа, и слева – ручищи по швам-

Жандармские груди и рожи.

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет, с проходного двора –

Умнейшего мужа России.

 

 

 

Впоследствии Марина посвятит  Пушкину цикл стихов и эссе «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачёв» .

 

 

№ 12

Волошин  - Цветаева

В 1910 году, ещё не сняв гимназическую форму, тайком от семьи, Марина выпустила свой первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Его заметили.

 

Поэт Максимилиан Волошин назвал её стихи чудом:

 

 

 

К вам душа так радостно влекома.

О, как веет благодать

От страниц  Вечернего альбома!

(Почему альбом, а не тетрадь?)

Ваша книга – это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо – есть!

 

МИКРОФОН!!!!

№ 13

Как поэт и личность, она развивалась стремительно. Уже через какие-то год-два после её первых юношеских стихов Марина была другой.

За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки. Все эти примерки оставили в её творчестве прекрасные и яркие стихи

 

 

 

Запись:  «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет».

 

ЗА СЦЕНОЙ

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что  и не знала я, что я-поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как  искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

 

 

№ 14

Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья Марина Цветаева  пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из её стихотворений – «Генералы 1812 года»- речь идёт о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.

 

 

15 -16 -17-

16-15-14

15-16-17

Стих-е  «Генералы 1812 года»

 

«Оборванные струны»  ГРОМКО-ТИШЕ   - фоном -ГРОМЧЕ

№ 18

Это стихотворение посвящено мужу Марины – Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина вышла в январе 1912 года. В семейную жизнь они вошли совсем юными: Марине -19, Сергею Эфрону на год меньше.  Первые 5-6 лет совместной жизни были безоблачными и счастливыми.

 

 

№ 19

Вдохновлённая Эфроном, Марина много писала. Она его не просто любила. Она его боготворила!

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду  и  кольцом на стёклах,-

И на стволах, которым сотни зим…

И, наконец, - чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим!

Расписываюсь – радугой небесной

 

 

 

 

 

 

 

Однажды в начале совместной жизни Цветаева сказала: «Только при нём я могу жить так, как живу: совершенно свободно».   Он был единственным, кто её понял и, поняв, полюбил.

 

 

 

А вообще в жизни Цветаевой было много увлечений, но, как однажды она сказала, «…всю жизнь  напролёт пролюбила не тех…»

 

 

№ 20

21

22

 

 

«Под лаской плюшевого пледа»

закончить: …была любовь

 

Её  доверчивость и неспособность вовремя понять человека – вот причина частых и горьких разочарований.

 

 

№ 23

Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел»

 

 

 

Вряд ли найдётся человек,  который не слышал строк:

Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не Вами…

 

 

№ 24

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они почти 100 лет назад. Обращены они к будущему мужу сестры М. Минцу.

 

 

 

 

 

Мне нравится, что вы… - всё

№ 25

В жизнь Марины и её близких ворвались страшные исторические события. В 1914 году началась Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. Марина осталась с двухлетней дочкой Ариадной (Алей).

 

 

№ 26

1917 год разделил сестёр Цветаевых,  Марину и Анастасию. Потом, с началом Гражданской войны, порвалась и связь с мужем. Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в донских и кубанских степях. До марта 1919 года она не знала, что муж жив.

 

 

 

Белая гвардия, путь твой высок:

Чёрному дулу-грудь и висок.

Божье да белое твоё дело:

Белое тело твоё- в песок.

Не лебедей это в небе стая:

Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает…

И справа и слева

Кровавые зевы,

И каждая рана:

 

 

№ 27

-Мама.

Все рядком лежат-

Не развесть межой.

Поглядеть – солдат.

Где свой, где чужой?

Белым был-красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был-белый стал:

Смерть побелила.

 

 

 

№ 28

Почти 3 года жила Марина в голодающей Москве с двумя дочками: Ариадна-старшая, Ирина –младшая. Терпели  не просто нужду, а нищету. Прокормиться было очень трудно. Марина ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку. Стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Выбивалась из сил, чтобы спасти детей от голодной смерти.

 

 

 

 

«Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас»

 

 

 

 

Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую  Алю. А в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски.

 

 

 

№ 29

Стихотворение «Две руки»

 

 

№ 30

Читать её стихи между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли. Но стихи её узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщим интонациям. Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов.

 

 

 

 «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да» Её ритмика всё время настораживает внимание. Это-как  физическое сердцебиение.

 

 

 

 

 

Звуки бьющегося сердца:

громко – тише-тише

 

Белый офицер Сергей Эфрон не мог вернуться в Советскую Россию. И Марина принимает решение  уехать к мужу

 

 

№ 31

Так началась семнадцатилетняя одиссея за рубежом: сначала Германия, затем Чехия. Здесь в 1925 году родился сын Георгий, по-домашнему Мур

 

 

 

И 13 лет во Франции.

 

 

 

В эмиграции Цветаева не прижилась. Расхождение с буржуазно-эмигрантскими кругами. Нищета, унижение, бесправие. «В Париже были дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».

 

 

№ 32

Книги Цветаевой не издаются. Семья живёт случайными заработками. Изредка друзья помогают Марине устраивать публичные выступления.

 

 

 

 

ЗАПИСЬ: «Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, с 1922 года – года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были».

 

за сценой

 

Стих-е «Тоска по родине»

 

 

 

«Некому прочесть, некому спросить, не с кем посоветоваться. Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь(здесь не поймут), а для там – языком равных…»

 

за сценой

№ 33

Марина Ивановна принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Цветаева была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой. Им она посвящала свои стихи.

 

 

№ 34

Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку.

 

 

Стих-е «Имя твое- птица в руке»

 

 

№ 35

Борису Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Одно из них написано в 1925 году.

 

 

 

Стих-е «Расстояния: вёрсты, мили…»

 

 

 

Вёрсты, дали, мили разделили двух больших поэтов, надолго разлучили Цветаеву с Родиной.

 

 

№ 36

Она вернулась в Советский Союз только в 1939 году.  С ней был сын Мур. Муж и дочь Аля вернулись двумя годами ранее.

Но счастье соединения длилось недолго. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в жестокое  время. Всех, кто побывал за границей, считали шпионами. В том же 1939 году были арестованы муж и дочь. Сестра Анастасия была арестована ещё в 1937

 

 

№ 37

Полгода Марина Ивановна с Муром скитались по чужим квартирам. Немногие знакомые отваживались помочь бывшей эмигрантке, у которой все близкие - враги народа.

 

 

 

Стихи её не печатают. Единственный заработок - переводы.

 

 

№ 38

«Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно Я не хочу умереть…Я хочу не быть»

 

за сценой

 

Стих-е «Идёшь, на меня похожий»

 

 

№ 39

Началась война. В августе 1941 г. Марина Ивановна с сыном эвакуируются в небольшой городок на Каме –Елабугу. Но здесь вновь навис ужас остаться без работы. Надеясь получить хоть что-то, Цветаева оставила заявление в Совете Литфонда. «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа1941года

 

 

№ 40

В работе ей отказали,  денег не было. И не было никакой надежды на поддержку.

 

 

 

Измученная, Марина Цветаева  повесилась в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила  со своим сыном. 

 

 

№ 41

Это произошло 31 августа 1941 г.

 

 

№42 -44

Повезли прямо из больничного морга в казённом гробу, повезли по пыльной дороге туда, вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал её в последний путь? Кто шёл за гробом? Не всё ли равно! Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств. Одиночество последнее и крайнее…

v   

Могила затерялась…

 

 

Моцарт. Реквием:

громко –

тише –

 фоном –

громче –

 до конца

 

Стих-е  «Уж сколько их упало в эту бездну…»

 

 

№ 45-46 –47-48-49 –50-51

Участники выходят на поклон с горящими свечами в руках.

 

«Аве, Мария» с нарастанием

 


 

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству

Я родилась. Спорили сотни колоколов

Я родилась. Спорили сотни колоколов

Париж. В Сорбонне продолжила обучение по специальности «старофранцузская литература»

Париж. В Сорбонне продолжила обучение по специальности «старофранцузская литература»

Поэт Максимилиан Волошин назвал её стихи чудом:

Поэт Максимилиан Волошин назвал её стихи чудом:

Стих-е «Генералы 1812 года» «Оборванные струны»

Стих-е «Генералы 1812 года» «Оборванные струны»

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они почти 100 лет назад

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они почти 100 лет назад

Почти 3 года жила Марина в голодающей

Почти 3 года жила Марина в голодающей

В эмиграции Цветаева не прижилась

В эмиграции Цветаева не прижилась

Цветаевой-Эфрон вернулась в жестокое время

Цветаевой-Эфрон вернулась в жестокое время

Стих-е «Уж сколько их упало в эту бездну…» № 45-46 –47-48-49 –50-51

Стих-е «Уж сколько их упало в эту бездну…» № 45-46 –47-48-49 –50-51
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018