Публикация является частью публикации:
Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству М.И. Цветаевой.
Оформление сцены:
Портрет Цветаевой, столик с цветами, подсвечниками; возле столика - стулья для ведущих. Можно набросить шаль на один из них.
Оборудование:
Видеопроектор, ноутбук, аудиоколонки, микрофоны.
Ведущие выступают группами.
Чтецы, исполняющие стихи Цветаевой, выходят из-за кулис.
| 
 ВИДЕО  | 
 ТЕКСТ  | 
 ВЫСТУПАЮЩИЙ  | 
 АУДИО  | 
| 
 кадр 1(Красною кистью…)  | 
 
  | 
 
  | 
 Перезвон колоколов. ТИШЕ 
  | 
| 
 № 2 КУПОЛА  | 
 У меня в Москве - купола горят, У меня в Москве – колокола звонят, И гробницы в ряд у меня стоят, - В них царицы спят и цари.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 3 ПОРТРЕТ ЦВЕТАЕВОЙ  | 
 
 И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Я молюсь тебе – до зари! 
 Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю- О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари. Перезвон колоколов. 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Громче Перезвон колоколов .Тише 
  | 
|
| 
 № 4 РОДИТЕЛИ  | 
 В Москве в 1892 году в канун праздника поминовения Иоанна Богослова в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 5  | 
 Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 6 МАРИНЕ – 1 ГОД  | 
 «Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказал: «По крайне мере, будет музыкантша…»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 7  | 
 Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело– измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной- воскресаю! Да здравствует пена-весёлая пена- Высокая пена морская!  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Детство, юность Марины прошли отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 8 ФОТО  | 
 Домашний мир и быт её семьи был пронизан постоянным интересом к искусству. Её отец- создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени Пушкина мать). Мария Александровна, была талантливой пианисткой, любимой ученицей самого А. Рубинштейна.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Танец  | 
 Исполняет ученица  | 
 Вальс Грибоедова  | 
| 
 № 9 ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ГОДЫ  | 
 Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила обучение по специальности «старофранцузская литература».  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 С детства Марина была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя немецкого поэта Гёте и немецких романтиков. Очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костёр любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 «У ЗЕРКАЛА» (всё)  | 
| 
 № 10 МОЙ ПУШКИН  | 
 Любовью всей её жизни был Пушкин. 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Из воспоминаний Цветаевой: «…была картина в спальне матери – «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил из пистолета в живот. С пушкинской дуэли во мне началась сестра… Нас этим выстрелом всех в живот ранили…»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 11 
  | 
 Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мертвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям- Нет места. В изглавье, в изножье, И справа, и слева – ручищи по швам- Жандармские груди и рожи. Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет, с проходного двора – Умнейшего мужа России.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Впоследствии Марина посвятит Пушкину цикл стихов и эссе «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачёв» .  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 12 Волошин - Цветаева  | 
 В 1910 году, ещё не сняв гимназическую форму, тайком от семьи, Марина выпустила свой первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Его заметили. 
 Поэт Максимилиан Волошин назвал её стихи чудом:  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 К вам душа так радостно влекома. О, как веет благодать От страниц Вечернего альбома! (Почему альбом, а не тетрадь?) Ваша книга – это весть оттуда, Утренняя благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: чудо – есть!  | 
 
  | 
 МИКРОФОН!!!!  | 
| 
 № 13  | 
 Как поэт и личность, она развивалась стремительно. Уже через какие-то год-два после её первых юношеских стихов Марина была другой. За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки. Все эти примерки оставили в её творчестве прекрасные и яркие стихи  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Запись: «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет».  | 
 
  | 
 ЗА СЦЕНОЙ  | 
| 
 
  | 
 Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я-поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 14  | 
 Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья Марина Цветаева пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из её стихотворений – «Генералы 1812 года»- речь идёт о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 15 -16 -17- 16-15-14 15-16-17  | 
 Стих-е «Генералы 1812 года»  | 
 
  | 
 «Оборванные струны» ГРОМКО-ТИШЕ - фоном -ГРОМЧЕ  | 
| 
 № 18  | 
 Это стихотворение посвящено мужу Марины – Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина вышла в январе 1912 года. В семейную жизнь они вошли совсем юными: Марине -19, Сергею Эфрону на год меньше. Первые 5-6 лет совместной жизни были безоблачными и счастливыми.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 19  | 
 Вдохновлённая Эфроном, Марина много писала. Она его не просто любила. Она его боготворила! Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стёклах,- И на стволах, которым сотни зим… И, наконец, - чтоб было всем известно! Что ты любим, любим! любим! любим! Расписываюсь – радугой небесной  | 
 
 
 
 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Однажды в начале совместной жизни Цветаева сказала: «Только при нём я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто её понял и, поняв, полюбил.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 А вообще в жизни Цветаевой было много увлечений, но, как однажды она сказала, «…всю жизнь напролёт пролюбила не тех…»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 20 21 22  | 
 
  | 
 
  | 
 «Под лаской плюшевого пледа» закончить: …была любовь  | 
| 
 
  | 
 Её доверчивость и неспособность вовремя понять человека – вот причина частых и горьких разочарований.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 23  | 
 Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Вряд ли найдётся человек, который не слышал строк: Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не Вами…  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 24  | 
 Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они почти 100 лет назад. Обращены они к будущему мужу сестры М. Минцу.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Мне нравится, что вы… - всё  | 
| 
 № 25  | 
 В жизнь Марины и её близких ворвались страшные исторические события. В 1914 году началась Первая мировая война. Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. Марина осталась с двухлетней дочкой Ариадной (Алей).  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 26  | 
 1917 год разделил сестёр Цветаевых, Марину и Анастасию. Потом, с началом Гражданской войны, порвалась и связь с мужем. Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию генерала Корнилова, находящуюся где-то в донских и кубанских степях. До марта 1919 года она не знала, что муж жив.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Белая гвардия, путь твой высок: Чёрному дулу-грудь и висок. Божье да белое твоё дело: Белое тело твоё- в песок. Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым видением тает, тает… И справа и слева Кровавые зевы, И каждая рана:  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 27  | 
 -Мама. Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть – солдат. Где свой, где чужой? Белым был-красным стал: Кровь обагрила. Красным был-белый стал: Смерть побелила. 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 28  | 
 Почти 3 года жила Марина в голодающей Москве с двумя дочками: Ариадна-старшая, Ирина –младшая. Терпели не просто нужду, а нищету. Прокормиться было очень трудно. Марина ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку. Стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Выбивалась из сил, чтобы спасти детей от голодной смерти. 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 «Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас» 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю. А в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски. 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 29  | 
 Стихотворение «Две руки»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 30  | 
 Читать её стихи между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли. Но стихи её узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщим интонациям. Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да» Её ритмика всё время настораживает внимание. Это-как физическое сердцебиение.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Звуки бьющегося сердца: громко – тише-тише  | 
| 
 
  | 
 Белый офицер Сергей Эфрон не мог вернуться в Советскую Россию. И Марина принимает решение уехать к мужу  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 31  | 
 Так началась семнадцатилетняя одиссея за рубежом: сначала Германия, затем Чехия. Здесь в 1925 году родился сын Георгий, по-домашнему Мур  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 И 13 лет во Франции.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 В эмиграции Цветаева не прижилась. Расхождение с буржуазно-эмигрантскими кругами. Нищета, унижение, бесправие. «В Париже были дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 32  | 
 Книги Цветаевой не издаются. Семья живёт случайными заработками. Изредка друзья помогают Марине устраивать публичные выступления. 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 ЗАПИСЬ: «Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, с 1922 года – года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были».  | 
 
  | 
 за сценой  | 
| 
 
  | 
 Стих-е «Тоска по родине»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 «Некому прочесть, некому спросить, не с кем посоветоваться. Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь(здесь не поймут), а для там – языком равных…»  | 
 
  | 
 за сценой  | 
| 
 № 33  | 
 Марина Ивановна принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Цветаева была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой. Им она посвящала свои стихи.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 34  | 
 Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку.  | 
 
  | 
|
| 
 
  | 
 Стих-е «Имя твое- птица в руке»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 35  | 
 Борису Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Одно из них написано в 1925 году.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Стих-е «Расстояния: вёрсты, мили…»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Вёрсты, дали, мили разделили двух больших поэтов, надолго разлучили Цветаеву с Родиной.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 36  | 
 Она вернулась в Советский Союз только в 1939 году. С ней был сын Мур. Муж и дочь Аля вернулись двумя годами ранее. Но счастье соединения длилось недолго. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в жестокое время. Всех, кто побывал за границей, считали шпионами. В том же 1939 году были арестованы муж и дочь. Сестра Анастасия была арестована ещё в 1937  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 37  | 
 Полгода Марина Ивановна с Муром скитались по чужим квартирам. Немногие знакомые отваживались помочь бывшей эмигрантке, у которой все близкие - враги народа.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Стихи её не печатают. Единственный заработок - переводы.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 38  | 
 «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно Я не хочу умереть…Я хочу не быть»  | 
 
  | 
 за сценой  | 
| 
 
  | 
 Стих-е «Идёшь, на меня похожий»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 39  | 
 Началась война. В августе 1941 г. Марина Ивановна с сыном эвакуируются в небольшой городок на Каме –Елабугу. Но здесь вновь навис ужас остаться без работы. Надеясь получить хоть что-то, Цветаева оставила заявление в Совете Литфонда. «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа1941года  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 40  | 
 В работе ей отказали, денег не было. И не было никакой надежды на поддержку.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Измученная, Марина Цветаева повесилась в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 41  | 
 Это произошло 31 августа 1941 г.  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 №42 -44  | 
 Повезли прямо из больничного морга в казённом гробу, повезли по пыльной дороге туда, вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал её в последний путь? Кто шёл за гробом? Не всё ли равно! Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств. Одиночество последнее и крайнее… v Могила затерялась… 
  | 
 
  | 
 Моцарт. Реквием: громко – тише – фоном – громче – до конца  | 
| 
 
  | 
 Стих-е «Уж сколько их упало в эту бездну…»  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 № 45-46 –47-48-49 –50-51  | 
 Участники выходят на поклон с горящими свечами в руках.  | 
 
  | 
 «Аве, Мария» с нарастанием  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.