Материалы для уроков
Оценка 4.6

Материалы для уроков

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—6 кл
13.04.2018
Материалы для уроков
Публикация является частью публикации:
распутин урок фран.doc
ене10.03.2017  Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Цель урока:  раскрыть душевный мир героя рассказа; показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;обозначить  нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе; показать неординарность учительницы; воспитывать чувство уважения к старшему  поколению, нравственные качества в учениках. Задачи:  образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению и анализу  художественного текста с учетом его смысла и чувств.  Развивающая ­ развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.  Воспитательная – воспитать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для  воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. Планируемые результаты: Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное   впечатление   о   прочитанном   и   услышанном,   раскрывают   внутренний   потенциал,   развивают   творческое   мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.  Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению. Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,  слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Регулятивные –  понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. Тип урока: комбинированный. Технологическая карта Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия I.Мотивация познавательной  деятельности.    Оргмомент. Приветствие. Поверка  отсутствующих. Учащиеся приготовились к уроку,  проверили принадлежности. Проверка домашнего задания.  Учащиеся пересказывают «Уроки  французского» В.Г. Распутина. Постановка цели и задач урока Работа с эпиграфом Анализируют эпиграф Слайд 2 Хорошего сердца и правильной  души так не достает нам, что чем  большенаши герои и мы будем  жить, тем лучше для нас будет. В.Г. Распутин Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой  взгляд, ­это прежде всего  воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства. В.Г. Распутин ­ Как вы понимаете слова В.Г.  П: ориентирование в своей  системе знаний;  осуществление анализа  объектов. Р: Проговаривание  последовательности своих  действий П:(общеучебные)  определение основной  информации, извлечение II. Организация познавательной деятельности Работа над темой урока Распутина? ­ Согласны ли вы с ним? ­Исходя из темы нашего урока,  определите цель нашего  сегодняшнего занятия. Определяют цель   Изучение нового материала. Слово учителя ­На прошлом уроке мы  познакомились с творчеством  замечательного русского писателя  В.Г. Распутина и его рассказом  «Уроки французского». Сегодня  мы проводим итоговое занятие по  изучению его рассказа. В процессе  урока нам предстоит обсудить  несколько аспектов данного  рассказа: поговорим о душевном  состоянии главного героя, затем  речь пойдет о «необыкновенном  человеке» ­учительнице  французского, а завершим разговор обсуждением основных,  нравственных, проблем,  поставленных автором в рассказе. ­Скажите, а как отразилось  детство на творчестве  В.Г.Распутина? Учащиеся отвечают П: осознанное построение  речевого высказывания в  письменной форме Р: Проговаривание  последовательности своих  действий П:(общеучебные)  определение основной  информации, извлечение  информации ­Ребята, расскажите о детских  годах В.Распутина. ­Да, детство Распутина было  трудным. Не всякий, кто хорошо  учится, умеет оценивать  поступки  свои и чужие, а вот для Вален тина Григорьевича учеба стала  трудом нравственным. Почему? ­ Кому был посвящен этот  рассказ («Уроки французского»)  и какое место занимает в детстве писателя? Беседа по вопросам Перед обсуждением проблем,  поставленных писателем в  рассказе, вспомним узловые его  моменты.  ­Почему  мальчик,  герой  рассказа, оказался  в  райцентре? ­Каковы были  успехи  героя   рассказа  в  школе? ­Каково было душевное состояние  1 ученик рассказывает Ученики отвечают Отвечают на вопросы «Чтобы  учиться  дальше....  Мне пришлось снаряжаться в райцентр» по  всем  предметам,  кроме  французского, держались пятерки «Так было мне плохо, горько и постыло!  –хуже всякой болезни» Был болен, покупал на эти деньги на  базаре баночку молока «Они  били  меня  по  очереди... не было в тот день... человека несчастнее меня». «Я пугался и терялся.... Она представлялась мне человеком необыкновенным» Записывают вывод в тетрадь мальчика»? ­Что заставило мальчика играть в  «чику»на деньги? ­Как  складывались  отношения   героя  с  окружающими  его   ребятами? ­Каково было отношение мальчика  к учительнице? Вывод:Итак, ребята, из ваших  ответов мы поняли, что  прообразом главного героя  рассказа является сам  В.Г.   Распутин.  Все  события,  которые   произошли  с  героем,  были  в   жизни  писателя.  Одиннадцатилетний герой впервые  волею обстоятельств оторван от  семьи, он понимает, что на него   возложены  надежды не только  родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан,  призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все  усилия,преодолевая голод и тоску  по дому, чтобы не подвести  земляков.  А  теперь,  обратившись  к  образу учительницы  французского,   проанализируем, какую  роль  сыграла Лидия Михайловна в  жизни мальчика. Какой запомнилась учительница  главному герою? ­Найдите в тексте описание портрета Лидии  Михайловны; что особенного  отмечено в нем? ­Какие чувства вызывал у Лидии  Михайловны мальчик? чтение описания «Лидии Михайловны  тогда было....»;  «В лице ее не было жестокости...». Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его  целеустремленность. В связи с этим  учительница начала заниматься с  героем дополнительно, рассчитывая  его дома покормить. ­Почему Лидия Михайловна  решила послать посылку мальчику  и почему эта затея не  удалась? Она хотела помочь ему, но наполнила  посылку «городскими» продуктами и  тем самым выдала себя. Гордость не  позволила мальчику принять подарок ­Удалось  ли  учительнице  найти   способ  помочь  мальчику,  не   ущемляя  его  гордости? ­Прав ли герой, считая  учительницу человеком  Она предложила играть на деньга в  «пристенок» Лидия Михайловна наделена  способностью к состраданию и добротой,  за что и пострадала, лишившись работы необыкновенным? Вывод: Лидия Михайловна идет на  рискованный шаг, играя с  учениками на деньги, из  человеческого сострадания:  мальчик крайне истощен, а от  помощи отказывается. Кроме того,  она рассмотрела в своем ученике  недюженные способности и готова  любыми способами помочь им  развиваться. Записывают вывод в тетради ­А какие чувства воспитывает  рассказ «Уроки французского»? Доброту и сострадание ­Как вы относитесь к поступку  Лидии Михайловны? (мнение  детей). ­Сегодня мы много говорили о  нравственности. А что такое  «нравственность»? Найдем значение этого  в толковом словаре С. Ожегова.  Нравственность– «Внутренние,  духовные качества, которыми  руководствуется человек,  этические нормы; правила  поведения, определяемые этими  качествами» (С.И. Ожегов, с. 423). Работают со словарем Записывают новое слово ­А  какими  качествами  должен   обладать,  на  ваш  взгляд,   учитель? ­На  доске  выделены  как  положительные  качества,  так  и   отрицательные.   ­Какие  же  нравственные   качества  привлекают  вас  больше всего? Слайд 2 ­понимание; ­человеколюбие; ­отзывчивость; ­гуманность; ­доброта; ­справедливость; ­честность; ­сострадание. ­Вы указали все качества,  присущие каждому учителю.  Учителям посвящено много песен,  рассказов, стихов.  Одно сейчас прочитает наша  ученица. Вывод:  Учительница французского своим  примером показала, что на свете  есть доброта, отзывчивость,  любовь. Это есть духовные  ценности. В.Г. Распутин говорит о  «законах доброты»: истинное  добро не требует награды, не ищет  прямой отдачи, оно бескорыстно.  Добро имеет способность  Ученица читает стихотворение  Хочу оставить я на память о себе Вот эти строки, посвященные тебе: Ты той товарищ, моя муза, Мой кровный брат и даже мать Легко шагать с тобой по жизни: Ты научил меня писать, Любить себя и верить в чудо, Быть к окружающим добрей Заботиться о лучшем друге, Не обижаться на людей. распространяться, передаваться от  человека к человеку.  Я надеюсь, что доброта и  сострадание играют большую в  жизни человека и будете всегда  добрыми, готовыми прийти  на  помощь друг другу в любую  минуту. Повторение ­Давайте вспомним, какие  жизненные уроки получил  геройрассказаВ.П. Астафьева  «Конь с розовой  гривой»? ­Не  поддавайся чужому влиянию,  можно совершить плохой поступок ­Признайся в содеянном ­Раскаяние приносит облегчение ­Спешить делать добро ­Надо быть милосердным всегда ­Люби ближнего своего как самого  себя «Микрофон» Выберите и продолжите  подходящее для вас выражение  1. Своей работой на уроке я.. 2. Урок для меня показался.. 3. За урок я.. 4. Мое настроение.. Физминутка  Подведение итогов  Рефлексия. Оценки за урок. Все эти истины простые Познал с тобой я наравне, И хочу сказать: «Учитель! Ты самый лучший на земле! Учащиеся высказывают свое мнение,  аргументируя свой ответ. – Р: контроль, коррекция,  оценка; – П: рефлексия способов и  условий действия. – П: контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности; – Л: самооценка на основе  критерия успешности; 5. Материал урока мне был..  Домашнее задание. Подготовиться  к  сочинению   «Нравственный  выбор  моего   ровесника  в  произведениях  В.П.  Астафьева и В.Г. Распутина». Записывают домашнее задание в  дневник. – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью; – К: формулирование и  аргументация своего мнения,  учет разных мнений; – К: использование критериев для обоснования своего  суждения; – П: построение логической  цепи рассуждений, выведение следствий; ­ П: умение делать выбор и  обосновывать его.

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков

Материалы для уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018