Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"
Оценка 5

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Оценка 5
Раздаточные материалы +1
docx
история
6 кл
13.09.2017
Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"
За всю историю человечества только трех правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI, французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин. Сын Владимира Крестителя, великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. - А что означает слово «мудрый»?
Правление Ярослава Мудрого.docx
У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было  не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении  мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище.  Предлагаю вам выполнить задания с целью определения последовательности  правления первых русских князей и установления их прозвищ. (интерактивная схема)  За всю историю человечества только трех правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI, французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский Карамзин. Сын   Владимира   Крестителя,   великий   князь   Ярослав   Мудрый   –   первый правитель современники   назвали   царём. ­ А что означает слово «мудрый»?  (ответы ребят) Справедливый, умный, дальновидный.   которого   Николай   Руси,   историк     В одном слове ­ глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации  один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой –  Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе  Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым. ­ Как вы думаете, почему? ­ А что значит – Мудрый? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, почему Ярослава прозвали  Мудрым и чему мы должны поучиться у него? Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».  Сегодня на уроке вам нужно найти ответ на вопрос: почему расцвет Киевской  Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?. При Владимире государственная власть стала опираться не только на силу, но и на веру. При Ярославе появляется первый свод законов Руси – «Русская  правда». Почему в процессе развития государства возникает потребность в разработке  и письменном оформлении законов?    Сегодня мы с вами поработаем с картиной Алексей Данилович  Кившенко (1851 ­ 1895) Чтение народу "Русской Правды" в присутствии  великого князя Ярослава. 1880  На какие части можно разбить эту картину. Назовите их. Опишите первую группу. Какие эмоции выражают люди? Как художник изобразил самого Ярослава мудрого? Как вы думаете, почему «Русскую правду зачитывали вслух»?Что означает  присутствие на картине второй группы? (монахов). (говорит о том, что христианство и княжеская власть действовали вместе). Итогом принятия  христианства так же явилось развитие грамотности. Посмотрите на третью группу. Какие эмоции испытывают люди, слыша текст  русской правды? (они удивлены, встревоженны и тд). Правила: 1. В группе я должен уважать мнения другого человека 2. Перебивать, доказывать свою точку зрения 3. Активно работать над общей задачей 4. Сидеть без дела 5. Четко представлять результаты работы Что бы редставить то, что чувствовали люди, изображенные на картине, нам  надо окунуться  ту самую атмосферу и прочитать текст Русской правды.  Делать мы это будем в группах. Но для начала я попрошу вас встать.  (ФИЗМИНУТКА)  Сейчас мы вспомним правила работы в группе. Если вы одобряете это  правило, то становитесь на носочки и голову тянете вверх. Если же вы это  правило не одобряете, покажите мне это ­ руки на груди сложили и помотали  головой из стороны в сторону. Отлично! Мы с вами не только отдохнули, но и вспомнили правила  работы в группе.  Вывод. Отношения между разными группами настолько усложнились, что их потребовалось регулировать с помощью письменных законов. Законы сокращали сферу действия родоплеменных норм, регулировали споры между людьми. Законодательство стало еще одной опорой государственной власти. Какое архитектурное сооружение изображено на картине? (Софийский собор в Киеве) Какие цвета использовал автор для изображения Софийского собора? Вывод. Масштабное строительство было призвано поднять авторитет государства, православной веры , княжеской власти. Уравнять Русь с Византией, свидетельствовать о богатстве страны. Книгописание, появление школ и библиотек способствовало культурному развитию Руси, ее международному авторитету. При Ярославе Мудром митрополитом впервые стал русский монах Илларион, что подчеркивало могущество Руси и равенство с Византией. Может ли картина Кившенко быть источником исторической информации? Какие вопросы у вас возникли к автору? Как вы думаете, что хотел сказать автор своим потомкам? Итак, мы начинаем, но сначала я хочу нацелить вас на решение важной задачи, к концу нашего урока вам предстоит ответить на вопрос: (6 слайд) « Оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый?» (проблемно-поисковое задание) Отрывок из «Повести временных лет»: «Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне». К схеме «Управление государством». Высшая власть принадлежала великому князю – полноправному правителю страны. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской, определял внешнюю политику. Престол после смерти князя передавался по старшинству, т.е. князем мог стать брат или сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Князь опирался на дружину – мощную военную силу. Постепенно дружина помимо воинским обязанностей подключилась к управлению государством. В крупнейшие земли (волости) князь отправлял править своих сыновей – наместников. В городских центрах сохранялись вечевые традиции. На   вече   происходили обсуждения   общих   дел   и   непосредственные   решения   насущных   вопросов   общественной, политической и культурной жизни. В распоряжении веча находилось народное ополчение. Причины принятия "Русской правды" Введение христианства привело к замене языческих представлений на  преступление и наказание на христианские, что необходимо было  отметить в законодательном документе Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для  формирования законодательной системы на Руси. 1. Что изменил закон Ярослава, от чего он избавил жителей Руси? 2. На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считатьмудрым? 3. Почему в современном мире мы не используем такой закон? 4. Микроитог: 5. Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный  свод законов – Русскую Правду. Согласно новому закону была отменена кровная  месть и введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства. “Суд Ярослава”, основные идеи  которого были развиты его  сыновьями в сборнике законов  государства “Русская Правда”. Учитель ставит вопросы перед  учащимися и сам отвечает,  разъясняет. ­ Чьи интересы защищал сборник  законов? Один ученик читает указанный учителем абзац,  остальные следят по учебнику. Ставят дату на ленте времени. По ходу чтения дают ответы на вопросы. Самостоятельно находят ответ на третий вопрос.  Зачитывают или излагают своими словами. Находят объяснение новых слов в учебнике. Рассматривают иллюстрацию. ­ Что нового о жизни Киевской Руси мы узнаём из этого документа? Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации. Один  ученик читает вслух, остальные следят по тексту. Перед чтением статей документа,  выписывает на доске незнакомые  слова, объясняет их  значение: закон, вира. Работа с рассказом для  дополнительного чтения “Законы о  наследстве”. Словарная работа – удел. Демонстрация картины “Суд во  времена “Русской Правды””.  Учитель комментирует картину. Во времена суда часто применяли  испытания огнём: обвиняемый  должен был взять в руки  раскалённое железо. Если ожог  был сильным, его считали  виновным. Закон охранял собственность всех  свободных людей, позволял князю  держать в повиновении не только  крестьян, но и другие слои  населения. Кратко проговорив изученный  материал, учитель подводит к  выводу. Первичное закрепление нового  материала. Ученики высказывают своё мнение. Слушают вывод по теме. ­ В какое время жил Ярослав Мудрый? ­Что полезного сделал Ярослав  Мудрый? В случае затруднений  учитель помогает наводящими  вопросами.   ­ Как вы думаете, за какие дела  следует уважать Ярослава Мудрого? Подведение итогов Комментарии, объявление оценок за  Слушают Домашнее задание Индивидуальное задание работу Сообщение домашнего задания:  прочитать текст учебника, ответить на вопросы учебника. Сообщение индивидуального задания:  прочитать указанные учителем  абзацы, дать ответ на третий вопрос комментарии  учителя Записывают  домашнее  задание За всю историю Русского государства от древних лет до наших дней только один правитель удостоился именования «Мудрый». За какие же деяния так почтил русский народ сына князя Владимира — Ярослава?  Ярослав   Мудрый   известен   славными   делами.   При   нём   Русь   стала   одной   из сильнейших держав мира. В жестокой сече он разбил печенегов, и с тех пор их было не видать и не слыхать. Был Ярослав и неутомимым строителем. В Киеве в честь победы над печенегами был   возведён   красивейший   Софийский   собор,   построены   церкви   и   монастыри,   как парадный въезд сооружены Золотые ворота. При князе Ярославе было положено начало городам Ярославлю, Юрьеву и другим. А ещё князь Ярослав Мудрый был великий книжник. Причём в отличие от своего отца,  Владимира  Красное   Солнышко,  тоже  любившего  книги,   но  не  знавшего  грамоты, Ярослав сам умел и читать, и писать, и за книгами проводил иногда дни и ночи напролёт. Он устроил при Софийском соборе первую на Руси библиотеку и позаботился об открытии училища, где обучалось 300 мальчиков. Князь очень хотел, чтобы все поняли, как велика бывает   польза   от   учения   книжного.   «Чем   больше   будет   грамотных   людей   в   стране, ­говорил князь, ­ тем лучше»  Но главное, что оставил после себя Ярослав Мудрый, – это первый написанный закон,  первый судебник. Назывался он «Русская Правда». В летописи об этом рассказывается,  что, собрав и записав законы, Ярослав приказал: «По этой грамоте Инсценировка Разыграйте   сценку   «Суд   во   времена   «Русской   правды».   Боярин   обвиняет ремесленника в краже скота. Свидетелей нет. Ремесленник отрицает свою вину. Боярин   требует   суда.   Познакомьтесь   с   отрывком   из   «Русской   правды», приведенным   в   учебнике.   Подумайте,   что   он   будет   просить   у   князя,   на   какую компенсацию может рассчитывать По   приглашению   учителя   князь   занимает   свое   место   ­   трон,   боярин   и   ремесленник становятся лицом к классу перед князем.   Боярин (приветствует князя поклоном головы): ­ Зовут меня Судислав. Пришел я к тебе правды искать. Увели у меня со двора  корову. Вот он ­ тать, Чурило­гончар. Давно на мой скот зарился. Накажи обидчика, княже. Пусть виру платит.   Ремесленник (кланяясь князю в пояс): ­   Челом   бью,   великий   князь.   Напраслину   боярин   возводит.   Гончар   ­   я,   своим   трудом кормлюсь. Не уводил я коровы у Судислава.    Князь (говорит с достоинством): ­ Видки ­ свидетели есть?   Боярин и ремесленник вместе: ­ Нет.   Князь принимает решение. Читает соответствующую статью из «Русской правды»:  ­ По законам нашим… «Владимир взорвал почву, просветив ее святым крещением; Ярослав, сын его,  посеял на этой почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды  просвещения», ­ оценил роль Ярослава в русской истории наш самый  знаменитый летописец Нестор. ­ Летописец, рассказывая о личности Ярослава не оставил нам описания его  внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. Но о характере  человека лучше всего говорят его дела. ­ Итак, сейчас, работая с учебником и историческими источниками, вы  определите основные деяния Ярослава Владимировича. Ярослав Мудрый Петр Котельников Не просто кличку «Мудрый» заслужить! Не за одно великое деянье. Достойно нужно жизнь свою прожить, Да не нуждаясь в строгих покаяньях! Прославился не силой и мечом… Росла и строилась великая держава. И враг ему суровый нипочем, Заслуженною пользуется славой. Глядит на Киев с завистью Европа, Желает с князем породниться. Дороги широченные и тропы Ведут в его державную столицу

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Материалы к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"