Кукевич
Светлана Федоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Гимназия № 1576 г. Москвы»
Урок обучения грамоте
Тема: Буква Я, я.
Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о букве Я,я .
Задачи: Создать условия для формирования универсальных учебных действий учащихся
Личностных: мотивация учения через разнообразные приемы работы; оценивание учащимися усваиваемого содержания изучаемого материала; создание положительного эмоционального настроя |
Познавательных: развитие мышления, образной памяти, пространственного воображения, обогащение словаря, анализ изучаемого материала, упражнение в проведении звуко – буквенного анализа слов |
Коммуникативных: инициативность, сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий одноклассников |
Регулятивных: планирование деятельности совместно с учителем, знакомство с приемами, направленными на сохранение и укрепление здоровья, самооценка |
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, Иллюстрации, фотографии, тексты для самостоятельного чтения, таблица для зрительной гимнастики, яблоки
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I |
Организационный момент. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс. |
|
|
- Здравствуйте, дети! Здравствуй, урок! Я рада вас видеть и продолжить совместное путешествие по стране Букв и Звуков. Сегодня у нас в гостях буква. Посмотрите на столы. Какая буква в гостях? Конечно, вы узнали букву Я. Давайте поприветствуем ее на нашем уроке. (Приложение 1)
- Что вы знаете о букве?
- Я согласна с вами, но сегодня мы откроем новый секрет буквы и ответим на вопрос, а всегда ли она обозначается звуком [а]. Вы готовы открыть секрет буквы. Для этого у нас есть «ключики», с помощью которых мы спланируем свою деятельность.
|
Учащиеся стоят у столов, берут в руки букву Я и обводят ее пальчиками – «приветствуют»
Отвечают: гласная; указывает на мягкость согласного, стоящего перед ней; последняя буква алфавита; обозначает гласный звук [а] |
II |
Планирование совместной деятельности |
|
|
- У меня «ключики» планирования. Давайте их расположим по порядку, чтобы узнать новое на уроке (Приложение 2)
- Где «живет» буква Я?
- Значит нам надо слово, с которым мы будем работать. А узнаем мы его из загадки. - Из слова надо выделить звуки. Что делаем? - Работаем со словами и делаем вывод - Мы будем на говорить о здоровье
- Мы изучаем звуки, буквы для чего? Правильно, грамотно писать! - Сегодня на уроке нам дадут новые советы о том, как укрепить свое здоровье. Кто даст такой совет? - По результатам совместной работы мы должны сделать выводы |
Ответы: в алфавите; в словах; в слогах Ученик выходит к доске и выбирает карточку «загадка»
Ученик выходит к доске и выбирает карточку «звуковая схема слова» Ученик выходит к доске и выбирает карточку «открытие» Ученик выходит к доске и выбирает карточку «Айболит» Ученик выходит к доске и выбирает карточку «письмо» Ученик выходит к доске и выбирает карточку «Советы Айболита»
Ученик выходит к доске и выбирает карточку «Самоанализ»
|
III |
Работа над новым материалом |
|
|
- Слушаем загадку У меня что – то есть, Это что – то можно съесть. Круглое да гладкое. Я нашла его в саду Захочу, еще найду Круглое да гладкое. И на вкус – то сладкое. - По каким признакам узнали, что яблоко? -Хотели бы увидеть такое яблоко? Посмотрите на схемы слов, сравните, соотнесите и докажите, какая из них подходит к слову «яблоко» (Приложение 3) - Верно, буква Я в начале слова обозначает два звука. - Где растут яблоки? - Составим схему к слову «яблоня»
- А сейчас подумайте и скажите, одинаковую ли роль выполняет буква «я»?
- Спасибо! Давайте составим схему – модель по нашему обсуждению и увидим «секрет» буквы «я». В этом нам помогут схемы. Кто готов работать? (Приложение 4) - Хорошо потрудились умственно, в награду вам яблочко. Какое оно?
- Настала пора отдохнуть. Прогуляемся по саду и сорвем яблочки. |
Отгадка: Яблоко
Ответ: круглое, гладкое, растет в саду, сладкое на вкус
Выполняют действия, и обосновывают выбор схемы.
- На яблоне Ученик работает у доски и анализирует звуковую схему слова
- В начале слова обозначает 2 звука, на конце слова после согласного обозначает 1 звук и показывает на мягкость согласного.
Ученик составляет у доски схему – модель (Приложение 5)
Называют признаки яблока.
Упражнения для релаксации (способствуют расслаблению, снятию напряжения) (Приложение 6) |
IV |
Закрепление изученного материала |
|
|
- Посмотрите, какие яблоки выросли в саду (показ яблок разного цвета, формы, размера). Как вы считаете, яблоко – это полезный продукт. - Верно, а что говорит Айболит (показ слайда) «В яблоках много витаминов, питательных веществ. Семена содержат полезное вещество – йод. И если съедать в день 5 – 6 яблочных семечек, это полезно. В период простудных заболеваний при кашле можно вымыть 3 неочищенных яблочка, нарезать тонкими ломтиками, залить литром воды, кипятить 3 минуты и пить в теплом виде по 2 – 3 чашки в день». - Одна из наших задач, грамотно писать изучаемые слова. Как это можно сделать?
- Я предлагаю вам на «полянке» собрать слово по образцу и показать нам. (Приложение 7)
- Посмотрим, как справились с заданием наши одноклассники.
- Проговорим стих для запоминания
- Мы много трудились, намного устали. Дружно встали и проведем гимнастику для глаз. Приложение (8)
- Как много яблок собрали. Какие правила надо знать, чтобы угоститься самому и угостить другого. Поможет нам в этом наш друг доктор Айболит (Приложение 9) - Он приготовил задание для вас. Проанализируйте все картинки, установите последовательность, выберите правильное решение , составьте рассказ и расскажите нам.
- Справились и с этим заданием. Молодцы! Давайте послушаем правила, которые необходимо выполнять (Приложение 11)
|
Высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни Слушают
Ответы: посмотреть в словарь; спросить у взрослых; найти в тексте; придумать образ буквы, чтобы запомнить написание слова
Два ученика идут на «полянку» (коврик в классе) и в соответствии с образцом набирают слова. В это время другие дети отыскивают букву «я» в отрывке текста на карточке.
Показывают всем учащимся слова. Дети, умеющие читать, прочитывают слово так, как оно напечатано
Заранее подготовленные дети произносят в медленном темпе стих, а ученики повторяют 1. «Два яблока к нам с дерева упали, И превратились в буквы «О». Такие круглые, красивые- Запомни в слове «яблоко» 2. Расцветает яблонька в молодом саду. Я от этой яблоньки глаз не отведу. И подарит яблонька мне за труды Круглые, румяные, сочные плоды»
Выполняют задание, работая с карточкой индивидуально. Составляют рассказ по картинкам. (Приложение 10)
Читают учащиеся
|
V |
Совместная аналитическая деятельность |
|
|
- Мы завершаем наш урок, подведем итоги. Для этого мы встанем и пройдем на нашу полянку. - У меня в руках «Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрупкое, с кожицей гладкою» (Я. Аким) Яблоко другу сейчас передам, Об уроке расскажет он нам (передается яблоко ученику)
- Спасибо за урок. У меня на столе лежат странички для домашнего чтения и творчества. Желающие могут взять, а после работы вместе со взрослыми рассказать и показать нам то, что у вас получилось. |
Учащиеся идут на полянку, встают в круг.
Ученики по кругу передают яблоко, и высказывают свое отношение к уроку. Можно предложить опорные слова (Приложение 12)
Учащиеся берут странички (Приложение 13)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.