Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
07.04.2018
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цель урока : повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;
- совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
-выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок;
- развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;
- развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы;
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.doc
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
5 класс
1. Объяснительный диктант.
Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Англичанин Павля».
– А что, трудный английский язык? – спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля.
– Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное
правописание. Пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер».
Безусловно, доля преувеличения в словах папы присутствует. Существует ли разница между
правописанием и произношением слов в русском языке? Приведите примеры. Отгадайте, какие
слова текста записаны в правой колонке.
Пишется
Произносится
[йа], [йищо], [пишыца]
2. Выборочный диктант.
ЛЕВИТАН
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…...
(Н.Рубцов)
1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? Какие
гласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах.
Запомните орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь – ударение приходится на окончание
глагола.
3) Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите в них корень, продолжите ряд однокоренных слов своими примерами.
4) Если вам понравилось стихотворение Н.Рубцова, выучите его наизусть.
3. Объяснительный диктант.
РЯБИНА
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
(И.Токмакова)
Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева. (Толковый словарь
русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
1) Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова.
2) Какие звуки обозначает буква я в словах стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в
стихотворении, может обозначать буква я? Приведите пример.
4. Зрительный диктант.
КОШКА
Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка
Какое ей тут житье.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
(И.Токмакова)
1) Спишите. Над буквами е, ё, я укажите звуки, которые эти буквы обозначают. Расскажите о
двойной роли букв е, ё, я, используя примеры из текста.
2) Какими буквами обозначается мягкость на письме? Приведите примеры из текста.
3) Подчеркните слова, в которых только глухие согласные звуки; только звонкие согласные звуки.
5. Объяснительный диктант.
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
(И.Бунин) 1) Запишите. Подчеркните разделительный ь в словах, графически объясните выбор знака.
2) Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в
этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное?
6. Выборочный диктант.
КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ
Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…...
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши.
(Л.Кузьмин)
1) Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние
слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся поразному.
2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков
каждого слова.
3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам?
4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение
стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений.
Спонсор публикации статьи – компания «Солярис» предлагает современные климатические
комплексы, способные с помощью интеллектуальных систем создать и поддерживать идеальный
микроклимат в помещении. Воздухоочистители работают и в качестве увлажнителя
воздуха намного эффективнее традиционных аппаратов, очищают воздух от пыли, примесей,
запахов, микроорганизмов. Очиститель/увлажнитель воздуха поможет создать в вашем доме
действительно здоровую атмосферу.
7. Контрольный диктант.
Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно
только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал
быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал.
Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее
и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление.
Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих
мелодий было мало, и стали сочинять специальные для излечения от
укуса тарантула. Они так и назывались – «тарантелла». Это были
быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они
полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый
народный итальянский танец тарантелла.
(По Ю.Дмитриеву)
(104 слова)
1) Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантеллы?
2) Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся
Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.