Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Оценка 4.9

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
07.04.2018
Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» Цель урока : повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»; - совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; -выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; - развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; - развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы;
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.doc
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография 5 класс 1. Объяснительный диктант. Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Англичанин Павля». – А что, трудный английский язык? – спросил я. – С ума сойти, – вздохнул Павля. – Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное  правописание. Пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер». Безусловно, доля преувеличения в словах папы присутствует. Существует ли разница между  правописанием и произношением слов в русском языке? Приведите примеры. Отгадайте, какие  слова текста записаны в правой колонке. Пишется Произносится   [йа], [йищо], [пишыца] 2. Выборочный диктант. ЛЕВИТАН (По мотивам картины «Вечерний звон») В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, – Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу Для новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси…... (Н.Рубцов) 1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? Какие  гласные звуки преобладают в тексте стихотворения? 2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах.  Запомните орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь – ударение приходится на окончание  глагола. 3) Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите в них корень, продолжите ряд однокоренных слов своими примерами. 4) Если вам понравилось стихотворение Н.Рубцова, выучите его наизусть. 3. Объяснительный диктант. РЯБИНА Красненькую ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкую,  А она – как хина.  То ли эта ягодка Просто недозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела? (И.Токмакова) Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева. (Толковый словарь  русского языка под ред. Д.Н. Ушакова) 1) Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова. 2) Какие звуки обозначает буква я в словах стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в  стихотворении, может обозначать буква я? Приведите пример. 4. Зрительный диктант. КОШКА Это ничья кошка, Имени нет у нее. У выбитого окошка Какое ей тут житье. Холодно ей и сыро. У кошки лапа болит,  А взять ее в квартиру  Соседка мне не велит. (И.Токмакова) 1) Спишите. Над буквами е, ё, я укажите звуки, которые эти буквы обозначают. Расскажите о  двойной роли букв е, ё, я, используя примеры из текста. 2) Какими буквами обозначается мягкость на письме? Приведите примеры из текста. 3) Подчеркните слова, в которых только глухие согласные звуки; только звонкие согласные звуки. 5. Объяснительный диктант. Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. (И.Бунин) 1) Запишите. Подчеркните разделительный ь в словах, графически объясните выбор знака. 2) Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в  этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное? 6. Выборочный диктант. КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ Что нужно сделать, братцы,  Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зеленый лес пойти, Большое дерево найти И вверх По крепким сучьям Подняться к белым тучам. А там На тучу встать ногой, Шагнуть на радугу – другой…... И вот Уже нас не достать,  И небеса все наши! Но, повторяю, Начинать Нам надо с манной каши. (Л.Кузьмин) 1) Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние  слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по­разному. 2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков  каждого слова. 3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам? 4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение  стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений. Спонсор публикации статьи – компания «Солярис» предлагает современные климатические комплексы, способные с помощью интеллектуальных систем создать и поддерживать идеальный микроклимат в помещении. Воздухоочистители работают и в качестве увлажнителя воздуха намного эффективнее традиционных аппаратов, очищают воздух от пыли, примесей, запахов, микроорганизмов. Очиститель/увлажнитель воздуха поможет создать в вашем доме действительно здоровую атмосферу. 7. Контрольный диктант. Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было мало, и стали сочинять специальные для излечения от укуса тарантула. Они так и назывались – «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый  народный итальянский танец тарантелла. (По Ю.Дмитриеву) (104 слова) 1) Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантеллы? 2) Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)

Материалы к уроку по русскому языку на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018