Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.05.2017
На уроке дети работают в роли исследователей в блокнотах-исследователя.Чтобы исследование было успешным, предлагаю составить план. В ваших блокнотах записан план, но нарушена последовательность. Ваша задача её восстановить В блокнотах исследователя вы найдете слова. Разделите их на группы…Зайчонок, листопад, домик, выход, лесник, дубок, садовод, заплыв, пригород, пылесос.
Конспект урока Способы образования слов.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Основные способы образования слов в русском языке».
(Слайд № 1)
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна, я руководитель
исследовательской лаборатории школы №3 г. Благовещенска «ТИР – талант,
интеллект, развитие». Сегодня я предлагаю нам стать коллегами в роли
исследователей.
Уважаемые коллеги, вы готовы к исследованию? Сегодня мы будем
работать в блокнотах исследователя, они перед вами. Откройте их и
запишите дату. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний
Чтобы наше исследование было успешным, предлагаю составить план. В
ваших блокнотах записан план, но нарушена последовательность. Ваша задача
её восстановить (с планом).
1.
2.
3.
Сбор информации, наблюдение за словами русского языка.
Открытие новой тайны слов.
Итог исследования.
Ваши варианты (спрашиваю 2 человека).
Молодцы! Итак, у нас получился план работы, которого мы будем
придерживаться во время исследования.
Коллеги, а что же мы будем исследовать? Ваши предположения… ( исходя
из урока русского языка).
+ Слово
Что такое слово?
Слово – одна из основных единиц русского языка, егото мы и будем
исследовать.
III. Постановка проблемы урока, построение проекта, исследования
В русском языке множество различных слов. А вы не задумывались, как
появляются новые слова?
Итак, работаем с первым пунктом плана. Начинаем сбор информации,
наблюдением за словами русского языка.
1. В блокнотах исследователя вы найдете слова. Разделите их на группы…
Зайчонок, листопад, домик, выход, лесник, дубок, садовод, заплыв,
пригород, пылесос.
Проверим… (Слайд 3)
Как вы распределяли слова?
Скажите от каких слов образовались данные слова?
Какие морфемы приняли участие в их образовании? Сделайте вывод….
Вывод: слова могут образовываться при помощи приставки, такой способ
называется приставочным; суффикса суффиксальный способ и сложение
основ с помощью соединительных гласных о ,е или без них способ сложение.
Определим тему нашего исследования? (записываем тему исследования)
(Слайд 4)
+ Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.
(Слайд 5)
Найдите ключевое слово темы.
+ да, вы правы, что такое СЛОВООБРАЗОВАНИЕ?
Какие цели поставим перед собой?
научиться определять способы образования слов; (Слайд)
уметь образовывать слова с помощью разных морфем;
Сравним наши выводы с мнением ученых Светланы Ивановны и Валентина
Витальевича Львовых (в учебниках) с. 4 (дети читают вслух).
Совпали ли наши мнения?
IV.Первичное закрепление
Коллеги, для чего нужно знать, как образуются новые слова?
+ чтобы лучше понимать их смысл, чтобы правильно их писать, правильно
употреблять слова в речи…
Итак, раскроем тайну рождения слов в русском языке. Обратите внимание,
мы перешли ко второму пункту плана работы.
1. Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный
способ, 2 – суффиксальный, 3 – сложение (один ученик работает у доски).
( Диктую слова)
Развесёлый (прист.), предгрозовой (приставоч.), зверолов (сложение),
подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), пчеловод
(сложение)
Проверка по образцу.
Ответ: 1, 1, 3, 1, 2, 2, 3 (Слайд)
Физминутка (слайд)
Продолжим исследование.
2. Подберите слова к схемам (по одному слову к каждой схеме):
корень ¬
корень (о) корень
корень (е) корень
Проверка по парам.
Вывод: слова могут образовываться при помощи приставки, такой способ
называется приставочным; суффикса суффиксальный способ и сложение
основ с помощью соединительных гласных о ,е или без них способ сложение.
Молодцы, коллегиисследователи!
Самостоятельная работа.
Перейдем к третьему пункту плана исследования.
Для того, чтобы подвести итог, каждый из вас, используя свои знания,
ответит на вопросы теста и узнает результат своей работы.
Я уверена, что у каждого из вас есть с собой электронное современное
устройство (гаджет). Прошу вас его достать и приготовить для работы.
Все готовы? Начинаем.
1. С помощью браузера, которым вы пользуетесь, в строке «Поиск» введите
название сайте Nearpod.com….
Оценивание своей работы.
Электронные устройства уже давно вошли в жизнь современного человека.
Трудно представить себя без гаджета, будь то планшетный компьютер или
смартфон, использование возможностей которого на уроках учителем и
учениками сложно переоценить. Это мы доказали сегодня в ходе
исследования.
Коллеги, хочется обратиться к словам писателя Максима Горького:
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё
обогащается с быстротой поражающей».
М. Горький
Как вы думаете, актуальны ли эти слова в наше время. Почему?
+ Нельзя не согласиться с данным высказыванием. При помощи русских слов
можно выразить все свои чувства, эмоции. Язык наш чрезвычайно богат. Всё
развивается вместе с наукой и техникой.
Домашнее задание
Наше исследование подходит к завершению.
В блокнотах исследователя предложено три варианта выполнения
домашнего задания. Выберите то, которое хотите выполнить.
1. § 37, упр. 402
2. Составить слова с различными способами образования
3. Творческое задание: сочинить небольшой рассказ о том, как образуются
слова
Рефлексия Оценку нашему исследованию вы можете выразить опять же с помощью
гаджетов. Сделайте Селфи с соседом по парте с теми эмоциями, которые у
вас сейчас преобладают. Перешлите мне фото на мой персональный сайт.
Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё больше новых тайн
русского языка.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему: «Основные способы образования слов в русском языке» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.