Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология +1
Взрослым
18.10.2017
1. Перед началом речи делай вдох и говори, равномерно выдыхая.
2. Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что будешь говорить, подготовь в уме фразу, которую скажешь.
3. Помни, что речь бывает плохой, если не продумано ее содержание.
4. Ударный гласный звук в каждом слове произноси громче и чуть длиннее остальных гласных.1. Перед началом речи делай вдох и говори, равномерно выдыхая.
2. Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что будешь говорить, подготовь в уме фразу, которую скажешь.
3. Помни, что речь бывает плохой, если не продумано ее содержание.
4. Ударный гласный звук в каждом слове произноси громче и чуть длиннее остальных гласных.
Приложение 10.doc
Приложение 10
Материалы методических рекомендаций
по диагностике, профилактике
и преодолению школьной дезадаптации
ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ.
1. Перед началом речи делай вдох и говори, равномерно выдыхая.
2. Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что будешь говорить,
подготовь в уме фразу, которую скажешь.
3. Помни, что речь бывает плохой, если не продумано ее содержание.
4. Ударный гласный звук в каждом слове произноси громче и чуть длиннее
остальных гласных.
5. Воспитывай умение последовательно излагать свою мысль; для этого
раздели фразу на небольшие отрезки из 2 – 3 – 4 слов по смыслу. После
каждого отрезка делай паузу (остановку). Это даст возможность говорить
без напряжения.
6. Смысловой отрезок между двумя паузами произноси на одном вдохе.
7. Четкость ударного гласного в слове и равномерность разделения фразы на
смысловые отрезки делают речь неторопливой, ритмичной и спокойной.
8. Говори выразительно, выдерживая грамматические и логические
ударения.
9. Неторопливая речь помогает регулировать обычно быстрые речевые
движения и воспитывает уверенность и умение владеть собой.
10. Во время речи смотри на того, с кем говоришь, – это помогает
преодолеть смущение и робость.
11. Планируй свой день. Выдели определенное время для самостоятельной
работы над речью дома. Выполнение режима благотворно действует на
самочувствие.
12. Не бойся возможных неудач. Помни, что трудности преодолеваются
постепенно и настойчиво.
13. Вводи правильные навыки в повседневную жизнь дома, на работе, в
учебе. 14.Чтобы был желаемый успех, необходима активная систематическая
работа над речью.
Приложение 10
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Если ваш ребенок начал заикаться, прежде всего, установите правильный
режим дня.
2. Необходимо сразу же ограничить речь ребенка.
3. Досуг заикающегося ребенка надо организовать так, чтобы он как можно
меньше занимался шумными и подвижными играми.
4. В течение всего дня разговаривать с детьми спокойно, не спеша.
5. В речевых играх, при заучивании стихотворений старайтесь добиться,
чтобы речь ребенка была спокойной, плавной, неторопливой, достаточно
выразительной.
6. Если ребенок говорит с задержками, то мягко, спокойно остановите его и
попросите повторить то же самое не спеша, спокойно.
7. Если ребенку трудно начать говорить, помогите ему, произнося
одновременно с ним начало фразы.
8. В обращении с ребенком будьте выдержаны, не потакайте капризам
ребенка, а требовательность не доводите до резкости.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности.
10. В случае заметного ухудшения речи обращайтесь за консультацией к
врачу и логопеду.
2 Приложение 10
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
I.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических
процессов и слухового восприятия:
1. Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес).
2. Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»
(переписал).
3. Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата). «набухл»
(набухли).
4. Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка»
(бабушка), «клюкиква» (клюква).
5. Грубое искажение звукослоговой структуры слова – «наотух» (на охоту), «хабаб»
(храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).
6. Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила),
«виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).
7. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера сложная шоферу надо
хорошо. Знать машину после школы. Я тоже, Буду шофером».
8. Замена одной буквы на другую вследствие смешения звуков, близких по
акустически и артикуляционно – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тёльпан»
(тюльпан).
9. Нарушение смягчения согласных – «васелки» (Васильки), «смали» (смяли), «кон»
(конь).
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико
грамматической стороны речи:
1. Аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими
стульями. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят).
2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –
«вкармане», «при летали», «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге).
3 3. Употребление слов несоответственно их значениям: На реке начался ледокол.
(вместо ледоход). У лося на голове две ветки. (рога)
4. Ошибки словообразования (особенно характерны для приставочных глаголов) Дети
поливают каток. (заливают) Маша шьёт узор на платье. (вышивает)
Приложение 10
Памятка для родителей
СИГНАЛ «НУЖНА ПОМОЩЬ»
Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Если вы
заметили их у своего ребёнка, и ошибки такого рода не единичны, обязательно обратитесь
специалисту:
Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
Зеркальное письмо: буквы в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую
сторону.
Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).
Замена букв по кинетическому сходству (бд – колодок вместо колобок; жх –
мужомор вместо мухомор; иу – клумат вместо климат; тп – пигр вместо
тигр, лм – лалина вместо малина).
Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).
Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин
вместо магазин).
Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).
Памятка для родителей
Как помочь ребёнку справиться со школьными нагрузками
Повышенная утомляемость, низкая работоспособность, рассеянное внимание, трудности
самоконтроля – признаки школьной дезадаптации, которые часто наблюдаются у детей с
ослабленным здоровьем и нарушениями речи. Эти проблемы значительно затрудняют
процесс обучения. Но справиться с ними можно, если придерживаться следующих
рекомендаций:
Соблюдайте режим дня. Отводите на сон столько времени, сколько ребёнку
необходимо для восстановления сил, но не меньше 9 часов.
Нельзя наказывать ребёнка лишением прогулки. Игры на свежем воздухе
необходимы как для физического, так и для умственного развития.
Очень полезно каждое утро растирать ребёнку шейную и затылочную зоны
жёстким полотенцем.
Приучите сына или дочь ежеутренне принимать контрастный душ.
4 Не прибегайте к авторитарным методам, чтобы искоренить в ребёнке
страх сделать ошибку.
Доброжелательная обстановка в семье, уважение к личности ребёнка, внимание к
его проблемам – основы вашего взаимопонимания и сотрудничества.
Очень полезен белый цвет, как в одежде и игрушках, так и в окружении
(снегопад, прогулки по зимнему лесу).
При утомлении заваривайте лавровый лист и ставьте его на письменный стол.
Важнейший регулятор физического и умственного развития – йод.
Проконсультируйтесь с врачом: возможно, вашему ребёнку необходимы витамины
йодсодержащие препараты.
5
Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Материалы методических рекомендаций по диагностике, профилактике и преодолению школьной дезадаптации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.