Время проведения:
28 декабря 2016г. в 10.-00 час.
Место проведения: кабинет №23
СЛАЙД 1.Тема педсовета: « Самообразование - основа успешной работы учителя»
Цель: Формирование системного подхода к самообразованию и самовоспитанию как необходимому условию успешности педагога и учащегося.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия самообразования и самовоспитания педагога и факторы, влияющие на процесс самообразования
2. Изучить способы и приёмы самообразования .
3. Определить эффективные формы и методы по самообразованию и самовоспитанию педагога и учащегося как факторы повышения качества образования
4. Разработать технологии:
-технологию управления самообразованием и самовоспитанием ученика;
-технологию самообразования и самовоспитания учителя.
-технология стимулирования процесса самообразования и самовоспитания учителя и учителя
Слайд 2.Предлагаю следующий план проведения педсовета.
1.Самообразование -необходимое условие развития личности и профессионального мастерства педагогов». Анкетирование педагогов.
Пешкова Л.Н..-ЗДУВР
2.Самообразование в интернете
Новак И.В.- учитель ИВТ
3.Самообразование учителя - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога (выступления педагогов по теме самообразования)
Бегина О.М.
Чиркова Н.А.
Лаптева Е.Н.
4. Подведение итогов, выработка и принятие решения.
(Слайд 3) Учитель – это не только профессия, это скорее – призвание.
Профессию педагога можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право врач ошибаться, когда осматривает своего больного пациента, в частности ребенка, и ставит диагноз? Не имеет такого права! Однако он может ошибиться, и причиной тому может стать в одном случае сложность и неопределенность болезни, в другом же - малоопытность врача, ограниченность его знаний и даже халатное отношение к делу. Неправильный диагноз повлечет за собой неправильный курс лечения и, стало быть, ухудшение здоровья ребенка. Такое сравнение профессии педагога с профессией врача помогло мне глубже осознать, как необходимо владеть педагогическим мастерством.
Современный учитель обязан быть творческой личностью. Усвоив педагогический опыт, совещенный в специальной литературе, педагогике, глубоко осознав идеи саморазвития, самовоспитания, самообразования, учитель будет добиваться значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Но каких бы успехов ни добился учитель, нельзя останавливаться и удовлетворяться достигнутым, ибо нет предела совершенству.
Прописная истина, заключающаяся в том, что человек учится с рождения до самой смерти, давно всем известна. Но не всегда этот процесс произвольный, осознанный, зависящий от желания индивида. Нередко обучение происходит либо в ходе подражания, либо в ходе приспособления человека к обстоятельствам и условиям жизни. А что же тогда самообразование?
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием.»
А. Дистервег.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию себя. Проблемам самовоспитания и самообразования во все века придавалось большое значение.
Народная мудрость гласит: «Век живи - век учись», значит, и воспитывай и образовывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непременно меняется, самосовершенствуется. Самовоспитание и самообразование является одной из самых важных проблем и требует сегодня своего решения.
СЛАЙД 4- КАКОЙ ЖЕ ОН,ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО???
вопреки распространенному в учительской среде мнению о том, что дети, прежде всего, обращают внимание на умение учителя преподавать свой предмет, наши исследования показали, что основой формирования отношения школьников к своим наставникам является эмоциональный компонент взаимодействия между ними. На втором месте находится оценка учителя как специалиста. И третье место занимает оценка того, насколько удачно складываются их реальные отношения. особое значение для учеников имеет доверие к учителю, удовольствие от работы, нежели умение педагога предсказывать его успехи по предмету или умение грамотно подготовить ученика к контрольной работе.
СЛАЙД 5-КТО МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО???
СЛАЙД 6. Самообразование учителя есть необходимое условие
профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет
предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других
нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой
предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих
научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в
современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно,
потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы,
углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к
самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического
ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и
самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
СЛАЙД 7-ФАКТОРЫ,ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ. Однако, как бы ни
были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс
реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это
отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.
Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как
самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
СЛАЙД 8-9-10 .
ПОБУЖДАЮЩИЕ МОТИВЫОпределим
составляющие этой потребности,
мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
•
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому
собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя
возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не
сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану
или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего.
Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В
эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь
отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень
часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу,
просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела
народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или
«плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной
комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные
награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного
усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врач, исцели себя сам!» Как
человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он
тогда преподавать?
ПЕРЕХОД К СОДОКЛАДЧИКАМ. Процесс профессионального самообразования и самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Анализ реального положения дел в самообразовании и самовоспитании учителей показывает, что здесь многое еще не освоено. Лишь часть учителей систематически и серьезно работают над собой. Большинство не находят для этого времени или считают постоянное самосовершенствование профессиональных умений необязательным, полагаясь на эпизодические курсы повышения квалификации, разовые семинары и т.д.
Установлено, что наибольшее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием и самообразованием. В учебном процессе педагоги должны увлекать учащихся своим примером, образом жизни, а не призывами, как надо жить. Мотив же к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг.
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. (Выступление НОВАК И,В,)
Слайд11-12.Источники самообразования.
В
чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает
знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти
источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная
и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие
личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако
они могут способствовать и тому и другому одновременно. (ВЫСТУПЛЕНИЕ БЕГИНОЙ О.М., ЧИРКОВОЙ
Н.А.)
СЛАЙД 13- ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
СЛАЙД 14-15- АНКЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
СЛАЙД 16Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя?
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым
будет определяться эффективность и качество ).
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы,
сценарии, исследования.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения.
• доклады, выступления.
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
• выработка методических рекомендаций .
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским
технологиям.
• создание комплектов педагогических разработок.
Заключение
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует
педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и
самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание
педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться,
экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в
процессе самообразования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.