Самообразование – основа успешной работы учителя
«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием.»
А. Дистервег
Какой же он – человек будущего ?
Личность с доминантой на самосовершенствование, постоянно занимающийся самообразованием, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.
Здоровый физически и психически, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании.
Образованный,
воспитанный,
интеллигентный человек,
в основе поступков которого
превалируют гуманистические идеи и ценности.
Компетентный, социально зрелый, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием.
Деловой, трудолюбивый,
самостоятельный,
конкурентоспособный.
Высоконравственный и духовно культурный,
живущий интересами ноосферного развития, участвующий в межнациональном общении.
Творческая личность, постоянно совершенствующая самоё себя.
Гражданин, патриот, семьянин, Человек Мира, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи предков, их веру.
Кто может воспитать человека будущего?
По рекомендациям ЮНЕСКО, современный выпускник должен иметь шесть основных ключевых компетентностей:
умение работать с числовой информацией;
коммуникативные умения;
владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;
открытость новому знанию, навыки саморазвития и самообразования;
умение сотрудничать, работать в команде;
умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Может ли учитель, сам не обладающий этими компетенциями, научить им детей?
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
недостаток времени
Факторы, препятствующие саморазвитию педагога:
разочарование в результатах имевшихся ранее неудач,враждебность окружающих
недостаточная поддержка со стороны администрации
собственная инерция
состояние здоровья, стеснённые обстоятельства
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.•
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. •
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию •
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. •
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». •Материальное стимулирование. • Интерес. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
интерес к работе;
возрастающая ответственность за результаты труда;
пример коллег;
новизна деятельности;
обучение на курсах;
пример и влияние администрации;
организация методической работы;
возможность получения признания в коллективе.
Факторы, стимулирующие саморазвитие педагога:
ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Телевидение• Газеты, журналы• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)• Интернет• Видео, аудио информация на различных носителях• Платные курсы• Семинары и конференции• Мастер-классы• Мероприятия по обмену опытом• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты• Курсы повышения квалификации• Путешествия
Формы самообразования:
-коллективные ( на курсах - индивидуальные
повышения квалификации, (самостоятельное
в МО, лекториях, на педсо- изучение методик,
ветах, методических сове- форм и приемов
щаниях и т.п.). обучения и др.).
Только в органическом сочетании коллективных и инди-
видуальных форм работы может быть найдено решение
проблемы систематического расширения кругозора и
повышения деловой квалификации каждого учителя.
« Самооценка деятельности педагогов
Достаточно ли хорошо знаете вопросы педагогики и психологии ?
Владеете ли методами и приёмами активизации уч-ся ?
Трудно ли излагать теорию и дидактику по предмету ?
Трудно ли анализировать учебный материал ?
Можете ли оценить свои удачи на уроке?
Удаётся ли увидеть недостатки на уроках коллег?
Да- 2 балла
Нет-1 балл
Затрудняюсь- 0 баллов
Какой вы педагог?
От 0 до 5 баллов: Слабый педагог. Необходимо овладеть методикой обучения и воспитания
От 6 до 9 баллов: Знающий педагог ,но у вас есть пробелы в работе. Анализируйте свои взаимоотношения
От 10 до 13 баллов. Грамотный, опытный педагог. Постоянно повышает свой профуровень
От14 до 18 баллов. Творческая личность
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя?
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ).• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.• разработка новых форм, методов и приемов обучения.• доклады, выступления.• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.• выработка методических рекомендаций . • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.• создание комплектов педагогических разработок.
Решение:1. Отметить положительный опыт всех учителей , предоставивших творческий отчёт .2. Вовлекать педагогов в постоянную деятельность по самообразованию через взаимопосещение уроков , педсоветов и другие формы учебно-воспитательной работы .3.Шире использовать систему повышения квалификации как одну из форм самообразования педагогических работников.4. Учителям активизировать работу по самообразованию, в мае 2016 года руководителям МО предоставить отчёт. 5. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках предметных недель, методических объединений, педсоветов, семинаров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.