Тема педсовета : «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
«Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Эльконин - Давыдов
Цель педсовета
осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций;
представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования;
ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.
Последствия перегрузки учащихся
большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений
большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями
более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения
в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки
в 4 раза – психоневрологических отклонений
в 3 раза – патология органов пищеварения
Нормативы Санпин
В первом классе – до 1 часа;
Во втором классе – до 1,5 часа;
В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом классе – до 3 часов;
В восьмом - одиннадцатом классах – до 4 часов.
Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по ИЗО, музыке, технологии и физкультуре.
Предмет | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Русский | 40 | ||||
Литература | 20 | 30 | 40 | ||
Математика | 40 | ||||
История, обществозн | 30 | ||||
Технология | 20 | ||||
Английский | 30 | 40 | |||
ОБЖ | 15 | 20 | |||
Физкультура | 10 | 15 | |||
ИЗО | 15 | ||||
Биология, география | 20 | 25 | 30 | ||
Физика, химия | 40 | ||||
Информатика | 20 |
Примерное время (в минутах) на выполнение домашнего задания
На выполнение д\з по каким предметам тебе приходится тратить больше времени?
5-6 классы | 7 - 8 классы | 9- 11 классы |
Литература (12) | Математика (50) | Литература (34) |
Математика (31) | История (29) | Физика (9) |
Русский язык (26) | Английский язык (12) | Английский язык (12) |
Английский язык (37) | Русский язык (36) | Математика (15) |
История (14) | Литература (14) | Русский язык (23) |
Какие уроки проходят интересно и познавательно для вас?
5-6 классы | 7 - 8 классы | 9- 11 классы |
Литература(28) | История (21) | Русский язык (12) |
Русский язык (34) | Физика (28) | Деловое общение (8) |
Математика (33) | Русский язык (17) | Обществознание (9) |
История (17) | Биология (16) | Таких нет (10) |
ОБЖ(15) | Литература (17) | Физика (6) |
География(9) | Технология (14) | Всё однообразно (1) |
Математика (7) | История (9) | |
Физкультура (10) | Физкультура (11) | |
Литература (6) |
Домашние задания по каким предметам ты делаешь с удовольствием?
5-6 классы | 7 - 8 классы | 9- 11 классы |
Математика (26) | Математика (9) | |
Литература (13) | Русский язык (18) | Таких предметов нет (19) |
Русский язык (27) | Таких нет (9) | Русский язык (12) |
ИЗО (12) | История (11) | Математика (10) |
География/природ.(15) | География (8) | Литература (6) |
История (10) | ОБЖ(6) | История (10) |
Физика (8) |
Привлекательные для вас формы домашних заданий.
5-6 классы | 7 - 8 классы | 9- 11 классы |
Иллюстрации, рисунки (26) | Нет таких (32) | Письменные (26) |
Устные (14) | Сообщение, доклад (23) |
|
Презентации(15) | Рисунок, кроссворд (18) | Никакие (10) |
Сочинить историю (11) | Маленький объем заданий (10) | Творческие (8) |
Наизусть (12) | Презентация (9) | Тесты (18) |
По каким причинам ты можешь не выполнить домашние задания?
5-6 классы | 7 - 8 классы | 9 - 11 классы |
Всегда выполняю (55) | Всегда выполняю (43) | Не хочу, лень (34) |
Если неважный предмет(1) | Сложное, не понял (22) | Не понял, трудно (22) |
Нет времени, | Не успеваю, много задают (21) | Нет времени (7) |
Не записал (6) | Тренировка/репетиция (5) | Устал, уснул (16) |
Сложное, не понял (8) | По болезни (8) | По болезни (3) |
Устаю (3) | Не записал (4) | Не записал (3) |
Болел(13) | Никто не сказал задание(1) | Был занят, были более важные дела (3) |
Виды домашней учебной работы
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Классификация творческих домашних заданий
По содержанию
1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Макет, модель
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
9. Исследование
10. Эссе
По виду деятельности.
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7 чел)
4. Групповая (10–15 чел)
5. Коллективная
Еще раз о домашнем задании.
Нельзя:
– завышать объем предлагаемой домашней работы;
– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогов развития их самостоятельности);
– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию,
- допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);
– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;
– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».
Иммануил Кант
Решение педсовета
1. Принять к исполнению рекомендации для педагогов с учетом санитарных норм. Учителям – предметникам продолжить работу над мотивацией учащихся по отношению к домашней работе.
2. Рекомендации для родителей и детей по повышению эффективности домашнего задания довести до сведения через родительские собрания и классные часы.
3. Материалы педсовета и рекомендации по теме «Все о домашнем задании» разместить на школьном сайте.
4. Администрации школы при осуществлении контроля тщательно анализировать объем и содержание домашних заданий через проверку классных журналов и посещение уроков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.