Современные подходы к работе с одарёнными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий.
Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка.
Но существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, называют «одарёнными», их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.
Что же можно подразумевать под одарённостью? СЛАЙД 6
До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. . Но возникает вопрос: если каждый ребенок одарен от природы, то почему большинство детей в наших школах неспособны к обучению?. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное развитие .Поэтому одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей.
СЛАЙД С КАЧЕСТВАМИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Существует такой распространенный стереотип, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности - это вопрос спорный.
Предлагаю провести опыт, который до нас провел знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. Вам предложен список личностных качеств, которые мы встречаем у своих воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий во время занятия с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Каких "+” у Вас больше? Если
чётных "+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить,
выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя
встречаются редко!
* Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Надеюсь, для многих из вас ,коллеги, не будет потрясением то, что именно «четные» качества чаще всего характеризуют одаренных детей, одаренных особым образом - творчески. Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился).
v СЛАЙД С ПРОБЛЕМАМИ 9-10
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Одарённые дети отличаются друг от друга степенью одарённости.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Но, если проанализировать традиционные программы и учебники, то трудно не заметить, что упор в них делается на типовые задания и способы их решения, обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается:
если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%,
то к 14 годам 30-40%,
а к 17 – 15-20%.
Вот почему школа должна создавать развивающую творческую, образовательную среду, где раскрываются природные возможностей каждого ребенка и особенно «одарённого». Начинать надо в начальных классах. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми
v 2 СЛАЙДа С КАЧЕСТВАМИ УЧИТЕЛЯ
Работа с одарёнными детьми требует от педагога высокого уровня квалификации, влюблённости в собственное дело, постоянного чувства ответственности, последовательности и систематичности действий, готовности взять на себя любую нагрузку и высокой степени психологической устойчивости. Но нужно всегда помнить, что от самих одарённых детей требуются те же качества, только в ещё большей степени.
Наиболее эффективным средством выявления, развития способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Бесспорным является тот факт, что школьные предметные олимпиады являются первым звеном в отборе лучших школьников и организации их дальнейшей профильной подготовки.
ОЛИМПИАДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
v СЛАЙД С КОНКУРСАМИ. В настоящее время ученики начальных классов нашей школы принимают участие в предметных дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня ( игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», в дистанционных интеллектуальных конкурсах-играх на образовательных порталах «Снейл», «МИНОБР.ОРГ»., «Мультитест», «Продлёнка», «Олимпус,» ,» «Альбус» и др.
Уровень многих заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время много. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум областного уровня??? Многие школьники любят принимать участие в олимпиадах. Их проводят каждый год по разным предметам. Что же такого хорошего дают эти олимпиады своим участникам? На самом деле, они очень полезны и имеют множество положительных сторон
Ø Отбор учащихся - важнейший момент. Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур. Изучив ряд проблем, мы поняли – это в корне неправильно.
v РАЗОБРАТЬ ТАБЛИЦУ УЧАСТИЯ В ШКОЛЬНОМ ТУРЕ ОЛИМПИАД
Ребят необходимо отбирать для последовательной подготовки как минимум в 6 классе, чтобы у них был хотя бы год. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд, три: личная заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий - это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог. Есть масса методик на выявление объёмов памяти, уровня внимания, интеллекта, обученности, сформированности учебных навыков, креативности и т. д.
Следующее условие - полное прохождение программного материала. Когда учитель, отобрав детей, даёт им список источников, или сразу книжки, которые надо почитать, а потом только объясняет непонятные ребёнку моменты, результат сомнителен. Необходимы занятия, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.
Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам. Но источники сами по себе, не есть гарантия успеха. Главное - объём знаний, а не то, из каких книг эти знания взялись.
Нельзя не придавать значение организации самостоятельной работы учащихся. Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах- ЭЛЕКТИВЫ. При этом педагогу приходиться параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся.
Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходит к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать, сослаться на литературные источники и так далее.
К СЛАЙДУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ТУРЕ,где наше место 16-е!!!!!!!!!
Результаты олимпиад свидетельствуют о среднем уровне подготовленности школьников по всем учебным дисциплинам. При этом следует отметить, что в отличие от предыдущего учебного года мало кто из участников не смог набрать максимально возможный балл при ответе на олимпиадные задания, чтобы стать участником муниципального этапа.
Проанализировав итоги участия наших школьников в муниципальном туре Всероссийской предметной олимпиады, необходимо отметить ряд объективных причин нашей неудачи:
1)слабая подготовка участников олимпиад, несерьёзное отношение к этому мероприятию педагогов.
2) у нас нет возможности выставлять участников муниципального тура по многим предметам, по причине того, что эти предметы не входят в образовательный план школы,
3)одна из причин - в несоответствии утвержденного «Положения об ..олимпиадах школьников Воронежской области» и представленной в заданиях действительности. Задания должны быть составлены на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного, общего и среднего (полного) общего образования». На самом же деле Задания по русскому языку муниципального тура, где часть была взята из практики древнерусского языка, что в школьной программе практически не изучается.
Конечно, можно искать причины для объяснения неудач, найти несоответствия в заданиях, но мы, проанализировав свои ошибки, продолжаем работать, и искать свой путь к «звездам».
ЗАВЕРШЕНИЕ И ПЕРЕХОД К ВЫСТУПАЮЩИМ
А в завершении выступления хочется сказать: наряду с неудачами участия в муниципальном туре Всероссийской предметной олимпиады у нашего коллектива много достойных побед. (СЛАЙД С КОНКУРСАМИ)Это Дипломы Всероссийских и международных конкурсов ,где участвуют не один год и где каждый участник был отмечен дипломами. Интернет – конференции, интернет – олимпиады, межмуниципальные олимпиады, региональные конференции и межпредметные олимпиады – наши дети достойно представляют своих педагогов и защищают честь своей школы. Учитывая ученический контингент нашей школы – это немало, но, конечно же, есть к чему стремиться.
А еще хочется попросить, чтобы председатели муниципальных предметных комиссий, при написании итоговой справки отмечали рейтинг учащихся по району. Ведь учитель и ребенок должны видеть результат своего труда, должны радоваться даже малым достижениям. Важно, чтобы сам педагог, приступающий к работе с одаренными детьми, мыслил и действовал системно, учился вместе со своими учениками, постоянно повышая свой профессиональный уровень.
В ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
В школе были проведены заседания ШМО, совещание при директоре, заседание методического совета школы, где были разработаны рекомендации по усилению деятельности:
1. руководителям ШМО:
1) проанализировать задания и результаты школьного и районного туров олимпиад с целью выявления уровня требований, предъявляемых на подобных соревнованиях, а также выявления причин положительных и отрицательных результатов по отдельным предметам;
2) провести предметные семинары, на которых особое внимание уделить системе работы со способными учащимися тех педагогов, показатели которых по данному предмету по итогам олимпиад наивысшие.
2. Заместителю директора, курирующего проведение предметных олимпиад, руководителям ШМО, педагогам-предметникам учитывать необходимость дополнительной подготовки к олимпиадам с одаренными детьми.
3. Продолжить работу педагогов по подготовке к предметным олимпиадам, учитывая итоги школьного и муниципального туров олимпиады.
4. Учителям начальных классов ежегодно проводить пропедевтические предметные олимпиады, используя надпредметный уровень заданий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.