Сжатое изложение в 9 классе - один из самых трудных видов работы в системе подготовки к ОГЭ. Изучив приемы компрессии, целесообразно отработать их на текстах. В предлагаемых материалах наглядно показывается отбор материала , цветом выделяется главная информация (без которой нельзя обойтись) и второстепенная.
Сжатое изложение.
Текст №7
Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось
гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с
другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если
потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то
не все равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на
подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?
Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды,
восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота
окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно
началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора.
Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную
тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной
характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга,
ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого
прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного
рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа
Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...
Работа над компрессией текста
Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось
гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с
другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если
потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то
не все равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на
подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?
Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды,
восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота
окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно
началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора.
Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную
тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной
характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга,
ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого
прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемногорисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа
Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...
(По В.Солоухину)