1.Познакомить детей с произведениями прикладного искусства – на примере игрушки - деревянной Матрешки;
2.Учить детей рассматривать народную игрушку – Мат-решку, отвечать на вопросы педагога, расширять словар-ный запас;
3.Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмо-циональный отклик на отдельные свойства и качества де-ревянной игрушки – Матрешки.
ПРОЕКТ Матрёшка - народная игрушка.doc
МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г. Брянска
Педагогический проект
«Матрешка - народная игрушка»
младшая группа
Подготовила воспитатель:
Клещевникова О. В.
2017 г. Паспорт проекта
Структура
Содержание
Тема
«Матрёшка – народная игрушка»
Участники
проекта
Возраст
воспитанников
Особенности
проекта
Воспитатель группы: Клещевникова О. В.
воспитанники младшей группы «Цыплята»; родители
воспитанников группы «Цыплята»
младшая группа 3 4 года
Тип проекта: познавательноигровой
Вид: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Проект по количеству детей: групповой
Цель проекта
Познакомить детей с народной игрушкой – деревянной
Матрёшкой.
Задачи проекта
Задачи направленные на детей:
1.Познакомить детей с произведениями прикладного
искусства – на примере игрушки деревянной Матрешки;
2.Учить детей рассматривать народную игрушку –
Матрешку, отвечать на вопросы педагога, расширять
словарный запас;
3.Воспитывать у детей интерес, любознательность,
эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества
деревянной игрушки – Матрешки.
Задачи направленные на родителей:
1. Вызвать интерес к народной игрушке; 2. Активизировать творческий потенциал родителей,
привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству
участников проекта;
3. Приобщить к истокам русской народной культуры.
1. Заинтересованность детей и родителей темой русской
народной игрушки.
2. Формирование у детей представлений о русской народной
игрушке МАТРЁШКЕ.
3. Проявление познавательной активности у детей, развитие
мелкой моторики.
4. Совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.
5. Улучшение работы по взаимодействию с родителями,
активизация позиции родителей как участников
педагогического процесса детского сада.
Предполагаемые
результаты и
продукты
проекта
Этапы работы
над проектом
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Заключительный
Пояснительная записка
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с
человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и
занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому,
мастераигрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию,
выдумку и изобретательность.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне
развитого человека. Народная игрушка самобытна,
интересна.
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с
творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка одна
из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась
вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные
особенности и своеобразие. Актуальность
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой
– это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной
культуры. Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень
полезная игрушка.
С
помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные
величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это
способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка
правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Имеет большую практическую пользу.
Но в наши дни Матрёшка превращается в сувенирную продукцию, не
предназначенную для ребенка и не требующую педагогического
сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный
потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители
недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Схема реализации проекта
1.Подготовительны
й этап
Работа педагога: Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности и
значимости проекта;
Подбор наглядно – дидактического,
литературного, иллюстративного материала;
Разработка конспектов занятий;
музыкального репертуара;
Подбор методической литературы и
Подготовка и оформление консультации для родителей.
2.Практический
этап
№ Образовательная
область
Содержание
1.
2.
«Познавательное
развитие»
«Речевое
развитие»
1.НОД по ознакомление с окружающим миром
«Знакомства с русской народной игрушкой
Матрёшкой».
2.Отгадывание загадок о Матрёшках».
3. Дидактические игры «Расположи Матрёшек по
росту», «Найди половинку», «Разложи Матрёшек по
величие», «Собери Матрёшку»
1.Разучивание стихотворений и потешек о
Матрёшке.
2.Чтение художественной литературы:
Ю. Володина «Матрешка», «Цветастое платье –
румяные щечки»;
Е. Крысин «В одной кукле – кукол много»,
Р. Карапетян «Как в большой большой матрешке»,
Л. Громова «Подарили Маше, Матрешку нету
краше»,
А. Кулешова «Кукла славная Матрёшка». 3.
«Художественно
4.
5.
6.
эстетическое
развитие»
«Физическое
развитие»
Работа с
родителями
Обогащение
предметно –
развивающей среды
группы
1.Рисование «Нарядная Матрёшка».
2.Коллективная аппликация «Украсим Матрёшкам
сарафан».
1.Подвижные игры: «Бегите к Матрёшке!», «Шли
Матрёшки по дорожке».
2. Пальчиковая гимнастика «Мы весёлые
Матрёшки».
1.Беседа с родителями о необходимости их
участия в проекте, о серьезном отношении к
образовательному процессу.
2.Консультация для родителей «Русская
народная игрушка Матрёшка в жизни ребёнка».
3.Изготовление родителями совместно с детьми
«Семейной Матрёшки»
1.Подбор
иллюстраций.
2.Создание картотеки дидактических и
подвижных игр и Матрёшкой.
3.Оформление мини – музея «Такие разные
Матрёшки».
художественной
литературы,
3. Заключительный этап:
Презентация проекта. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство с русской народной игрушкойМатрёшкой»
Цель. Дать представления детям о русской народной игрушке матрёшке.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Формировать интерес и любовь к народному творчеству;
4. Создавать эмоционально положительный настрой.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она.
Предлагаю открыть её и посмотреть, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)
г.Брянск, д/с «Жаворонок», младшая группа «Цыплята». Это наш адрес?
Почтальон не ошибся? Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку, достает конверт и читает.). Жители страны игрушек прислали своих
друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Цыплята», но чтобы они
появились из коробки надо отгадать загадку.
Отгадаем? Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).
Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).
Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в
коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.
(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).
А где же они, как же они спрятались, кто знает как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 23 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая
старшая, почему? А кто самая младшая, почему?
А я про матрешек одну интересную историю знаю, вот послушайте.
Давнымдавно в одном царстве государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер
с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для
детей необычную игрушку куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы
сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками
разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная.
И он долгодолго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским
именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее
звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки,
разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась
русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной,
потому что она сделана добрыми руками русский людей. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с матрёшками.
(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в
это время звучит народная мелодия)
Я к вам собиралась,
Долгодолго наряжалась.
Поиграть хочу немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную
мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется два раза.
Воспитатель: Матрешки хотят с вами еще поиграть. Они очень любят
играть в прятки. Кто знает, как с матрешкой можно поиграть в прятки.
(Вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как прячутся матрешки одна в
другую. А потом устроить соревнование, кто быстрее спрячет матрешек – 2
набора матрешек из 34 штук. Игру повторить 23 раза.)
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы
сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь
понравилось и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу. Загадки о Матрёшке
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки? ***
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
***
В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)
***
Разноцветные подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
(Матрешки)
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая, А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
(Матрешка)
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их ктото разбросает?!
(Матрешки)
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
***
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — …
(Матрешки)
***
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
(Матрешка)
*** В одной кукле – кукол много,
Так живут они — друг в дружке,
Их размер рассчитан строго —
Деревянные подружки.
(Матрешки)
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
***
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
***
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для младшей темница.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые…
(Матрешки) Дидактические игры
Цель:
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ» @ учить находить по просьбе взрослого идентичные, но
различные по величине предметы;
@ совершенствовать моторику пальцев, координировать
движение рук;
@ научить совмещать детали игрушки по рисунку.
Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки)
Игровые действия:
Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.
Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.
Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая
разговаривает самым тоненьким голоском).
Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.
Дидактическая игра
«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»
Дидактические задачи:
@ закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки
по величине;
@ воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Дидактическая игра
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Дидактические задачи:
@ закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,
@ закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять
элементы украшения;
@ воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто
больше собрал матрешек.
Дидактическая игра
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Цель: учить действовать тетей со сборноразборными игрушками трех размеров – большой,
поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их
величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении
«большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет. Материал: три разборные матрешки (высотой 1012, 79, 46 см).
Разница в величине должна составлять 34 см.
Ах, матрешечкиматрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н.Горчакова)
Дидактическая игра
«БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ»
Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек
(больше меньше, одинаковые), воспитывать внимание.
Вот матрешкамама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешкамама, загляденье просто! (С. Резщикова) Потешки про Матрёшку
***
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
***
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем
Сами в гости к Вам придем.
***
Весь народ глядит в окошко
Танцевать пошли матрешки,
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
***
Шли подружки по дорожке,
Было их немножко:
Две Матрены, три матрешки
И одна матрешечка.
***
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко:
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?» Стихи про Матрёшку
***
Эх, матрешечка матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
***
Как в большойбольшой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней — еще немножко,
Ну а в ней — матрешкакрошка,
Ну а в крошке — никого.
Их четыре же всего.
(Р. Карапетьян)
***
Ах, матрешечкаматрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики! ***
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
Ю. Володина «Матрешка»
Давайка с тобой поиграем немножко:
В матрёшке большой есть поменьше матрёшка.
Цветастое платье, румяные щёчки!
Её открываем в ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют, матрёшки смеются
И радостно просят тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают прямо в ладошки
Какие веселые эти матрёшки!
Е. Крысин «В одной кукле – кукол много»
В одной кукле – кукол много,
Так живут они друг в дружке,
Их размер рассчитан строго
Деревянные подружки.
Карапетьян «Как в большойбольшой матрешке»
Как в большойбольшой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней еще немножко,
Ну а в ней матрешкакрошка,
Ну а в крошке никого.
Их четыре же всего.
Л. Громова «Подарили Маше, Матрешку нету краше»
Подарили Маше
Матрешку – нету краше! Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
А. Кулешова «Кукла славная Матрёшка»
Кукла славная матрешка,
Гдеже ручки,
Гдеже ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка мама,
Вот матрешки дочки,
Ротик будто ягодки,
Глазки будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
"Матрёшка - народная игрушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.