"Матрёшка - народная игрушка"
Оценка 5

"Матрёшка - народная игрушка"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
Детсад
17.09.2018
"Матрёшка - народная игрушка"
1.Познакомить детей с произведениями прикладного искусства – на примере игрушки - деревянной Матрешки; 2.Учить детей рассматривать народную игрушку – Мат-решку, отвечать на вопросы педагога, расширять словар-ный запас; 3.Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмо-циональный отклик на отдельные свойства и качества де-ревянной игрушки – Матрешки.
ПРОЕКТ Матрёшка - народная игрушка.doc
МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г. Брянска Педагогический проект «Матрешка - народная игрушка» младшая группа Подготовила воспитатель: Клещевникова О. В. 2017 г. Паспорт проекта Структура Содержание Тема «Матрёшка – народная игрушка» Участники  проекта Возраст  воспитанников Особенности  проекта Воспитатель группы: Клещевникова О. В. воспитанники младшей группы «Цыплята»; родители  воспитанников группы «Цыплята»  младшая группа  3 ­ 4 года Тип проекта:  познавательно­игровой Вид: творческий Продолжительность проекта: краткосрочный Проект по количеству детей: групповой Цель проекта Познакомить детей с народной игрушкой – деревянной  Матрёшкой. Задачи проекта Задачи направленные на детей: 1.Познакомить детей с произведениями    прикладного  искусства –  на примере игрушки ­ деревянной Матрешки; 2.Учить детей рассматривать народную игрушку –  Матрешку, отвечать на вопросы педагога, расширять  словарный запас; 3.Воспитывать у детей интерес, любознательность,  эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества  деревянной игрушки – Матрешки. Задачи направленные на родителей: 1.  Вызвать интерес к народной игрушке; 2. Активизировать творческий  потенциал родителей,  привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству  участников проекта; 3. Приобщить к истокам русской народной культуры. 1.   Заинтересованность   детей   и   родителей   темой   русской народной игрушки. 2. Формирование у детей представлений о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ. 3. Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики. 4. Совместные игры детей и родителей дома с матрешкой. 5. Улучшение   работы   по   взаимодействию   с   родителями, активизация   позиции   родителей   как   участников педагогического процесса детского сада. Предполагаемые результаты и  продукты  проекта Этапы работы  над проектом I этап – Подготовительный  II этап – Практический  III этап – Заключительный  Пояснительная записка Игрушка –   это   часть   культуры народа.   Она   возникла   давно   вместе   с человеческим   обществом.   Люди   всегда   заботились   о   красоте   и занимательности игрушек,   предназначенных   для   игры   ребенка.   Поэтому, мастера­игрушечники   вкладывают   в   образ   игрушки   всю   свою   фантазию, выдумку и изобретательность.  Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого   человека. Народная   игрушка   самобытна,   интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка ­ одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе   со   всей народной   культурой,   впитывая   в   себя   ее   национальные особенности и своеобразие. Актуальность Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой –   это   одна   из   частей   приобщения   детей   к   истокам   русской   народной культуры. Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка.   С помощью матрешки взрослые   могут   научить   малыша   выделять   разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует   установлению   координации   рук   и   глаз,   развивает   у   ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.   Имеет   большую   практическую   пользу. Но в наши дни Матрёшка превращается в сувенирную продукцию, не  предназначенную для ребенка и не требующую педагогического  сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный  потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители  недооценивают развивающую роль народной игрушки. Схема реализации проекта 1.Подготовительны й  этап Работа педагога: ­ Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; ­   Подбор   наглядно   –   дидактического, литературного,          иллюстративного материала;   ­ Разработка конспектов занятий; ­ музыкального репертуара;   Подбор   методической   литературы   и ­ Подготовка и оформление консультации для родителей. 2.Практический   этап № Образовательная область Содержание 1. 2.  «Познавательное развитие» «Речевое развитие» 1.НОД по ознакомление с окружающим миром  «Знакомства с русской народной игрушкой­ Матрёшкой». 2.Отгадывание загадок о  Матрёшках». 3. Дидактические игры «Расположи  Матрёшек по  росту», «Найди половинку», «Разложи Матрёшек по  величие», «Собери Матрёшку» 1.Разучивание стихотворений и потешек о  Матрёшке. 2.Чтение художественной литературы: Ю. Володина «Матрешка»,  «Цветастое платье –  румяные щечки»; Е. Крысин «В одной кукле – кукол много»,  Р. Карапетян «Как в большой ­ большой матрешке»,  Л. Громова «Подарили Маше, Матрешку нету  краше»,  А. Кулешова «Кукла славная Матрёшка». 3.  «Художественно­ 4. 5. 6. эстетическое развитие»  «Физическое развитие» Работа с родителями Обогащение предметно – развивающей среды группы 1.Рисование «Нарядная Матрёшка». 2.Коллективная аппликация   «Украсим Матрёшкам сарафан».       1.Подвижные игры: «Бегите к Матрёшке!», «Шли  Матрёшки по дорожке». 2. Пальчиковая гимнастика «Мы весёлые  Матрёшки». 1.Беседа   с   родителями   о   необходимости   их участия   в   проекте,   о   серьезном   отношении   к образовательному процессу. 2.Консультация для родителей «Русская  народная игрушка Матрёшка в жизни ребёнка». 3.Изготовление родителями совместно с детьми  «Семейной Матрёшки»  1.Подбор   иллюстраций. 2.Создание   картотеки   дидактических   и подвижных игр и Матрёшкой. 3.Оформление   мини   –   музея   «Такие   разные Матрёшки». художественной   литературы, 3. Заключительный этап:  Презентация проекта. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром  «Знакомство с русской народной игрушкой­Матрёшкой» Цель. Дать представления детям о русской народной игрушке ­ матрёшке. Задачи: 1. Познакомить   детей   с   русской   народной   игрушкой   –   матрешкой. формировать понятие, из чего она сделана, как украшена. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Формировать интерес и любовь к народному творчеству; 4. Создавать эмоционально положительный настрой. Организационный момент Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Предлагаю открыть её и посмотреть, что в ней. Откроем?  (Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)  г.Брянск,   д/с   «Жаворонок»,   младшая   группа   «Цыплята».   Это   наш   адрес? Почтальон не ошибся? Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку, достает   конверт   и   читает.).  Жители   страны   игрушек   прислали   своих друзей   посмотреть,   как   живут   ребята   в   группе   «Цыплята»,   но   чтобы   они появились из коробки надо отгадать загадку.  Отгадаем? Слушайте внимательно. Первая сестра — большая, В ней прячется сестра вторая, Откроешь, третью ты найдешь, И так до маленькой дойдешь. В самой серединке — крошка, Игрушку ту зовут… (матрешка).   Молодцы. Сейчас посмотрим,  правильно ли вы отгадали.  (Воспитатель достает матрешку). Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.  (Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой). А где же они, как же они спрятались, кто знает как открыть эту куколку?  (Воспитатель подзывает 2­3 детей открыть матрешек.) Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая старшая, почему? А кто самая младшая, почему?  А я про матрешек одну интересную историю знаю, вот послушайте. Давным­давно   в   одном   царстве   ­   государстве   жил   да   был   один   мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку ­ куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго­долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка ­ матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с матрёшками. (Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия) Я к вам собиралась, Долго­долго наряжалась. Поиграть хочу немножко! У кого в руках матрешка, Тот попляшет с ней немножко.  Двое  детей,  взяв  матрешек, выходят  в  круг  и  под  русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется два раза. Воспитатель:  ­   Матрешки   хотят   с   вами   еще   поиграть.   Они   очень   любят играть   в   прятки.   Кто   знает,   как   с   матрешкой   можно   поиграть   в   прятки. (Вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как прячутся матрешки одна в другую. А потом устроить соревнование, кто быстрее спрячет матрешек – 2 набора матрешек из 3­4 штук. Игру повторить 2­3 раза.)  Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Вам   понравилось   играть   с   матрешками?   А   разукрашивать   матрешек   вам понравилось? Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться  в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть. Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу. Загадки о Матрёшке Схожи личиком сестрички, Как две капельки водички. Но сидят они друг в дружке. Что за милые игрушки? *** В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там — крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. (Матрешка) *** В разнаряженной девице Перепрятались сестрицы. (Матрешка) *** Разноцветные подружки Перепрятались друг в дружке. Мал, мала, меньше. (Матрешка) *** Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — … (Матрешки) *** Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью — во второй найдёшь. Их друг за дружкой разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех — малютка, крошка. Всё вместе — сувенир … (Матрешка) *** Детки тихо в ней сидят, Показаться не хотят. Вдруг их мама потеряет, Вдруг их кто­то разбросает?! (Матрешки) *** Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки. Что за куколки? (Матрешки) *** Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются — … (Матрешки) *** Цветастые платья, Румяные щёчки! Её открываем – В ней прячутся дочки. (Матрешка) *** В одной кукле – кукол много, Так живут они —  друг в дружке, Их размер рассчитан строго — Деревянные подружки. (Матрешки) *** Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) ***  Я с таинственной игрушкой Заигралась допоздна, Разбираю, собираю, То их восемь, то одна. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) *** В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица Для младшей темница. Красные щёчки, Пёстрые платочки, Хлопают в ладошки Весёлые… (Матрешки) Дидактические игры Цель: «ИГРА С МАТРЕШКОЙ» @ учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; @ совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук; @ научить совмещать детали игрушки по рисунку. Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки) Игровые действия:  Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.   Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.  Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая  разговаривает самым тоненьким голоском).  Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д. Дидактическая игра «НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ» Дидактические задачи:  @ закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; @ воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине. Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.  Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ» Дидактические задачи: @ закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,  @ закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять  элементы украшения; @ воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей. Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто  больше собрал матрешек. Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ» Цель: учить действовать тетей со сборно­разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше,   маленькой;   учить   составлять   предметы   из   двух   частей,   ориентируясь   на   их величину и положение в пространстве; Развивать   моторику   пальцев,   глазомер;   учить   подбирать   предметы   в   соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет. Материал: три разборные матрешки (высотой 10­12, 7­9, 4­6 см). Разница в величине должна составлять 3­4 см. Ах, матрешечки­матрешки, Хороши – не рассказать! Очень любят с вами дети В нашей группе поиграть. Щечки яркие, платочки, По подолу цветки. Весело кружатся в танце Яркие букетики. (Н.Горчакова) Дидактическая игра «БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ» Дидактическая задача:   упражнять   детей   в   различении,   сравнении   величины   матрешек (больше ­ меньше, одинаковые), воспитывать внимание. Вот матрешка­мама, дочка где, не знаю. Прячется малютка, вот она какая! Появилась дочка маленького роста С ней матрешка­мама, загляденье просто! (С. Резщикова) Потешки про Матрёшку ***  Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки, Ложки деревянные, Матрешечки румяные. *** Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем Сами в гости к Вам придем.   ***  Весь народ глядит в окошко Танцевать пошли матрешки, Восемь водят хоровод, А девятая поет.   ***  Шли подружки по дорожке, Было их немножко: Две Матрены, три матрешки И одна матрешечка.   ***  Шла по ягоду Матрешка, Позабыла взять лукошко: «И куда ж такую сласть Мне теперь, подружки, класть?» Стихи про Матрёшку *** Эх, матрешечка ­ матрешка, Красота, на загляденье. Только стоит разобрать, Красоты уже штук пять. *** Как в большой­большой матрешке, Есть поменьше, на немножко, Ну а в ней — еще немножко, Ну а в ней — матрешка­крошка, Ну а в крошке — никого. Их четыре же всего. (Р. Карапетьян) *** Ах, матрешечка­матрешка. Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки В нашем садике играть. Щечки яркие, платочек, По подолу цветики. Весело кружатся в танце Яркие букетики! *** У меня матрешка есть, Новая игрушка, В жёлтом сарафанчике Славная толстушка. Ю. Володина «Матрешка» Давай­ка с тобой поиграем немножко: В матрёшке большой есть поменьше матрёшка. Цветастое платье, румяные щёчки! Её открываем ­ в ней прячется дочка. Матрёшки танцуют, матрёшки смеются И радостно просят тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают прямо в ладошки ­  Какие веселые эти матрёшки! Е. Крысин «В одной кукле – кукол много» В одной кукле – кукол много, Так живут они ­  друг в дружке, Их размер рассчитан строго ­ Деревянные подружки. Карапетьян «Как в большой­большой матрешке» Как в большой­большой матрешке, Есть поменьше, на немножко, Ну а в ней ­ еще немножко, Ну а в ней ­ матрешка­крошка, Ну а в крошке ­ никого. Их четыре же всего. Л. Громова «Подарили Маше, Матрешку нету краше» Подарили Маше Матрешку – нету краше! Вся такая ладная: Яркая, нарядная! Интересно с ней играть, Можно даже открывать. Приоткрой ее немножко, Там внутри ­ ещё матрешка! Только чуть поменьше ростом, В остальном ­ двойняшки просто! Стали третью мы искать,  Оказалось целых  пять! Пять матрешек – все в одной Могут спрятаться порой. А. Кулешова «Кукла славная Матрёшка» Кукла славная ­ матрешка, Где­же ручки,  Где­же ножки? Ах, какие щечки, Красные, румяные, На фартучке цветочки  И на сарафане. Вот матрешка ­ мама, Вот матрешки ­ дочки, Ротик ­ будто ягодки, Глазки ­ будто точки! Мама песенку поет,  Дочки водят хоровод, маме хочется в покой, Прячутся одна в другой!

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"

"Матрёшка - народная игрушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018