МБДОУ "Д\с №7 "Умка" Конспект НОД на тему "Родной язык" подготовительная группа
Оценка 5

МБДОУ "Д\с №7 "Умка" Конспект НОД на тему "Родной язык" подготовительная группа

Оценка 5
doc
07.11.2024
МБДОУ "Д\с №7 "Умка" Конспект НОД на тему "Родной язык" подготовительная группа
Хасановва Е.В. конкурс о родном языке.doc

Цель: Формировать уважительное отношение к русскому языку.

 

Образовательные задачи:

1.     Познакомить дошкольников с новым фразеологизмом: «За тридевять земель», с его значением.  

2.     Познакомить детей с происхождением слова «Урал», используя легенду.

3.     Обогащать речь обучающихся за счёт синонимов, многозначных и сложных слов, продолжать учить объяснять  их смысл.

 

Развивающие задачи:

1.     Продолжать развивать речь детей: умение правильно строить предложения, излагать свои мысли последовательно.

2.     Развивать смысловую сторону речи через знакомство с синонимами, многозначными  и сложными  словами.

3.     Продолжать развивать мышление, внимание, память воспитанников.

4.     Продолжать развивать общую моторику и мелкую моторику рук.

5.     Продолжать развивать у дошкольников интегративные качества: активность, любознательность, самостоятельность.

 

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать желание помочь.

2.     Воспитывать любовь к своей стране, русскому языку.

3.     Воспитывать умение договариваться в процессе выполнения работы.

 

Словарная работа: Урал, Уральские горы, «Седой Урал», «Урал-батюшка», «за тридевять земель», самовар, вездеход, книголюб, мясорубка, соковыжималка, босоножки.

 

Материал и оборудование: предметные картинки, мультимедийная установка, столы, мольберты, коробки.

 

Предварительная работа: разучивание физминутки «По родному краю».

 

Планируемые результаты:

1. Дети познакомятся с легендой о происхождении Уральских гор.

2. Дошкольники познакомятся с новым фразеологизмом «За тридевять земель», с его значением.  

3. У воспитанников расширится представление о смысловой стороне речи.

4.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

Ход занятия:

Здравствуй, солнце золотое!                  

(дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с  пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с  больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!                         

(переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)  

В.: Дети, как называется страна, в которой мы живем?

Д.: Россия.

В.: Верно. Вы знаете, как называется наш край?

Д.:

В.: Наш край называется Урал. На территории Урала проживают люди разных национальностей: посмотрите на карту и скажите,  какие народы проживают на Урале?

Д.: Татары, башкиры, русские, азербайджанцы, украинцы, чуваши.

В.: Как вы думаете, на каком языке разговаривают (Татары, башкиры, русские, азербайджанцы, украинцы, чуваши).

Д.:

В.: Правильно! У каждого народа свой язык, который является для них родным. Но, чтобы понимать, друг друга, мы общаемся на государственном русском языке.

         Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы.

          А богатства, которые лежали в карманах великана рассыпались по всей территории. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и помочь Великану найти его сокровища. Поможем?

Д.: Да.

В.: посмотрите, что это за шкатулка? Это шкатулка не простая, а с заданием

Открывается из шкатулки голос: «Чтобы узнать, какое самое драгоценное богатство потерял Великан, вам нужно пойти за тридевять земель  и собрать все ключи».

В.: Ребята, а что такое за тридевять земель? Как понять это выражение?

Д.:

В.: В давние времена все меряли девятками, а страны называли «землями». Но мы с вами не пойдем в другую страну, а отправимся на поиски богатства великана по Уральским горам. Посмотрите, здесь в коробочке что-то  лежит. Что это? (Показывает детям).

Д.:

В.: Возьмем её. Что бы это значило? По тропиночке пойдем и шкатулочку найдем. Дети, посмотрите вот, еще какая-то шкатулка из малахита, откроем ее?

Д.: Да.

В.: Поиграй со мной дружок, посмотри на картинку и назови ее по-другому.

Брюки, будка, врач, кофта, ребенок, машина.

        Замечательно, вы с ловкостью справились с заданием. Ого, здесь еще буква. Мы отправляемся дальше в путь.

 

В.: Нашли шкатулку. Здесь приготовлено следующее задание: отгадать   сложные слова и объяснить, из каких слов они образовались.

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)

Не страшны мне камни, ямы,
Еду я вперёд упрямо.
Да и речка - не преграда,
Прокачусь по ней, как надо.
Если снег и бездорожье,
Я везде проеду тоже.
У меня - отличный ход.
Что же это? (Вездеход).

Есть детки, для которых это мучение
Для меня же это развлечение.
Книгу открою и новое узнаю,
Ведь я теперь сам, без мамы...(книголюб)

Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт, жуёт и не глотает —
В тарелку отправляет.
(Мясорубка)

Скажу вам, это не банально,
Полезны соки натуральные.
Из фруктов, ягод, овощей
Сделай сок, включив её скорей.
Стараться ей для вас не жалко,
К услугам в кухне … .
(Соковыжималка)

Если спросите совета —
Обувь лучшая для лета.
Застёгнута на все застёжки,
Зовётся обувь — …
(Босоножки)

В.: Молодцы, вы отлично справились с заданиями. Ой, а здесь еще одна буква! Ну, что ж идем дальше!

 

Физкультминутка «По родному краю»

По родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг. (поворот)

Слева находится лес. (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над березами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Посмотрите, какая красивая шкатулка из топаза. Открываем?

 

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)

Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка.
(коса)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

В магазине мама купит,

Сварит бабушка компот,

Сто раз в день боксер отлупит,

Доктор в кулаке сожмет.

(груша)

         Ребята, посмотрите, какие интересные слова. Одно слово, а значений несколько. Кто  скажет, как они называются?

Д.:

В.: Это многозначные слова. Многозначные слова — это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Молодцы, вы с легкость и здесь выполнили задание. А в шкатулочке еще одна буква. Ой,  что-то на ней написано с обратной стороны. Чтоб загадку разгадать, нужно сложить слово. Попробуем?

Д.: Да

В.: Что у нас получилось?

Д.: Язык

В.: Как вы думаете, это слово можно назвать многозначным? Язык, тоже многозначное слово. Язык  - часть тела, и язык, на котором мы разговариваем. Ребята, наш край многонационален, и как вы уже говорили, у каждого народа свой родной язык. Родной язык — это самой большое богатство каждого человека. Пока жив родной язык, живы и традиции народа, жива культура народа, живы родственные связи. А это значит, что жив сам народ. Вы большие молодцы, благодаря вам, мы отыскали самое главное богатство великана.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Цель: Формировать уважительное отношение к русскому языку

Цель: Формировать уважительное отношение к русскому языку

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Открывается из шкатулки голос: «Чтобы узнать, какое самое драгоценное богатство потерял

Открывается из шкатулки голос: «Чтобы узнать, какое самое драгоценное богатство потерял

Есть детки, для которых это мучение

Есть детки, для которых это мучение

Есть она у чемодана И у школьницы любой,

Есть она у чемодана И у школьницы любой,

Д.: Да В.: Что у нас получилось?

Д.: Да В.: Что у нас получилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024