МБОУ "СОШ 53" г.Грозный
Оценка 4.9

МБОУ "СОШ 53" г.Грозный

Оценка 4.9
pdf
27.05.2022
МБОУ "СОШ 53" г.Грозный
389-5-21-г.pdf

ХЬЕХАРХОNon scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни

www.heharho.ru

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ  ГАЗЕТА              №5 (389) 15 марта 2021 года

Премии Главы ЧР

– победителям школьных олимпиад

Учащиеся общеобразовательных организаций Чеченской Республики, победители различных олимпиад стали обладателями премий Главы ЧР. Премии были учреждены Указом Главы ЧР в 2013 году и направлены на поддержку талантливой молодежи, сообщает прессслужба Главы и Правительства ЧР.

Размер премии составляет 30 тыс. руб- лей. На эти цели направлено 510 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных в бюджете ЧР на 2020 год по разделу «Образование». В 2020 году обладателями премии стали 17 школьников.

Отметим, что Глава ЧР Герой России Рамзан Ахматович Кадыров уделяет большое внимание системе образования Чеченской Республики и каждым своим решением стимулирует и мотивирует обучающихся и педагогическое сообщество нашей республики на еще большие достижения.

Продолжается приём заявлений по программе

«Земский учитель»

В Министерстве образования и науки Чеченской Республики продолжается приём заявлений по программе «Земский учитель». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 1 млн рублей за отработку в школе, расположенной в сельской̆ местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

Участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профстандартах.

С перечнем вакантных должностей в школах Чеченской Республики можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования и науки республики www.mon95.ru в разделе «Земский учитель».

Чтобы стать участником программы, претендент предоставляет в Министерство образования и науки ЧР (3-й этаж, 23-й кабинет) заявление на участие до 15 апреля 2021 года включительно.

Напомним, что программа «Земский учитель», инициатором создания которой стал Президент РФ Владимир Путин, призвана решить проблему дефицита учителей в сельских школах.

Одобрена новая концепция системы оплаты труда учителей

           Всероссийский эксперт-             указали на существующую излиш-      ния», – сказал глава ведомства.

ный педагогический со- нюю бумажную отчётность. Вскоре Директор Департамента подготоввет в сфере общего обра- после этого было написано и разосла- ки и профессионального развития пезования, созданный при но в регионы совместное с Рособрнад- дагогических кадров Минпросвеще-

Министерстве просве- зором письмо, регламентирующее пе- ния Андрей Милёхин рассказал об речень требуемой документации. основных принципах и методологии

щения РФ, рассмотрел и В этом перечне количество бумаг, ведомства в решении вопроса. Сейчас концептуально одобрил которые раньше заполнял учитель, организациям предоставлено право ключевые подходы к из- сведено до минимума, чтобы ничто самостоятельно определять и устанавменениям системы опла- не отвлекало его от основной работы. ливать систему оплаты труда педаготы труда педагогов, пред- Этой мерой министр просвещения не гических работников. Это привело к ставленные ведомством. ограничился. «Я просил организовать многообразию используемых модемониторинг, насколько это письмо лей, оснований для использования

З

аседание проходило при уча- эффективно, проанализировать, что компенсационных и стимулирующих стии министра просвещения нужно сделать дополнительно, чтобы выплат, сложностям расчётов и отсут-

Сергея Кравцова. На нём был разгрузить учителя от работы, не свя- ствию единых подходов к определерассмотрен комплекс волнующих занной с его должностными обязан- нию заработной платы. В результате педагогическое сообщество задач, ностями», – заявил С. Кравцов. даже в рамках одного региона ставки/ среди которых особенно выделя- Большую часть обсуждений занял оклады существенно различаются, а лись вопросы, касающиеся новых вопрос установления требований к иногда оказываются ниже прожиточподходов к начислению заработной системе оплаты труда педагогиче- ного минимума. Примерно половиплаты, сообщает пресс-служба Мин- ских работников. на учителей не понимают принципов просвещения России. Работа по усовершенствованию си- начисления зарплаты, поэтому одна

Напомним, что наш регион на стемы заработной платы стартовала из главных задач – сделать систему Всероссийском педагогическом со- в декабре: в министерстве сформи- оплаты труда понятной и прозрачвете представляют учитель истории рована межведомственная рабочая ной. Важно упорядочить основные МБОУ «СОШ №39» г.Грозного Кула- группа, в которую вошли представи- компенсационные и стимулируюева Резида Мавсидуевна и учитель тели различных ведомств, депутат- щие выплаты. Директор департаменрусского языка и литературы МБОУ ского корпуса и профсоюзных орга- та особо подчеркнул важность того, «СОШ №57» г.Грозного Магомедова низаций. «Мы уже начали обсуждать чтобы после введения новой систе-

Алина Гаджинасировна. этот вопрос и с регионами, и с Обще- мы оплаты труда реальные доходы На прошлом заседании педагоги российским Профсоюзом образова- учителей не сократились.

«Идем в ногу со временем» Из педагогического класса – Вектор роста педагогов в педагогическую профессию В 2020 году в Чеченской

Интервью с начальником

           отдела образования                                                      Чеченский государственный    Республике был запущен проект

Эрзо Улубаевым. 3 реализует проект «Педагогический 4 предметных компетенций 5 Серноводского района педагогический университет «Вектор роста» по развитию

                                                                                                              класс ЧГПУ» в школах столицы.      учителей начальных классов.


2

НОВОСТИ МИНОБРНАУКИ ЧР

Актуальные вопросы развития и изучения родного языка

Министр образования и науки ЧР Идрис Байсултанов вместе со своими заместителями посетил Институт чеченского языка с целью ознакомиться с результатами проводимой в новом здании масштабной реконструкции.

Д

иректор института Хамзат Умхаев продемонстрировал обновленные учебные кабинеты, актовый зал и помещения для проведения обучающих семинаров и лекций. Руководитель Мин- обрнауки ЧР, вместе с кол-

легами осмотрев здание и прилегающую территорию,

отметил, что сейчас здесь имеются все условия для организации необходимой работы по дальнейшему изучению и популяризации родного языка. В скором времени все работы внутри здания и на прилегающей территории будут завершены.

Министр поручил Хамзату Умхаеву подготовиться к переезду и начать обустройство интерьера.

     –      Как      известно,       Глава

Чеченской Республики Герой

России Рамзан Ахматович Кадыров уделяет пристальное внимание нашему языку, его изучению, распространению и развитию и принимает все необходимые меры для достижения этой цели. Все значимые преобразования, происходящие в этой сфере, стали возможны благодаря поддержке Регионального общественного фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова и вниманию со стороны президента фонда Аймани Несиевны Кадыровой, – отметил И.Байсултанов.

Также Министерство образования и науки ЧР продолжает работу, направленную на совершенствование правил орфографии чеченского языка. На днях состоялась встреча министра Идриса Байсултанова с членами рабочей группы, которые активно работают над созданием большого орфографического словаря. В состав рабочей группы входят известные чеченские ученыелингвисты, которые посвятили множество своих трудов проблеме изучения родного языка.

В ходе встречи гости рассказали о том, что чеченский орфо- графический словарь представляет собой объемный труд и работа над ним находится на завершающей стадии. Директор Института чеченского языка Хамзат Умхаев озвучил предложения относительно формата издания, которое решено подготовить в двух вариантах: расширенный в электронном виде и сокращенный для издания в бумажном виде.

– Работа над изданием большого орфографического слова-

ря чеченского языка проходит под непосредственным контролем Главы Чеченской Республики Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, который поставил задачу повышения уровня языковой грамотности у подрастающего поколения, а также развития и популяризации родного языка, – подчеркнул И.Байсултанов.

В завершении встречи министр образования и науки ЧР поблагодарил членов рабочей группы за работу и выразил надежду, что в скором времени выйдет уникальный научный труд, который станет крепкой основой для дальнейшего изучения родного языка. Он вручил членам рабочей группы почетные грамоты Министерства образования и науки ЧР и денежные средства от Регионального общественного фонда им. Ахмата-Хаджи Кадырова.

Идрис Байсултанов также выразил слова благодарности в адрес Аймани Кадыровой за постоянное внимание и поддержку системы образования нашей республики.

Названы самые популярные ЕГЭ-2021

Всего ЕГЭ и ГВЭ-11 в этом году намерены сдавать около 795 тысяч человек, что примерно соответствует количеству подавших заявления годом ранее.

Самым массовым экзаменом остается ЕГЭ по русскому языку, его планируют сдавать почти 726 тысяч человек. Самым популярным предметом по выбору в 2021 году стала профильная математика, на нее зарегистрировались почти 408 тысяч участников. Второй по популярности предмет по выбору – обществознание, его планируют сдавать около 356 тысяч участников.

Биология в 2021 году впервые обогнала по популярности физику, эти предметы выбрали 153 тыс. и 151 тыс. участников соответственно. На ЕГЭ по истории зарегистрировались более 122 тыс. участников, на ЕГЭ по химии – более 106 тыс. человек. Продолжает расти популярность ЕГЭ по информатике, этот предмет выбрали почти 116 тыс. участников, что на 11 тыс. больше, чем в прошлом году. Более 62 тыс. выпускников планируют сдавать литературу, 21,5 тыс. – географию.

Среди иностранных языков по-прежнему самым популярным остается английский язык, в этом году его намерены сдавать почти 106 тысяч участников. На ЕГЭ по немецкому языку зарегистрировались

1713 человек, французскому – 1159 человек, китайскому – 446 человек, испанскому – 335 человек.

В 2021 году у выпускников еще есть возможность изменить выбранную форму

экзаменов (ЕГЭ или ГВЭ) и перечень предметов.

Как сообщили в Минобрнауки ЧР, в Чеченской Республике сдавать ЕГЭ в этом году планируют 7982 выпускника. Из числа предметов по выбору будущие выпускники традиционно отдали наибольшее предпочтение экзамену по обществознанию. Его будут сдавать 3563 школьника. ЕГЭ по математике выбрали 2529 учащихся. Далее идут биология (1899), химия (1672), история (724), физика (394) и информатика (385).

Чеченский алфавит переведут на

систему Брайля

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписал распоряжение о создании рабочей группы по разработке чеченского алфавита по системе Луи Брайля. Контроль над соответствующей работой возложен на руководителя Администрации Главы и Правительства ЧР Галаса Таймасханова, сообщает прессслужба Главы и Правительства ЧР.

В состав рабочей группы войдут члены правительства республики, директор Института чеченского языка Хамзат Умхаев, директор школыинтерната для слепых Чингизхан Гайрабеков, председатель региональной организации Всероссийского общества слепых Хава Каримова, директор Республиканского центра психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Нуриет Теучеж, лингвисты, педагог, работающий со слепыми, и другие.

Как рассказал Хамзат Умхаев, подобная работа в республике проводится впервые. По его словам, если раньше и были единичные попытки перевода чеченского алфавита на систему Брайля, то они не были доведены до логического завершения. «На самом деле инициатива перевода нашего алфавита на систему Брайля очень своевременна. В нашей республике, как и во многих других регионах России, есть определенная часть общества, которая страдает от проблем со зрением. С разработкой рельефно-точечного тактильного шрифта они  получат возможность изучать родной язык и знакомиться с нашей богатой литературой», – сказал он.

В станице Ильиновской начато строительство школы на 480 мест

В станице Ильиновской Грозненского муниципального района Чеченской Республики начато строительство школы на 480 мест, что позволит решить проблему трехсменного обучения. В настоящее время здесь активными темпами ведутся работы по планировке территории. 

– В соответствии с проектом в школе будут созданы все необходимые условия для организации качественного образовательного процесса, – отметил глава администрации Грозненского района Рустам Абазов.

Утвержден новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников

Министерство просвещения РФ разработало и утвердило новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, который должен сделать процедуру организации мероприятия более прозрачной и технологичной, сообщает пресс-служба ведомства.

Кроме того, новый порядок нормативно закрепил и повысил ответственность организаторов на каждом этапе олимпиады.

Новый порядок устанавливает этапы олимпиады, сроки ее проведения, перечень предметов, по которым она проводится, определяет организационнотехнологическую модель проведения мероприятия, участников, их права и обязанности, предоставляет возможность участия лицам, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования.

При этом к участию в олимпиадах допускаются не только обычные школьники, но и дети, которые находятся на семейном обучении. Впервые в порядок включены нормы, определяющие необходимость создания условий для участников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Кроме того, приказом, утверждающим новый порядок, устанавливается, что в 2020-2021 учебном году в заключительном этапе олимпиады также принимают участие не признанные призерами участники регионального этапа олимпиады 2019-2020 учебного года, набравшие необходимое количество баллов, и победители и призеры заключительного этапа олимпиады 20182019 учебного года, не получившие статуса «призер» в 2019-2020 учебном году.

ИНТЕРВЬЮ

Серноводский район – небольшой по площади район, который находится на западе Чеченской Республики и вытянут в меридиональном направлении. Граничит на севере – с Грозненским районом, на юге и востоке – с АчхойМартановским районом, на западе – с Сунженским районом Ингушетии.

В

послевоенные годы новая администрация

Чеченской Республики во главе с первым Президентом ЧР Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым активно занималась восстановительной деятельностью. Власти реализовали направленные на это федеральные и региональные программы. Строительство и развитие инфраструктуры затрагивало все районы ЧР, в том числе и Серноводский. Масштабная деятельность здесь была начата по инициативе Главы ЧР Рамзана Кадырова. К 2007 году среди перечня строительновосстановительных работ по району было завершение асфальтирования дорог, в селе Серноводское был восстановлен водопровод, построены новые здания, в 2008 году запущен в эксплуатацию завод по выпуску минеральной воды, продолжалось восстановление лечебного корпуса Серноводского санатория с водолечебницей и со всей необходимой для лечения инф- раструктурой (восстановлением курорта занимался РОФ им. Ахмата Кадырова).

В сентябре 2013 года по инициативе Р.Кадырова был создан оперативный штаб по социально-экономическому развитию района. По результатам деятельности штаба полностью завершены асфальтобетонные работы и решены вопросы ЖКХ. Реконструирован садик в станице Ассиновской.

В административном центре района, селе Серноводское, действуют два ГБПОУ – Серноводский аграрнотехнический колледж и Серноводский государственный колледж. В последнее время в районе активно строятся социальные объекты, в том числе и общеобразовательные, в рамках национального проекта «Образование».

В селе Серноводское в декабре 2019 года построена СОШ №1, рассчитанная на 600 мест. Школа оснащена современной материальнотехнической базой, для учителей и учащихся созданы необходимые условия

№5 (389) 15 марта 2021г.

«Идем в ногу со временем»

ния для учащихся началь-

телями учащихся направлена на совершенствование условий пребывания учащихся в школе.

– Сколько Центров образования цифрового и гума-

для полноценного учебновоспитательного                 процесса. Открытие новой школы призвано                 решить                 проблему трехсменного обучения

культуры ЧР акции «Читать ной школы, с материально– это модно», призваны, техническим оснащением? в первую очередь, повы- – Питание в образовательсить учебную мотивацию ных учреждениях района

палитете             восемь                 общеобразовательных                 организаций, одна из которых (МБОУ «СОШ №2 ст. Ассиновская») работает в трехсменном режиме. Для решения этой проблемы                 нам        требуется строительство еще        одной

школьников. В этой связи хотелось бы узнать, планируется    ли                 проведение аналогичных конкурсов в дальнейшем, оснащены ли школьные библиотеки необходимым количеством

организовано на должном уровне. Все обучающиеся начальных классов в количестве 1652 человек получают качественное, сбалансированное питание не реже

грамм дополнительного об- разования.

– Спасибо за интервью! Удачи и успехов в дальнейшей работе.

Беседовал Хамзат ЭЛМИРЗАЕВ

Министр  образования и науки посетил Серноводский район

6 марта Серноводский район с рабочим визитом посетил министр образования и науки ЧР Идрис Байсултанов. Вместе с главой администрации района Мусой Ханариковым, своим заместителем Мусой Хамзатовым и помощником Асланом Чапаевым министр побывал в ГБПОУ «Серноводский государственный колледж».

В ходе визита министр проверил проводимые на территории учреждения работы по реконструкции учебных помещений, ознакомился с результатами выполнения данных ранее поручений по благоустройству территории. Затем были осмотрены помещения, в которых будут располагаться новые учебные мастерские и лаборатории, даны соответствующие поручения по дальнейшим работам.

Идрис Байсултанов отметил, что колледж претерпел значительные преобразования, которые позитивно сказываются на образовательном процессе. Министр выразил уверенность, что в скором времени данная образовательная организация сможет готовить квалифицированных специалистов по самым востребованным и современным профессиям.

Также в ходе визита в муниципалитет вместе с руководителем районного управления образования Эрзо Улубаевым министр образования и науки посетил Дом детского технического творчества и Эколого-биологическую станцию, которые расположены в МБОУ «СОШ №1 с.Серноводское». Он осмотрел учебные кабинеты, проверил состояние материально-технической базы и ознакомился с условиями, которыми располагают данные образовательные организации. На сегодняшний день здесь проходят занятия по самым различным направлениям сферы дополнительного образования детей и имеются все необходимые условия.

В завершение встречи Идрис Байсултанов поблагодарил коллег за ответственное отношение к работе и пожелал дальнейших успехов.

             На данный период време-           одного раза в день.

ни у нас ощущается пробле- Материально-техническое ма старения кадров. Вместе обеспечение школ соотс тем отмечу, что на сегод- ветствует нормативным няшний день острой пробле- требованиям ресурсномы нехватки педагогических го обеспечения, санитарнокадров не наблюдается. Что эпидемиологическим правикасается упомянутого про- лам и нормам, строительным екта, в 2021 году район не нормам. В школах райоучаствует в программе «Зем- на сформирована образоваский учитель».  тельная среда, которая спо-

             Скажите, пожалуйста, собствует развитию ребенка как в местных школах об- и его здоровьесбережению. стоят дела с организацией Работа РОО, всех наших пебесплатного горячего пита- дагогов совместно с роди-

за счет разгрузки СОШ №4 нитарного профилей «Точ-

с.Серноводское.ка роста» функционирует в О том, как на сегодняшний районе?

день обстоят дела в системе – В настоящее время в райобразования муниципалите-оне функционирует четыта, мы попросили рассказать ре центра. Они, как известначальника отдела образо-но, служат эффективным вания Серноводского района инструментом совершен-

Эрзо Улубаева. ствования условий для по-

             Добрый день, Эрзо Ами-вышения качества образованович! Сколько школ функ-ния в общеобразовательных ционирует в районе? Есть организациях, способствули среди них образователь-ют расширению возможноные организации, где заня-стей обучающихся в освотия проходят в три смены? ении учебных предметов – Всего в нашем муници-и общеразвивающих про-

школы в станице.                             книг и учебников?

             Как в школах района – Наши учителя уделяидет подготовка к проведе- ют этому вопросу самое принию ГИА? стальное внимание. Работа

             В этом году выпускни- в данном направлении акков 11-х классов насчиты- тивно проводится и будет вается 131 человек, из них продолжена. Учитывая, что 89 старшеклассников бу- на современном этапе раздут сдавать ЕГЭ, 42 челове- вития человечества прока – ГВЭ. Все выпускники блемы чтения вызывают 9-х классов (348 учащих- обеспокоенность всего мися) внесены в базу данных рового культурного сообщеОГЭ. Подготовка к Государ- ства, школьные библиотеки ственной итоговой аттеста- озадачены необходимостью ции проводится в плановом усиления работы для преодорежиме: в школах проходят ления кризиса читательской индивидуальные и группо- культуры, связанного с кривые консультации, проб- тическим пределом  прененые экзамены, родитель- брежения чтением. ские собрания, оформлены Все школьные библиотеки информационные стенды, района  проводили и будут активизирована  поддерж- проводить мероприятия, нака выпускников школьны- правленные на популяризами психологами и т.д. цию чтения среди молодежи.

В общем, учителя – рабо- Все наши школьные библиотают, дети – учатся, следим теки полностью укомплектоза ситуацией, держим руку ваны учебной литературой, на пульсе, идем в ногу со вре- оснащение художественной

менем…                                                  литературой на удовлетво-

             В школах района регу-               рительном уровне.

лярно проходят внекласс-       – В 2020 году по програмные мероприятия по лите-               ме «Земский учитель» в ратуре, конкурсы чтецов                Серноводском районе тру«Живая классика», «Чтение                доустроен один специалист

             вот лучшее учение» и т.д. – учитель физики. СкажиПодобного рода культурно- те, пожалуйста, ощущаетпознавательные встречи, ся ли на сегодняшний день особенно в контексте с ре- в местных школах дефицит ализуемой по линии Мин- педкадров?


4

ПРОЕКТ

Из педагогического класса – в педагогическую профессию


Выбор будущей профессии принято рассматривать как взаи- модействие двух сторон: школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

П

ри правильном выборе                индивидуальные особенности школьника совпадают с требованиями                профессии.         Помочь ученику правильно решить проблему своего профессионального выбора призвана профориентация.

Министр просвещения Сергей Кравцов в одном из интервью рассказал о создании системы профориентации в школе, которая «должна погружать ребят в различные ситуации, давая им возможность попробовать себя в будущей профессии».

             В рамках проекта по модернизации педагогического образования мы меняем подходы к подготовке учителей. Планируется сформировать 5 тысяч предпрофильных классов, где будут учиться школьники, которые станут высококлассными учителями, – проинформировал министр. Он отметил важность и необходимость формирования у школьников нравственных основ, а также качеств, которые помогут им развиваться и стать успешными.

С сентября 2020 года Чеченский государственный педагогический университет реализует проект «Педагогический класс ЧГПУ» в школах столицы Чеченской Республики. О рабо-

те данного проекта мы попросили рассказать проректора вуза по общим вопросам Ахмеда Вахаевича Ажиева.

             Цель проекта «Педагогический класс ЧГПУ» заключается в том, чтобы сориентировать учащихся 10-11-х классов на педагогические профессии, создавая благоприятные условия для общения с нашими студентами: для работы, самовыражения, самореализации и приобщения к педагогической культуре. Кроме того, проект призван помочь старшеклассникам сформировать представление о профессии учителя и ознакомиться с требованиями, которые предъявляются обществом к современному педагогу. Для школьников это отличная возможность в будущем поступить в педагогический университет и найти достойную работу.

ШКОЛЫ-УЧАСТНИЦЫ ПРОЕКТА «ПЕДКЛАССЫ ЧГПУ»

       Ахматовский район                   МБОУ «СОШ №39»

МБОУ «Гимназия №1»                         Байсангуровский район   

МБОУ «СОШ №7»                                 МБОУ «СОШ №18»

МБОУ «СОШ №14»                               МБОУ «Гимназия №12»

МБОУ «СОШ №56»                               МБОУ «Гимназия №14»

МБОУ «СОШ №60»                               Висаитовский район

Шейх-Мансуровский район         МБОУ «Гимназия №4»

МБОУ «СОШ №20»                              МБОУ «СОШ №11»

Мы подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития педагогического образования с Департаментом образования Мэрии г.Грозного. Главной целью этой работы является создание в школах педагогических классов, обес- печение необходимых условий для формирования у обучающихся старших классов психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда, а также осознанного выбора профессии в педагогической и социальной сферах жизни. Так, педагогические классы созданы в 12 школах Грозного. В каждой из них среди учащих-

 

ся 10-х классов мы отобрали 20 человек, которые желают поступить в педагогический вуз. Для учащихся педагогических классов проводятся конкурсы, мастер-классы, тренинги, игры, олимпиады, они также могут попробовать себя в качестве учителей начальных классов, постепенно «погружаясь» таким образом в педагогическую деятельность. Важно отметить, что предпрофессиональная подготовка происходит в увлекательной и занимательной для подростков форме, – сообщил А. Ажиев.

По словам проректора ЧГПУ, в рамках работы педагогических классов объявлен конкурс на лучший класс. Конкурс проходит в 3 этапа. Командупобедителя объявят в апреле 2021 года.

             На первом этапе выявления лучшего педкласса была проведена олимпиада по 6 основным дисциплинам, затем прошли открытые уроки, которые проводили учащиеся педклассов. И уже в апреле у нас намечается конкурс на лучшую разработку и реализацию своего собственного проекта. Победитель будет объявлен по сумме баллов за все 3 конкурса, и те, кому посчастливится занять призовые места, получат ценные подарки и дипломы. Отмечу, что у каждого класса имеется свой куратор, который, к слову, получает заработную плату. С детьми работают преподаватели нашего вуза, волонтеры, студенты-активисты.

     Школьники          проявляют

большой интерес к этому проекту, посещают все мероприятия, задают вопросы, делятся идеями. Уверен, проект «Педагогические классы» поможет вырастить большое количество высококвалифицированных педагогов, которые в будущем поднимут наше образование на еще более высокий уровень, – подытожил Ахмед Ажиев.

Идею создания педагогических классов в ЧГПУ с энтузиазмом восприняли в школах региона.

             Работу, которая проводится университетом в данном направлении, считаю очень важной, нужной, перспективной и актуальной. Данная программа позволит ученикам раскрыть


             Наша гимназия с радостью откликнулась на приглашение поучаствовать в проекте «Педагогический класс», – говорит заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №3» Битимирова Элиза Абдуловна. – Это большой опыт для детей, которые в будущем хотят стать учителями, это возможность оценить свои силы, взвесить все плюсы и минусы профессии педагога, ну и, конечно же, возможность саморазвития, что является одним из необходимых качеств и навыков современного человека. Уверена, у этого проекта есть большое будущее, потому что его организаторы искренне заинтересованы в том, что-

свой внутренний потенциал и всесторонне развиваться, – сказала директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Кадырова» г.Грозного Бараева Елизавета

Саид-Хасановна.

бы в педагогическую профессию пришли люди, которые будут знать, ценить и любить свою работу.

Диана ХАДАШЕВА

 

Вчера школьники – сегодня учителя

До недавнего времени работать в школе, пробовать свои силы в педагогической профессии можно было только в том случае, если человек имел на руках соответствующий диплом. Также в школе студенты могли появиться во время прохождения практики.

Теперь студенты педагогического вуза уже с 4-го курса могут проводить занятия, открытые уроки и даже работать в школе. Трудятся они в роли молодых специалистов, и это означает, что за ними должен быть закреплен наставник или куратор, который будет помогать планировать уроки, выстраивать работу с детьми, родителями и коллегами.

В МБОУ «СОШ №1 с.Закан-Юрт» состоялся открытый урок студентки 5-го курса профиля обучения «Начальное образование» и «Иностранный (английский) язык» ЧГПУ Петимат Шабазовой. Занятие прошло в рамках преддипломной практики студентки.

Девушка провела урок английского языка по теме «Home, Sweet Home» для учащихся 3-го класса. Дети учились правильно спрашивать и отвечать на вопросы о местонахождении различных предметов в помещении. В завершение урока педагогом был проведен мини-конкурс на лучшее знание лексики по теме занятия.

За ходом урока наблюдали директор Института педагогики, психологии и дефектологии ЧГПУ Сацита Алиева и заведующая кафедрой методик начального образования Банати Касумова. Они дали высокую оценку работе студентки ЧГПУ.

Примечательно, что Петимат Шабазова является выпускницей МБОУ «СОШ №1 с. Закан-Юрт» и после окончания вуза планирует вернуться в родную школу в качестве учителя.

Умар АРБИЕВ

 

№5 (389) 15 марта 2021г.

90-летний юбилей

8 марта легенде отечественной педагогики, педагогу с мировым именем, выдающемуся практику, философу, психологу, автору многих научных трудов, оказавшему огромное влияние на образовательные и воспитательные процессы XX и XXI века, Шалве Александровичу Амонашвили исполнилось 90 лет.

Известный педагог ро- телей красными ручками. дился в 1931 году в Тбили- Чернила должны быть зелеси. Окончил факультет вос- ными, ведь цель проверки не токоведения Тбилисского наказание, а помощь. государственного универси- Словом, нужно всячески тета, причем одновременно очеловечивать среду вокруг преподавал в школе историю ребенка, делать так, чтобы и труд. Он является автором он чувствовал: вокруг друзья, концепции научного направ- они хотят добра, они помогут. ления, известного в мире как И, разумеется, необходимо в «Гуманно-личностный под- самом ученике воспитывать ход к детям в образователь- желание помочь, способность ном процессе», ориентиро- сопереживать своим товариванной на личность ребёнка и щам. Только тогда вырастет отрицающей авторитарную, гармоничная личность. императивную педагогику.

     Разумеется, метод Шалвы           ПОСТИЖЕНИЕ МИРА

Амонашвили невозможно из- Чему бы ни обучался ребеложить в небольшом объеме. нок – и он, и учитель должны Но некоторые его основные понимать, что это – часть попозиции, безусловно, могут стижения мира. И, несомненно, быть взяты на вооружение необходимо всячески способкаждым педагогом. ствовать такому постижению. Три педагогических прави- Нужно читать, притом много.

ла от Шалвы Амонашвили.         Чтение, разумеется, должно быть познавательным.

       ЗЕЛЕНЫЕ ЧЕРНИЛА                    Необходимы уроки обще-

Ученик должен ощущать ния с людьми, общения с присебя в абсолютно комфортной родой, уроки красоты, комсреде. На него ни в коем слу- пьютерной грамотности и чае нельзя кричать, нельзя пу- работы с информацией. гать его, унижать, оскорблять. И не нужно бояться таких О том, чтобы замахнуться на серьезных понятий, как вечребенка, даже речь не идет. ность, космос, мироздание.

Детей нужно любить. При- Чем раньше ученик начнет чем любить именно такими, задумываться о таких вещах, какие они есть. Иначе ничего тем меньше времени из своей не выйдет. Нужно уважать их жизни он потратит впустую. личность, беречь их психику.

Ни в коем случае не восприни- НАЧНИ С СЕБЯ мать их проблемы как какие- Очень важный момент - то незначительные мелочи. личность самого педагога. Возможно, для сорокалет- Достоин ли он этого звания? него человека с его жизнен- Учитель должен постоянно ным опытом это и мелочи, а задаваться этим вопросом, для ребенка – вопрос жизни постоянно совершенствовать и смерти. Нужно уметь встать себя. В первую очередь именна сторону ребенка, взгля- но себя, а потом уже учеников. нуть на проблему с его сторо- Плохой учитель – злобны, увидеть ее в его ракурсе. ный, равнодушный, недале-

Хорошо бы полностью от- кий, мелочный – не имеет казаться от оценочной си- морального права требовать стемы – она только вредит. чего-либо от детей. Да у него Но, к сожалению, в насто- и не получится, ведь дети ящее время это невозмож- все это прекрасно чувствуют но. В таком случае – хотя бы и понимают.

свести ее к минимуму, не Настоящий учитель долвводить оценки там, где без жен, с одной стороны, быть них можно обойтись. строгим и требовательным, а

Во время проверок уче- с другой – добрым, чутким и нических тетрадей никогда заботливым. Разумеется, исне пользоваться столь лю- кренним. И обязательно – сам бимыми большинством учи- любить жизнь.

РАЗВИТИЕ         Вектор роста педагогов

на региональном, муниципальном и школьном уровнях, что систематизирует и значительно упрощает работу в проекте.

Так, на первом этапе реализации проекта Центр оценки качества образования совместно с муниципальными координаторами провел входную диагностику, в которой приняли участие 298 учителей начальных классов. По ее итогам были определены основные участники проекта – учителя, испытывающие трудности в В 2020 году в Чеченской Республике был запущен про- плане предметной и методиект «Вектор роста» по развитию предметных компе- ческой подготовки. Для таких тенций учителей начальных классов методами ин- педагогов разработаны пракформального образования, целью которого является тические рекомендации по повышение предметных компетенций педагогов и устранению выявленных деформирование методических навыков преподавания в фицитов, разработаны теманачальной школе по трем основным предметам: окру- тические занятия с полным пежающий мир, русский язык и математика. речнем необходимых ресурсов

– ссылки на текстовые источ-

В

проекте принимают татов федерального иссле- ники, видеоуроки и так далее.  участие учителя на- дования уровня предмет- В рамках реализации чальных классов из 34 ных компетенций учите- проекта в каждом обра-

образовательных организа- лей начальных классов об- зовательном учреждении ций, среди которых есть шко- разовательных организаций проходит по три занятия лы, вошедшие в проект адрес- Чеченской Республики и до- в неделю. По завершении ной методической помощи бровольная сертификация на цикла занятий в конце учеб«500+» для школ с низкими сайте «Педагог ЧР» выявили ного года для учителей буобразовательными резуль- предметные и методические дет проведена итоговая татами. Региональным ко- дефициты, существенно сни- диагностическая работа. ординатором проекта «Век- жающие качество образова- Надеемся, что работа в тор роста» является Центр тельного процесса. А ведь не проекте существенно повыоценки качества образования для кого не секрет, что именно сит профессиональный уро(ЦОКО), который осущест- в начальной школе закладыва- вень педагогов-участников. вляет еженедельный монито- ются основы знаний учащихся Желаю всем учителям плоринг проведения обязатель- по всем направлениям. дотворной работы в проекных занятий для учителей. – Работа в проекте регла- те и успешного прохожде-

Как рассказала началь- ментирована положением, ния диагностики, – отметила ник организационно-методи- где расписаны все составляю- Александра Валерьевна. ческого отдела ЦОКО Алексан- щие его реализации, разрабо-

дра Кыязова, анализ резуль-       таны подробные инструкции                                  Иман АЛИЕВА

Школьники ЧР будут изучать космические технологии


Центр молодежного инновационного творчества «Инноразум» при финансовой поддержке Фонда содействия инновациям будет вовлекать молодежь Чеченской Республики школьного возраста в проекты программы «Инно- школьник» с дальнейшим сопровождением и формированием региональных команд.

рабатывать спутниковые снимки, изучать орбитальную механику и даже собирать реальные спутники формата CubeSat, которые в последующем могут быть запущены на орбиту Земли в рамках проекта Space-π.

Проект разработан Центром молодежного инновационного творчества «Инноразум» при поддержке Министерства образования и науки ЧР, Министерства ЧР по физической культуре, спорту и молодежной политике,

ГГНТУ, а также Регионального отделения Российского движения школьников в ЧР.

По словам директора ЦМИТ «Инноразум» Ислама Саламова, проект станет первой в регионе инициативой по массовому вовлечению молодежи в космические технологии. Всего в проект планируется вовлечь около 1000 школьников с различных образовательных учреждений ЧР.

Ильяс АБУЕВ

Соответствующий проект центра поддержан Фондом содействия инновациям и стартовал в феврале этого года. Основной акцент в проекте делается на вовлечение молодежи в активности Фонда, связанные с космической тематикой: Space-π, Дежурный по планете, АгроКосмос и другие. Также, в рамках обучения будут разработаны и реализованы собственные образовательные программы, на которых школьники познакомятся с современные космическими технологиями и спутниковыми системами. Благодаря современному оборудованию и программному обеспечению учащиеся смогут самостоятельно получать и об-

6


Муьлхха а болх сийлахь бу, олуш ду-кх халкъалахь. Ткъа безаш и болх белахь, кхин а алсам сий дан деза-кх цуьнан. Шен даго къобалбечу балха кхаьчначу стага и болх мел лерина бо. Шен кхиамех воккхаве иза, цахуучунна тIекхиа гIерта, шен говзалла лакхаяккха а, иза кхачаме хилийта а къахьоьгу цо.

Т

къа хьехархошна юкъахь говзаллин хьал гуттар а тодан дезаш,

белхан хьелашкахь керлкерланиг Iамо дезаш хуьлу. Иштта заманан лехамашка хьаьжжина, къахьоьгуш ю Шелан районерчу ЧуьрийнЭвларчу номер 1 йолчу юккъерчу школехь хими хьоьхуш йолу Баудинова Разет Мовсаровна.

Кху школехь дешна а, иКху школехь дешна а, иза 1990чу шарахь кхиамца чекхъяьккхина а ю Разет. Дешаран предметашна юкъахь йоIа хаьржина а, къаьсттина шен терго цо тIейохуьйтуш а яра хими а, биологи а. Цундела хир дара иза школа яьккхинчу шарахь Нохч-Г1алг1айн пачхьалкхан университетан химико-биологин факультете деша яхча. Школехь хьехархой тоьуш цахиларна а, хIара тIехдика доьшуш чекхъяьлла хиларна а, Разете балха йола элира. Iуьйранна школехь болх а беш, ткъа делкъал тIаьхьа университетехь деша а доьшуш, пхеа шарахь къахьийгира йоIа. ХIара, хьуьнаре а хиларна, ша дийриг, мало ца еш, даггара деш а хиларна, 1995-чу шарахь дешна а елира, балхаца лара а йира.

– Хала хан яра иза. Боьдуш тIом бара вайн республикехь, – дуьйцу Разета. – Цу хенахь школера тхан болх сецна а бацара. Урок лучу хенахь, яккхийчу тоьпийн хIоьънаш лелхаш, татанаш хезара, кеманийн гIовгIа, цара тIееттачу ракетийн лелхарш хаалора. Бераш леррина хьан бIаьргаш чу хьовсура, и татанаш хезча, ахь х1ун до, хьо йоьхна ю-яц хьоьжуш. Хьайн кхераялар царна гайта йиш яцара, уьш синтеме хилийта дезара, хIунда аьлча хьох тешна кегий, экам синош ма-дара уьш. Атта мур бацара иза лан, делахь а Дала вайна собар а, ницкъ а белира и ерриге а халонаш иэшо.

Разета юьхьанца хими а, биологи а хьоьхура берашна. Шо шаре мел долу толуш, схьабогIура къоначу хьехархочун болх, говзалла лакхайолура, дика кхиамаш хуьлура. Ша деш дерг леррина деш, белхан тIаьхьало дика хилийта гIерташ, дешархойн хаарш тодеш, къахьоьгура Разета. Кхунна гонах дуккха а шерашкахь болх а бина,

Хьехархочун беркате некъ 

алссам зеделларг а долуш, хьехархой бара, хIара царна хьалха дешна а, кхиъна а яра. Мичча хенахь а шен балхаца йолу хало аттачу яккха йиш яра йоьIан, шен хьехархойх дага а яьлла. Ишттачу хьоло дог иракарахIоттадора, белхан коллективехь ша оьшуш хилар а, шех тешийна доккхачу жоьпаллин гIуллакх хилар а хоуьйтура.

Республикехь тIемашца хилла чолхе зама, жимжимма аттачу хьоле йоьрзуш, дIаелира. Машаре хан тIеара. МеттахIитто йолийра йохийна гIаланаш, ярташ. Де дийне мел долу, толуш дара школийн хьал а. Вайн школашкара дешна бевлла кегий нах республикерчу вузашка а, кхечу гIаланашка а деша боьлхура. Химехула дIалучу Пачхьалкхан экзаменна леррина кечам бора Разета шен дешархошца. И экзамен дIаяла кечвеллрг цхьа а иза дIа ца ялалуш ца висира. Иза уггар хьалха хьехархочун кхиам бара, хIунда аьлча цо деш дерг, цхьа Iалашо а йолуш, тIаьхьалоне хьажийна дара. Разета кечбина дешархой, медицински факультеташка а, кхечу меттигашка а деша а бахана, уьш чекх а яьхна, вайн республикехь а, кхечу регионашкахь а къахьоьгуш бу. Ишшта царна юкъахь бу: Республикански больницехь неврологан болх беш волу Айдамиров Селим, СоьлжаГIаларчу цхьана больницехь кардиолог волу Айдамиров Зелим, иштта СоьлжаГIаларчу номер 4 йолчу больницехь отделенин заведующи йолу Дадаева Хадижат, республикехь а вевзаш волу стоматолог Юсупхаджиев Мохьмад. Уьш дуккха а бу, дешна бевлла, лоьрийн а, кхийолу а корматаллаш караерзийна кхуьнан дешархой, таханлерчу дийнахь вузашкахь а, дешаран кхечу заведенешкахь а доьшуш а бу. Разетана а, дайн-наношна а дозалла хилла ца Iа, кхиамца дешна а бевлла, шай-

на безачу балха хIиттина и кегий нах, иза цара дешначу школина а, юьртана а дозалла ду. Хьехархочун белхан мах хадош долу гIуллакх а ду иза, дуккха а дешархоша лаккхара дешар чекхдаккхар, махкана оьшуш йолу корматалла цара караерзор.

Разета районехь а, республикехь а дIахьош йолчу хьехархойн конкурсашкахь дакъалоцу. Иштта дуьххьара 2009-чу шарахь толам баьккхира цо «Шеран хьехархо» цIе йолчу республикин конкурсехь, «Корматаллина тешаме хилар» аьллачу номинацехь хьалхара меттиг а яьккхина. Разета хIора деа шарахь ша болх бечу школехь хими лучу хьехархойн районан семинар дIахьо, ша вовшах а тухуш. Иза кхуьнан говзаллин лаккхара мах хадош долу гIуллакх ду. Шен дешархоша хIора шарахь республикехь а, ерриге а Россехь а дIахьочу кон-

курсашкахь дакъалоцу, боху хьехархочо. Дешархоша толамаш боху регионан тIегIанехь «Баккхий гайтамаш», «Iалам лардар» цIе йолчу а, иштта кхечу а конкурсашкахь. Дешархойн кхимаш хьехархочуьнца боьзна бу, хIунда аьлча цо кхечбо уьш цу гIуллакхна, шен хан а йойъуш, керланиг царна Iамо а гIерташ, церан хааршца йолу ледарлонаш дIа а йохуш. Цу балхана шортта хан а, собар а оьшу, ткъа иштта берийн хаарш мел ду а, церан мах хадо а хаар хила деза.

– Хьехархочун болх цкъа а ца хилла атта. Хьайн корматаллин хаарш хьоьгахь хиларх тоьаш ма дац, и хаарш берашна дIадала а, уьш царна мел Iемина а хаа деза. Цул сов, дешархойн хаарийн барам, церан психологи, цара ойла яр, амалийн башхаллаш – и дерриге а хаа деза хьехархочунна, – дуьйцу Разета. – Суна ца хаьа, сайн дешархой муьлш хир бу дахарехь, хIун корматалла хир ю церан. Уьш берриге а лоьраш а, химикаш

а, биологаш а, технологаш а хуьлийла дац, царна мел дика хими я биологи хаарх. Коьртаниг уьш дешна а, дика а, хьекъале а, вайн халкъана а, Даймахкана а пайде а хила лаьа суна. Царах дика адамаш хила лаьа. ТIаккха оха, хьехархоша, беш болу болх эрна ца хуьлу. Суна чIогIа хазахета сайн хилла дешархо школе веача, сайгара хьалде хаьттича, шен балхах лаьцна цо дийцича. Шен дешархошна ша виц цавалар, шега ларам хилар чIогIа мехала ду хьехархочунна. Баркаллин дог-ойла дешархошкахь латтар – мел доккха гIуллакх ду иза цунна. ТIаккха хаьа хьехархочунна ша церан дахарехь беркате лар йитинийла. Цуьнан дуьхьа а мегар дара школехь къахьега.

Иштта шен балхах лаьцна кхоллаелла ойланаш йовзуьйту Разета. Гуш ду цунна шен болх безаш хилар, шен хаарш дешархошна дIадала иза кийча хилар.

Тахана Разет районехь а, республикехь евзаш а, лоруш а хьехархо ю. ХIара районехь химехула олимпиадаш дIаяхьаран эксперт а, республикехь дIахьочу «Шеран хьехархо» конкурсан жюрин декъашхо а ю.

Разетан дуккха а совгIаташ ду хьехархочун балхахь цуьнан баккхий кхиамаш хиларна делла. Масала, Россин Дешаран министр Фурсенко волчу хенахь елла Сийлаллин грамота ю цуьнан цу министран цIарах. Нохчийн Республикин дешаран министерствон а, Шелан к1оштан дешаран урхаллин а, Шелан районан а, ЧуьрийнЭвларчу а администрацийн а цIарах а дуккха а грамоташ а, совгIаташ делла цунна. Амма уггаре а доккха совгIат – кхуьнга а, кхуьнан балхе а дешархойн а, дай-нанойн а, школин куьйгаллин а, белхан накъостийн а болу ларам бу, кхуьнан балхана уьш резахилар, кхунах дозалла дар а ду.

Тахана санна школехь деша аьттонаш цкъа а

хиллий-те аьлла, хета шена, боху хьехархочо. Масала, химин хьехархочун хьалха цкъа а ца хилла таханлера таронаш, гайтаран гIирсаш, электронни технологеш. Шаьш дерриге а деш ду берийн дика хаарш хилийта, урокашкахь хан ца тоьаш хилча, кхин тIе беш болу болх а бо шаьш предметах долу хаарш лакхадахархьама, дуьйцу цо. Бераша дешчхьана, таронаш йолуш ю.

     «Хьайн      белхан       коьрта

Iалашо хIун лору ахь?» – хотту ас Разете. – Суна чIогIа лаьара дешархошна айса хьоьху хими дика хаьа, – боху цо. – Ас хьалха ма-аллара, уьш берриге а химикаш хир бац, амма цу предметах долу хаарш царна дахарехь оьшур ду. Тахана, халахеташ делахь а, жоьпалле дац вайн дукхахдолу бераш, хIума атта мел хили а, иза деза царна. Къинхьегам безаш берш дукха бац, ловза луурш алсам бу. Вай дукха дийцина, дуьйцуш а ду телефонаша вайн берашна деш долчу зенах лаьцна. Цуьнах дай-наной кхета лаьара суна. Телефонаша берашка ойла ца йойту, церан кхетамна новкъарло йо, уьш дуьне а, Iилма а довзарехь тIаьхьатотту. Книгаш йоьшуш дукха бераш дац, цундела церан мотт ца кхуьу, ткъа цо дешарна йоккха новкъарло йо. Иза ду халахеташ дерг.

Вайн Республикин Хьалхарчу Президента Кадыров Ахьмад-Хьаьжас аьлла иштта мехала дешнаш: «Хьехархочо къам кхуллу». Мел лакхара мах хадийна цо хьехархочун белхан!

Массо а заманашкахь хилла хьехархочун болх юкъараллехь лерам болуш. Берана диканиг хьоьхуш, вочух иза лардеш, хаарийн инзаре дуьне цунна схьаделларца дахаран сирла некъ цунна бостуш верг ма ву хьехархо. Дала аьтто бойла Разет Мовсаровнин а, и санна хьанал къахьоьгучу массо а хьехархочун а.

АРСАНУКАЕВ Муса

№5 (389) 15 марта 2021г.

ХАЗА КХАЪ        

Чадаева Лайлаъ тоьлла къаьмнийн меттанийн хьехархойн конкурсехь

Чиллин (февраль) беттан 26-28-чуй деношкахь Москвахь дӀаяьхьира Ерригроссин къаьмнийн меттанийн а, культурин а Форуман гурашкахь дӀахьош йолу къоман меттанийн хьехархойн конкурс.

Н

охчийн Республикин цӀарах оцу конкурсехь дакъалецира Грозненски кӀоштарчу Долинскан юккъерчу школин нохчийн меттан а, литературин а хьехархочо Чадаева Лайлаа. Конкурсан жюрин тидаме          диллинера          ненан меттан хьехархочо кечдина дарсан дакъа а, ткъа иштта, шен къоман духар довзуьйтуш болу гайтам а. Чадаева Лайлаа къовсаман хьалхарчу    декъехь               толам баьккхира.

Лайлаа мелла а шуьйра дийцира оцу конкурсах а, шен хиллачу кхиамах а лаьцна. «Конкурсан заочни муьрехь дакъалоцуш Россин 40 субъектера 624 хьехархо вара. Царах 42 субъектера тоьлла волу 60 хьехархо вара очни муьрехь дакъалоцуш. Форуман хьалхара де Россин Федерацин Юкъараллин Палатехь дӀадаьхьира. Россин Федерацин Президентан

23-ГIА УРОК

грантан гӀоьнца дӀахьош яра форум а, конкурс а. Форуман программехь дара къоман меттанийн хьехархошна юкъахь конкурс дIаяхьар а, къоман духар гайтар а, дешархоша бинчу куьйгабелхан гайтам бовзийтар а, къоман маттехула культурин ницкъ гайтар Ӏалашо йолу семинар дIаяхьар а, къоман мотт дIахьехаран концепци кхочушъярна лерина дерг дийцаре дечу «горгачу стоьлан» балхахь дакъалацар а».

Къоман меттанийн хье-

хархоша шаьш хӀиттийна программаш йовзийтира. Дешаран процессехь къаьмнийн юкъаметтиг чIагIъеш а, тайп-тайпанчу динехь болчу дешархошна юкъахь ларам кхолларна тIе коьрта тидам бахийтар яра оцу программин коьрта Iалашо. Пачхьалкхан Думин депутаташца цхьаьнакхетарш а хилира хьехархойн.

Хьехархоша шайн дешархойн белхаш бовзуьйтуш гайтамаш бира. Уьш а Юкъараллин палатехь

Куьйгалхочо Кадыров Рамзана йойтуш яккхий харжаш хилар хууш ду вайна. ШолгӀа делахь, нохчийн меттан Iаматаш Федеральни перечень юкъаяхийта хилар а, школашкахь нохчийн маттана билгалдаьхна сахьташ кхечу республикаш-

кахьчул а сов хилар а доккха гӀуллакх ду. Иштта, боккха кхаъ бу вайн республикехь Нохчийн меттан институт хилар а». Нохчийн мотт кхиорехь а, Ӏалашбарехь а деш долчу гӀуллакхех йоккхаеш дийцира цо.

галхочун цIарах Сийлаллин грамоташца яларца а, ткъа иштта, вайн республикин Дешаран а, Ӏилманан а министран а, Грозненски кIоштан администрацин куьйгалхочун а цIарах Баркаллин кехаташца а, Сийлаллин грамоташца а. 2011-чу шарахь Лайлаана, Нохчийн Республикин хьакъйолу хьехархо» сийлахь цӀе а елла.

ЮьхькӀам бу иштта хьехархой хилар. Дала тӀаьхье беркате йойла!

ЭЛЬДЕРХАНОВА Зайнап

дIабаьхьира. ХIора къоман Къоман духар тегарца а, гайтамна къастийна стол дешархоша кечбина белхаш яра цигахь. Кхечу къаьм- Москва дIабахьийтарца Лайнийн культурин мехаллаш лаана доккха гIо лецира Дойовзар пайдехь дара. Къо- линскан школин директоман духарх лаьцна дийца 5 ра Успаев Идриса. «Конкурсе минот хан лора. дIакхачо безачу гайтамах, ас

Лайлаа дийцира: «Со оцу дIаяхьа езачу хIуманех суна форуме кхаьчча, кхечу ре- бала ца хилийта, сан ларча гионашкара баьхкинчу хье- Москва дIайоьдучу автобусхахошка ладоьгӀча, вайн ре- ца дIаяхьийтарал сов, юха, спубликехь къоман меттан Москвахь а суна такси дуьсий-пусар дар массанхьа- хьалайоуьйтуш, сан дола чул а дика хилар гира суна. дира Идрис Исаевича. Дела Синхьаам беш а яра и чӀагӀо. реза хуьлда цунна!», – дийЦкъа делахь, дукхахдол- цира цо ша болх бечу шкочу халкъийн шайн къоман лин директоран гӀиллакхех мотт хӀинца а пачхьалкхан лаьцна.

мотт бу аьлла билгалбаь- Чадаева Лайлаа Нохчийн ккхина а бац. Iедало а мат- пачхьалкхан хьехархойн интана тергоярехь вай гIолехь ститут чекхъяьккхина 1998ду. Мел доккха гIуллакх ду чу шарахь. Цо школехь болх Нохчийн меттан де билгал- бо 28 шо хан ю. Цуьнан къиндеш хилар. Оцу денна ле- хьегаман мах хадийна Нохрина Нохчийн Республикин чийн Республикин Куьй-

                                     «Кхетаме Хьамид»         А.Сулейманов;

б) Лев Толстой, Александр Пушкин.


Урокан цIе:  Сальмурзаев Мохьмадан «Кхетаме Хьамид» дийцар.

Урокан Iалашо:

1.           Сальмурзаев Мохьмадан дахарх, кхоллараллах лаьцна дешархошка дийцийта, цуьнан произведенин мехалла билгалъяккха.

2.           Яздархочун «Кхетаме Хьамид» аьлла цIе йолу дийцаран чулацам бовзийта, къастош дешар тIехь болх дIабахьа.

Урокана оьшу гIирс:  Сальмурзаев Мохьмадан кхоллараллина лерина презентаци, яздархочун портрет, чулацамца нисдина суьрташ, тептарш, дошмалгаш, къоламаш, компьютер, экран, проектор, учебникаш, ловзаран кепана лерина кехаташ, урокан жамIдаран гIирс, керлачу дешнашна слайдаш.

Урокан тайпа: керла хаарш довзийтаран урок.

Урок дIаяхьар I. Догдаийтаран мур. 

     II.          Дешархойн долчу хаарийн

актуализаци яран мур.

1.           Сальмурзаев Мохьмадан дахарх, кхI. Сальмурзаев Мохьмадан дахарх, кхоллараллах лаьцна дешархойн боцца хаам.

2.           Яздархочун хьалхарчу классашкахь Iамийна произведенеш билгалъяхар, чулацаман маьIна дар.

3.           Хаттаршца къастийначу произведенин чулацам таллар

а) ХIун гойту авторо шен произве-

дени тIехь? аь) Муьлха Iалашо ю цо юьхьар-

лаьцнарг?

б) Шуна хIун хета чулацамехь

къаьсттина ойла тIеяхарца билгалдаьлларг?

в) Литературни муьлхачу гIирсех

пайда эцна яздархочо?

г) Дустарца сурт хIоттор муха ду?

III. Керлачу хаамех дерг довзийтаран мур.

1.           Хьехархочун гIоьнца керла коьчал дешархошка шайга билгалъяккхийтар.

2.           «Кхетаме Хьамид» цIе йолу дийцар довзийтарца боьзна хьехархочун хаам.

3.           Керлачу дешнийн маьIна слайдаш гайтарца къастор, тептарш тIе дIаяздар.

4.           Хьехархочо дешарца чулацам

бовзийтар

IV. Керла хаарш тIечIагIдаран мур.

1.           Дешархошка дийцар шайга дешийтар.

2.           Хаттаршца дийцаран чулацам къастор.

а) Школехь Хьамидига дешийта

реза хIунда  вацара Мурда? аь) КIентан дахарехь хIун тайпа

дакъалецира Къаймас?

б) Дауд муха стаг хийтира шуна?

Нийса дарий цо миска нах Iехор?

в). Муха хийцаелира Хьамидан ден

ойла?  ХIун бахьана дара цуьнан?

г). 20-гIа шераш дуьйлалучу муьрехь дахарехь хуьлуш болу хийцамаша адамаш керлачу ойлане дерзош хилар муха гайтина авторо?

3.           Дешархошка шайна чулацамах зеделларг дийцийтар .

4.           Дийцаран турпалхой билгалбохуш кластер хIоттор.

5.           Тестировани ярца хаарш таллар.1. Литературни жанраш билгалъяхар

а) справка, кхайкхам; аь) роман, повесть, байт; б) доклад, реферат.

2.        Нохчийн яздархой къастор

а) Расул Гамзатов, Чингиз Айтма-

тов;

     аь)      Гайсултанов.        М.Мамакаев,

3.        Произведенийн чулацаман маьIна дар

а) дарба лелор лазархочунна; аь) ялта кхио Iамор;

б) гIиллакхе, оьзда хила Iамор.

4.        Фольклоран бух тIехь произведенеш кхуллу яздархо

а) Сулаев Мохьмад; аь) Гайсултанов Iумар; б) Сулейманов Ахьмад.

5.        Лоьран корматалла хилла яздархо

а) М.Мамакаев; аь) М.Сулаев; б) Н.Музаев V. Урокан жамI дар.

1.       Муха хийтира шуна тахана урокехь къастийна произведени?

2.       ХIун ойла кхоллаелира шун и йоьшуш?

3.       ХIун маьIна ду цуьнан чулацаман?

4.       Дешархоша бинчу белхан мах хадор.

VI. Рефлексин мур.

1.Урокехь суна дика хеттарг дара…

2.           Суна дика цахеттарг…

3.           Суна атта хеттарг…4. Суна хала хеттарг…

VII. ЦIахь:   дийцаран чула-

цам талла, тептарш тIехь йозанца маьIна дан.

ГАЙРБЕКОВА Марьям


8

                ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.                 СКАНВОРД

В Англии до сих пор В Лондоне в год выпадаесть профессия откупор- ет 590 мм осадков, в Риме – щика океанских бутылок 760 мм, в Милане – 1000 мм. с письмами. Выходит, что «дождливый»

Лондон – один из самых суОдно из самых необыч- хих городов в Европе. ных деревьев в мире – эв- .

калипт радужный. От дру- Смех вызывает расшигих видов он отличается рение кровеносных сосуневероятно разноцветной дов, что способствует улучкорой, которая к тому же шению кровообращения. постоянно меняется, отче- .

го деревья выглядят так Самая короткая война фантастически. между Англией и Занзи-

баром продолжалась всего Ежегодно                в                 римский             38 минут. фонтан Треви люди бро- .

сают больше 1 миллиона         Французский язык был долларов.          официальным                языком

Англии в течение 6 сотен Аргентинское издание лет. Это было следствивыпустило книгу, которая ем нормандского завоевачезающими через 2 меся- . напечатана чернилами, ис- ния Англии.

ца после того, как читатель Всеми любимый попвпервые открыл книгу. корн впервые появился в кинотеатрах в 1912 году,

Малоротая макропин- а прибыль от его продажи на, или бочкоглаз, – един- превзошла доходы от проственная рыба в мире, име- дажи билетов.

ющая прозрачную голову. .

                                                                    Идеальным        продук-

Немецкий замок Эльц со           том для быстрого перекувремени основания при-                са являются орехи. Жиры надлежит одной и той же                 в составе орехов способсемье уже почти 850 лет и           ствуют их медленному пепрошел через 33 поколе-                ревариванию и продолния. Интересно, что он ни-   жительному                 ощущению когда не был разрушен или                 сытости. захвачен.         .

ОТВЕТЫ НА СКАНВОРД, Кошка пролезет везде, опубликованный №4 от 27 февраля 2021г.: Белки используют где проходит голова. А все хвост в качестве парашю- благодаря ключице, ко- ПО ГОРИЗОНТАЛИ: Лесоруб. Десяток. Занавес. Рабат. Пари. Ушиб. Сваи. та, поэтому им не страш- торая является "плаваю- Уса. Географ. Угар. Агроном. Рака. Физалис. Писк. Вышивка.

но падение даже с высо- щей" и ни к чему не при- ПО ВЕРТИКАЛИ: Железа. Вага. Сабза. Поляна. Игра. Тату. Грибы. Кузов. Обты 50-этажного дома. креплена. раз. Кепи. Окапи. Сабур. Налив. Сало. Иск. Жираф. Маска.

АНЕКДОТЫ

РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мой доктор сказал мне, что я становлюсь глухим. Мне тя- На многих полотнах Нарцисс глядит на В 1795 году французская кавалерия жело было это слышать. своё отражение, почти касаясь воды. На- захватила в плен голландский военный званием сорта нарциссов стало наречие флот. Это единственный случай в исто-

Тяжелее всего не сболтнуть * * * французского происхождения. Напишите рии, когда конные войска смогли взять лишнего, когда тебя демонстра- название этого сорта. в плен… корабли. Как им это удалось? тивно не расспрашивают.

*  * *       Только пять стран участвовало во

Это не у Земфиры с текстами всех 22 летних Олимпийских играх: что-то не так, это вам больше Австралия, Франция, Греция, Велине 20 лет.           кобритания и Швейцария. А какая из * * *       этих стран участвовала во всех зимних У меня завтра собеседование Олимпийских играх? с работодателем по телефону, и

знакомый посоветовал мне «про- Что добывали в Океании с помощью сто будь собой», поэтому я не со- выпахивания, в Индонезии и Австрабираюсь отвечать на звонок. лии — с помощью пиления, а в Африке

*  * *       — с помощью сверления?

Говорят, что в своей жизни На иврите – пустынный бегун, понужно что-то менять. Поэтому русски – просто бегунок. Напишите ла- Роза, татарник, ирис... Назовите четя сегодня сяду на телевизор и тинское слово, присутствующее в зооло- вертый компонент. буду смотреть диван. гическом названии этой птички.

*  * *       Îтвåты нà зàäàчêè, опублèêо-

А вы тоже замечали, что одеж-

да цепляется за дверные ручки вàнныå в №4 от 27 фåвðàля: ровно тогда, когда ты уже злю- 1. Достоев- езжая часть была щий как черт?       ский. Таблич- в мусоре и навозе.

*  * *       ка извещает, что           Чтобы не испач-

   Как прошли выходные?      именно               здесь    каться, приходи-

   Как прошли?!             был написан ро-            лось       прометать

                              * * *                                                                                                     ман «Идиот», по-        дорожку, что было

Заезжая задом в гараж, попро- итальянски – особенно важсил сына помочь мне и сказать, «L'Idiota». но для женщин в когда я доеду до стены. После 2. Настоящий, длинных юбках. удара об стену сын сказал мне: липовый. 5. Казна (гла-

«Ровно 17:45».                                                                                                                                                    3. Хлопья снега.     гол     –                                                                                                                                                                                           хранить

                                                                                                                                                                                     4. Метла. Про-      «хазана»).

Îбùåñтвåнный ñовåт гàзåты:

И.Х. БÀЙСУЛТÀНÎВ – ìèнèñòð обðаçованèя è

наóêè ×Ð (ïðедcедаòеëü)

И.Д. ТÀÀЕВ

   ïеðвûй çаìеñòèòеëü ìèнèñòðа обðаçованèя è наóêè ×Ð

Ш.À. ГÀПУРÎВ

- ïðеçèденò АН ×Ð

Х.С. УМХÀЕВ

- дèðеêòоð Инñòèòóòа

÷е÷енñêого яçûêа

 Ш.Ш. БЕЧИЕВ

-   дèðеêòоð Ценòðа оценêè êа÷еñòва обðаçованèя

Г.Б. ЭЛЬМУРЗÀЕВÀ

-   ðеêòоð ИÐО ×Ð

Д.Х. ГЕРЗЕЛИЕВ

- ïðедñедаòеëü Ðеñïóбëèêанñêого Совеòа ïðофñоюçа ðабоòнèêов обðаçованèя ×Ð

Глàвный ðåäàêтоð

Шàмхàн

Шàðèповèч

ЦУРУЕВ

Ãаçеòа çаðегèñòðèðована Уïðавëенèеì Федеðаëüной ñëóжбû ïо надçоðó çа ñобëюденèеì çаêонодаòеëüñòва в ñфеðе ìаññовûõ

êоììóнèêацèй è оõðане êóëüòóðного наñëедèя в

×е÷енñêой Ðеñïóбëèêе  ÏИ ¹ ФС 20-0137 оò 24.02.2005 года.

У÷ðедèòеëü:

Ш.М. Цуðуåв

Àäðåñ ðåäàêöèè/èзäàтåля:

364024, Чåчåнñêàя Рåñп. г. Гðозный, ул.

Н.À.Нàзàðбàåвà, ä. 92. Контàêтный тåлåфон:

8 (928) 475-46-66. E-mail: [email protected]

Âûõодèò на ÷е÷енñêоì è ðóññêоì яçûêаõ

Свободная цена

Ãаçеòа оòïе÷аòана:

ООО «Иçдаòеëüñòво

«Южнûй ðегèон»,

Сòавðоïоëüñêèй êðай

г.Еññенòóêè,

óë.Нèêоëüñêая, 5а ïо гðафèêó: 09:00 ïо фаêòó: 09:00

 Тèðаж 5 830

 Çаêаç ¹ Ïодïèñано в ïе÷аòü:

12.03.2021г.

Ïодïèñной èндеêñ

– ÏА780

ХЬЕХАРХО Non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни www

ХЬЕХАРХО Non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни www

Премии Главы ЧР – победителям школьных олимпиад

Премии Главы ЧР – победителям школьных олимпиад

НОВОСТИ МИНОБРНАУКИ ЧР Актуальные вопросы развития и изучения родного языка

НОВОСТИ МИНОБРНАУКИ ЧР Актуальные вопросы развития и изучения родного языка

Министерство просвещения РФ разработало и утвердило новый порядок проведения

Министерство просвещения РФ разработало и утвердило новый порядок проведения

Все школьные библиотеки информационные стенды, района проводили и будут активизирована поддерж- проводить мероприятия, нака выпускников школьны- правленные на популяризами психологами и т

Все школьные библиотеки информационные стенды, района проводили и будут активизирована поддерж- проводить мероприятия, нака выпускников школьны- правленные на популяризами психологами и т

Грозного. В каждой из них среди учащих- ся 10-х классов мы отобрали 20 человек, которые желают поступить в педагогический вуз

Грозного. В каждой из них среди учащих- ся 10-х классов мы отобрали 20 человек, которые желают поступить в педагогический вуз

XX и XXI века, Шалве Александровичу

XX и XXI века, Шалве Александровичу

И обязательно – сам бимыми большинством учи- любить жизнь

И обязательно – сам бимыми большинством учи- любить жизнь

CubeSat, которые в последующем могут быть запущены на орбиту

CubeSat, которые в последующем могут быть запущены на орбиту

Хьехархочун беркате некъ алссам зеделларг а долуш, хьехархой бара, хIара царна хьалха дешна а, кхиъна а яра

Хьехархочун беркате некъ алссам зеделларг а долуш, хьехархой бара, хIара царна хьалха дешна а, кхиъна а яра

Чиллин (февраль) беттан 26-28-чуй деношкахь

Чиллин (февраль) беттан 26-28-чуй деношкахь

Расул Гамзатов, Чингиз Айтма- тов; аь)

Расул Гамзатов, Чингиз Айтма- тов; аь)

Что добывали в Океании с помощью сто будь собой», поэтому я не со- выпахивания, в

Что добывали в Океании с помощью сто будь собой», поэтому я не со- выпахивания, в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2022