Медиа от А до Я. Краткий словарь терминов по журналистике
Оценка 4.8

Медиа от А до Я. Краткий словарь терминов по журналистике

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл +1
02.02.2023
Медиа от А до Я. Краткий словарь терминов по журналистике
Медиа от А до Я. Краткий словарь терминов.docx

Словарь медиатерминов

 

Сторона А (термин)

Сторона Б (определение)

Агрегатор новостей

 

Сервис, который собирает и упорядочивает разрозненные источники новостей

Адаптивный дизайн

Единый дизайн и верстка сайта, которые могут «подстраиваться» под разные типы мобильных устройств

Бренд—журналистика

Медиа, созданные коммерческими компаниями, для продвижения товаров или бренда

Геймификация

Использование игровых механик для усиления вовлечения аудитории

Контент

 

Фактически – информационный продукт. Включает в себя тексты, фото, видео, подкасты, посты в блогах, соцсетях и проч.

Монетизация

Процесс получения денежного дохода от разных видов деятельности

Ньюсрум

Помещение, в котором работает редакция

Подкаст

Аудио- и видеоформат, авторская передача, которая регулярно выходит в интернете и распространяется через сайт, соцсети или приложения

Фейк

Подделка. Выдуманная или намеренно сфабрикованная информация

Фактчекинг

Проверка информации

Бэкграунд

Информационный материал или набор сведений, составляющий предысторию события

Анонс

Предварительное оповещение о чем-либо

Лид

Первый абзац в материале. Позволяет донести до читателя тему материала и ключ к его пониманию

Подзаголовок (подзаг)

Дополняет заголовок, чтобы читатели могли чётко и быстро понять содержание материала

Пресс-конференция (прессуха)

Открытое мероприятие для журналистов, на котором могут быть освещены несколько проблем или вопросов, не связанных друг с другом

Фрилансер

Внештатный журналист

Четвертая власть

Словосочетание, применяемое к журналистике, как к дополнительной ветви власти

«Джинса»

Платный материал, опубликованные в СМИ под видом текста, выражающего независимое мнение журналиста или редакции; скрытая реклама

Нативная реклама

Реклама, которая выглядит как основной контент. Для нее создают интересный формат: обучающий, информационный, развлекательный, юмористический и т.д.

Полоса

Страница газеты

Разворот

Две полосы на одном зрительном поле, а также текст на этих двух полосах

Шапка (чердак)

Верхняя часть полосы газеты

Выходные данные

Сведения о СМИ: дата публикации или регистрации, адрес редакции, Ф.И.О главного редактора, тираж, контакты, учредитель и т.д.

Дайджест

Подборка наиболее интересного контента, опубликованном за определенный период

Инфоповод

Событие, способное вызвать интерес аудитории и стать сообщением в средствах массовой информации

Тираж

Количество напечатанных экземпляров газеты, журнала, книги

Аккредитация

Официальное разрешение для журналистов присутствовать на мероприятиях

Реклама

Распространение в СМИ информации о товарах, работах, услугах, для их продвижения

Инфографика

Способ подачи информации с помощью графиков, схем, иллюстраций. Позволяет в сжатой форме передать большой объем информации

Лонгрид

Большой текст «разбитый» на части мультимедийными элементами: фото, видео, инфографика и т.д.

Троллинг

Провокация собеседника на агрессивную или неадекватную реакцию. Чаще используется в интернете

Адресный план

Видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемки: название населенного пункта, учреждения, улицы и т.п.

Расследовательская журналистика

Вид журналистики, который предполагает расследовательскую работу для того, чтобы получить необходимую информацию

Журналистика данных

(data—journalism)

Направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и

последующее представление полученной из них информации в виде текстовой истории или инфографики

Объяснительная журналистика

Формат в журналистике, который предполагает детальное объяснение произошедшего (формы: вопрос-ответ, «карточки», инфографика и т.д)

Медиаграмотность

Знания и навыки, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа

«Пилот»

Пробный выпуск передачи

Петля (петличка)

Миниатюрный микрофон, который крепится к одежде

SMM

Форма маркетинга, основанная на использовании социальных сетей для продвижения продуктов и услуг компании

Информационная политика

Набор правил, которые регулируют создание, использование, хранение, доступ, передачу и распространение информации

Подписчики

Пользователи, наблюдающие за деятельностью какого-либо лица, событием или брендом в интернете и соцсетях

Аббревиатура

Условное сокращение названия по первым буквам (СМИ, СМК и т.д.)

Вёрстка

«Сборка» материалов на полосе газеты из текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр.

Брифинг

Короткая встреча спикеров с журналистами, которая посвящена одному вопросу

Дедлайн

 

Окончательный срок сдачи материалов

Репортаж

Жанр журналистики, главными особенностями которого является оперативность и создание «эффекта присутствия» на месте события

Сторителлинг

Подача информации в форме увлекательной истории

Аудитория

Группа людей, вступающих в контакт с источником информации

Фотобанк

Хранилище фотографий

Хрип (Хрипак, Хрипушка)

Аудиозапись, сделанная по телефону

Шпигель

Анонс новостей в начале выпуска передачи

Врезка

Дополнительная информация к материалу, вынесенная отдельно

«Желтая» пресса

Вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах

Джингл

Короткая песня или мелодия, используемая в рекламе или в теле- и радиопрограммах

Интервью

Жанр журналистики, основанный на принципе «вопрос-ответ». Проводится в форме диалога между журналистом и его собеседником

«Консервы»

Материалы, которые не теряют своей актуальности

Колонка

Рубрика, которую ведет конкретный автор

Подводка

Речь журналиста перед сюжетом, которая подводит зрителя к новости

Воздух

Свободное место между материалами в прессе

Видеоряд

В видеосюжете - набор кадров и планов

Новые медиа

Электронные площадки, использующие новые форматы подачи информации (соцсети, блоги, подкасты, телеграм–каналы, короткие вирусные видео, live-трансляции в соцсетях, влоги, и т.д.)

Лайф

Вид сюжета, в котором показывают видео события без комментариев журналиста

Ньюсмейкер

Человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ

«Подвал»

Нижняя часть газетной полосы

Синхрон

Часть интервью (комментарий, реплика) в сюжете на ТВ

«Кирпич»

Большой трудночитаемый материал в прессе

Стендап

Работа журналиста в кадре, его комментарии

Удочка (журавль)

Название микрофона на длинном штативе

Спикер

Человек, выступающий на презентации,

пресс-конференции, брифинге

Источник

Объект, из которого берется информация. Им может быть: человек, соцсети, СМИ, документы и т.д.

Пресс-релиз

 

Материал о предстоящем событии, адресованный СМИ

Пост-релиз

Материал о прошедшем мероприятия для СМИ

Зеленка (хромакей)

Одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже «вырежут» фон. Чаще всего зеленого цвета

Стрингер

Журналист – фрилансер. Также им может стать очевидец, проявивший инициативу и предоставивший фото - или видео

Главред (главный редактор)

Лицо, определяющее редакционную политику СМИ. Объединяет в себе руководящие и творческие функции

СМК

Технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации

Мультимедийная журналистика

Направление, в котором один инфоповод подается в разных форматах

Конвергентные СМИ

Объединяют в составе единой редакции разные типы СМИ, под единым брендом или в составе одного медиахолдинга

Пропаганда

Распространение политических, религиозных и иных взглядов с помощью СМИ с целью манипуляции общественным сознанием

Буллинг

Травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими)

Спичрайтер

Автор речей, выступлений для чиновников, политиков, общественных деятелей или предпринимателей

Пресс-секретарь

Специалист, который представляет компанию, ведомство или частное лицо в СМИ

Контент-план

Структурированный график публикаций для СМИ и социальных сетей

Бильдредактор

Сотрудник СМИ, отвечающий за поиск и подбор фотоиллюстраций к материалам

Кликбейт

Контент, цель которого заставить пользователя «щелкнуть» на определенную ссылку или перейти на страницу

Кликабельный заголовок

Заголовок, который дает представление о происшествии или ситуации, но не раскрывает всех подробностей. Вызывает у пользователя интерес к новости

Корректор

Специалист, который проверяет текст и исправляет орфографические, грамматические, пунктуационные и прочие ошибки

Псевдоним

Вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего

Инсайд

Внутренняя закрытая информация, которой владеет узкий круг лиц, причастный к той или иной сфере или вопросу

PR

Процесс взаимодействия с аудиторией через каналы коммуникации с целью создания положительного образа клиента

Респондент

Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании

Заметка

Короткое сообщение о важном событии. Отличительная особенность – оперативность, сжатость, отсутствие авторской оценки

Специальный корреспондент

Сотрудник СМИ, который выезжает на места событий для выполнения редакционных заданий

Собственный корреспондент

Сотрудник СМИ, который проживает на определенной территории и ведущий там же профессиональную деятельность

Интервьюер

Тот, кто берет интервью

Стрим

Видео в интернете, которое пользователь  транслирует аудитории в режиме реального времени без монтажа

Таблоид

Газета, характеризующаяся определённым типом вёрстки: обилие фотографий, мало текста

Интервьюируемый

Тот, кто даёт интервью

Новость

Оперативная свежая информация, которая представляет интерес для аудитории

Заг

Название журналистского материала

Копирайтер

Автор рекламных текстов

Рерайт

Переписывание готового текста для дальнейшего использования с сохранением смысла

Трэвел-журналистика

Направление журналистики, которое предоставляет аудитории информацию о путешествиях

СМИ

Организации, которые получают, обрабатывают и распространяют актуальную информацию до широкой аудитории

Медиа

Инструменты и каналы, используемые для распространения информации: СМИ, социальные сети, интернет-кинотеатры и др.

Верстальщик

Специалист, который отвечает за формирование печатного издания или веб-сайта, наполнение его необходимыми текстами, фотографиями и видео

Аббревиатура

Сложение двух и более слов и последующее их сокращение

Блог

Онлайн-дневник, который ведется на регулярной основе. Может иметь узкую тематику

Колумнист

Автор, ведущий постоянную рубрику (колонку) в каком-либо издании

Ньюсджекинг

Использование чужих инфоповодов для создания своего контента

 

 

 

 


 

Словарь медиатерминов

Словарь медиатерминов

Разворот Две полосы на одном зрительном поле, а также текст на этих двух полосах

Разворот Две полосы на одном зрительном поле, а также текст на этих двух полосах

Информационная политика

Информационная политика

Подвал» Нижняя часть газетной полосы

Подвал» Нижняя часть газетной полосы

Вызывает у пользователя интерес к новости

Вызывает у пользователя интерес к новости

Аббревиатура Сложение двух и более слов и последующее их сокращение

Аббревиатура Сложение двух и более слов и последующее их сокращение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023