Словарь медиатерминов
Сторона А (термин) |
Сторона Б (определение) |
Агрегатор новостей
|
Сервис, который собирает и упорядочивает разрозненные источники новостей |
Адаптивный дизайн |
Единый дизайн и верстка сайта, которые могут «подстраиваться» под разные типы мобильных устройств |
Бренд—журналистика |
Медиа, созданные коммерческими компаниями, для продвижения товаров или бренда |
Геймификация |
Использование игровых механик для усиления вовлечения аудитории |
Контент
|
Фактически – информационный продукт. Включает в себя тексты, фото, видео, подкасты, посты в блогах, соцсетях и проч. |
Монетизация |
Процесс получения денежного дохода от разных видов деятельности |
Ньюсрум |
Помещение, в котором работает редакция |
Подкаст |
Аудио- и видеоформат, авторская передача, которая регулярно выходит в интернете и распространяется через сайт, соцсети или приложения |
Фейк |
Подделка. Выдуманная или намеренно сфабрикованная информация |
Фактчекинг |
Проверка информации |
Бэкграунд |
Информационный материал или набор сведений, составляющий предысторию события |
Анонс |
Предварительное оповещение о чем-либо |
Лид |
Первый абзац в материале. Позволяет донести до читателя тему материала и ключ к его пониманию |
Подзаголовок (подзаг) |
Дополняет заголовок, чтобы читатели могли чётко и быстро понять содержание материала |
Пресс-конференция (прессуха) |
Открытое мероприятие для журналистов, на котором могут быть освещены несколько проблем или вопросов, не связанных друг с другом |
Фрилансер |
Внештатный журналист |
Четвертая власть |
Словосочетание, применяемое к журналистике, как к дополнительной ветви власти |
«Джинса» |
Платный материал, опубликованные в СМИ под видом текста, выражающего независимое мнение журналиста или редакции; скрытая реклама |
Нативная реклама |
Реклама, которая выглядит как основной контент. Для нее создают интересный формат: обучающий, информационный, развлекательный, юмористический и т.д. |
Полоса |
Страница газеты |
Разворот |
Две полосы на одном зрительном поле, а также текст на этих двух полосах |
Шапка (чердак) |
Верхняя часть полосы газеты |
Выходные данные |
Сведения о СМИ: дата публикации или регистрации, адрес редакции, Ф.И.О главного редактора, тираж, контакты, учредитель и т.д. |
Дайджест |
Подборка наиболее интересного контента, опубликованном за определенный период |
Инфоповод |
Событие, способное вызвать интерес аудитории и стать сообщением в средствах массовой информации |
Тираж |
Количество напечатанных экземпляров газеты, журнала, книги |
Аккредитация |
Официальное разрешение для журналистов присутствовать на мероприятиях |
Реклама |
Распространение в СМИ информации о товарах, работах, услугах, для их продвижения |
Инфографика |
Способ подачи информации с помощью графиков, схем, иллюстраций. Позволяет в сжатой форме передать большой объем информации |
Лонгрид |
Большой текст «разбитый» на части мультимедийными элементами: фото, видео, инфографика и т.д. |
Троллинг |
Провокация собеседника на агрессивную или неадекватную реакцию. Чаще используется в интернете |
Адресный план |
Видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемки: название населенного пункта, учреждения, улицы и т.п. |
Расследовательская журналистика |
Вид журналистики, который предполагает расследовательскую работу для того, чтобы получить необходимую информацию |
Журналистика данных (data—journalism) |
Направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и последующее представление полученной из них информации в виде текстовой истории или инфографики |
Объяснительная журналистика |
Формат в журналистике, который предполагает детальное объяснение произошедшего (формы: вопрос-ответ, «карточки», инфографика и т.д) |
Медиаграмотность |
Знания и навыки, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа |
«Пилот» |
Пробный выпуск передачи |
Петля (петличка) |
Миниатюрный микрофон, который крепится к одежде |
SMM |
Форма маркетинга, основанная на использовании социальных сетей для продвижения продуктов и услуг компании |
Информационная политика |
Набор правил, которые регулируют создание, использование, хранение, доступ, передачу и распространение информации |
Подписчики |
Пользователи, наблюдающие за деятельностью какого-либо лица, событием или брендом в интернете и соцсетях |
Аббревиатура |
Условное сокращение названия по первым буквам (СМИ, СМК и т.д.) |
Вёрстка |
«Сборка» материалов на полосе газеты из текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр. |
Брифинг |
Короткая встреча спикеров с журналистами, которая посвящена одному вопросу |
Дедлайн
|
Окончательный срок сдачи материалов |
Репортаж |
Жанр журналистики, главными особенностями которого является оперативность и создание «эффекта присутствия» на месте события |
Сторителлинг |
Подача информации в форме увлекательной истории |
Аудитория |
Группа людей, вступающих в контакт с источником информации |
Фотобанк |
Хранилище фотографий |
Хрип (Хрипак, Хрипушка) |
Аудиозапись, сделанная по телефону |
Шпигель |
Анонс новостей в начале выпуска передачи |
Врезка |
Дополнительная информация к материалу, вынесенная отдельно |
«Желтая» пресса |
Вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах |
Джингл |
Короткая песня или мелодия, используемая в рекламе или в теле- и радиопрограммах |
Интервью |
Жанр журналистики, основанный на принципе «вопрос-ответ». Проводится в форме диалога между журналистом и его собеседником |
«Консервы» |
Материалы, которые не теряют своей актуальности |
Колонка |
Рубрика, которую ведет конкретный автор |
Подводка |
Речь журналиста перед сюжетом, которая подводит зрителя к новости |
Воздух |
Свободное место между материалами в прессе |
Видеоряд |
В видеосюжете - набор кадров и планов |
Новые медиа |
Электронные площадки, использующие новые форматы подачи информации (соцсети, блоги, подкасты, телеграм–каналы, короткие вирусные видео, live-трансляции в соцсетях, влоги, и т.д.) |
Лайф |
Вид сюжета, в котором показывают видео события без комментариев журналиста |
Ньюсмейкер |
Человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ |
«Подвал» |
Нижняя часть газетной полосы |
Синхрон |
Часть интервью (комментарий, реплика) в сюжете на ТВ |
«Кирпич» |
Большой трудночитаемый материал в прессе |
Стендап |
Работа журналиста в кадре, его комментарии |
Удочка (журавль) |
Название микрофона на длинном штативе |
Спикер |
Человек, выступающий на презентации, пресс-конференции, брифинге |
Источник |
Объект, из которого берется информация. Им может быть: человек, соцсети, СМИ, документы и т.д. |
Пресс-релиз
|
Материал о предстоящем событии, адресованный СМИ |
Пост-релиз |
Материал о прошедшем мероприятия для СМИ |
Зеленка (хромакей) |
Одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже «вырежут» фон. Чаще всего зеленого цвета |
Стрингер |
Журналист – фрилансер. Также им может стать очевидец, проявивший инициативу и предоставивший фото - или видео |
Главред (главный редактор) |
Лицо, определяющее редакционную политику СМИ. Объединяет в себе руководящие и творческие функции |
СМК |
Технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации |
Мультимедийная журналистика |
Направление, в котором один инфоповод подается в разных форматах |
Конвергентные СМИ |
Объединяют в составе единой редакции разные типы СМИ, под единым брендом или в составе одного медиахолдинга |
Пропаганда |
Распространение политических, религиозных и иных взглядов с помощью СМИ с целью манипуляции общественным сознанием |
Буллинг |
Травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими) |
Спичрайтер |
Автор речей, выступлений для чиновников, политиков, общественных деятелей или предпринимателей |
Пресс-секретарь |
Специалист, который представляет компанию, ведомство или частное лицо в СМИ |
Контент-план |
Структурированный график публикаций для СМИ и социальных сетей |
Бильдредактор |
Сотрудник СМИ, отвечающий за поиск и подбор фотоиллюстраций к материалам |
Кликбейт |
Контент, цель которого заставить пользователя «щелкнуть» на определенную ссылку или перейти на страницу |
Кликабельный заголовок |
Заголовок, который дает представление о происшествии или ситуации, но не раскрывает всех подробностей. Вызывает у пользователя интерес к новости |
Корректор |
Специалист, который проверяет текст и исправляет орфографические, грамматические, пунктуационные и прочие ошибки |
Псевдоним |
Вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего |
Инсайд |
Внутренняя закрытая информация, которой владеет узкий круг лиц, причастный к той или иной сфере или вопросу |
PR |
Процесс взаимодействия с аудиторией через каналы коммуникации с целью создания положительного образа клиента |
Респондент |
Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании |
Заметка |
Короткое сообщение о важном событии. Отличительная особенность – оперативность, сжатость, отсутствие авторской оценки |
Специальный корреспондент |
Сотрудник СМИ, который выезжает на места событий для выполнения редакционных заданий |
Собственный корреспондент |
Сотрудник СМИ, который проживает на определенной территории и ведущий там же профессиональную деятельность |
Интервьюер |
Тот, кто берет интервью |
Стрим |
Видео в интернете, которое пользователь транслирует аудитории в режиме реального времени без монтажа |
Таблоид |
Газета, характеризующаяся определённым типом вёрстки: обилие фотографий, мало текста |
Интервьюируемый |
Тот, кто даёт интервью |
Новость |
Оперативная свежая информация, которая представляет интерес для аудитории |
Заг |
Название журналистского материала |
Копирайтер |
Автор рекламных текстов |
Рерайт |
Переписывание готового текста для дальнейшего использования с сохранением смысла |
Трэвел-журналистика |
Направление журналистики, которое предоставляет аудитории информацию о путешествиях |
СМИ |
Организации, которые получают, обрабатывают и распространяют актуальную информацию до широкой аудитории |
Медиа |
Инструменты и каналы, используемые для распространения информации: СМИ, социальные сети, интернет-кинотеатры и др. |
Верстальщик |
Специалист, который отвечает за формирование печатного издания или веб-сайта, наполнение его необходимыми текстами, фотографиями и видео |
Аббревиатура |
Сложение двух и более слов и последующее их сокращение |
Блог |
Онлайн-дневник, который ведется на регулярной основе. Может иметь узкую тематику |
Колумнист |
Автор, ведущий постоянную рубрику (колонку) в каком-либо издании |
Ньюсджекинг |
Использование чужих инфоповодов для создания своего контента |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.