Словарь медиатерминов
|
Сторона А (термин) |
Сторона Б (определение) |
|
Агрегатор новостей
|
Сервис, который собирает и упорядочивает разрозненные источники новостей |
|
Адаптивный дизайн |
Единый дизайн и верстка сайта, которые могут «подстраиваться» под разные типы мобильных устройств |
|
Бренд—журналистика |
Медиа, созданные коммерческими компаниями, для продвижения товаров или бренда |
|
Геймификация |
Использование игровых механик для усиления вовлечения аудитории |
|
Контент
|
Фактически – информационный продукт. Включает в себя тексты, фото, видео, подкасты, посты в блогах, соцсетях и проч. |
|
Монетизация |
Процесс получения денежного дохода от разных видов деятельности |
|
Ньюсрум |
Помещение, в котором работает редакция |
|
Подкаст |
Аудио- и видеоформат, авторская передача, которая регулярно выходит в интернете и распространяется через сайт, соцсети или приложения |
|
Фейк |
Подделка. Выдуманная или намеренно сфабрикованная информация |
|
Фактчекинг |
Проверка информации |
|
Бэкграунд |
Информационный материал или набор сведений, составляющий предысторию события |
|
Анонс |
Предварительное оповещение о чем-либо |
|
Лид |
Первый абзац в материале. Позволяет донести до читателя тему материала и ключ к его пониманию |
|
Подзаголовок (подзаг) |
Дополняет заголовок, чтобы читатели могли чётко и быстро понять содержание материала |
|
Пресс-конференция (прессуха) |
Открытое мероприятие для журналистов, на котором могут быть освещены несколько проблем или вопросов, не связанных друг с другом |
|
Фрилансер |
Внештатный журналист |
|
Четвертая власть |
Словосочетание, применяемое к журналистике, как к дополнительной ветви власти |
|
«Джинса» |
Платный материал, опубликованные в СМИ под видом текста, выражающего независимое мнение журналиста или редакции; скрытая реклама |
|
Нативная реклама |
Реклама, которая выглядит как основной контент. Для нее создают интересный формат: обучающий, информационный, развлекательный, юмористический и т.д. |
|
Полоса |
Страница газеты |
|
Разворот |
Две полосы на одном зрительном поле, а также текст на этих двух полосах |
|
Шапка (чердак) |
Верхняя часть полосы газеты |
|
Выходные данные |
Сведения о СМИ: дата публикации или регистрации, адрес редакции, Ф.И.О главного редактора, тираж, контакты, учредитель и т.д. |
|
Дайджест |
Подборка наиболее интересного контента, опубликованном за определенный период |
|
Инфоповод |
Событие, способное вызвать интерес аудитории и стать сообщением в средствах массовой информации |
|
Тираж |
Количество напечатанных экземпляров газеты, журнала, книги |
|
Аккредитация |
Официальное разрешение для журналистов присутствовать на мероприятиях |
|
Реклама |
Распространение в СМИ информации о товарах, работах, услугах, для их продвижения |
|
Инфографика |
Способ подачи информации с помощью графиков, схем, иллюстраций. Позволяет в сжатой форме передать большой объем информации |
|
Лонгрид |
Большой текст «разбитый» на части мультимедийными элементами: фото, видео, инфографика и т.д. |
|
Троллинг |
Провокация собеседника на агрессивную или неадекватную реакцию. Чаще используется в интернете |
|
Адресный план |
Видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемки: название населенного пункта, учреждения, улицы и т.п. |
|
Расследовательская журналистика |
Вид журналистики, который предполагает расследовательскую работу для того, чтобы получить необходимую информацию |
|
Журналистика данных (data—journalism) |
Направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и последующее представление полученной из них информации в виде текстовой истории или инфографики |
|
Объяснительная журналистика |
Формат в журналистике, который предполагает детальное объяснение произошедшего (формы: вопрос-ответ, «карточки», инфографика и т.д) |
|
Медиаграмотность |
Знания и навыки, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа |
|
«Пилот» |
Пробный выпуск передачи |
|
Петля (петличка) |
Миниатюрный микрофон, который крепится к одежде |
|
SMM |
Форма маркетинга, основанная на использовании социальных сетей для продвижения продуктов и услуг компании |
|
Информационная политика |
Набор правил, которые регулируют создание, использование, хранение, доступ, передачу и распространение информации |
|
Подписчики |
Пользователи, наблюдающие за деятельностью какого-либо лица, событием или брендом в интернете и соцсетях |
|
Аббревиатура |
Условное сокращение названия по первым буквам (СМИ, СМК и т.д.) |
|
Вёрстка |
«Сборка» материалов на полосе газеты из текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр. |
|
Брифинг |
Короткая встреча спикеров с журналистами, которая посвящена одному вопросу |
|
Дедлайн
|
Окончательный срок сдачи материалов |
|
Репортаж |
Жанр журналистики, главными особенностями которого является оперативность и создание «эффекта присутствия» на месте события |
|
Сторителлинг |
Подача информации в форме увлекательной истории |
|
Аудитория |
Группа людей, вступающих в контакт с источником информации |
|
Фотобанк |
Хранилище фотографий |
|
Хрип (Хрипак, Хрипушка) |
Аудиозапись, сделанная по телефону |
|
Шпигель |
Анонс новостей в начале выпуска передачи |
|
Врезка |
Дополнительная информация к материалу, вынесенная отдельно |
|
«Желтая» пресса |
Вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах |
|
Джингл |
Короткая песня или мелодия, используемая в рекламе или в теле- и радиопрограммах |
|
Интервью |
Жанр журналистики, основанный на принципе «вопрос-ответ». Проводится в форме диалога между журналистом и его собеседником |
|
«Консервы» |
Материалы, которые не теряют своей актуальности |
|
Колонка |
Рубрика, которую ведет конкретный автор |
|
Подводка |
Речь журналиста перед сюжетом, которая подводит зрителя к новости |
|
Воздух |
Свободное место между материалами в прессе |
|
Видеоряд |
В видеосюжете - набор кадров и планов |
|
Новые медиа |
Электронные площадки, использующие новые форматы подачи информации (соцсети, блоги, подкасты, телеграм–каналы, короткие вирусные видео, live-трансляции в соцсетях, влоги, и т.д.) |
|
Лайф |
Вид сюжета, в котором показывают видео события без комментариев журналиста |
|
Ньюсмейкер |
Человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ |
|
«Подвал» |
Нижняя часть газетной полосы |
|
Синхрон |
Часть интервью (комментарий, реплика) в сюжете на ТВ |
|
«Кирпич» |
Большой трудночитаемый материал в прессе |
|
Стендап |
Работа журналиста в кадре, его комментарии |
|
Удочка (журавль) |
Название микрофона на длинном штативе |
|
Спикер |
Человек, выступающий на презентации, пресс-конференции, брифинге |
|
Источник |
Объект, из которого берется информация. Им может быть: человек, соцсети, СМИ, документы и т.д. |
|
Пресс-релиз
|
Материал о предстоящем событии, адресованный СМИ |
|
Пост-релиз |
Материал о прошедшем мероприятия для СМИ |
|
Зеленка (хромакей) |
Одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже «вырежут» фон. Чаще всего зеленого цвета |
|
Стрингер |
Журналист – фрилансер. Также им может стать очевидец, проявивший инициативу и предоставивший фото - или видео |
|
Главред (главный редактор) |
Лицо, определяющее редакционную политику СМИ. Объединяет в себе руководящие и творческие функции |
|
СМК |
Технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации |
|
Мультимедийная журналистика |
Направление, в котором один инфоповод подается в разных форматах |
|
Конвергентные СМИ |
Объединяют в составе единой редакции разные типы СМИ, под единым брендом или в составе одного медиахолдинга |
|
Пропаганда |
Распространение политических, религиозных и иных взглядов с помощью СМИ с целью манипуляции общественным сознанием |
|
Буллинг |
Травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими) |
|
Спичрайтер |
Автор речей, выступлений для чиновников, политиков, общественных деятелей или предпринимателей |
|
Пресс-секретарь |
Специалист, который представляет компанию, ведомство или частное лицо в СМИ |
|
Контент-план |
Структурированный график публикаций для СМИ и социальных сетей |
|
Бильдредактор |
Сотрудник СМИ, отвечающий за поиск и подбор фотоиллюстраций к материалам |
|
Кликбейт |
Контент, цель которого заставить пользователя «щелкнуть» на определенную ссылку или перейти на страницу |
|
Кликабельный заголовок |
Заголовок, который дает представление о происшествии или ситуации, но не раскрывает всех подробностей. Вызывает у пользователя интерес к новости |
|
Корректор |
Специалист, который проверяет текст и исправляет орфографические, грамматические, пунктуационные и прочие ошибки |
|
Псевдоним |
Вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего |
|
Инсайд |
Внутренняя закрытая информация, которой владеет узкий круг лиц, причастный к той или иной сфере или вопросу |
|
PR |
Процесс взаимодействия с аудиторией через каналы коммуникации с целью создания положительного образа клиента |
|
Респондент |
Лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании |
|
Заметка |
Короткое сообщение о важном событии. Отличительная особенность – оперативность, сжатость, отсутствие авторской оценки |
|
Специальный корреспондент |
Сотрудник СМИ, который выезжает на места событий для выполнения редакционных заданий |
|
Собственный корреспондент |
Сотрудник СМИ, который проживает на определенной территории и ведущий там же профессиональную деятельность |
|
Интервьюер |
Тот, кто берет интервью |
|
Стрим |
Видео в интернете, которое пользователь транслирует аудитории в режиме реального времени без монтажа |
|
Таблоид |
Газета, характеризующаяся определённым типом вёрстки: обилие фотографий, мало текста |
|
Интервьюируемый |
Тот, кто даёт интервью |
|
Новость |
Оперативная свежая информация, которая представляет интерес для аудитории |
|
Заг |
Название журналистского материала |
|
Копирайтер |
Автор рекламных текстов |
|
Рерайт |
Переписывание готового текста для дальнейшего использования с сохранением смысла |
|
Трэвел-журналистика |
Направление журналистики, которое предоставляет аудитории информацию о путешествиях |
|
СМИ |
Организации, которые получают, обрабатывают и распространяют актуальную информацию до широкой аудитории |
|
Медиа |
Инструменты и каналы, используемые для распространения информации: СМИ, социальные сети, интернет-кинотеатры и др. |
|
Верстальщик |
Специалист, который отвечает за формирование печатного издания или веб-сайта, наполнение его необходимыми текстами, фотографиями и видео |
|
Аббревиатура |
Сложение двух и более слов и последующее их сокращение |
|
Блог |
Онлайн-дневник, который ведется на регулярной основе. Может иметь узкую тематику |
|
Колумнист |
Автор, ведущий постоянную рубрику (колонку) в каком-либо издании |
|
Ньюсджекинг |
Использование чужих инфоповодов для создания своего контента |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.