«Медиаобразование как средство развития познавательно-творческой активности в учебно-воспитательном процессе».
Утина Альмара Кажихановна –
заместитель директора по ИКТ.
«Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизни человека»
ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age (Вена, 1999)
Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой увеличивается с каждым годом в несколько раз. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромное количество видео- и аудио, пестрящие заголовки многочисленных газет и журналов. Все это оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Влияние медиа имеет как положительное влияние как: развитие коммуникабельности, средство развлечения и экономия времени. (Нам не приходится ждать письма месяцами, в любой момент можем посмотреть любимый фильм). Но есть и отрицательные стороны массмедиа, это неживое общение, реклама, малоподвижный образ жизни детей и взрослых, но самое главное внушение информации, влияющее на психическое развитие как взрослых, так и детей. Часто СМИ и Интернет несет информацию не имеющую важность, в основном это негативная информация, несущая жестокость и насилие, а дети, как правило ищут в жизни идеалы, не находят их в своем окружении и поддаются влиянию извне, уходят в виртуальный мир.
Необходимость применения медиаобразования:
- в условиях постоянного потока беспорядочной информации следует помочь учащимся фильтровать ее и вычленять ту, которая ему действительно нужна. Конечная цель педагога заключается не в пассивном накоплении медиаинформации учащимся а развитие навыков по ее использованию;
- так как учащиеся в естественной среде уже привыкли бесконфликтно воспринимать медийный поток, медиаобразование может стать одним из наиболее эффективных средств для творческого развития личности. И эта эффективность обусловлена тем, что учащиеся уже мотивированны к получению медийной информации.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.
В развитии медиаобразования используются СМИ. Медиа бывают визуальные (сюда относится печать, фотография, компьютерная графика); аудийные (звуковые) – звукозапись; аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, Интернет. Различные медиа передают аудитории информацию посредством медиатекстов – сообщений, изложенных в любом виде и жанре медиа. Примерами медиатекстов могут служить газетные и журнальные статьи, телевизионные передачи, фильмы, сайты в Интернете, компьютерные игры и т.д.
Для развития творческих способностей, эмоциональной сферы учащихся, воображения и речи эффективны печатные издания. Печатные издания не только источник знаний, но и способ развития саморегуляции, формирования художественного вкуса, усидчивости ребенка. Учащихся с 1 класса необходимо мотивировать к чтению, это должно стать повседневным увлечением.
Самым популярным медиасредством для современного школьника является телевидение и Интернет. Использование на уроках видеоматериала улучшает усвоение новой темы, однако это не должно быть пассивным просмотром, видеоматериал должен раскрывать тему урока. Вся деятельность во время просмотра видео должна быть направлена на активизацию учебной деятельности:
· стоп-кадр (остановка фильма, вопрос относительно просмотренного фрагмента);
· «молчаливый просмотр» (показ фильма без звука, учащиеся должны догадаться, что про- исходит на экране);
· угадывание дальнейшего хода событий;
· ролевая игра (распределить роли и разыграть сцену из фильма);
· прослушивание без просмотра (выключить изображение, рассказать, что происходит на экране);
· восстановить текст (по ходу просмотра заполнить пропуск в тексте);
· сопоставление фактов (сравнить объяснение в учебнике и в фильме);
· составить план (сценарий видео);
· отметить непонятные моменты, интересные фрагменты, новую информацию;
· придумать вопрос к видео.
После просмотра можно предложить следующие виды работ, как:
· обсуждение фильма в целом;
· упражнение на восстановление пропущенного (скрытого, беззвучного и т. д.);
· критика фильма, написание аннотации или статьи;
· персонализация, дублирование, озвучивание;
· составление продолжения фильма;
· реклама фильма;
· вопросительно-ответные упражнения.
Главные требования к видеоматериалам, которые демонстрируют на уроках:
1. видео не может быть изолированным моментом урока, его содержание должно работать на методическую цель;
2. видеоматериал должен быть понятным, доступным, интересным для детей, отвечать их возрастным особенностям;
3. фильм не может содержать сцен, не допустимых для просмотра детей;
4. фильм должен иметь определенную степень новизны или неожиданности;
5. разумное дозирование видеоматериала (не больше 15 мин беспрерывного показа);
6. видео должны сопровождаться четкой инструкцией, направленной на достижение учебной цели, понятной учащимся, и оправданной логикой урока. Важно также учитывать жанр фильма: документальный, учебный, научно-познавательный.
Интернет ресурсы для развития медиаобразования можно использовать через организацию блогов и сайтов учителя, где учащимся выдаются домашние задания, учащиеся могут размешать статьи и эссе, могут оставлять комментарий к публикациям других учащихся. Такая возможность имеется в электронном дневнике Kyndelik.kz. Где каждый класс создает свою группу, размещает фото и объявления по деятельности класса. Так же в глобальной сети имеется возможность для самообучения и саморазвития учащихся, посредством обучения в дистанционных школах, участия в онлайн-олимпиадах и научных проектах. Учащиеся могут создавать собственные проекты в Интернет.
Для школьников, посещающих Интернет, глобальная сеть фактически вытесняет другие источники информации. Интернет является одним из основных источников получения информации. При этом для школьников характерна вера в безграничность возможностей Интернета и абсолютное доверие к информации, которая содержится в сети. Статистика проведенного в школе исследования показывает, что 68% учащихся 5-8 классов используют Интернет каждый день, выход осуществляется самостоятельно, без контроля родителей. Среди социальных сетей популярностью у школьников пользуется сеть «В контакте», где общается 76% учашихся, 37% учащихся использует Интернет для подготовки домашнего задания и участия в онлайн-олимпиадах. Как видите, не всегда родители знают, чем занят их ребенок в Интернет, и чаще всего он используется не для учебных целей. Статистика показала, что школьники обладают относительно высоким уровнем Интернет-грамотности. Однако у них в недостаточной степени развиты навыки обращения с информацией, особенно по переработке и представлению информации.
Поэтому наша цель – развить умение учащихся школы работать с информацией, развить медиаграмостность и таких умений, как:
1) выделять главное в информационном сообщении;
2) понимать задания в разных формулированиях и контекстах;
3) воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
4) находить ошибки в информации и исправлять их;
5) систематизировать полученную информацию по определенным признакам;
6) устанавливать связи между информационными сообщениями;
7) составлять рецензии информационных сообщений;
8) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.