Медийная и информационная грамотность
В эссе отражены вопросы актуальности медийной и информационной грамотности как элементов культуры современного человека. Представлены определения данных понятий, а также описана актуальность формирования медийной и информационной грамотности в рамках ФГОС третьего поколения.
Вопрос медийной и информационной грамотности на современном этапе становления информационного общества является актуальным для любой сферы деятельности человека.
На протяжении веков человечество училось работать с информацией: составлять информационные источники, читать и интерпретировать их, передавать друг другу и следующему поколению. Человечество совершенствовало свою речь как устную, так и письменную. Человечество научилось записывать ауди и видеодокументы. На рубеже XX и XXI веков человечество буквально ускоренными темпами научилось новым способам передачи информации, используя возможности компьютера и интернет-сетей. Как говорилось в замечательном фильме «Москва слезам не верит» – скоро останется только телевидение – исчезнет все театры, газеты… Сейчас создается впечатление что скоро исчезнет все… и останется одна всеобъемлющая интернет. Поэтому необходимо обратить внимание на научение детей, подростков и взрослых людей новым способам работы с новыми видами информации. К новым способам работы с информацией можно отнести непросто умение читать, анализировать источники информации, иметь базовые знания по работе на компьютере и другой медиатехнике. Но и обладать медийной грамотностью, а именно анализировать и синтезировать медийную реальность, уметь «читать» медиатекст, использовать медийную технику, знать основы медиакультуры.
Медийная и информационная грамотность стали неотъемлемыми составляющими современного образования, как элементы информационно-коммуникационной компетенции. Причём информационная грамотность является достаточно широким понятием и на современном этапе развития общества еще одной ее составляющей становиться медийная грамотность:
- информационная грамотность - умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, - способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий[1].
- медийная грамотность умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования[2].
В нашем мире потоки информации настолько велики, что современный человек, желающий быть успешным, мобильным должен овладеть не только информационной грамотностью, но и медийной грамотность.
Данную тенденцию отражает и ФГОС третьего поколения, в котором практико-ориентированный подход в обучении, формирование информационной культуры специалиста, становиться во главу угла посредством создания соответствующей образовательной среды в которой уделяется должное внимание обогащению знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий, развитию коммуникативных интеллектуальных способностей, осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Исходя из определения данных понятий, мы видим, что информационная грамотность является более широким понятием, и включает в себя медийную грамотность.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Грамотность информационная (information literacy) [Электронные ресурс] // Информационная грамотность и медиаобразование для всех. – Режим доступа: http://www.mediagram.ru/dictionary/text_144.html
[2] Грамотность медийная (media literacy) [Электронные ресурс] // Информационная грамотность и медиаобразование для всех. – Режим доступа: http://www.mediagram.ru/dictionary/text_146.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.